Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2015 N 18АП-6275/2015 ПО ДЕЛУ N А34-388/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. N 18АП-6275/2015

Дело N А34-388/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2015 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.04.2015 по делу N А34-388/2015 (судья Шестакова Л.П.).

Открытое акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, ОАО "КГК") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Курганской области) о признании недействительным предписания N 0001319 от 13.11.2014.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Спектр" (далее - ООО "УК "Спектр", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.04.2015 (резолютивная часть решения объявлена 21.04.2015) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "КГК" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, таким исполнителем является управляющая организация, которая обязана предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с установленными требованиями. Полагает, что отсутствие у заявителя статуса исполнителя коммунальной услуги свидетельствует об отсутствии у инспекции права на проведение проверки заявителя.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От сторон в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон и третьего лица.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу ГЖИ Курганской области против удовлетворения жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ОАО "КГК" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2006 за основным государственным регистрационным номером 1064501172416 и осуществляет деятельность по производству и передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).
В связи с поступлением в ГЖИ Курганской области обращения жителя дома N 30 в 1 мкрн. в г. Кургане Копытовой Е. на нарушение температурного режима горячего водоснабжения этого дома, определением от 10.11.2014 N 2171 инспекция возбудила в отношении ОАО "КГК" дело об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 28).
На основании указанного определения в ходе проведения административного расследования в период с 12.11.2014 по 13.11.2014 должностным лицом инспекции проведена проверка энергоснабжающей организации - ОАО "КГК" на предмет соблюдения режима горячего водоснабжения указанного жилого дома, результаты которой отражены в акте N 3664 от 13.11.2014, составленном в присутствии представителя заявителя (л.д. 29).
Актом зафиксировано, что в нарушение приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), п. 4.16.3 ГОСТа Р51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", утвержденного Постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 158-ст (далее - ГОСТ Р51617-2000), температура горячей воды на вводе в здание составляет 44 град.С (норматив не ниже 60 град.С и не выше 75 град.С). Температура горячей воды в точке водоразбора потребителей квартиры N 25 названного дома после слива в течение 3 минут составила 34 град.С, в квартире N 90 после слива в течение 3 минут, температура горячей воды составила 34 град.С.
По итогам указанного мероприятия заинтересованным лицом заявителю выдано предписание от 13.11.2014 N 0001319 об устранении нарушений законодательства.
Этим предписанием заявителю предписано в срок до 20.11.2014 обеспечить на вводе в жилой дом нормативный уровень коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям дома с параметрами температуры воды не менее 60 град.С и не более 75 град.С.
Считая указанное предписание незаконным, заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о недоказанности наличия совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренного предписания.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предписание от 13.11.2014 N 0001319 выдано ГЖИ Курганской области в пределах компетенции, предоставленной этому органу ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, и п. п. 1.1, 2.1, 3.1.1, 4.1.7 Положения о государственной жилищной инспекции Курганской области, утвержденного Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.06.2005 N 219, по результатам проверки соблюдения нормативов качества оказания коммунальной услуги собственникам помещений многоквартирного жилого дома. В этой связи подлежит отклонению довод апелляционной жалобе о выдаче такого предписания инспекцией за пределами предоставленных ей полномочий.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 этого Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч. 15).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, необходимо обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
В силу пункта 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50°С до 75°С.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах в том числе горячего водоснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (п. 9 Правил N 354).
Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации в том числе о водоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 Правил N 354 (пп."а" п. 17 Правил N 354).
В соответствии с п. 21 Правил N 354, договоры горячего водоснабжения, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
Согласно положениям части 1 статьи 36, части 3 статьи 39 ЖК РФ, пунктов 5, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, при наличии заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией договора управления, ответственность за предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества несет управляющая организация. Организация, осуществляющая поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает в этом случае за качество указанных ресурсов до границ общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом N 30 в 1 мкрн. в г. Кургане осуществляется ООО "УО "Спектр" (договор управления от 20.05.2014), ОАО "КГК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 30 в 1 мкрн. в г. Кургане коммунальный ресурс - горячую воду. При этом, расчеты с гражданами-потребителями за оказанные коммунальные услуги по горячему водоснабжению производятся на основании платежных документов, которые выставляются потребителям ежемесячно. По установленному тарифу общество напрямую взимает с жителей этого дома плату за горячее водоснабжение. Оплата за оказанные коммунальные услуги осуществляется гражданами потребителями (жильцами дома) непосредственно на счет ОАО "Курганская генерирующая компания".
Как установлено судом, между ОАО "КГК" и ООО "УО "Спектр" заключен договор энергоснабжения от 18.11.2008 N 4329 (с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2009, от 21.02.2011), по условиям указанного договора энергоснабжающая организация ОАО "КГК" подает абоненту - управляющей организации тепловую энергию в горячей воде, в том числе, на энергоснабжение жилого дома N 30 в 1 мкрн. в г. Кургане.
Однако, этот договор исполнялся сторонами только в части поставок и оплаты услуг горячего водоснабжения нежилых помещений для нужд ООО "УО "Спектр". Доказательств урегулирования отношений, связанных с оказанием собственникам помещений указанного жилого дома коммунальной услуги горячего водоснабжения, посредством заключения соответствующих договоров с управляющей организацией в материалах дела не имеется.
Таким образом, заявитель по отношению к собственникам помещений многоквартирного дома является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, несущим ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса до внешней границы внутридомовых сетей электроснабжения.
По итогам проведенной в отношении заявителя проверки инспекцией сделан вывод о нарушении обществом, как исполнителем коммунальной услуги, несущей ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса до внешней границы внутридомовых сетей энергоснабжения, указанных требований Правил N 354, ГОСТа Р 51617-2000 (несоответствие температуры горячей воды на вводе в жилой дом указанным нормативным требованиям (температура составила 44°С)), что и послужило основанием для выдачи оспоренного предписания.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании акта проверки N 3664 от 13.11.2014, в отношении ОАО "КГК" был составлен протокол об административном правонарушении от 13.11.2014 и вынесено постановление от 03.12.2014 N 206, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 7.23 КоАП РФ.
В рамках дела N А34-186/2015 Арбитражного суда Курганской области ОАО "КГК" оспаривалось постановление административного органа от 03.12.2014 N 206 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23.03.2015 по делу N А34-186/2015, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, в удовлетворении заявленных ОАО "КГК" требований о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 03.12.2014 N 206 отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ОАО "КГК", суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении заявителем требований при оказании коммунальной услуги горячего водоснабжения собственникам помещений жилого дома N 30 1 мкр. в г. Кургане ввиду необеспечения нормативного уровня температуры горячей воды, в том числе на вводе в этот жилой дом.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку указанное постановление по административному делу, а также оспариваемое в настоящем деле предписание вынесены по итогам одной проверки, в связи с выявлением одних и тех же нарушений нормативных требований, следовательно, обстоятельства, установленные арбитражным судом при рассмотрении дела об оспаривании постановления, имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Исходя из того, что факт нарушения ОАО "КГК" требований п. 4.16.3 ГОСТа Р 51617-2000, Приложения 1 к Правилам N 354 нашел подтверждение при рассмотрении дела А34-186/2015, апелляционный суд приходит к выводу о законности оспариваемого предписания ГЖИ Курганской области.
Законность оспоренного ненормативного правового акта исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого акта недействительным.
Процессуальных нарушений, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 23.04.2015 по делу N А34-388/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
А.А.АРЯМОВ

Судьи
Н.Г.ПЛАКСИНА
М.Б.МАЛЫШЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)