Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2014 N 09АП-11471/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-145272/13

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. N 09АП-11471/2014-ГК

Дело N А40-145272/13

Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2014
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
Судей: Лящевского И.С., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2014 по делу N А40-145272/13, принятое судьей Абызовой Е.Р. (шифр судьи 137-1330)
по иску Товарищества собственников жилья "Покровский берег" (ОГРН 1057747649926, 123367, г. Москва, ул. Береговая, д. 4, корп. 3)
к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ОГРН 1027739753656, 125009, г. Москва, пер.Газетный, д. 1/12)
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Москвы, Департамент финансов города Москвы, Префектура СЗАО г. Москвы, Государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Северо-западного административного округу" г. Москвы
о взыскании 1 289 398 руб. 94 коп.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Мерденов А.А. по доверенности от 03.02.2014;
- от ответчика: не явился, извещен;
- от третьих лиц: не явились, извещены,

установил:

ТСЖ "Покровский берег" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы задолженности в размере 1 289 398 руб. 94 коп.
Решением Арбитражного суда от 05.02.2014 исковые требования удовлетворены за счет Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Не согласившись с принятым решением, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать в удовлетворении иска.
Истец в письменных пояснениях по апелляционной жалобе и в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено судом в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения ответчика и третьего лица, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, городу Москве на праве собственности принадлежат: квартиры N 2, 8, 13, 18, 22, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Береговая, д. 4, корп. 10.
Указанные объекты созданы в результате инвестиционной деятельности с участием ответчика, что подтверждается актами о частичной реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 20.04.1999 N 75 (в редакции дополнительных соглашений к нему) по строительству многофункционального здания по адресу: Береговая улица д. 4 корпус 10 района "Покровское Стрешнево" Северо-Западного округа города Москвы от 01.11.2011 и от 06.11.2009.
Для управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах по адресу: г. Москва, ул. Береговая, д. 4, корп. 1-10 создано ТСЖ "Покровский Берег", которое несет расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества, а также по оплате коммунальных услуг в указанных домах на основании заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно решению общего собрания членов ТСЖ "Покровский берег" от 03.10.2011 размер платежей и взносов членов ТСЖ и собственников, не являющихся членами ТСЖ, установлен в размере 41 руб. 05 коп. за 1 кв. м по жилым помещениям.
Согласно решению общего собрания членов ТСЖ "Покровский берег" от 16.06.2012 размер платежей и взносов членов ТСЖ и собственников, не являющихся членами ТСЖ, установлен в размере 44 руб. 20 коп. за 1 кв. м по жилым помещениям.
Согласно решению общего собрания членов ТСЖ "Покровский берег" от 10.04.2013 размер платежей и взносов членов ТСЖ и собственников, не являющихся членами ТСЖ, установлен в размере 54 руб. 20 коп. за 1 кв. м по жилым помещениям.
Истец на основании договора с теплоснабжающей организацией - ЗАО "Финансово-строительная компания "Конти" от 05.10.2009 N 05-10/09 полностью оплачивал услуги по отпуску тепловой энергии для отопления данных жилых помещений, а также нес расходы по содержанию и текущему ремонту имущества общего пользования многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 9 Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП установлено, что Департамент имущества города Москвы и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляют полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) по имуществу, подлежащему закреплению в имущественной казне города Москвы, соответственно в части нежилых и жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, расположенных в многоквартирных домах города.
С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по делу является город Москва в лице Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Доводы апелляционной жалобы о том, что он является ненадлежащим, противоречит указанным нормативным правовым актам.
Положения п. 2.1.4.4 Постановления Правительства РФ от 24.04.2007 N 299-ПП, предусматривающие возложение на ГУ ИС АО функций получателя бюджетных средств, не отменяют функций Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы как распорядителя бюджетных средств, с учетом положений ст. 125 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. п. 1 и 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
При отсутствии между истцом и ответчиком договорных отношений, к спорным отношениям подлежат применению нормы о неосновательном обогащении, в частности ст. 1102 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса РФ, на основании которых подлежит возмещению стоимость жилищно-коммунальных услуг, оказанных в помещениях, находящиеся в собственности города Москвы.
Истцом в подтверждение размера задолженности ответчика за указанный период представлен договор, счета, счета-фактуры, акты, платежные поручения и выполнен соответствующий расчет по спорным квартирам, принадлежащим городу Москве.
Ответчик свои обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг надлежащим образом не исполнил, в результате чего у него образовалась задолженность в размере 1 289 398 руб. 94 коп.
Доказательств оплаты долга не представлено. Доказательств оплаты спорной задолженности за счет субсидий, предоставленных городом Москвой, в материалах дела также не имеется.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку ответчиком в материалы дела не представлено доказательств оплаты спорной задолженности, требование истца о взыскании с ответчика задолженности в размере 1 289 398 руб. 94 коп. является обоснованным, доказанным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Однако решение суда первой инстанции подлежат изменению в связи со следующим.
Спорные помещения, являются собственностью города Москвы - субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник помещения несет бремя его содержания.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъекта Российской Федерации выступать представителем в суде может орган государственной власти в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По искам к субъекту Российской Федерации - Городу Москве Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, являясь представителем субъекта, в силу положений п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ и п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы участвовал в деле именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города и, являясь надлежащим представителем ответчика, представлял не интересы собственно Департамента, а интересы субъекта Российской Федерации в указанном споре.
С учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, взыскание с публично-правового образования производится за счет его казны.
Следовательно, при удовлетворении иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования - города Москвы, а не с государственного или муниципального органа. При этом в данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Поскольку суд, в нарушение разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении Пленума от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", не учел, что должником в данном случае является публично-правовое образование, а не его органы, и не указал в резолютивной части о проведении взыскания за счет казны города Москвы, резолютивная часть судебного акта подлежит частичному изменению (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.02.2014 по делу N А40-145272/13 изменить.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
Взыскать с Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы за счет казны города Москвы в пользу ТСЖ "Покровский берег" задолженность в размере 1 289 398 руб. 94 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 25 893 руб. 99 коп.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Е.Б.АЛЕКСЕЕВА

Судьи
И.С.ЛЯЩЕВСКИЙ
С.П.СЕДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)