Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
при участии представителя заявителя жалобы: Шарутиной Е.А. по доверенности от 13.05.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2014 по делу N А82-5894/2014, принятое судом в составе судьи Стройковой М.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14"
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
об обязании передать документацию,
третье лицо: временный управляющий открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" Белов Сергей Владимирович,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14" (далее - истец, ООО "РЭО N 14") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - ответчик, ОАО "Управдом Дзержинского района") об обязании передать техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, д. 13 и пр-д Моторостроителей, д. 11 кор. 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ОАО "Управдом Дзержинского района" Белов Сергей Владимирович (далее - Белов С.В.).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2014 исковые требования удовлетворены частично: ОАО "Управдом Дзержинского района" обязано передать ООО "РЭО N 14" следующую документацию:
- - в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, 13: технический паспорт на многоквартирный дом, копию кадастрового плана земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекте недвижимости, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, газо, электроснабжения, сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт, акты выполненных работ на многоквартирный дом за последние три года, акт весеннего осмотра 2013 года и паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях 2013-2014 годов, акт весеннего осмотра 2014 года, акты на разграничение эксплуатационной ответственности на наружные инженерные коммуникации, протоколы измерения сопротивления, протоколы измерения вентиляции, поквартирные карточки, карточки регистрации по месту жительства, информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате;
- - в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, 11 корп. 2: технический паспорт на многоквартирный дом, копию кадастрового плана на земельный участок, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекте недвижимости, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, газо, электроснабжения, паспорт/инструкцию по эксплуатации общедомового прибора учета теплоэнергии, паспорт/инструкцию по эксплуатации терморегулятора, сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт, акты выполненных работ на многоквартирный дом за последние три года, акт весеннего осмотра 2013 года и паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях 2013-2014 годов, акт весеннего осмотра 2014 года, акт проверки состояния общедомового прибора учета теплоэнергии, акты на разграничение эксплуатационной ответственности на наружные инженерные коммуникации, протоколы измерения сопротивления, протоколы измерения вентиляции, поквартирные карточки, карточки регистрации по месту жительства, информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик ссылается на то, что договоры управления спорными многоквартирными домами о выборе в качестве управляющей организации ООО "РЭУ N 14" в нарушение действующего законодательства подписаны менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в домах, соответственно считаются незаключенными. Следовательно, основания для передачи технической документации отсутствуют. Кроме того, ответчик указывает, что у ОАО "Управдом Дзержинского района" отсутствует часть технической документации, истребуемой ООО "РЭУ N 14".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался частями 8.1, 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 24, 26, 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", учитывал позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, и исходил из того, что ответчик обязан передать документацию, необходимую для управления многоквартирными домами, вновь избранной управляющей организации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 8 статьи 162 Кодекса предусматривает возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 8.2 статьи 162 Кодекса указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом как в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, так и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения (пункт 18 Правил N 416).
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, д. 13 и пр-д Моторостроителей, д. 11 кор. 2 приняли решения об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенным с ОАО "Управдом Дзержинского района", и выбрали новую управляющую организацию - ООО "РЭУ N 14" (протоколы от 25.01.2014 и от 26.01.2014) (листы дела 16-22).
Указанные решения не признаны недействительными в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил факт прекращения договоров управления с ответчиком в результате одностороннего отказа собственников помещений многоквартирных домов и избрания ими в качестве управляющей организации истца.
Учитывая изложенное ООО "РЭУ N 14", будучи выбранным в качестве управляющей организации в отношении многоквартирных домов, приобрело право на получение от ответчика спорной документации.
29.01.2014, 31.01.2014 собственники многоквартирных домов сообщили ОАО "Управдом Дзержинского района", территориальной администрации, ГЖИ по ЯО о принятых решениях и обратились в ОАО "Управдом Дзержинского района" с требованием о передаче технической и иной документации на многоквартирные дома и назначении комиссии по передаче документации (листы дела 23, 24).
Порядок уведомления ответчика о расторжении договоров соблюден.
Ответчик требование о передаче документов не исполнил.
Перечень документов, требование о передаче которых заявлено истцом, относится к документам технической документации и иным документам, связанным с управлением многоквартирными домами (за исключением проектной документации на дома и документов по общедомовым приборам учета ХВС), находящимся у ответчика, оформляемым и формируемым им.
Доводы ответчика о том, что основанием для передачи технической документации на многоквартирный дом является заключение договоров управления многоквартирным домом с новой управляющей организацией, ссылки на то, что договоры управления многоквартирными домами между собственниками помещений и ООО "РЭУ N 14" не заключены, подлежат отклонению, как неправомерные.
Довод ответчика о том, что у ОАО "Управдом Дзержинского района" отсутствует часть документации, в том числе поскольку его предшественник - МУ по УЖФ "ДЕЗ Дзержинского района" не передал данную документацию, ссылка на соответствующее письмо МУ "Ярославльобщежитие", подлежат отклонению как несостоятельные.
Письмо МУ "Ярославльобщежитие" (правопреемник МУ по УЖФ "ДЕЗ Дзержинского района") о том, какие документы на многоквартирные дома были переданы ОАО "Управдом Дзержинского района", доводы ответчика не подтверждает. В данном случае из указанного письма и других доказательств по делу не следует, что документация, которую ответчик обязан передать, не передавалась ему. Ответчиком не представлено документов, на основании которых непосредственно подлежала передаче и передавалась документация на многоквартирные дома. Ответчиком не представлено доказательств того, что документы у ОАО "Управдом Дзержинского района" отсутствовали, поскольку не были ему переданы предшественником в установленном порядке.
Отсутствие или утрата технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами, не является основанием для прекращения обязанности по ее передаче.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об обязании ответчика передать указанную техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, д. 13 и пр-д Моторостроителей, д. 11 кор. 2. Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2014 по делу N А82-5894/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2014 ПО ДЕЛУ N А82-5894/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2014 г. по делу N А82-5894/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,
при участии представителя заявителя жалобы: Шарутиной Е.А. по доверенности от 13.05.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2014 по делу N А82-5894/2014, принятое судом в составе судьи Стройковой М.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14"
к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района"
об обязании передать документацию,
третье лицо: временный управляющий открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" Белов Сергей Владимирович,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-эксплуатационное управление N 14" (далее - истец, ООО "РЭО N 14") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" (далее - ответчик, ОАО "Управдом Дзержинского района") об обязании передать техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, д. 13 и пр-д Моторостроителей, д. 11 кор. 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ОАО "Управдом Дзержинского района" Белов Сергей Владимирович (далее - Белов С.В.).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2014 исковые требования удовлетворены частично: ОАО "Управдом Дзержинского района" обязано передать ООО "РЭО N 14" следующую документацию:
- - в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, 13: технический паспорт на многоквартирный дом, копию кадастрового плана земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекте недвижимости, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, газо, электроснабжения, сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт, акты выполненных работ на многоквартирный дом за последние три года, акт весеннего осмотра 2013 года и паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях 2013-2014 годов, акт весеннего осмотра 2014 года, акты на разграничение эксплуатационной ответственности на наружные инженерные коммуникации, протоколы измерения сопротивления, протоколы измерения вентиляции, поквартирные карточки, карточки регистрации по месту жительства, информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате;
- - в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, 11 корп. 2: технический паспорт на многоквартирный дом, копию кадастрового плана на земельный участок, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписку из реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекте недвижимости, схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, газо, электроснабжения, паспорт/инструкцию по эксплуатации общедомового прибора учета теплоэнергии, паспорт/инструкцию по эксплуатации терморегулятора, сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт, акты выполненных работ на многоквартирный дом за последние три года, акт весеннего осмотра 2013 года и паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях 2013-2014 годов, акт весеннего осмотра 2014 года, акт проверки состояния общедомового прибора учета теплоэнергии, акты на разграничение эксплуатационной ответственности на наружные инженерные коммуникации, протоколы измерения сопротивления, протоколы измерения вентиляции, поквартирные карточки, карточки регистрации по месту жительства, информацию о гражданах, имеющих льготы по оплате.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик ссылается на то, что договоры управления спорными многоквартирными домами о выборе в качестве управляющей организации ООО "РЭУ N 14" в нарушение действующего законодательства подписаны менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в домах, соответственно считаются незаключенными. Следовательно, основания для передачи технической документации отсутствуют. Кроме того, ответчик указывает, что у ОАО "Управдом Дзержинского района" отсутствует часть технической документации, истребуемой ООО "РЭУ N 14".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Истец, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался частями 8.1, 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 388 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 24, 26, 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", учитывал позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, и исходил из того, что ответчик обязан передать документацию, необходимую для управления многоквартирными домами, вновь избранной управляющей организации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 2 и 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 8 статьи 162 Кодекса предусматривает возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В части 8.2 статьи 162 Кодекса указано, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом как в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, так и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Кодекса управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля)), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения (пункт 18 Правил N 416).
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники помещений в многоквартирных домах по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, д. 13 и пр-д Моторостроителей, д. 11 кор. 2 приняли решения об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенным с ОАО "Управдом Дзержинского района", и выбрали новую управляющую организацию - ООО "РЭУ N 14" (протоколы от 25.01.2014 и от 26.01.2014) (листы дела 16-22).
Указанные решения не признаны недействительными в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно установил факт прекращения договоров управления с ответчиком в результате одностороннего отказа собственников помещений многоквартирных домов и избрания ими в качестве управляющей организации истца.
Учитывая изложенное ООО "РЭУ N 14", будучи выбранным в качестве управляющей организации в отношении многоквартирных домов, приобрело право на получение от ответчика спорной документации.
29.01.2014, 31.01.2014 собственники многоквартирных домов сообщили ОАО "Управдом Дзержинского района", территориальной администрации, ГЖИ по ЯО о принятых решениях и обратились в ОАО "Управдом Дзержинского района" с требованием о передаче технической и иной документации на многоквартирные дома и назначении комиссии по передаче документации (листы дела 23, 24).
Порядок уведомления ответчика о расторжении договоров соблюден.
Ответчик требование о передаче документов не исполнил.
Перечень документов, требование о передаче которых заявлено истцом, относится к документам технической документации и иным документам, связанным с управлением многоквартирными домами (за исключением проектной документации на дома и документов по общедомовым приборам учета ХВС), находящимся у ответчика, оформляемым и формируемым им.
Доводы ответчика о том, что основанием для передачи технической документации на многоквартирный дом является заключение договоров управления многоквартирным домом с новой управляющей организацией, ссылки на то, что договоры управления многоквартирными домами между собственниками помещений и ООО "РЭУ N 14" не заключены, подлежат отклонению, как неправомерные.
Довод ответчика о том, что у ОАО "Управдом Дзержинского района" отсутствует часть документации, в том числе поскольку его предшественник - МУ по УЖФ "ДЕЗ Дзержинского района" не передал данную документацию, ссылка на соответствующее письмо МУ "Ярославльобщежитие", подлежат отклонению как несостоятельные.
Письмо МУ "Ярославльобщежитие" (правопреемник МУ по УЖФ "ДЕЗ Дзержинского района") о том, какие документы на многоквартирные дома были переданы ОАО "Управдом Дзержинского района", доводы ответчика не подтверждает. В данном случае из указанного письма и других доказательств по делу не следует, что документация, которую ответчик обязан передать, не передавалась ему. Ответчиком не представлено документов, на основании которых непосредственно подлежала передаче и передавалась документация на многоквартирные дома. Ответчиком не представлено доказательств того, что документы у ОАО "Управдом Дзержинского района" отсутствовали, поскольку не были ему переданы предшественником в установленном порядке.
Отсутствие или утрата технической и иной документации, связанной с управлением многоквартирными домами, не является основанием для прекращения обязанности по ее передаче.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об обязании ответчика передать указанную техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирными домами по адресу: г. Ярославль, пр-д Моторостроителей, д. 13 и пр-д Моторостроителей, д. 11 кор. 2. Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 10.07.2014 по делу N А82-5894/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района" в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Л.И.ЧЕРНЫХ
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Т.В.ХОРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)