Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью; Инвестирование в строительство
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Розанова Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Бочкаревой И.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л. на решение Череповецкого городского суда от 03 марта 2014 года, которым исковые требования Л. к мэрии города Череповца, Комитету по управлению имуществом города Череповца о включении в реестр участников долевого строительства оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Л. по доверенности Ф., судебная коллегия
установила:
05 марта 2008 года между ООО "Р" и Л. заключен договор N ... на участие в инвестировании строительства квартиры общей площадью ... кв. м, стр. N ... на ... этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 95).
Л. произвела частичную оплату по договору N ... от 05 марта 2008 года в сумме ... рублей.
02 июля 2008 года между ООО "А" и Л. заключен договор N ... участия в долевом строительстве, предметом которого являлась указанная выше квартира (л.д. 42 - 48).
В этот же день между Л., ООО "А" и ООО ИРК "А" (переименованным позднее в ООО ИРК "А") заключен договор уступки прав требования, по условиям которого Л. уступила ООО ИРК "А" право требования по договору участия в долевом строительстве N ... от 02 июля 2008 года, ООО ИРК "А" обязалось в счет уступки прав требования произвести Л. уплату цены договора в сумме ... рублей в срок до 15 октября 2008 года (л.д. 40 - 41).
Во исполнение условий договора уступки прав требования от 02 июля 2008 года ООО ИРК "А" возвратило Л. денежные средства в размере ... рублей.
Вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда от 30 марта 2009 года с ООО ИРК "А" взыскано в пользу Л. ... рублей основного долга, ... рублей за пользование чужими денежными средствами, издержки, связанные с рассмотрением дела, в сумме ... рублей, в возврат госпошлины - ... рубль ... копеек, всего ... рубль ... копеек (л.д. 10 - 11).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Череповцу N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 08 июня 2011 года исполнительное производство по взысканию денежных средств с ООО ИРК "А" в пользу Л., присужденных указанным выше судебным решением, окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (л.д. 52).
Вступившим в законную силу приговором Череповецкого городского суда от 24 сентября 2012 года генеральный директор ООО "Р" К.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 4 статьи 160, частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, с К.В. взыскано в пользу Л. ... рублей в счет возмещения материального вреда, причиненного преступлением (л.д. 12 - 14).
Письмом мэрии города Череповца N ... от 15 октября 2013 года дольщикам по строительству дома <адрес> отказано во включении в реестр участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, по причине отсутствия зарегистрированного в установленном законом порядке договора участия в долевом строительстве (л.д. 9).
Ссылаясь на незаконность отказа во включении в реестр участников долевого строительства, Л. 15 января 2014 года обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца, в котором просила обязать ответчика включить ее (Л.) в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в <адрес>.
Определением суда от 07 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца (л.д. 83).
В судебном заседании представитель истца Л. Ф. исковые требования уточнила, просила обязать Комитет по управлению имуществом города Череповца включить Л. в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в <адрес>. Истец Л. уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
Представители ответчиков мэрии города Череповца, Комитета по управлению имуществом города Череповца в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленных отзывах исковые требования не признали. Указали, что порядок формирования реестра, включения в него граждан - участников долевого строительства, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, предусмотрен Законом Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области". В нарушение требований указанного Закона участниками долевого строительства многоквартирного дома <адрес> некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона, такая некоммерческая организация не обращалась. Ответ на коллективное обращение от 07 октября 2013 года не может считаться отказом во включении в реестр. Приказ Министерства регионального развития от 20 сентября 2013 года N 403 устанавливает критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших исключительно в целях ведения реестра таких граждан, ведение которого осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Л., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4).
Приказом Министерства регионального развития от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии).
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Вологодской области является Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области (пункт 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2008 года N 1211).
Вместе с тем, отношения, связанные с защитой прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области регулируются Законом Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области".
В силу положений части 1 статьи 2 вышеназванного Закона участником долевого строительства многоквартирного дома признается гражданин, заключивший до даты вступления в силу настоящего закона области с застройщиком договор участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", имеющий права требования к застройщику, нарушившему предусмотренный договором срок передачи объекта долевого строительства (жилого помещения) более чем на 300 календарных дней, не обративший взыскание на предмет залога.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что денежные средства, уплаченные Л. по договору инвестирования N ... от 05 марта 2008 года и переданные ООО "А" при заключении договора участия в долевом строительстве N ... от 02 июля 2008 года, частично возвращены ООО ИРК "А" по договору уступки прав требования, а в оставшейся сумме взысканы в судебном порядке, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, право требования к застройщику о передаче объекта недвижимости у истца отсутствует.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" уполномоченный орган исполнительной государственной власти области осуществляет: прием заявления некоммерческой организации о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; принятие решения о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; формирование реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений; проведение конкурса по определению юридического лица, обязующегося предоставить участникам строительства жилые помещения; заключение с победителем конкурса соглашения в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего Закона области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 июня 2013 года N 599 утвержден Порядок ведения реестра граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области (далее Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка ведение (формирование) реестра осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Мэрия города Череповца, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, постановлением от 30 января 2014 года N 566 "О возложении функций по реализации отдельных государственных полномочий" передала Комитету по управлению имуществом города полномочия, в том числе по формированию реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений.
В соответствии со статьей 5 Закона Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" меры по защите прав участников строительства, предусмотренные статьей 3 настоящего Закона области, предоставляются при соблюдении следующих условий: принятие решения всеми участниками строительства о создании некоммерческой организации для защиты своих прав; заключение соглашения между всеми участниками строительства и застройщиком, содержащего: обязательства всех участников строительства уступить победителю конкурса права требования жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, доли в праве собственности на многоквартирный дом (права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме); обязательство застройщика передать победителю конкурса права на многоквартирный дом, проектную документацию и земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, предусмотренная Законом Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" процедура для включения в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, истцом соблюдена не была.
Участниками долевого строительства многоквартирного дома <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области", некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома <адрес> соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона области, в Комитет по управлению имуществом города такая некоммерческая организация не обращалась.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Л. требований.
При этом суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что для включения в реестр, формируемый Комитетом по управлению имуществом города, должны применяться критерии, установленные для реестра, формируемого Инспекцией Государственного строительного надзора Вологодской области по Приказу Минрегионразвития России N 403, поскольку указанные реестры имеют различные критерии и цели формирования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
О.В.ЖИДКОВА
И.Н.БОЧКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛОГОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N 33-2228/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом; Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью; Инвестирование в строительство
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N 33-2228/2014
Судья: Розанова Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Бочкаревой И.Н.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л. на решение Череповецкого городского суда от 03 марта 2014 года, которым исковые требования Л. к мэрии города Череповца, Комитету по управлению имуществом города Череповца о включении в реестр участников долевого строительства оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Л. по доверенности Ф., судебная коллегия
установила:
05 марта 2008 года между ООО "Р" и Л. заключен договор N ... на участие в инвестировании строительства квартиры общей площадью ... кв. м, стр. N ... на ... этаже жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 95).
Л. произвела частичную оплату по договору N ... от 05 марта 2008 года в сумме ... рублей.
02 июля 2008 года между ООО "А" и Л. заключен договор N ... участия в долевом строительстве, предметом которого являлась указанная выше квартира (л.д. 42 - 48).
В этот же день между Л., ООО "А" и ООО ИРК "А" (переименованным позднее в ООО ИРК "А") заключен договор уступки прав требования, по условиям которого Л. уступила ООО ИРК "А" право требования по договору участия в долевом строительстве N ... от 02 июля 2008 года, ООО ИРК "А" обязалось в счет уступки прав требования произвести Л. уплату цены договора в сумме ... рублей в срок до 15 октября 2008 года (л.д. 40 - 41).
Во исполнение условий договора уступки прав требования от 02 июля 2008 года ООО ИРК "А" возвратило Л. денежные средства в размере ... рублей.
Вступившим в законную силу решением Череповецкого районного суда от 30 марта 2009 года с ООО ИРК "А" взыскано в пользу Л. ... рублей основного долга, ... рублей за пользование чужими денежными средствами, издержки, связанные с рассмотрением дела, в сумме ... рублей, в возврат госпошлины - ... рубль ... копеек, всего ... рубль ... копеек (л.д. 10 - 11).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по городу Череповцу N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области от 08 июня 2011 года исполнительное производство по взысканию денежных средств с ООО ИРК "А" в пользу Л., присужденных указанным выше судебным решением, окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (л.д. 52).
Вступившим в законную силу приговором Череповецкого городского суда от 24 сентября 2012 года генеральный директор ООО "Р" К.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 4 статьи 160, частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, с К.В. взыскано в пользу Л. ... рублей в счет возмещения материального вреда, причиненного преступлением (л.д. 12 - 14).
Письмом мэрии города Череповца N ... от 15 октября 2013 года дольщикам по строительству дома <адрес> отказано во включении в реестр участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, по причине отсутствия зарегистрированного в установленном законом порядке договора участия в долевом строительстве (л.д. 9).
Ссылаясь на незаконность отказа во включении в реестр участников долевого строительства, Л. 15 января 2014 года обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца, в котором просила обязать ответчика включить ее (Л.) в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в <адрес>.
Определением суда от 07 февраля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом города Череповца (л.д. 83).
В судебном заседании представитель истца Л. Ф. исковые требования уточнила, просила обязать Комитет по управлению имуществом города Череповца включить Л. в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений в <адрес>. Истец Л. уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
Представители ответчиков мэрии города Череповца, Комитета по управлению имуществом города Череповца в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. В представленных отзывах исковые требования не признали. Указали, что порядок формирования реестра, включения в него граждан - участников долевого строительства, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, предусмотрен Законом Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области". В нарушение требований указанного Закона участниками долевого строительства многоквартирного дома <адрес> некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона, такая некоммерческая организация не обращалась. Ответ на коллективное обращение от 07 октября 2013 года не может считаться отказом во включении в реестр. Приказ Министерства регионального развития от 20 сентября 2013 года N 403 устанавливает критерии граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших исключительно в целях ведения реестра таких граждан, ведение которого осуществляет Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Л., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2); уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4).
Приказом Министерства регионального развития от 20 сентября 2013 года N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии).
Пунктом 1 Критериев закреплено, что установлены они исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с настоящими Правилами.
Таким органом на территории Вологодской области является Инспекция государственного строительного надзора Вологодской области (пункт 1.1 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июня 2008 года N 1211).
Вместе с тем, отношения, связанные с защитой прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области регулируются Законом Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области".
В силу положений части 1 статьи 2 вышеназванного Закона участником долевого строительства многоквартирного дома признается гражданин, заключивший до даты вступления в силу настоящего закона области с застройщиком договор участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", имеющий права требования к застройщику, нарушившему предусмотренный договором срок передачи объекта долевого строительства (жилого помещения) более чем на 300 календарных дней, не обративший взыскание на предмет залога.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что денежные средства, уплаченные Л. по договору инвестирования N ... от 05 марта 2008 года и переданные ООО "А" при заключении договора участия в долевом строительстве N ... от 02 июля 2008 года, частично возвращены ООО ИРК "А" по договору уступки прав требования, а в оставшейся сумме взысканы в судебном порядке, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, право требования к застройщику о передаче объекта недвижимости у истца отсутствует.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 4 Закона Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" уполномоченный орган исполнительной государственной власти области осуществляет: прием заявления некоммерческой организации о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; принятие решения о признании многоквартирного дома соответствующим требованиям, установленным абзацем вторым части 1 статьи 2 настоящего Закона области; формирование реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений; проведение конкурса по определению юридического лица, обязующегося предоставить участникам строительства жилые помещения; заключение с победителем конкурса соглашения в соответствии с частью 3 статьи 9 настоящего Закона области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 10 июня 2013 года N 599 утвержден Порядок ведения реестра граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области (далее Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка ведение (формирование) реестра осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области.
Мэрия города Череповца, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, постановлением от 30 января 2014 года N 566 "О возложении функций по реализации отдельных государственных полномочий" передала Комитету по управлению имуществом города полномочия, в том числе по формированию реестра участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений.
В соответствии со статьей 5 Закона Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" меры по защите прав участников строительства, предусмотренные статьей 3 настоящего Закона области, предоставляются при соблюдении следующих условий: принятие решения всеми участниками строительства о создании некоммерческой организации для защиты своих прав; заключение соглашения между всеми участниками строительства и застройщиком, содержащего: обязательства всех участников строительства уступить победителю конкурса права требования жилых помещений по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, доли в праве собственности на многоквартирный дом (права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме); обязательство застройщика передать победителю конкурса права на многоквартирный дом, проектную документацию и земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, предусмотренная Законом Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области" процедура для включения в реестр граждан - участников долевого строительства многоквартирного дома, перед которыми застройщиком не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, истцом соблюдена не была.
Участниками долевого строительства многоквартирного дома <адрес> в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона Вологодской области от 06 мая 2013 года N 3032-ОЗ "О мерах по защите прав граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщиками не исполнены обязательства по передаче им жилых помещений, на территории Вологодской области", некоммерческая организация для защиты прав участников долевого строительства не создана. С заявлением о признании многоквартирного дома <адрес> соответствующим требованиям, установленным абзацем 2 части 1 статьи 2 Закона области, в Комитет по управлению имуществом города такая некоммерческая организация не обращалась.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Л. требований.
При этом суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что для включения в реестр, формируемый Комитетом по управлению имуществом города, должны применяться критерии, установленные для реестра, формируемого Инспекцией Государственного строительного надзора Вологодской области по Приказу Минрегионразвития России N 403, поскольку указанные реестры имеют различные критерии и цели формирования.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА
Судьи
О.В.ЖИДКОВА
И.Н.БОЧКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)