Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает установление ответчиком нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Синева И.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Р.
с участием прокурора Прошиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 г. апелляционную жалобу Т.А. на решение Коломенского городского суда Московской области от 04 декабря 2014 г. по делу по заявлению Т.А. о признании незаконным и недействующим с даты принятия постановления администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> в части установления размера платы граждан за содержание и ремонт многоквартирного дома <данные изъяты>
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
08 сентября 2014 г. администрацией Коломенского муниципального района принято постановление N <данные изъяты> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района".
Пунктом 1 этого постановления предусмотрено установить плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, согласно приложению к этому постановлению.
В разделе 192 Приложения определено, что в жилом доме <данные изъяты> плата за содержание и ремонт жилого помещения составляет 29, 47 руб./кв. м общей площади.
Указанное постановление опубликовано в газете "Оптимальный выбор", N 40 (37), 18 сентября 2014 г.
Постановление вступает в силу с 01 октября 2014 г.
Т.А. обратился в суд с заявлением (названо "исковое заявление", с учетом уточнения требований на л.д. 29 - 40) о признании незаконным и недействующим с даты принятия постановления администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> в части установления размера платы граждан за содержание и ремонт многоквартирного дома <данные изъяты> Коломенского района.
В обоснование заявления Т.А. указал, что он является собственником квартиры <данные изъяты>. 16 апреля 2008 г. была выбрана управляющая организация, 25 апреля 2008 г. заключен договор с управляющей организацией, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилого помещения, по итогам открытого конкурса составил 10 руб.
06 ноября 2014 г. заявителю стало известно об установлении администрацией Коломенского муниципального района нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Данное решение заявитель считает незаконным, поскольку согласно жилищному законодательству изменение размера платы могло осуществляться только на общем собрании собственников, однако такое собрание не проводилось в связи с отсутствием кворума, заочного голосования также не было.
Положения части 4 статьи 156 ЖК РФ дают право органу местного самоуправления установить такую плату лишь при одновременном наличии двух условий: при проведении общего собрания и при не разрешении на нем вопроса об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу частей 5 - 8 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных дома.
С учетом изложенного заявитель считал оспариваемое постановление незаконным и нарушающим его права как собственника жилого помещения. кроме того, просил приостановить действие оспариваемого постановления до вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание в суде первой инстанции заявитель не явился, его представитель уточненные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц - администрации Коломенского муниципального района и МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района против удовлетворения требований возражали, представили отзывы.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 04 декабря 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Т.А. просит об отмене решения суда как незаконного.
В судебное заседание Т.А., его представитель Т.Л. не явились, были извещены надлежащим образом. Будучи извещенными о времени рассмотрения дела заинтересованные лица - администрация Коломенского муниципального района и МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района" своих представителей в судебное заседание не направили. В связи с этим судебная коллегия полагает возможным в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491) определено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что заявитель Т.А. является собственником квартиры N 10 в указанном доме.
16 апреля 2008 г. была выбрана управляющая организация, 25 апреля 2008 г. заключен договор с управляющей организацией, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилого помещения, по итогам открытого конкурса составил 10 руб. Перечни обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены в Приложениях N 2 и 3 к этому договору.
В сентябре 2014 г. до сведения жильцов доведена информация о необходимости проведения общего собрания собственников помещений по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01 октября 2014 г.
Из заявления Т.А. следует, что общее собрание собственников жилых помещений в этом доме по утверждению перечня услуг и работ, с условиями оказания и выполнения, с размерами финансирования, не проводилось ввиду отсутствия кворума; заочное голосование также не проводилось (л.д. 38).
Согласно разделу 192 Приложения к постановлению администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом доме <данные изъяты> составляет 29, 47 руб./кв. м общей площади. Данное постановление принято в соответствии с решением Комиссии по ценовой и тарифной политике при администрации Коломенского муниципального района (протокол от 08 сентября 2014 г. N 19).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспоренное постановление принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий; порядок введения его в действие соблюден (постановление опубликовано в газете "Оптимальный выбор", N 40 (37), 18 сентября 2014 г. и размещено на официальном сайте Коломенского муниципального района; вступило в силу с 01 октября 2014 г.); содержание оспариваемой нормы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку решением общего собрания собственников жилых помещений в жилом доме N 8 по ул. Тимохина в с. Непецино не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, суд первой инстанции признал законным установление размера такой платы органом местного самоуправления согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ.
Доводы в апелляционной жалобе об отсутствии у органов местного самоуправления исходя из положений пункта 2 статьи 12 ЖК РФ полномочий на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения основаны на неправильном понимании закона. Указанной нормой определено, что требования к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Причем вопреки утверждению в жалобе вопросы установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений не относятся по своему характеру к вопросам установления требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных дома. Как указывалось выше, установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений прямо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в случае, предусмотренном частью 4 статьи 158 ЖК РФ.
На основании изложенного, является законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных Т.А. требований о признании не действующим в части постановления администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района". Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что оспоренное постановление не препятствует реализации в установленном порядке собственниками жилых помещений в многоквартирном доме их прав, в том числе тех прав, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Коломенского городского суда Московской области от 04 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4146/2015
Требование: О признании незаконным и недействующим постановления в части установления размера платы граждан за содержание и ремонт многоквартирного дома.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает установление ответчиком нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. по делу N 33-4146/2015
Судья: Синева И.Ю.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Р.
с участием прокурора Прошиной И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 февраля 2015 г. апелляционную жалобу Т.А. на решение Коломенского городского суда Московской области от 04 декабря 2014 г. по делу по заявлению Т.А. о признании незаконным и недействующим с даты принятия постановления администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> в части установления размера платы граждан за содержание и ремонт многоквартирного дома <данные изъяты>
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
08 сентября 2014 г. администрацией Коломенского муниципального района принято постановление N <данные изъяты> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района".
Пунктом 1 этого постановления предусмотрено установить плату за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных жилых домах, согласно приложению к этому постановлению.
В разделе 192 Приложения определено, что в жилом доме <данные изъяты> плата за содержание и ремонт жилого помещения составляет 29, 47 руб./кв. м общей площади.
Указанное постановление опубликовано в газете "Оптимальный выбор", N 40 (37), 18 сентября 2014 г.
Постановление вступает в силу с 01 октября 2014 г.
Т.А. обратился в суд с заявлением (названо "исковое заявление", с учетом уточнения требований на л.д. 29 - 40) о признании незаконным и недействующим с даты принятия постановления администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> в части установления размера платы граждан за содержание и ремонт многоквартирного дома <данные изъяты> Коломенского района.
В обоснование заявления Т.А. указал, что он является собственником квартиры <данные изъяты>. 16 апреля 2008 г. была выбрана управляющая организация, 25 апреля 2008 г. заключен договор с управляющей организацией, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилого помещения, по итогам открытого конкурса составил 10 руб.
06 ноября 2014 г. заявителю стало известно об установлении администрацией Коломенского муниципального района нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Данное решение заявитель считает незаконным, поскольку согласно жилищному законодательству изменение размера платы могло осуществляться только на общем собрании собственников, однако такое собрание не проводилось в связи с отсутствием кворума, заочного голосования также не было.
Положения части 4 статьи 156 ЖК РФ дают право органу местного самоуправления установить такую плату лишь при одновременном наличии двух условий: при проведении общего собрания и при не разрешении на нем вопроса об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу частей 5 - 8 статьи 5 ЖК РФ органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных дома.
С учетом изложенного заявитель считал оспариваемое постановление незаконным и нарушающим его права как собственника жилого помещения. кроме того, просил приостановить действие оспариваемого постановления до вступления в законную силу решения суда.
В судебное заседание в суде первой инстанции заявитель не явился, его представитель уточненные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц - администрации Коломенского муниципального района и МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района против удовлетворения требований возражали, представили отзывы.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 04 декабря 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Т.А. просит об отмене решения суда как незаконного.
В судебное заседание Т.А., его представитель Т.Л. не явились, были извещены надлежащим образом. Будучи извещенными о времени рассмотрения дела заинтересованные лица - администрация Коломенского муниципального района и МУП "Департамент ЖКХ Коломенского района" своих представителей в судебное заседание не направили. В связи с этим судебная коллегия полагает возможным в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Прошиной И.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Пунктом 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491) определено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что заявитель Т.А. является собственником квартиры N 10 в указанном доме.
16 апреля 2008 г. была выбрана управляющая организация, 25 апреля 2008 г. заключен договор с управляющей организацией, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками жилого помещения, по итогам открытого конкурса составил 10 руб. Перечни обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме установлены в Приложениях N 2 и 3 к этому договору.
В сентябре 2014 г. до сведения жильцов доведена информация о необходимости проведения общего собрания собственников помещений по вопросу увеличения платы за содержание и ремонт жилых помещений с 01 октября 2014 г.
Из заявления Т.А. следует, что общее собрание собственников жилых помещений в этом доме по утверждению перечня услуг и работ, с условиями оказания и выполнения, с размерами финансирования, не проводилось ввиду отсутствия кворума; заочное голосование также не проводилось (л.д. 38).
Согласно разделу 192 Приложения к постановлению администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района" размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом доме <данные изъяты> составляет 29, 47 руб./кв. м общей площади. Данное постановление принято в соответствии с решением Комиссии по ценовой и тарифной политике при администрации Коломенского муниципального района (протокол от 08 сентября 2014 г. N 19).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспоренное постановление принято органом местного самоуправления в пределах его полномочий; порядок введения его в действие соблюден (постановление опубликовано в газете "Оптимальный выбор", N 40 (37), 18 сентября 2014 г. и размещено на официальном сайте Коломенского муниципального района; вступило в силу с 01 октября 2014 г.); содержание оспариваемой нормы не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку решением общего собрания собственников жилых помещений в жилом доме N 8 по ул. Тимохина в с. Непецино не принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, суд первой инстанции признал законным установление размера такой платы органом местного самоуправления согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ.
Доводы в апелляционной жалобе об отсутствии у органов местного самоуправления исходя из положений пункта 2 статьи 12 ЖК РФ полномочий на установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения основаны на неправильном понимании закона. Указанной нормой определено, что требования к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Причем вопреки утверждению в жалобе вопросы установления размера платы за содержание и ремонт жилых помещений не относятся по своему характеру к вопросам установления требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных дома. Как указывалось выше, установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений прямо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в случае, предусмотренном частью 4 статьи 158 ЖК РФ.
На основании изложенного, является законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которым отказано в удовлетворении заявленных Т.А. требований о признании не действующим в части постановления администрации Коломенского муниципального района от 08 сентября 2014 г. N <данные изъяты> "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на территории Коломенского муниципального района". Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что оспоренное постановление не препятствует реализации в установленном порядке собственниками жилых помещений в многоквартирном доме их прав, в том числе тех прав, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Коломенского городского суда Московской области от 04 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)