Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.03.2015 N Ф05-841/2015 ПО ДЕЛУ N А41-20350/14

Требование: О признании незаконным предписания государственной жилищной инспекции.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу предписано произвести перерасчет (возврат) неправомерно начисленной платы за общедомовые нужды по электрической энергии всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А41-20350/14


Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Мосэнергосбыт" - Куралесов А.А. доверенность от 01 декабря 2014 года N 91-09-41, Куликова Н.Н. доверенность от 01 декабря 2014 года N 91-09-31,
от заинтересованного лица: ГУ "Московская жилищная инспекция" МО - Калинин Д.И. доверенность от 10 октября 2014 года N 39исх-3200/39-02-02,
от третьих лиц: ЗАО ЕЖКХ г. Кашира - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 05-12 марта 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Мосэнергосбыт"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 04 декабря 2014 года,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
по заявлению ОАО "Мосэнергосбыт" (ОГРН.1057746557329)
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области (ОГРН.1045003352261)
об оспаривании ненормативного правового акта,
третье лицо: ЗАО "Единое жилищно-коммунальное хозяйство города Кашира"

установил:

ОАО "Мосэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция) о признании незаконным предписания от 25 марта 2014 года N 1-16-02159-12-2014.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2014 года решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое предписание не соответствует закону.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 05 марта 2015 года до 13 часов 50 минут 12 марта 2015 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Московского округа.
В судебном заседании, представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал. Представлены письменные пояснения к кассационной жалобе, которые приобщены к материалам дела.
Представитель Госжилинспекции возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
ЗАО "Единое жилищно-коммунальное хозяйство города Кашира", извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направило. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что по результатам проверки ОАО "Мосэнергосбыт" на предмет соблюдения жилищного законодательства Госжилинспекцией вынесено предписание от 25 марта 2014 года N 1-16-02159-12-2014, согласно которому обществу необходимо в срок до 23 мая 2014 года произвести перерасчет (возврат) неправомерно начисленной платы за общедомовые нужды по электроэнергии всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 24 по ул. 8 Марта г. Кашира Московской области за период с мая 2013 года по настоящее время.
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает права общества, ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в частности, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 20 марта 2007 года N 4989-СК/07 "О применении пунктов 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 разъясняется, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ, (ЖСК, ЖК или иным специализированным кооперативом) ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с Письмом Министерства Регионального развития РФ от 02 мая 2007 года N 8167-ЮТ/07 "О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги" расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка платежных документов, взыскание просроченной задолженности в зависимости от способа управления многоквартирным домом является обязанностью управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК на ресурсоснабжающие и подрядные организации, указанные обязанности возлагаются только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками находящихся в нем жилых помещений.
Как установлено судами, в рассматриваемом многоквартирном доме был избран способ управления жилым домом - управляющей организацией ЗАО "ЕЖКХ"., а также между ЗАО "ЕЖКХ" и собственниками жилых помещений в доме N 24 по ул. 8 Марта г. Кашира в ноябре 2011 года были заключены договоры управления данным многоквартирным домом.
Таким образом, поскольку собственниками жилых помещений был избран способ управления жилым домом и избрана управляющая организация, ОАО "Мосэнергосбыт" не вправе производить расчет и требовать напрямую от жителей многоквартирного дома, плату за электроэнергию на общедомовые нужды. Граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества, не осуществляют функции по управлению домом, следовательно, не должны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Между ЗАО "ЕЖКХ" и ресурсоснабжающей организацией ОАО "Мосэнергосбыт" не заключен договор на поставку коммунальных ресурсов в интересах собственников помещений, заключивших с ней договоры управления, а при отсутствии такого договора потребление электроэнергии жителями домов можно считать бездоговорным.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями от 14 февраля 2012 года N 124 (далее - Правила N 124), согласно которым ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Пунктом 11 Правил N 124 установлено, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названными Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Решением арбитражного суда по делу N А41-39485/13, требования ОАО "Мосэнергосбыт" к ЗАО "ЕЖКХ" о понуждении управляющей компании заключить с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения на условиях оферты ОАО "Мосэнергосбыт" в места общего пользования жилого дома, расположенного в г. Кашира - удовлетворены.
На основании изложенного, оспариваемое предписание Госжилинспекции является законным и обоснованным.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2014 года по делу N А41-20350/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)