Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2014 ПО ДЕЛУ N А21-5761/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2014 г. по делу N А21-5761/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Несмияна С.И., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бернат К.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25402/2013) государственной жилищной инспекции Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2013 по делу N А21-5761/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ИВАН"
к государственной жилищной инспекции Калининградской области
о недействительности предписания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Иван", место нахождения: 238750, Калининградская область, г. Советск, ул. Титова, дом 3, квартира 3, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к государственной жилищной инспекции Калининградской области, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4 (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания N 259/к-860 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 01 апреля 2013 года с учетом уточнений в части пунктов 2, 3, 5 и предписания N 394/к-860 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 14 мая 2013 года, указывая, что устранение выявленных нарушений возможно только в ходе капитального ремонта кровли; у Общества отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2013 года признаны недействительными пункты 2, 3, 5 предписания государственной жилищной инспекции Калининградской области от 01.04.2013 N 259/К-860, предписание государственной жилищной инспекции Калининградской области от 14.05.2013 N 394/К-860.
В апелляционной жалобе Инспекция просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что единственным доводом Общества является мнение Общества, что работы, указанные в предписаниях, относятся к работам капитального характера, поясняя при этом, что данный довод основан на заказанном в апреле 2013 года Обществом техническом отчете ООО "Альголь" по результатам обследования жилого дома N 6 по ул. Рабочей г. Советска, согласно которому в результате продолжительной эксплуатации конструктивные элементы здания утратили свои первоначальные несущие и технико-эксплуатационные качества, их общее состояние не соответствует требованиям установленных норм и правил, в связи с чем, требуется проведение капитального ремонта.
Податель жалобы полагает, что в оспариваемых предписаниях указаны работы, которые Общество обязано и может выполнить, не проводя комплексного капитального ремонта, указывая, что отчетом подтверждается, что неисправность желобов и водосточных труб, отсутствие оконных блоков являются, в том числе, причиной протечек кровли. Податель жалобы полагает, что ремонт оголовков дымовых труб с оштукатуриванием, устранение протечек кровли (в части работ по устройству конька, восстановлению шиферного покрытия, замене примыканий к дымовым трудам) не может относиться к работам капитального характера, так как согласно требованиям п. 3.6.9 МДК 2.04-2004 "Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда" конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. В данном случае оспариваются Предписания административного органа, выданные по результатам проверок, которыми были установлены нарушения в связи с ненадлежащим содержанием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 6 по ул. Рабочей г. Советска. Ремонтные работы указаны в объеме работ текущего характера, указывая при этом, что Общество взяло на себя обязательства по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта общего имущества. Приложением N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 предусмотрен примерный перечень работ при капитальном ремонте жилого фонда. При этом, ремонт оголовков дымовых труб, ремонт балконов, устранение протечки кровли (менее 50%) к работам капитального характера не отнесены.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, 28.03.2013 должностным лицом Инспекции на основании приказа от 22.03.2013 N 557 в отношении Общества проведено внеплановое мероприятие по обращению жителя по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества жилого дома, проживающего в многоквартирном доме по адресу: г. Советск, ул. Рабочая, д. 6, о чем составлен акт от 28.03.2013 N 88 БТМ.
В ходе проведенных мероприятий установлено, что "...год постройки здания не установлен. Износ строения по состоянию на 1985 год составлял 66%, кровля шиферная в ветхом состоянии, частично отсутствует конек и три волны шифера в районе конька с лицевой стороны здания. Оголовки дымовых труб в ненадлежащем состоянии: штукатурка отсутствует, видны трещины в кирпичной кладке, наблюдается частичное разрушение кладки. Балконы требуют капитального ремонта".
По мнению Инспекции, Обществом нарушены пункты 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.2.4.2, 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
По результатам проверки в отношении Общества вынесено предписание от 01.04.2013 N 259/К-860, согласно которому Обществу предписано в срок до 06.05.2013 и 01.06.2013 устранить протечки кровли: выполнить работы по устройству конька, восстановлению шиферного покрытия, замене примыканий к дымовым трубам (пункт 2 предписания), произвести ремонт оголовков дымовых труб с оштукатуриванием (пункт 3 предписания), выполнить ремонт балконов (пункт 5 предписания).
С целью проверки выполнения предписания от 01.04.2013 по нарушениям, срок которых был установлен до 06.05.2013, Инспекцией 06.05.2013 издан приказ N 872 и проведено контрольное мероприятие, в ходе которого установлено неисполнение пунктов 2 и 3 ранее выданного предписания, о чем составлен акт N 131 БТМ и выдано предписание N 394/К-860 от 14.05.2013.
Далее, с целью проверки исполнения пункта 5 предписания от 01.04.2013 N 259/К-860 Инспекцией 21.06.2013 издан приказ N 1193, проведено контрольное мероприятие (внеплановая проверка), по результатам которого составлен акт N 176 БТМ от 03.07.2013, в котором отражено, что Обществом не произведен ремонт балконов, то есть, не выполнен пункт 5 предписания.
Считая указанные предписания Инспекции незаконными, Общество оспорило их в арбитражный суд.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности, проверив и проанализировав доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы заинтересованного лица отсутствуют. При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Полномочия органов Государственной жилищной инспекции по осуществлению контроля за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами определены в пунктах 5, 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации", в числе которых указанные органы вправе давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Как правомерно установлено арбитражным судом первой инстанции, Общество является управляющей организацией дома N 6 по ул. Рабочая в городе Советске на основании договора управления многоквартирным домом N 4 от 25.12.2008 и приложения N 1 к нему и обеспечивает управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет средств, вносимых собственником.
Согласно статье 36 ЖК РФ, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
При этом пунктом 7 Правил содержания общего имущества установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, сетей (кабелей) от внешней стены многоквартирного дома, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, к общему имуществу дома относится такое имущество, которое не может использоваться самостоятельно, а имеет только вспомогательное назначение.
В соответствии с частью 1 статьи 288 ГК РФ, частью 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением.
Частями 3 и 4 статьи 30 ЖК РФ установлено, что бремя содержания жилого помещения несет его собственник, который обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним, соблюдать правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Оценивая условия договора управления многоквартирным домом N 4 по ул. Рабочей в г. Советске от 25.12.2008, в соответствии с которым Общество обязано от имени собственника и за его счет оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с приложением N 2 к договору и дополнением к нему, к числу которого относятся текущий ремонт конструктивных элементов зданий, текущий ремонт внутридомовой системы электроснабжения в помещениях общего пользования, текущий ремонт котелкового отопления, текущий ремонт внутридомовой системы водоснабжения и канализации (п. 4.1.2. договора, л.д. 111-112), а также применив указанные выше нормы права, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, в соответствии с пунктами 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.2.4.2, 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка.
Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с 5 радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций, содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора.
Таким образом, Общество, обслуживая жилой дом N 6 по улице Рабочая в городе Советске, являясь управляющей организацией и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт дома и управление многоквартирным жилым домом, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
При этом, как обоснованно счел арбитражный суд первой инстанции, оспариваемые предписания подлежит признанию недействительным ввиду следующего.
В соответствии с техническим отчетом по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: Калининградская область, г. Советск, ул. Рабочая, д. 6, подготовленным ООО "Альголь" установлено, что конструктивные элементы здания (многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Рабочая г. Советск) утратили свои первоначальные несущие и технико-эксплуатационные качество. Их общее состояние не соответствует требованиям норм и по ним требуется выполнение ремонтных работ капитального характера. Более того, виды работ, обязанность по проведению которых возложена Государственной жилищной инспекцией на Общество, относятся к комплексному капитальному ремонту.
Пунктами 1, 2 ст. 189 ЖК РФ установлено, что проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Между тем, собственниками многоквартирного жилого дома N 6 по ул. Рабочей в г. Советске Калининградской области, такое решение не принималось.
В п. "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 14.05.2013) установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подп. "а" - "д" п. 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с частями 1 - 3 ст. 45 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях, устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если на нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, органом управления, правомочным принимать решение, в частности, о проведении капитального ремонта, является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, у управляющей организации, полномочий, по проведению данного собрания, не имеется. Собственники жилья вправе самостоятельно решать вопросы об использовании общего имущества.
При этом, как уже было сказано, вопрос о проведении капитального ремонта дома N 6 по улице Рабочая в городе Советске Калининградской области собственниками жилья не рассматривался ни на годовом собрании, ни на внеочередных собраниях.
При указанных обстоятельствах, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы Общества, поскольку возлагает на него обязанность, не предусмотренную договором и действующими нормативными правовыми актами, является правильным.
Апелляционные доводы Инспекции о том, что арбитражным судом первой инстанции не учтены его доводы и позиции, считая это процессуальными нарушениями, апелляционный суд считает необоснованными.
Арбитражный суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал 00 обоснованные выводы и правильно применил нормы материального права.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения, которое подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.10.2013 по делу N А21-5761/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.Б.СЛОБОЖАНИНА

Судьи
С.И.НЕСМИЯН
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)