Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2015 N Ф01-2580/2015 ПО ДЕЛУ N А82-7944/2014

Требование: О взыскании долга по оплате услуг по водоотведению.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая компания не оплатила услуги по водоотведению, оказанные в отношении домов, находящихся в ее управлении. У сторон возникли разногласия по вопросу о порядке расчета объема оказанных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 августа 2015 г. по делу N А82-7944/2014


Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Ресурс"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.12.2014,
принятое судьей Лапочкиной И.М., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015,
принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Савельевым А.Б.,
по делу N А82-7944/2014
по иску открытого акционерного общества "Ресурс"

к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания"

о взыскании задолженности
и
установил:

открытое акционерное общество "Ресурс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (далее - Управляющая компания) о взыскании 471 842 рублей 15 копеек задолженности за оказанные услуги по водоотведению с 01.07.2012 по 30.08.2012 и с 01.06.2013 по 30.04.2014, 100 685 рублей 69 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.08.2012 по 03.12.2014 и процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 04.12.2014 по день фактической уплаты долга.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункте "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по оплате услуг по водоотведению.
Суд первой инстанции решением от 25.12.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, удовлетворил иск частично: взыскал с Управляющей компании в пользу Общества 19 073 рубля 27 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.08.2012 по 03.12.2014; отказал в удовлетворении остальной части исковых требований. Суды признали верным расчет ответчика, выполненный в соответствии с Правилами N 124 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулирующими правоотношения сторон в спорный период.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 25.12.2014 и постановление от 02.04.2015 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Общество в кассационной жалобе указало на то, что правоотношения сторон в спорный период регулировались договором от 29.12.2010 N 1-03/11, согласно пунктам 3.3.2 и 5.1 которого объем сточных вод принимается равным фактическому расходу воды, определяемому по показаниям общедомовых приборов учета воды; факт наличия между сторонами договорных отношений подтвержден вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.03.2013 по делу N А82-10858/2012.
По мнению Общества, суды неправомерно применили Правила N 124 и Правила N 354, поскольку они противоречат пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), имеющего большую юридическую силу.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 25.12.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А82-7944/2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, в спорный период Общество являлось ресурсоснабжающей организацией, которая оказывала Управляющей компании услуги по водоотведению. Управляющая компания являлась исполнителем коммунальных услуг в отношении находящихся в ее управлении многоквартирных жилых домов и пользовалась названной услугой с целью предоставления собственникам помещений многоквартирных жилых домов соответствующей коммунальной услуги.
Неполная оплата Управляющей компанией оказанных услуг по водоотведению послужила основанием Обществу для обращения с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, суд округа принял постановление, исходя из следующего.
Разногласия сторон касаются определения объема оказанных Управляющей компании услуг по водоотведению. Общество считает, что объем водоотведения должен приравниваться к объему воды, полученному из всех источников водоснабжения на основании показаний общедомовых приборов учета водопотребления. Управляющая компания полагает, что объем отведенных сточных вод необходимо рассчитывать на основании показаний индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, установленных в квартирах граждан, и по нормативам потребления коммунальной услуги, где отсутствуют такие приборы учета.
Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг регулируются жилищным законодательством, состоящим из Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012. Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012.
Как установили суды, управляемые ответчиком жилые многоквартирные дома и их жилые помещения не оборудованы общедомовыми, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод.
Согласно подпункту "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 до вступления в силу Правил N 354 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 признаны соответствующими действующему законодательству. Легитимность применения названной формулы подтверждена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13.
Суды установили, что представленный Управляющей компанией расчет объема оказанных услуг по водоотведению с 01.07.2012 по 30.08.2012 в отношении управляемых ответчиком жилых многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета сточных вод, соответствует названным нормам материального права. Общество не представило в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации контррасчет объема услуги, основанный на действующем в спорный период законодательстве, регулирующем отношения между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124, предусматривающий объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в качестве одного из слагаемых для определения объема водоотведения от многоквартирного жилого дома, вступил в силу 01.09.2012, что следует из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с 01.09.2012 регулировался Правилами N 124 и Правилами N 354.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления этим домом в составе платы за коммунальные услуги должен отдельно оплачивать коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Исключение сделано для коммунальной услуги по отоплению.
Объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации определяется по формуле, которая указана в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124 и учитывает показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета сточных вод либо при их отсутствии в силу пункта 42 Правил N 354 совокупные показания индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - нормативы потребления услуги. В этой же формуле в качестве слагаемых учитывается объем (количество) коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме.
В Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действующие нормы, предусматривавшие такой норматив, исключены из этих Правил (пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг").
Законность и обоснованность данной нормы проверялась Верховным Судом Российской Федерации в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и суд признал ее соответствующей как жилищному законодательству, так и Закону о водоснабжении (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N АКПИ14-1190).
В многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, поэтому законных оснований для начисления Обществом платы с 01.06.2013 по 30.04.2014 за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось.
Следовательно, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что расчет стоимости услуги по водоотведению, предоставленной в отношении управляемых ответчиком многоквартирных жилых домов, произведенный Управляющей компанией на основании показаний индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, а также в случае отсутствия последних, согласно нормативу потребления, соответствует Правилам N 124 и 354.
Довод Общества о том, что правоотношения сторон регулируются договором от 29.12.2010 N 1-03/11, в соответствии с которым объем сточных вод принимается равным фактическому расходу воды по договору на водоснабжение, не принимается судом кассационной инстанцией, поскольку условия договора не должны противоречить императивным требованиям Правил N 124 и 354.
Аргумент заявителя кассационной жалобы о том, что положения Правил N 124 и 354 противоречат положениям Закона о водоснабжении, отклоняется судом округа.
В пункте 5 статьи 1 Закона о водоснабжении указано, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Таким федеральным законом является ЖК РФ, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 которого размер платы за коммунальные услуги, правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 3000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 25.12.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу N А82-7944/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ресурс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ЧИХ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
О.Н.ЖЕГЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)