Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Румянцева Л.Л.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 по делу N А40-128023/14, принятое судьей Зотовой Е.А. (шифр судьи 64-974)
по заявлению ИП Румянцева Л.Л.
к Государственной Жилищной инспекции по г. Москве
третье лицо: ДГИ г. Москвы
о признании незаконными отказы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Государственной жилищной инспекции г. Москвы и Депутатов Муниципального собрания "Покровское-Стрешнево" в переводе жилого помещения в нежилое, обязании согласовать перевод жилого помещения в нежилой фонд и оказать услугу по переводу в нежилой фонд (издать соответствующее распоряжение)
при участии:
- от заявителя: Румянцев Л.Л. (по паспорту);
- Миславская Е.Е. по доверенности от 11.08.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: Шевелев Р.С. по доверенности от 30.12.2014;
- установил:
ИП Румянцев Л.Л. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании необоснованным решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (далее - ответчик) от 28.05.2014 N 309-Д об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности, в нежилое и об обязании осуществить данный перевод.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо возражало против изложенных в жалобе доводов, представило письменные пояснения на жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и третьего лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 30,7 кв. м, расположенная на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 92, кв. 61, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.2012 N 77-АН 797869 и выпиской из ЕГРП от 15.08.2014 N 09/201/2014-571.
12.05.2014 заявитель обратился в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекция) с заявлением за N 99999-1100-20114 о переводе жилого помещения (квартиры N 61) в нежилое помещение в целях использования в качестве магазина-салона непродовольственных товаров.
28.05.2014 Мосжилинспекцией дано заключение N 309-Д: отказать в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленной проектной документацией по п. 1 ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации и предложено получить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией (прил. 3, п. 5.2 Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП), после чего пакет документов может быть принят к повторному рассмотрению.
Советом Депутатов Муниципального округа Покровское-Стрешнево принято решение от 10.06.2014 N 8-1: отказать в согласовании проекта решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в адрес заявителя направил уведомление от 04.07.2014 N 99999-1100-201/14 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение (распоряжение от 02.07.2014 N Д-РП-490/4) со ссылкой на заключение Мосжилинспекции от 28.05.2014 N 309-Д и решение Совета депутатов муниципального округа Покровское-Стрешнево от 10.06.2014 N 8-1.
Заявитель полагает, что вышеуказанные решения государственных органов незаконны, т.к. в проектном предложении перепланировки, переустройства заявителя не затрагиваются части общего имущества многоквартирного дома, т.к. проект предусматривает обустройство отдельного входа в принадлежащее помещение, с разборкой несущих и ограждающих конструкций дома (капитальной наружной стены дома), а также возведение соответствующего крыльца, не влияющие на изменение параметров объекта капитального строительства. Согласно техническому заключению о состоянии конструкций квартиры N 64, по адресу: Волоколамское шоссе, д. 92, от октября 2012 N 2012-03817-00-0, перепланировка квартиры при переводе из жилого помещения в нежилое соответствует градостроительным требованиям строительных норм и правил. Будущий дверной проем вместо оконного полностью обеспечит сохранность существующих строительных конструкций и не окажет влияния на безопасность многоквартирного жилого дома. Перепланировка жилого помещения под магазин промышленных товаров не создает угрозы жизни и здоровью граждан и соответствует строительным нормам и правилам. Кроме того, в данном заключении указано, что устройство дверного проема будет произведено посредством резки панели по габаритам существующего оконного проема без применения ударной техники, данный проем будет пробит или расширен, на месте которого уже существует оконный проем, с укреплением смой панелью.
Заявитель ссылается на ст. ст. 26, 27 ЖК РФ, согласно которым орган, осуществляющий согласование перепланировки и переустройства помещений, не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных ч. 2 статьи 23 ЖК РФ. Данная статья устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Заявителем к заявлению были приложены соответствующие документы: правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием, технический паспорт жилого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
По мнению заявителя, перечень предоставляемых документов является исчерпывающим, при этом положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется лишь при производстве реконструкции, влекущей уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ), либо при переустройстве и (ИЛИ) перепланировке помещений, невозможных без присоединения к ним части общего имущества в много квартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Вместе с тем, заявителем не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Положениями ст. 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобными мероприятиями; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
В соответствии с п. 3 ст. 36 и п. 2 ст. 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно проектной документации по переводу помещения, принадлежащего Румянцеву Л.Л., из жилого в нежилое, предложено обустройство отдельного входа в помещение, с разборкой несущих и ограждающих конструкций дома (капитальной наружной стены дома) -планируется резка панели по габаритам существующего оконного проема. Кроме того, в случае данного перевода жилого помещения в нежилое возникает необходимость установить отдельный вход, что связано с разрушением части несущей стены многоквартирного дома и изменением режима пользования частью земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, поскольку часть земельного участка будет занята в связи с установлением отдельного входа (крыльца).
Поскольку наружная стена не входит в состав помещения, то изменение (демонтаж части) данной конструкции не является перепланировкой, но относится к реконструкции.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
Из пункта 2 статьи 36 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1, пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Заявителем доказательств, подтверждающих согласие собственников помещений в многоквартирном доме на использование общего имущества, представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании п. 4.8 (1) Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП, в целях принятия в установленном порядке решения по вопросу о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме для оформления запрашиваемого документа Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы направляет документы и проект решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме на согласование в Совет депутатов муниципального округа по месту нахождения переводимого жилого помещения. В случае представления решения Совета депутатов муниципального округа об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме в срок не позднее 30 календарных дней с момента направления Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы указанного проекта решения Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы оформляет мотивированный отказ в выдаче запрашиваемого документа.
Оспариваемым решением Совета депутатов заявителю отказано в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое, на основании ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Жилищным кодексом РФ установлены основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в том числе, непредставление определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представление документов в ненадлежащий орган; несоблюдение предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо, если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (п. 4 ст. 22 ЖК РФ).
Согласно п. 1.3 Регламента перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами Российской Федерации и города Москвы: Жилищным кодексом Российской Федерации; Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 21.08.2007 N 712-ПП "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Москве"; настоящим Постановлением.
В силу действия ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3). По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4).
Между тем, вопрос о реконструкции не является предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку первоначально необходимо было принять решение о передаче части общего имущества (подоконная часть фасада до уровня пола для устройства входной двери, части фасада для устройства козырька, земельного участка) заинтересованному лицу.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями ЖК РФ возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
В рассматриваемом случае общим собранием собственников не принято решение о передаче части общего имущества (подоконная часть фасада до уровня пола) заявителю.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 11.07.2012 N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" органы местного самоуправления наделяются полномочием города Москвы по рассмотрению представленных в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы документов для перевода жилого помещения в нежилое и согласованию проекта решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном жилом доме.
Оспариваемое решение принято Советом депутатов в рамках установленных полномочий.
Таким образом, заявитель не доказал, каким образом оспариваемое решение нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также какие именно нарушения закона были допущены при принятии решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 по делу N А40-128023/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2015 N 09АП-36049/2015 ПО ДЕЛУ N А40-128023/14
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. N 09АП-36049/2015
Дело N А40-128023/14
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берхамовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Румянцева Л.Л.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 по делу N А40-128023/14, принятое судьей Зотовой Е.А. (шифр судьи 64-974)
по заявлению ИП Румянцева Л.Л.
к Государственной Жилищной инспекции по г. Москве
третье лицо: ДГИ г. Москвы
о признании незаконными отказы Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Государственной жилищной инспекции г. Москвы и Депутатов Муниципального собрания "Покровское-Стрешнево" в переводе жилого помещения в нежилое, обязании согласовать перевод жилого помещения в нежилой фонд и оказать услугу по переводу в нежилой фонд (издать соответствующее распоряжение)
при участии:
- от заявителя: Румянцев Л.Л. (по паспорту);
- Миславская Е.Е. по доверенности от 11.08.2015;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьего лица: Шевелев Р.С. по доверенности от 30.12.2014;
- установил:
ИП Румянцев Л.Л. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании необоснованным решения Государственной жилищной инспекции г. Москвы (далее - ответчик) от 28.05.2014 N 309-Д об отказе в переводе жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности, в нежилое и об обязании осуществить данный перевод.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо возражало против изложенных в жалобе доводов, представило письменные пояснения на жалобу, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и третьего лица, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 30,7 кв. м, расположенная на 1 этаже жилого дома по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., д. 92, кв. 61, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.08.2012 N 77-АН 797869 и выпиской из ЕГРП от 15.08.2014 N 09/201/2014-571.
12.05.2014 заявитель обратился в Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекция) с заявлением за N 99999-1100-20114 о переводе жилого помещения (квартиры N 61) в нежилое помещение в целях использования в качестве магазина-салона непродовольственных товаров.
28.05.2014 Мосжилинспекцией дано заключение N 309-Д: отказать в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения в соответствии с представленной проектной документацией по п. 1 ч. 3 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации и предложено получить решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке, по форме, установленной Мосжилинспекцией (прил. 3, п. 5.2 Постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП), после чего пакет документов может быть принят к повторному рассмотрению.
Советом Депутатов Муниципального округа Покровское-Стрешнево принято решение от 10.06.2014 N 8-1: отказать в согласовании проекта решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в адрес заявителя направил уведомление от 04.07.2014 N 99999-1100-201/14 об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение (распоряжение от 02.07.2014 N Д-РП-490/4) со ссылкой на заключение Мосжилинспекции от 28.05.2014 N 309-Д и решение Совета депутатов муниципального округа Покровское-Стрешнево от 10.06.2014 N 8-1.
Заявитель полагает, что вышеуказанные решения государственных органов незаконны, т.к. в проектном предложении перепланировки, переустройства заявителя не затрагиваются части общего имущества многоквартирного дома, т.к. проект предусматривает обустройство отдельного входа в принадлежащее помещение, с разборкой несущих и ограждающих конструкций дома (капитальной наружной стены дома), а также возведение соответствующего крыльца, не влияющие на изменение параметров объекта капитального строительства. Согласно техническому заключению о состоянии конструкций квартиры N 64, по адресу: Волоколамское шоссе, д. 92, от октября 2012 N 2012-03817-00-0, перепланировка квартиры при переводе из жилого помещения в нежилое соответствует градостроительным требованиям строительных норм и правил. Будущий дверной проем вместо оконного полностью обеспечит сохранность существующих строительных конструкций и не окажет влияния на безопасность многоквартирного жилого дома. Перепланировка жилого помещения под магазин промышленных товаров не создает угрозы жизни и здоровью граждан и соответствует строительным нормам и правилам. Кроме того, в данном заключении указано, что устройство дверного проема будет произведено посредством резки панели по габаритам существующего оконного проема без применения ударной техники, данный проем будет пробит или расширен, на месте которого уже существует оконный проем, с укреплением смой панелью.
Заявитель ссылается на ст. ст. 26, 27 ЖК РФ, согласно которым орган, осуществляющий согласование перепланировки и переустройства помещений, не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных ч. 2 статьи 23 ЖК РФ. Данная статья устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод. Заявителем к заявлению были приложены соответствующие документы: правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием, технический паспорт жилого помещения; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
По мнению заявителя, перечень предоставляемых документов является исчерпывающим, при этом положения Жилищного кодекса РФ не предусматривают в качестве условия перевода жилого помещения в нежилое получение согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку такое согласие требуется лишь при производстве реконструкции, влекущей уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ), либо при переустройстве и (ИЛИ) перепланировке помещений, невозможных без присоединения к ним части общего имущества в много квартирном доме (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ). Вместе с тем, заявителем не учтено следующее.
Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Положениями ст. 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобными мероприятиями; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 (определение состава общего имущества) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
В соответствии с п. 3 ст. 36 и п. 2 ст. 40 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно проектной документации по переводу помещения, принадлежащего Румянцеву Л.Л., из жилого в нежилое, предложено обустройство отдельного входа в помещение, с разборкой несущих и ограждающих конструкций дома (капитальной наружной стены дома) -планируется резка панели по габаритам существующего оконного проема. Кроме того, в случае данного перевода жилого помещения в нежилое возникает необходимость установить отдельный вход, что связано с разрушением части несущей стены многоквартирного дома и изменением режима пользования частью земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, поскольку часть земельного участка будет занята в связи с установлением отдельного входа (крыльца).
Поскольку наружная стена не входит в состав помещения, то изменение (демонтаж части) данной конструкции не является перепланировкой, но относится к реконструкции.
В силу пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
Из пункта 2 статьи 36 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1, пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ определено, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме; 2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; 3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Заявителем доказательств, подтверждающих согласие собственников помещений в многоквартирном доме на использование общего имущества, представлено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании п. 4.8 (1) Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП, в целях принятия в установленном порядке решения по вопросу о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме для оформления запрашиваемого документа Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы направляет документы и проект решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме на согласование в Совет депутатов муниципального округа по месту нахождения переводимого жилого помещения. В случае представления решения Совета депутатов муниципального округа об отказе в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме в срок не позднее 30 календарных дней с момента направления Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы указанного проекта решения Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы оформляет мотивированный отказ в выдаче запрашиваемого документа.
Оспариваемым решением Совета депутатов заявителю отказано в согласовании проекта решения о переводе жилого помещения в нежилое, на основании ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Жилищным кодексом РФ установлены основания отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, в том числе, непредставление определенных ч. 2 ст. 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представление документов в ненадлежащий орган; несоблюдение предусмотренных ст. 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо, если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (п. 4 ст. 22 ЖК РФ).
Согласно п. 1.3 Регламента перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами Российской Федерации и города Москвы: Жилищным кодексом Российской Федерации; Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы"; Постановлением Правительства Москвы от 21.08.2007 N 712-ПП "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Москве"; настоящим Постановлением.
В силу действия ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3). По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4).
Между тем, вопрос о реконструкции не является предметом рассмотрения по настоящему делу, поскольку первоначально необходимо было принять решение о передаче части общего имущества (подоконная часть фасада до уровня пола для устройства входной двери, части фасада для устройства козырька, земельного участка) заинтересованному лицу.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями ЖК РФ возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
В рассматриваемом случае общим собранием собственников не принято решение о передаче части общего имущества (подоконная часть фасада до уровня пола) заявителю.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 11.07.2012 N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы" органы местного самоуправления наделяются полномочием города Москвы по рассмотрению представленных в установленном порядке в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы документов для перевода жилого помещения в нежилое и согласованию проекта решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о переводе жилого помещения в нежилое в многоквартирном жилом доме.
Оспариваемое решение принято Советом депутатов в рамках установленных полномочий.
Таким образом, заявитель не доказал, каким образом оспариваемое решение нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также какие именно нарушения закона были допущены при принятии решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2015 по делу N А40-128023/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
Ж.В.ПОТАШОВА
Д.Е.ЛЕПИХИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)