Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2008 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морсиной И.С.
при участии в судебном заседании:
- от ответчика (заявителя жалобы) - Министерства Финансов Российской Федерации - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (телеграфное уведомление N 904);
- от истца - жилищно-строительного кооператива N 296 - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 5050);
- от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
- Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 5049);
- Территориального органа Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управления социальной защиты населения Автозаводского района Нижнего Новгорода) - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 5052),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2008 по делу N А43-31205/2007-15-801, принятое судьей Игнатовой И.И.,
по иску жилищно-строительного кооператива N 296, г. Нижний Новгород, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 24 291 рубля 34 копеек
жилищно-строительный кооператив N 296, г. Нижний Новгород, (далее ЖСК N 296) обратился в арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее МФ РФ) о взыскании убытков в сумме 24291 рубля 34 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году.
Исковые требования основаны на статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В обоснование иска указано, что в соответствии с указанными нормативными актами ЖСК N 296 предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг с июля по декабрь 2004 года льготным категориям граждан. Поскольку сумма расходов сверх лимитов за 2004 года истцу не возмещена, последний обратился в суд с указанным иском.
Ответчик МФ РФ иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2008 по делу N А43-31205/2007-15-801 исковые требования ЖСК N 296 удовлетворены: с Российской Федерации в лице МФ РФ в пользу ЖСК N 296 за счет казны Российской Федерации взыскана сумма убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составляющих 24 291 рубль 34 копейки.
Ответчик МФ РФ, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суд первой инстанции неправильно применил нормы закона, касающиеся срока исковой давности. Заявитель указывает, что на момент обращения в суд с иском 29.12.2007 трехгодичный срок, установленный законом, истек 01.12.2007.
Кроме того, заявитель считает, что правоотношения сторон носили длящийся характер, у ответчика имелась обязанность ежемесячной компенсации льгот, что предполагает исчисление срока давности по каждому платежу в период с июля по ноябрь 2004 г.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Согласно отзыва от 01.07.2008 ЖСК N 296 с апелляционной жалобой не согласно.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2004 года гражданам, проживающим в Автозаводском районе г. Нижний Новгород и имеющим право на льготу в соответствии с указанным Законом, ЖСК N 296 предоставлялась льгота по оплате коммунальных услуг.
Предметом настоящего иска явилось возмещение расходов, понесенных ЖСК N 296 в связи с предоставлением указанных льгот.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот гражданам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации и имеют целевое значение. Федеральный бюджет определен законом как источник финансирования льгот.
Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что если установившим льготы федеральным законом или в его исполнении иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание осуществляется с Российской Федерации независимо от того, предусмотрены ли соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с этим, убытки, понесенные ЖСК N 296 в связи с предоставлением льгот согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования ЖСК N 296, суд обоснованно отклонил заявление ответчика (МФ РФ) о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
По смыслу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
В соответствии со статьей 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.
Денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись истцу из средств федерального бюджета, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, в связи с этим финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, то течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по такой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с этим, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2004 году ЖСК N 296 могло и должно было узнать не ранее 01.01.2005, по окончании финансового года. Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно с этой даты необходимо исчислять срок исковой давности по заявленным истцом требованиям.
ЖСК N 296 обратилось с иском в Арбитражный суд Нижегородской области 29.12.2007, следовательно, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не пропущен.
Довод заявителя о том, что правоотношения сторон носили длящийся характер, и у ответчика имелась обязанность ежемесячной компенсации льгот, что предполагает исчисление срока по каждому платежу в заявленный период 2004 года - подлежит отклонению. Данный порядок компенсации расходов истца предусмотрен условиями договора N 12 от 14.04.2004, заключенного между ЖСК N 296 и Управлением по труду и социальной защите населения администрации Автозаводского района, в пределах лимитов бюджетных обязательств. В то время, как кредиторская задолженность по Федеральному Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" представляет собой сверхлимитную задолженность. В связи с этим, положения о порядке расчетов, предусмотренные указанным договором, применительно к исчислению срока исковой давности не могут быть применимы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения арбитражного суда Нижегородской области по доводам апелляционной жалобы МФ РФ не имеется.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор между сторонами разрешен правильно. Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решение арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2008 по делу N А43-31205/2007-15-801 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2008 ПО ДЕЛУ N А43-31205/2007-15-801
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2008 г. по делу N А43-31205/2007-15-801
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2008 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морсиной И.С.
при участии в судебном заседании:
- от ответчика (заявителя жалобы) - Министерства Финансов Российской Федерации - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (телеграфное уведомление N 904);
- от истца - жилищно-строительного кооператива N 296 - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 5050);
- от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:
- Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 5049);
- Территориального органа Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (Управления социальной защиты населения Автозаводского района Нижнего Новгорода) - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 5052),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2008 по делу N А43-31205/2007-15-801, принятое судьей Игнатовой И.И.,
по иску жилищно-строительного кооператива N 296, г. Нижний Новгород, к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 24 291 рубля 34 копеек
установил:
жилищно-строительный кооператив N 296, г. Нижний Новгород, (далее ЖСК N 296) обратился в арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее МФ РФ) о взыскании убытков в сумме 24291 рубля 34 копеек, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году.
Исковые требования основаны на статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В обоснование иска указано, что в соответствии с указанными нормативными актами ЖСК N 296 предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг с июля по декабрь 2004 года льготным категориям граждан. Поскольку сумма расходов сверх лимитов за 2004 года истцу не возмещена, последний обратился в суд с указанным иском.
Ответчик МФ РФ иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2008 по делу N А43-31205/2007-15-801 исковые требования ЖСК N 296 удовлетворены: с Российской Федерации в лице МФ РФ в пользу ЖСК N 296 за счет казны Российской Федерации взыскана сумма убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" составляющих 24 291 рубль 34 копейки.
Ответчик МФ РФ, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя, суд первой инстанции неправильно применил нормы закона, касающиеся срока исковой давности. Заявитель указывает, что на момент обращения в суд с иском 29.12.2007 трехгодичный срок, установленный законом, истек 01.12.2007.
Кроме того, заявитель считает, что правоотношения сторон носили длящийся характер, у ответчика имелась обязанность ежемесячной компенсации льгот, что предполагает исчисление срока давности по каждому платежу в период с июля по ноябрь 2004 г.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Согласно отзыва от 01.07.2008 ЖСК N 296 с апелляционной жалобой не согласно.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьего лица по имеющимся доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что во исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в июле, сентябре, октябре, ноябре, декабре 2004 года гражданам, проживающим в Автозаводском районе г. Нижний Новгород и имеющим право на льготу в соответствии с указанным Законом, ЖСК N 296 предоставлялась льгота по оплате коммунальных услуг.
Предметом настоящего иска явилось возмещение расходов, понесенных ЖСК N 296 в связи с предоставлением указанных льгот.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот гражданам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъекта Российской Федерации и имеют целевое значение. Федеральный бюджет определен законом как источник финансирования льгот.
Из пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что если установившим льготы федеральным законом или в его исполнении иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание осуществляется с Российской Федерации независимо от того, предусмотрены ли соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В соответствии с этим, убытки, понесенные ЖСК N 296 в связи с предоставлением льгот согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования ЖСК N 296, суд обоснованно отклонил заявление ответчика (МФ РФ) о пропуске истцом трехгодичного срока исковой давности.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
По смыслу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря.
В соответствии со статьей 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря.
Денежные средства на компенсацию указанных льгот перечислялись истцу из средств федерального бюджета, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, в связи с этим финансирование соответствующих расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Если законом, иными нормативными актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, то течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по такой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с этим, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2004 году ЖСК N 296 могло и должно было узнать не ранее 01.01.2005, по окончании финансового года. Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации именно с этой даты необходимо исчислять срок исковой давности по заявленным истцом требованиям.
ЖСК N 296 обратилось с иском в Арбитражный суд Нижегородской области 29.12.2007, следовательно, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не пропущен.
Довод заявителя о том, что правоотношения сторон носили длящийся характер, и у ответчика имелась обязанность ежемесячной компенсации льгот, что предполагает исчисление срока по каждому платежу в заявленный период 2004 года - подлежит отклонению. Данный порядок компенсации расходов истца предусмотрен условиями договора N 12 от 14.04.2004, заключенного между ЖСК N 296 и Управлением по труду и социальной защите населения администрации Автозаводского района, в пределах лимитов бюджетных обязательств. В то время, как кредиторская задолженность по Федеральному Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" представляет собой сверхлимитную задолженность. В связи с этим, положения о порядке расчетов, предусмотренные указанным договором, применительно к исчислению срока исковой давности не могут быть применимы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения арбитражного суда Нижегородской области по доводам апелляционной жалобы МФ РФ не имеется.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спор между сторонами разрешен правильно. Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2008 по делу N А43-31205/2007-15-801 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Н.А.НАСОНОВА
Н.А.НАСОНОВА
Судьи
Н.А.КАЗАКОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
Н.А.КАЗАКОВА
А.И.ВЕЧКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)