Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-7264/14

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А41-7264/14


Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
- от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ОблТоргУниверсал" - Джангирова Н.Р. (представителя по доверенности от 29.08.2013);
- от администрации городского поселения Красногорск Московской области - Пугиной С.В. (представителя по доверенности от 20.03.2014 N 1886),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Красногорск Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2014 по делу N А41-7264/14, принятое судьей Гриневой А.В.,

установил:

общества с ограниченной ответственностью "ОблТоргУниверсал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Красногорск Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- - признать незаконным решение администрации об отказе в выдаче обществу разрешения на строительство корпусов N 9-10-11 с внутриплощадочными сетями 3-й очереди строительства района "Спасский мост", расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, район Павшинская пойма, оформленное письмом первого заместителя Главы администрации от 30.01.2014 N 419;
- - обязать администрацию выдать обществу разрешение на строительство данных корпусов в десятидневный срок со дня принятия судебного решения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.04.2014 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Московской области от 16.01.2004 N 16/1 обществу предоставлен земельный участок площадью 12,0 га для строительства жилых домов, торгового центра и гостиницы.
Постановлением главы Красногорского района Московской области от 29.12.2004 N 2963/12 обществу разрешено проектирование жилых домов, торгового центра и гостиницы на выделенном земельном участке. Общество как застройщик обязано было разработать проект планировки и застройки территории, отведенной под строительство жилых домов, торгового центра и гостиницы, а также заключить инвестиционный договор.
Постановление Главы Красногорского района от 06.09.2005 N 2164/9 с учетом дополнений, внесенных постановлением Главы Красногорского муниципального района от 19.12.2006 N 3670/12, утвержден проект планировки микрорайона Павшинской поймы "Спасский мост" на выделенном обществу участке с выделением очередности строительства. Пунктом N 3 постановления Главы Красногорского района от 06.09.2005 N 2164/9 разрешена разработка проекта строительства первой очереди в составе 2-х многоквартирных жилых домов, детского сада и торгово-общественного центра. Проект планировки микрорайона "Спасский мост" (вариант N 3) согласован в Управлении градостроительства Московской области 24.07.2006, проектом предусмотрена переменная этажность жилых зданий в строящимся микрорайоне 17-30 этажей.
Главой Красногорского муниципального района Московской области принято постановление от 18.02.2011 N 26/2 "Об утверждении схемы раздела земельного участка общей площадью 120 000 кв. м с кадастровым номером 50:11:0010417:0021, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Павшино".
В градостроительном плане земельного участка, утвержденном постановлением Главы городского поселения Красногорск от 07.03.2013 N 529, содержится ссылка на то, что градостроительный план подготовлен на основании утвержденного в 2005 году проекта планировки микрорайона "Спасский мост".
Градостроительный план земельного участка также содержит информацию о том, что градостроительный регламент в отношении земельного участка не установлен, а также информацию о предельном количестве этажей - 30 этажей.
Общество 10.12.2013 обратилось в администрацию за выдачей разрешения на строительство жилых зданий корпусов N 9-10-11 с внутриплощадочными сетями 3-й очереди строительства района "Спасский мост", расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, район Павшинская пойма, к которому приложило весь предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, Кодекс) пакет документов.
Письмом первого заместителя Главы администрации от 30.01.2014 N 419 обществу отказано в выдаче разрешения на строительство корпусов N 9-10-11 с внутриплощадочными сетями 3-й очереди строительства района "Спасский мост", расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, район Павшинская пойма со ссылкой на то, что "запроектированная этажность корпуса превышает предельную этажность многоквартирных жилых домов (17 этажей), предусмотренную действующими нормативами градостроительного проектирования городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области".
Не согласившись с полученным отказом, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
Согласно части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 51 Кодекса и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 Кодекса федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство
- при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса,
- или несоответствии представленных документов требованиям
- градостроительного плана земельного участка
- или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории,
- а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Общество, обратившись с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приложило все необходимые документы в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса. При этом представленная в составе пакета документов проектная документация на строительство корпусов 9-10-11 с внутриплощадочными сетями 3-й очереди строительства микрорайона "Спасский мост" соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка.
В связи с этим у администрации отсутствовали основания для отказа в выдаче обществу разрешения на строительства.
Довод администрации о несоответствии запроектированной обществом этажности корпусов 9-10-11 (превышении) нормативам градостроительного проектирования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 16.01.2012 N 24/54, а также городским нормативам градостроительного проектирования, утвержденным решением Совета депутатов городского поселения Красногорск от 25.09.2013 N 617/48 обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Таким образом, в отсутствие Генерального плана города Красногорск и Правил землепользования и застройки города Красногорск реализация обществом градостроительной деятельности на арендованном земельном участке осуществляется в соответствии с утвержденной градостроительной документацией по планировке территории, которой установлены предельные параметры разрешенного строительства: максимальные - с этажностью 30 этажей, минимальные - с этажностью 17 этажей.
Проектная документация на строительство корпусов 9-10-11 с внутриплощадочными сетями 3-й очереди строительства микрорайона "Спасский мост" разработана в соответствии с утвержденной в 2005 году градостроительной документацией по планировке территории микрорайона "Спасский мост". Технико-экономические показатели принятой и действующей градостроительной документации по планировке территории микрорайона "Спасский мост" предусматривают размещение жилых зданий этажностью 30 этажей.
Согласно пункту 11 статьи 48 Градостроительного кодекса подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов и техническими условиями.
Разработанная обществом проектная документация соответствует градостроительному плану земельного участка и имеет положительное заключение экспертизы, что является подтверждением ее соответствия требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 44 Градостроительного кодекса форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка. Согласно типовой форме градостроительного плана земельного участка в нем указываются реквизиты решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления о подготовке документации по планировке территории, на основании которого подготавливается градостроительный план земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка, утвержденном постановлением Главы городского поселения Красногорск от 07.03.2013 N 529, содержится ссылка на то, что градостроительный план подготовлен на основании утвержденного в 2005 году проекта планировки микрорайона "Спасский мост". Градостроительный план земельного участка также содержит информацию о том, что градостроительный регламент в отношении земельного участка не установлен, а также информацию о предельном количестве этажей - 30 этажей.
Довод администрации о возникновении градостроительных правоотношений между администрацией и обществом по строительству корпусов 9-10-11 третьей очереди строительства микрорайона "Спасский мост" не ранее августа 2013 года, когда нормативы градостроительного проектирования Московской области уже действовали, правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на неправильном толковании и применении норм права.
Возникновение градостроительных правоотношений по строительству корпусов 9-10-11 третьей очереди строительства микрорайона "Спасский мост" администрация ошибочно увязывает с заключением 05.08.2013 договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010417:3198.
Градостроительные правоотношения, связанные со строительством корпусов 9-10-11 третьей очереди строительства микрорайона "Спасский мост" с предельной этажностью 30 этажей возникли с принятием постановления Главы Красногорского муниципального района от 06.09.2005 N 2164/9 "Об утверждении "Проекта планировки микрорайона Павшинской Поймы "Спасский мост" в г. Красногорске", предусматривающего строительство жилых домов с этажностью 30 этажей на земельном участке с кадастровым номером 50:11:001 04 17:0021 площадью 12 га с выделением очередности строительства, а не с момента заключения договора аренды земельного участка площадью 53875 кв. метров с кадастровым номером с кадастровым номером 50:11:0010417:3198.
Поскольку нормативы градостроительного проектирования Московской области и городского поселения Красногорск, которые установили предельную этажность многоквартирных жилых домов на территории города Красногорска в 17 этажей, вступили в действие после утверждения проекта планировки микрорайона и возникновения между обществом и публичным образованием градостроительных правоотношений по застройке части городской территории, администрация не имела правовых оснований руководствоваться нормативами градостроительного проектирования при принятии решения по заявлению общества о выдаче разрешения на строительство.
При этом суд первой инстанции учел требование к единообразию применения арбитражными судами норм права (Определение коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2014 N ВАС-19985/13, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 09.12.2013 по делу N А41-9961/13).
Кроме того, на момент утверждения проекта планировки обществу в соответствии с договором аренды от 03.02.2004 N 12034-Z на праве аренды уже принадлежал земельный участок площадью 12 га, предоставленный для строительства жилых домов, торгового центра и гостиницы. В 2011 году данный земельный участок в соответствии с проектом планировки в целях формирования под строящимися и подлежащими строительством объектами капитального строительства отдельных земельных участков, а также соблюдения требований жилищного законодательства был разделен на 14 земельных участков с расторжением 24.10.2011 договора аренды исходного земельного участка площадью 12 га и одновременным заключением договоров аренды в отношении вновь образованных 14 земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010417:449 площадью 51 895 кв. метров. Дополнительно Общество в соответствии с договором от 01.03.2012 приобрело права аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010417:347 площадью 1980 кв. метров. В результате последующего объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010417:449, 50:11:0010417:347 был образован и поставлен на кадастровый учет 11.01.2013 существующий земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010417:347 площадью 53 875 кв. метров. При этом разрешенное использование исходного земельного участка и последующих образованных земельных участков, включая земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010417:347 площадью 53 875 кв. метров, установленное условиями договора аренды (договоров аренды), осталось без изменения.
Ссылка представителя администрации в судебном заседании апелляционного суда на постановление городского поселения Красногорск от 27.05.2014 N 572 отклонена: в удовлетворении ходатайства представителя администрации о приобщении к материалам дела данного постановления городского поселения Красногорск отказано согласно протоколу судебного заседания от 01.07.2014.
Из доводов администрации, материалов дела, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2014 по делу N А41-7264/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)