Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" - Ляхова И.Е. (доверенность от 06.05.2013),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012),
представитель министерства экономики Ульяновской области - не явился, извещено,
представитель ТСЖ "Солидарность" - не явился, извещено,
представитель ТСЖ "Авангард" - не явился, извещено,
представителя НП "СРО "Симбирский дом" - Ильиной О.А. (доверенность от 10.01.2013),
представитель ЖСК "Дострой" - не явился, извещен,
представитель ЖСК "Янтарь" - не явился, извещен,
представитель ТСЖ "Луч" - не явился, извещено,
представитель ПО ЖСК "Георгин" - не явился, извещен,
представитель ТСЖ "Пульсар" - не явился, извещено,
представитель ТСЖ "Уют" - не явился, извещено,
представитель ЖСК "Орион" - не явился, извещен,
представитель ПО ЖСК "Светлый" - не явился, извещен,
представитель ООО "Управляющая компания "Солидарность" - не явился, извещено,
представитель ПО ЖСК "Симбирский" - не явился, извещен,
представитель ТСЖ "Высотный" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.07.2013 в помещении суда апелляционную жалобу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 по делу N А72-530/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое по заявлению ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, ТСЖ "Солидарность", г. Ульяновск, ТСЖ "Авангард", г. Ульяновск, НП "СРО "Симбирский дом", г. Ульяновск, ЖСК "Дострой", г. Ульяновск, ЖСК "Янтарь", г. Ульяновск, ТСЖ "Луч", г. Ульяновск, ПО ЖСК "Георгин", г. Ульяновск, ТСЖ "Пульсар", г. Ульяновск, ТСЖ "Уют", г. Ульяновск, ЖСК "Орион", г. Ульяновск, ПО ЖСК "Светлый", г. Ульяновск, ООО "Управляющая компания "Солидарность", г. Ульяновск, ПО ЖСК "Симбирский", г. Ульяновск, ТСЖ "Высотный", г. Ульяновск,
о признании недействительными решений, незаконными предписаний,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решений от 28.12.2012 по делу N 9100/042012, от 29.12.2012 по делу N 9236/042012, от 28.12.2012 по делу N 9104/04-2012, от 26.12.2012 по делу N 9089/04-2012, от 26.12.2012 по делу N 9088/042012, от 28.12.2012 по делу N 9098/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9099/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9092/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9091/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9090/042012, от 29.01.2013 по делу N 9111/04-2012, от 25.01.2013 по делу N 9174/042012, от 29.01.2013 по делу N 9096/04-2012, от 29.01.2013 по делу N 9097/04-2012 и незаконными предписаний N 118, 119 от 29.12.2012, N 167, 168 от 29.12.2012, N 120, 121 от 29.12.2012, N 1 14, 115 от 26.12.2012, N 112, 113 от 26.12.2012, N 125 и N 126 от 28.12.2012, N 127 и N 128 от 28.12.2012, N 165, 166 от 29.12.2012, N 163, 164 от 29.12.2012, N 161, 162 от 29.12.2012, N 7 от 29.01.2013, N 1 от 25.01.2013, N 5 от 29.01.2013, N 6 от 29.01.2013 (т. 1, л.д. 2-9).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения (т. 14,л.д.38-43).
ОАО "Волжская ТГК" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.04.2013, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 14,л.д.48-59).
Кроме того, ОАО "Волжская ТГК" представлено дополнение к апелляционной жалобе, которое приобщено судом к материалам дела.
ЖСК "Дострой" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
Министерство экономики Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает невозможным в 2013 году установить тариф на горячую воду на предшествующий 2012 год в рублях за кубический метр.
ЖСК "Янтарь" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
ЖСК "Орион" представил возражение на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
Ульяновское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
НП "СРО "Симбирский дом" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Волжская ТГК" поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Ульяновского УФАС России возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в своем отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель НП "СРО "Симбирский дом" возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное не явились, извещены.
От ЖСК "Орион" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.06.2013 рассмотрение дела было отложено на 17.07.2013 в связи с удовлетворением ходатайства ОАО "Волжская ТГК" об отложении судебного разбирательства, а также необходимостью дополнительного времени для ознакомления с материалами настоящего дела.
Определением суда от 17.07.2013 в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г. в связи с ее нахождением в очередном отпуске на судью Кувшинова В.Е., после чего рассмотрение дело было начато заново.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком приняты решения от 26.12.2012 по делу N 9088/04-2012, от 26.12.2012 по делу N 9089/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9090/042012, от 29.12.2012 по делу N 9091/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9092/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9096/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9097/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9098/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9099/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9100/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9101/04-2012, от 24.01.2013 по делу N 9174/042012, от 29.12.2012 по делу N 9236/04-2012 в отношении ОАО "Волжская ТГК".
Данными решениями Ульяновское УФАС России признало действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения к товариществам собственникам жилья (третьим лицам по делу) неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании указанных решений антимонопольный орган выдал обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которым заявителю необходимо было прекратить применение в отношении третьих лиц тарифов на горячую воду, не установленных уполномоченным органом в качестве тарифов на горячую воду.
В некоторых предписаниях требование о прекращении применения не установленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду сформулировано следующим образом - в установленный срок, отозвать счета, счета-фактуры выставленные управляющей компании в 2012 году с нарушением установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно информации, размещенной на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru, общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 63.1.11 10.07.06 N 122-Э.
Исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного антимонопольным органом в 2011 году, общество занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска с долей более 50%.
В силу действующего законодательства, система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована нескольким способами:
1) теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (т.е. имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению;
2) теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.
Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей тем или иным способом не установлено.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
С 01.01.2012 ОАО "Волжская ТГК" является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ТСЖ "ЛУЧ". ТСЖ "Пульсар". ТСЖ "Авангард", ТСЖ "Высотный, ЖСК "Георгин", ТСЖ "Уют", ЖСК "Дострой", ПО ЖСК "Светлый", ЖСК "Симбирский", ТСЖ "Солидарность", ООО "УК "Солидарность", ЖСК "Янтарь", ООО "Альфаком-У", ООО "Мегалинк".
С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы для ТСЖ "ЛУЧ". ТСЖ "Пульсар". ТСЖ "Авангард", ТСЖ "Высотный, ЖСК "Георгин", ТСЖ "Уют", ЖСК "Дострой", ПО ЖСК "Светлый", ЖСК "Симбирский", ТСЖ "Солидарность", ООО "УК "Солидарность", ЖСК "Янтарь", ООО "Альфаком-У", ООО "Мегалинк" выставляются Обществом.
В части поставки горячей воды общество оказывает услуги для домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.
В отношении двухтрубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды Общество не является, т.к. горячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил).
В соответствии договорами теплоснабжения, теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и /или горячую воду от сетей УМУП "Теплоком", а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора).
В приложении N 1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Следовательно, общество является поставщиком горячей воды для управляющих компаний и обеспечивает поставку горячей воды, соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде СанПиН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтрубной системой теплоснабжения.
Таким образом, несостоятельным является довод общества о том, что отсутствие систем, с использованием которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет отнести Общество к организации коммунального комплекса.
Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду по многоквартирным жилым домам выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП "Теплоком" и за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети УМУП "Теплоком").
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия 29.06.2012 Решения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены, также, в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- -ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- -ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- -тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- -расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
После принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым было признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:
-"тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- -ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- -ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены.
Следовательно, общество обязано было обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что общество отвечает требованиям пункта 47 Основ ценообразования. Обществом заключены договоры теплоснабжения с исполнителями коммунальных услуг (потребителями), согласно которым Общество приняло на себя обязательства подавать через присоединенную сеть исполнителям коммунальных услуг (потребителям) тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей сетевых организаций.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
С 01.01.2012 общество является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для исполнителей коммунальных услуг, УМУП "Теплоком" прекратило поставку соответствующих ресурсов, в одностороннем порядке расторгнув действующие договоры теплоснабжения.
Документы на оплату за поставленные ресурсы выставляются обществом.
Суд также считает обоснованным вывод ответчика, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что, не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, общество применяло при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, начиная с мая 2012 года.
Действия общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду устанавливаются на основании заявления и обосновывающих материалов, предоставленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Оценив все обстоятельства дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые решения и предписания антимонопольного органа не противоречат вышеприведенным нормам, вынесены в рамках его полномочий.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010) при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 руб.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "Волжская ТГК" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 по делу N А72-530/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г. Ульяновск, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.04.2013 N 2650 в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2013 ПО ДЕЛУ N А72-530/2013
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2013 г. по делу N А72-530/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Санниковой К.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" - Ляхова И.Е. (доверенность от 06.05.2013),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - Степановой М.С. (доверенность от 08.11.2012),
представитель министерства экономики Ульяновской области - не явился, извещено,
представитель ТСЖ "Солидарность" - не явился, извещено,
представитель ТСЖ "Авангард" - не явился, извещено,
представителя НП "СРО "Симбирский дом" - Ильиной О.А. (доверенность от 10.01.2013),
представитель ЖСК "Дострой" - не явился, извещен,
представитель ЖСК "Янтарь" - не явился, извещен,
представитель ТСЖ "Луч" - не явился, извещено,
представитель ПО ЖСК "Георгин" - не явился, извещен,
представитель ТСЖ "Пульсар" - не явился, извещено,
представитель ТСЖ "Уют" - не явился, извещено,
представитель ЖСК "Орион" - не явился, извещен,
представитель ПО ЖСК "Светлый" - не явился, извещен,
представитель ООО "Управляющая компания "Солидарность" - не явился, извещено,
представитель ПО ЖСК "Симбирский" - не явился, извещен,
представитель ТСЖ "Высотный" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.07.2013 в помещении суда апелляционную жалобу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 по делу N А72-530/2013 (судья Тимофеев В.В.), принятое по заявлению ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, ТСЖ "Солидарность", г. Ульяновск, ТСЖ "Авангард", г. Ульяновск, НП "СРО "Симбирский дом", г. Ульяновск, ЖСК "Дострой", г. Ульяновск, ЖСК "Янтарь", г. Ульяновск, ТСЖ "Луч", г. Ульяновск, ПО ЖСК "Георгин", г. Ульяновск, ТСЖ "Пульсар", г. Ульяновск, ТСЖ "Уют", г. Ульяновск, ЖСК "Орион", г. Ульяновск, ПО ЖСК "Светлый", г. Ульяновск, ООО "Управляющая компания "Солидарность", г. Ульяновск, ПО ЖСК "Симбирский", г. Ульяновск, ТСЖ "Высотный", г. Ульяновск,
о признании недействительными решений, незаконными предписаний,
установил:
Открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (далее - ОАО "Волжская ТГК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительными решений от 28.12.2012 по делу N 9100/042012, от 29.12.2012 по делу N 9236/042012, от 28.12.2012 по делу N 9104/04-2012, от 26.12.2012 по делу N 9089/04-2012, от 26.12.2012 по делу N 9088/042012, от 28.12.2012 по делу N 9098/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9099/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9092/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9091/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9090/042012, от 29.01.2013 по делу N 9111/04-2012, от 25.01.2013 по делу N 9174/042012, от 29.01.2013 по делу N 9096/04-2012, от 29.01.2013 по делу N 9097/04-2012 и незаконными предписаний N 118, 119 от 29.12.2012, N 167, 168 от 29.12.2012, N 120, 121 от 29.12.2012, N 1 14, 115 от 26.12.2012, N 112, 113 от 26.12.2012, N 125 и N 126 от 28.12.2012, N 127 и N 128 от 28.12.2012, N 165, 166 от 29.12.2012, N 163, 164 от 29.12.2012, N 161, 162 от 29.12.2012, N 7 от 29.01.2013, N 1 от 25.01.2013, N 5 от 29.01.2013, N 6 от 29.01.2013 (т. 1, л.д. 2-9).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 заявленные требования оставлены без удовлетворения (т. 14,л.д.38-43).
ОАО "Волжская ТГК" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.04.2013, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 14,л.д.48-59).
Кроме того, ОАО "Волжская ТГК" представлено дополнение к апелляционной жалобе, которое приобщено судом к материалам дела.
ЖСК "Дострой" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
Министерство экономики Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает невозможным в 2013 году установить тариф на горячую воду на предшествующий 2012 год в рублях за кубический метр.
ЖСК "Янтарь" представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
ЖСК "Орион" представил возражение на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
Ульяновское УФАС России представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
НП "СРО "Симбирский дом" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская ТГК" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ОАО "Волжская ТГК" поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель Ульяновского УФАС России возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в своем отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель НП "СРО "Симбирский дом" возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное не явились, извещены.
От ЖСК "Орион" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
На основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 17.06.2013 рассмотрение дела было отложено на 17.07.2013 в связи с удовлетворением ходатайства ОАО "Волжская ТГК" об отложении судебного разбирательства, а также необходимостью дополнительного времени для ознакомления с материалами настоящего дела.
Определением суда от 17.07.2013 в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Поповой Е.Г. в связи с ее нахождением в очередном отпуске на судью Кувшинова В.Е., после чего рассмотрение дело было начато заново.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком приняты решения от 26.12.2012 по делу N 9088/04-2012, от 26.12.2012 по делу N 9089/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9090/042012, от 29.12.2012 по делу N 9091/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9092/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9096/04-2012, от 29.12.2012 по делу N 9097/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9098/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9099/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9100/04-2012, от 28.12.2012 по делу N 9101/04-2012, от 24.01.2013 по делу N 9174/042012, от 29.12.2012 по делу N 9236/04-2012 в отношении ОАО "Волжская ТГК".
Данными решениями Ульяновское УФАС России признало действия ОАО "Волжская ТГК", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения к товариществам собственникам жилья (третьим лицам по делу) неустановленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду в 2012 году, нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
На основании указанных решений антимонопольный орган выдал обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которым заявителю необходимо было прекратить применение в отношении третьих лиц тарифов на горячую воду, не установленных уполномоченным органом в качестве тарифов на горячую воду.
В некоторых предписаниях требование о прекращении применения не установленных уполномоченным органом тарифов на горячую воду сформулировано следующим образом - в установленный срок, отозвать счета, счета-фактуры выставленные управляющей компании в 2012 году с нарушением установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования.
Не согласившись с решениями и предписаниями антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно информации, размещенной на сайте ФСТ РФ http://www.fstrf.ru, общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под номером 63.1.11 10.07.06 N 122-Э.
Исходя из анализа рынка теплоснабжения, проведенного антимонопольным органом в 2011 году, общество занимает доминирующее положение на рынке производства тепловой энергии в границах г. Ульяновска с долей более 50%.
В силу действующего законодательства, система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована нескольким способами:
1) теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (т.е. имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению;
2) теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация - покупатель тепловой энергии.
Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей тем или иным способом не установлено.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), которыми регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с приложением N 2 к Правилам расчет платы за горячую воду осуществляется исходя из тарифа на горячую воду, утвержденную в рублях за куб. м.
Согласно пункту 15 Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в которых расчет платы за горячее водоснабжение осуществляется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
С 01.01.2012 ОАО "Волжская ТГК" является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для ТСЖ "ЛУЧ". ТСЖ "Пульсар". ТСЖ "Авангард", ТСЖ "Высотный, ЖСК "Георгин", ТСЖ "Уют", ЖСК "Дострой", ПО ЖСК "Светлый", ЖСК "Симбирский", ТСЖ "Солидарность", ООО "УК "Солидарность", ЖСК "Янтарь", ООО "Альфаком-У", ООО "Мегалинк".
С 01.01.2012 документы на оплату за поставленные ресурсы для ТСЖ "ЛУЧ". ТСЖ "Пульсар". ТСЖ "Авангард", ТСЖ "Высотный, ЖСК "Георгин", ТСЖ "Уют", ЖСК "Дострой", ПО ЖСК "Светлый", ЖСК "Симбирский", ТСЖ "Солидарность", ООО "УК "Солидарность", ЖСК "Янтарь", ООО "Альфаком-У", ООО "Мегалинк" выставляются Обществом.
В части поставки горячей воды общество оказывает услуги для домов, имеющих четырехтрубную систему теплоснабжения.
В отношении двухтрубной системы теплоснабжения поставщиком горячей воды Общество не является, т.к. горячая вода производится с использованием внутридомовых систем (в соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил).
В соответствии договорами теплоснабжения, теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю от сетей через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель и /или горячую воду от сетей УМУП "Теплоком", а потребитель обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, теплоноситель и/или горячую воду (пункт 1.1 договора).
В приложении N 1 к договору понятия теплоносителя и горячей воды приравнены, в частности, в ориентировочных договорных (плановых) объемах теплоносителя и (или) горячей воды данные объемы указаны в виде одной величины (за каждый месяц в течение года).
Согласно требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Следовательно, общество является поставщиком горячей воды для управляющих компаний и обеспечивает поставку горячей воды, соответствующей параметрам, предъявляемым к горячей воде СанПиН 2.1.4.2496-09, по домам с четырехтрубной системой теплоснабжения.
Таким образом, несостоятельным является довод общества о том, что отсутствие систем, с использованием которых осуществляется непосредственное производство горячей воды, не позволяет отнести Общество к организации коммунального комплекса.
Из представленных расчетных ведомостей, в которых определен объем поставленного ресурса и применяемый тариф следует, что с мая 2012 года плата за горячую воду по многоквартирным жилым домам выставлялась не по тарифам за кубический метр потребленной воды, а раздельно за теплоэнергию в горячей воде через тепловые сети УМУП "Теплоком" и за теплоноситель (химически очищенная вода через тепловые сети УМУП "Теплоком").
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 04.03.2011 N 19999), в редакции до принятия 29.06.2012 Решения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации (далее - ВАС РФ) N ВАС-4747/12, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения, в которой не предусматривается использование сетевой воды (теплоносителя) потребителем путем ее отбора из тепловой сети (далее - закрытая система теплоснабжения).
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены, также, в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- -ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- -ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение осуществляется в водяной системе теплоснабжения, в которой вся или часть сетевой воды (теплоносителя) используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителя в горячей воде (далее - открытая система теплоснабжения), потребители оплачивают:
- -тепловую энергию (мощность), используемую для целей горячего водоснабжения, по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;
- -расход теплоносителя на цели горячего водоснабжения исходя из удельной стоимости подготовки 1 куб. метра воды в открытых системах теплоснабжения соответствующей теплоснабжающей организацией (производителем тепловой энергии).
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами.
После принятия Решения ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-4747/12, которым было признано противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, утверждение тарифа на горячую воду в куб. м исключительно для закрытых систем теплоснабжения, абзац первый указанного пункта стал действовать в следующей редакции:
-"тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе, с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения.
Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из:
- -ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды;
- -ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Таким образом, для открытой системы теплоснабжения тарифы на горячую воду в куб. м должны быть установлены.
Следовательно, общество обязано было обратиться в уполномоченный орган для установления тарифа на горячую воду на 2012 год.
Суд соглашается с доводами ответчика о том, что общество отвечает требованиям пункта 47 Основ ценообразования. Обществом заключены договоры теплоснабжения с исполнителями коммунальных услуг (потребителями), согласно которым Общество приняло на себя обязательства подавать через присоединенную сеть исполнителям коммунальных услуг (потребителям) тепловую энергию и теплоноситель и/или горячую воду от сетей сетевых организаций.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора во внимание принимается буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
С 01.01.2012 общество является поставщиком тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды для исполнителей коммунальных услуг, УМУП "Теплоком" прекратило поставку соответствующих ресурсов, в одностороннем порядке расторгнув действующие договоры теплоснабжения.
Документы на оплату за поставленные ресурсы выставляются обществом.
Суд также считает обоснованным вывод ответчика, содержащийся в оспариваемом решении, о том, что, не утвердив тариф в установленном действующим законодательством порядке, общество применяло при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тариф на "тепловую энергию для горячего водоснабжения" в рублях за Гкал и тариф на "химически очищенную воду" в рублях за тонну, начиная с мая 2012 года.
Действия общества при расчете платы за горячее водоснабжение без учета нормативно-правовых актов, определяющих порядок расчета платы за коммунальные услуги, а также бездействие общества, выразившееся в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган для расчета и установления тарифа на горячее водоснабжение на 2012 год, является нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка ценообразования, что не допускается в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, тарифы на горячую воду устанавливаются на основании заявления и обосновывающих материалов, предоставленных организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Для признания незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Оценив все обстоятельства дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемые решения и предписания антимонопольного органа не противоречат вышеприведенным нормам, вынесены в рамках его полномочий.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции от 11.05.2010) при обжаловании в апелляционном порядке судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 000 руб.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "Волжская ТГК" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.04.2013 по делу N А72-530/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), г. Ульяновск, из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.04.2013 N 2650 в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.И.ЗАХАРОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)