Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 23.09.2015 N 43-АПГ15-6

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 сентября 2015 г. N 43-АПГ15-6


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Никифорова С.Б.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Меркушева А.А. о признании недействующими Положения о лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и состава лицензионной комиссии по управлению многоквартирными домами, утвержденных указом Главы Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 г. N 307,
по апелляционной жалобе Меркушева А.А. на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 июня 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Меркушева А.А. - Килеевой И.Ю. и Камаевой Н.В., поддержавших требования апелляционной жалобы, объяснения представителей Главы Удмуртской Республики Лебедева С.О. и Вострикова С.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

указом Главы Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 г. N 307 (далее - Указ N 307) утверждено Положение о лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение) и состав лицензионной комиссии по управлению многоквартирными домами. Указанное постановление официально опубликовано 1 октября 2014 г., вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Меркушев А.А. обратился в суд с заявлением, уточненным в предварительном судебном заседании, о признании недействующими Положения и состава лицензионной комиссии по управлению многоквартирными домами с момента принятия Указа N 307 в полном объеме, указав, что была нарушена процедура его принятия и опубликования, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статьям 20, 201 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральному закону от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Методическим указаниям о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 658/пр (далее - Методические указания).
Кроме того, в обоснование заявленных требований заявитель ссылался на неопределенность оспариваемых норм.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 июня 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Меркушев А.А. просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Главой Удмуртской Республики поданы возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оценила материалы административного дела и проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 ЖК РФ).
Субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии (части 1, 2 статьи 201 ЖК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Главы Удмуртской Республики, закрепленных в статье 48 Конституции Удмуртской Республики.
Довод заявителя о том, что была нарушена процедура принятия и опубликования Указа N 307, поскольку не проводилась оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, непосредственно названный нормативный правовой акт официально опубликован в установленном законом порядке на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.
Статьей 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и принятым в соответствии с ней постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 декабря 2012 г. N 526 "Об утверждении порядка проведения процедуры регулирующего воздействия" (далее - постановление N 526) предусмотрена оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. Процедура оценки регулирующего воздействия предусматривает размещение проекта оцениваемых правовых актов на сайте разработчика проекта нормативного правового акта Удмуртской Республики (статьи 12 - 15 Порядка проведения процедуры регулирующего воздействия, утвержденного постановлением N 526).
Вместе с тем, Указ N 307 определяет полномочия, функции, порядок осуществления деятельности и состав лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами Удмуртской Республики, и не регламентирует вопросы осуществления предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом положений Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 272-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" подлежит отклонению, так как в материалах дела имеется подготовленное в соответствии с названным Федеральным законом экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике от 28 октября 2014 г., согласно которому по результатам проведения правовой экспертизы Указа N 307 коррупциогенные факторы не выявлены.
Отклоняется довод Меркушева А.А. о том, что подпункты 1 - 4 пункта 4 Положения содержат неопределенные нормы, поскольку указанные нормы воспроизводят положения части 4 статьи 201 ЖК РФ, которые коррелируют с иными статьями названного Кодекса и конкретизирующими их актами уполномоченных органов. Так, порядок принятия лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии предусмотрены статьей 194 ЖК РФ, порядок проведения квалификационного экзамена - частями 2, 3, 4 и 8 статьи 202 ЖК РФ, принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии - статьей 199 ЖК РФ, участие в мероприятиях по лицензионному контролю - статьей 196, частью 5 статьи 198 ЖК РФ.
Заслуживает внимание довод Меркушева А.А. о том, что содержащаяся в утвержденном Указом N 307 составе лицензионной комиссии по управлению многоквартирными домами фраза в отношении членов лицензионной комиссии "по согласованию" является неопределенной по своему содержанию.
Частями 1 - 2 статьи 201 ЖК РФ предусмотрено, что лицензионная комиссия создается на постоянной основе, ее состав определяется решением о создании такой комиссии, и действующим законодательством не предусмотрено дополнительных требований, касающихся какого-либо рода согласования кандидатур членов комиссии.
С учетом изложенных обстоятельств, требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции в силу пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ отмене в части с принятием нового решения по административному делу.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 5 июня 2015 г. отменить в части и принять по административному делу новое решение.
Признать недействующим состав лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденный указом Главы Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 г. N 307 "О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами" в части слов "(по согласованию)".
В остальной части оставить решение без изменения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)