Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 по делу N А31-5788/2014, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" (ОГРН 1114401004255, ИНН 4401127160)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (ОГРН 1054408637051, ИНН 4401053670)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Костромской Дом" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 22.05.2014 N 06-13-14, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что причиной ненормативной подачи горячей воды в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, м/р-н Черноречье, д. 14, является отсутствие обратной линии рециркуляции. Общество обращалось в Комитет городского хозяйства г. Костромы, ОАО "Костромская областная энергетическая компания", ООО "Костромская теплоэнергетическая компания" с просьбой решить вопрос о восстановлении обратной линии рециркуляции горячего водоснабжения в данном доме. В ответ Комитет городского хозяйства г. Костромы сообщил, что работы планируется выполнить в 2015 году.
Общество указывает, что пониженная температура воды зафиксирована на вводе в спорный дом - 47 С. С просьбой обеспечить нормативную подачу горячего теплоснабжения ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" неоднократно обращалось в ресурсоснабжающую организацию Ивановскую компанию по эксплуатации котельных и тепловых сетей ООО "Ивановотеплосервис".
Также Общество сообщает, что с 10.05.2014 многоквартирный дом по адресу: г. Кострома, м/р-н Черноречье, д. 14, на основании протокола общего собрания собственников находится в непосредственном управлении.
С учетом изложенного, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" считает, что вина Общества в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, так как необходимые меры по устранению нарушений были предприняты в кратчайшие сроки.
Инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Административный орган представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" является управляющей организацией в отношении дома N 14 м/р-н Черноречье города Костромы (далее - спорный дом), на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2013.
В соответствии с пунктом 2.1.1. данного договора управляющая компания обязана обеспечить за плату управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества по перечню и утвержденным сметам в объеме денежных средств, внесенных собственниками.
27.03.2014 в государственную жилищную инспекцию Костромской области поступило обращение собственника жилого помещения спорного дома Саренко Людмилы Валентиновны по вопросам исполнения жилищного законодательства, направленное прокуратурой Костромской области для проверки и принятия мер в пределах предоставленных полномочий.
С 09.04.2014 по 11.04.2014 по жалобе Саренко Л.В., проживающей по адресу: г. Кострома, м-н Черноречье, дом 14, кв. 17, на основании приказа начальника Инспекции от 04.04.2014 N 929 (л.д. 42-44) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" на предмет соблюдения обязательных требований по содержанию общего имущества в части, имеющей отношение к нарушению режима и нормативов предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В ходе проведения проверки установлено, что квартира N 17 расположена на 5-м этаже 5-этажного дома (подъезд N 1). На момент проверки температура горячей воды в точках водоразбора (в ванной комнате и на кухне) составляла 44,2-44,8 С, при нормативной 60 С.
Температура горячего водоснабжения в точках водоразбора в квартире N 62 в ванной комнате и на кухне составляла 44 С при нормативной 60 С. Квартира N 62 расположена на 1-м этаже 4-го подъезда.
Температура горячего водоснабжения в точках водоразбора в кухне и ванной комнате квартиры N 45 составила 45 С при нормативной 60 С. Квартира N 45 расположена на 2-м этаже 3-го подъезда.
Температура на вводе в дом составила 47 С, давление на вводе в дом 2,7-3 атм. Показания на вводе в дом сняты с установленных приборов измерения. Обследование производилось с использованием термометра контактного ТК 5,09.N 1262820. Замеры температуры горячего водоснабжения производились по истечении 3-х минут после полного открытия кранов горячего водоснабжения в квартирах.
По результатам проведенной проверки Инспекция пришла к заключению, что указанные выше недостатки являются нарушением требований пунктов 3 (в, д), 31 (а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 5 раздела 2 приложения N 1 Правил N 354, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 11.04.2014 N 74-13 (л.д. 49-50).
В отношении Общества выдано обязательное для исполнения предписание от 11.04.2014 N 28-13 (л.д. 51) о необходимости провести мероприятия, направленные на обеспечение нормативной температуры горячего водоснабжения в точках водоразбора в кухне и ванной комнате квартиры N 17 спорного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
17.04.2014 должностное лицо Инспекции составило в отношении ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" в присутствии его представителя по доверенности протокол об административном правонарушении N 06-13 (л.д. 80-81).
20.05.2014 начальник Инспекции, рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 06-13-14 (полный текст постановления изготовлен 22.05.2014), в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 9-13).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Костромской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии Общества состава вменяемого ему правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В силу пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Одновременно согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), должно составлять: в ночное время с 0.00 до 5.00 часов - не более чем на 5,0 °C, в дневное время с 5.00 до 0.00 часов - не более чем на 3,0 °C.
Административным органом и судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что горячее водоснабжение в части квартир спорного дома не соответствовало установленным нормативам, поскольку температура горячей воды в местах водоразбора составляла менее +60 °C, причем отклонение температуры не соответствовало допустимому пределу, установленному пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354. Данный факт заявителем по существу не оспаривается.
Согласно частям 1, 9 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме (статья 162 ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Анализируя содержание представленного в материалы дела договора управления спорным многоквартирным домом от 01.09.2013, заключенного собственниками помещений спорного дома с Обществом, а также с учетом вышеприведенных нормативных положений, суд приходит к выводу, что Общество является управляющей организацией по отношению к спорному жилому дому и исполнителем коммунальных услуг.
В настоящем случае Общество, являясь управляющей компанией, не приняло надлежащих мер для оказания качественной коммунальной услуги жителям многоквартирного дома, не приняло мер по контролю качества предоставляемой услуги, а также по устранению причин ненадлежащего предоставления коммунальной услуги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом", являющегося исполнителем коммунальной услуги и ответственного за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества, события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Опровергая выводы суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения, Общество в апелляционной жалобе указывает, что при проведении проверки зафиксирована пониженная температура воды на вводе в дом (47 С). Ссылаясь на неоднократные обращения к поставщику коммунального ресурса с просьбой обеспечить нормативную подачу горячего водоснабжения, Общество указывает, что ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" приняло необходимые меры по устранению нарушений в кратчайшие сроки.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, приведенные Обществом основания не освобождают его от ответственности за совершение правонарушения. Более того, доказательств, что Обществом были предприняты исчерпывающие и достаточные меры в целях надлежащего исполнения обязательств поставщиком ресурса, в деле не имеется. Представленные в материалы дела обращения в адрес Ивановской компании по эксплуатации котельных и тепловых сетей ООО "Ивановотеплосервис" датированы после проведения проверки (л.д. 21, 22), соответственно, не подтверждают принятие заявителем мер в целях недопущения совершения правонарушения.
Оспаривая постановление административного органа и решение суда первой инстанции, Общество указывает, что причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги горячего водоснабжения в спорном доме является отсутствие обратной линии рециркуляции. Общество отмечает, что обращалось в Комитет городского хозяйства города Костромы с просьбой оказания содействия в решении данного вопроса. Как указывает заявитель, с данным вопросом Общество также обращалось в ОАО "Костромская областная энергетическая компания", ООО "Костромская теплоэнергетическая компания". Комитет городского хозяйства города Костромы сообщил, что проведение данных работ планируется в 2015 году.
Однако изложенные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины управляющей компании в совершении правонарушения, поскольку невыполнение определенных работ в течение длительного времени не должно позволять управляющей компании оказывать коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Ссылка Общества, что с 10.05.2014 спорный многоквартирный дом на основании протокола общего собрания собственников находится в непосредственном управлении, не исключает ответственность управляющей компании за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, выявленное в апреле 2014 года. Правонарушение, за которое ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" привлечено к административной ответственности, совершено в период действия договора управления многоквартирным домом от 01.09.2013.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в деянии заявителя доказано.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, регламентированной нормами КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании с заявителя не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 по делу N А31-5788/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2014 ПО ДЕЛУ N А31-5788/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N А31-5788/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Измоденовой Ю.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон:
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 по делу N А31-5788/2014, принятое судом в порядке упрощенного производства в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" (ОГРН 1114401004255, ИНН 4401127160)
к государственной жилищной инспекции Костромской области (ОГРН 1054408637051, ИНН 4401053670)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Костромской Дом" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 22.05.2014 N 06-13-14, которым Общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указывает, что причиной ненормативной подачи горячей воды в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, м/р-н Черноречье, д. 14, является отсутствие обратной линии рециркуляции. Общество обращалось в Комитет городского хозяйства г. Костромы, ОАО "Костромская областная энергетическая компания", ООО "Костромская теплоэнергетическая компания" с просьбой решить вопрос о восстановлении обратной линии рециркуляции горячего водоснабжения в данном доме. В ответ Комитет городского хозяйства г. Костромы сообщил, что работы планируется выполнить в 2015 году.
Общество указывает, что пониженная температура воды зафиксирована на вводе в спорный дом - 47 С. С просьбой обеспечить нормативную подачу горячего теплоснабжения ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" неоднократно обращалось в ресурсоснабжающую организацию Ивановскую компанию по эксплуатации котельных и тепловых сетей ООО "Ивановотеплосервис".
Также Общество сообщает, что с 10.05.2014 многоквартирный дом по адресу: г. Кострома, м/р-н Черноречье, д. 14, на основании протокола общего собрания собственников находится в непосредственном управлении.
С учетом изложенного, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" считает, что вина Общества в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, так как необходимые меры по устранению нарушений были предприняты в кратчайшие сроки.
Инспекция представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Административный орган представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" является управляющей организацией в отношении дома N 14 м/р-н Черноречье города Костромы (далее - спорный дом), на основании договора управления многоквартирным домом от 01.09.2013.
В соответствии с пунктом 2.1.1. данного договора управляющая компания обязана обеспечить за плату управление многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества по перечню и утвержденным сметам в объеме денежных средств, внесенных собственниками.
27.03.2014 в государственную жилищную инспекцию Костромской области поступило обращение собственника жилого помещения спорного дома Саренко Людмилы Валентиновны по вопросам исполнения жилищного законодательства, направленное прокуратурой Костромской области для проверки и принятия мер в пределах предоставленных полномочий.
С 09.04.2014 по 11.04.2014 по жалобе Саренко Л.В., проживающей по адресу: г. Кострома, м-н Черноречье, дом 14, кв. 17, на основании приказа начальника Инспекции от 04.04.2014 N 929 (л.д. 42-44) проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" на предмет соблюдения обязательных требований по содержанию общего имущества в части, имеющей отношение к нарушению режима и нормативов предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В ходе проведения проверки установлено, что квартира N 17 расположена на 5-м этаже 5-этажного дома (подъезд N 1). На момент проверки температура горячей воды в точках водоразбора (в ванной комнате и на кухне) составляла 44,2-44,8 С, при нормативной 60 С.
Температура горячего водоснабжения в точках водоразбора в квартире N 62 в ванной комнате и на кухне составляла 44 С при нормативной 60 С. Квартира N 62 расположена на 1-м этаже 4-го подъезда.
Температура горячего водоснабжения в точках водоразбора в кухне и ванной комнате квартиры N 45 составила 45 С при нормативной 60 С. Квартира N 45 расположена на 2-м этаже 3-го подъезда.
Температура на вводе в дом составила 47 С, давление на вводе в дом 2,7-3 атм. Показания на вводе в дом сняты с установленных приборов измерения. Обследование производилось с использованием термометра контактного ТК 5,09.N 1262820. Замеры температуры горячего водоснабжения производились по истечении 3-х минут после полного открытия кранов горячего водоснабжения в квартирах.
По результатам проведенной проверки Инспекция пришла к заключению, что указанные выше недостатки являются нарушением требований пунктов 3 (в, д), 31 (а) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 5 раздела 2 приложения N 1 Правил N 354, пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 11.04.2014 N 74-13 (л.д. 49-50).
В отношении Общества выдано обязательное для исполнения предписание от 11.04.2014 N 28-13 (л.д. 51) о необходимости провести мероприятия, направленные на обеспечение нормативной температуры горячего водоснабжения в точках водоразбора в кухне и ванной комнате квартиры N 17 спорного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства.
17.04.2014 должностное лицо Инспекции составило в отношении ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" в присутствии его представителя по доверенности протокол об административном правонарушении N 06-13 (л.д. 80-81).
20.05.2014 начальник Инспекции, рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 06-13-14 (полный текст постановления изготовлен 22.05.2014), в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 9-13).
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Костромской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в деянии Общества состава вменяемого ему правонарушения, а также отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статья 7.23 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за обеспечение населения коммунальными услугами.
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ), устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к данным Правилам.
В силу пункта 4 Правил N 354 горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам.
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 установлено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пункту 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Одновременно согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска.
В соответствии с пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09), должно составлять: в ночное время с 0.00 до 5.00 часов - не более чем на 5,0 °C, в дневное время с 5.00 до 0.00 часов - не более чем на 3,0 °C.
Административным органом и судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что горячее водоснабжение в части квартир спорного дома не соответствовало установленным нормативам, поскольку температура горячей воды в местах водоразбора составляла менее +60 °C, причем отклонение температуры не соответствовало допустимому пределу, установленному пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354. Данный факт заявителем по существу не оспаривается.
Согласно частям 1, 9 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме (статья 162 ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Анализируя содержание представленного в материалы дела договора управления спорным многоквартирным домом от 01.09.2013, заключенного собственниками помещений спорного дома с Обществом, а также с учетом вышеприведенных нормативных положений, суд приходит к выводу, что Общество является управляющей организацией по отношению к спорному жилому дому и исполнителем коммунальных услуг.
В настоящем случае Общество, являясь управляющей компанией, не приняло надлежащих мер для оказания качественной коммунальной услуги жителям многоквартирного дома, не приняло мер по контролю качества предоставляемой услуги, а также по устранению причин ненадлежащего предоставления коммунальной услуги.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом", являющегося исполнителем коммунальной услуги и ответственного за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества, события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Опровергая выводы суда первой инстанции о доказанности вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения, Общество в апелляционной жалобе указывает, что при проведении проверки зафиксирована пониженная температура воды на вводе в дом (47 С). Ссылаясь на неоднократные обращения к поставщику коммунального ресурса с просьбой обеспечить нормативную подачу горячего водоснабжения, Общество указывает, что ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" приняло необходимые меры по устранению нарушений в кратчайшие сроки.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 150 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, приведенные Обществом основания не освобождают его от ответственности за совершение правонарушения. Более того, доказательств, что Обществом были предприняты исчерпывающие и достаточные меры в целях надлежащего исполнения обязательств поставщиком ресурса, в деле не имеется. Представленные в материалы дела обращения в адрес Ивановской компании по эксплуатации котельных и тепловых сетей ООО "Ивановотеплосервис" датированы после проведения проверки (л.д. 21, 22), соответственно, не подтверждают принятие заявителем мер в целях недопущения совершения правонарушения.
Оспаривая постановление административного органа и решение суда первой инстанции, Общество указывает, что причиной ненадлежащего качества коммунальной услуги горячего водоснабжения в спорном доме является отсутствие обратной линии рециркуляции. Общество отмечает, что обращалось в Комитет городского хозяйства города Костромы с просьбой оказания содействия в решении данного вопроса. Как указывает заявитель, с данным вопросом Общество также обращалось в ОАО "Костромская областная энергетическая компания", ООО "Костромская теплоэнергетическая компания". Комитет городского хозяйства города Костромы сообщил, что проведение данных работ планируется в 2015 году.
Однако изложенные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины управляющей компании в совершении правонарушения, поскольку невыполнение определенных работ в течение длительного времени не должно позволять управляющей компании оказывать коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Ссылка Общества, что с 10.05.2014 спорный многоквартирный дом на основании протокола общего собрания собственников находится в непосредственном управлении, не исключает ответственность управляющей компании за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества, выявленное в апреле 2014 года. Правонарушение, за которое ЗАО "Управляющая компания "Костромской Дом" привлечено к административной ответственности, совершено в период действия договора управления многоквартирным домом от 01.09.2013.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в деянии заявителя доказано.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, регламентированной нормами КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о ее взыскании с заявителя не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.08.2014 по делу N А31-5788/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Костромской Дом" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья
Г.Г.ИВШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)