Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 06 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судейПоповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" Кирюхиной Л.Ю. (доверенность от 11 января 2009 г. N 4-юр), Степанова Ю.С. (доверенность от 11 января 2009 г. N 7-юр),
представителя ТСЖ "Истоки" Калугина В.В. (председатель; протокол от 28 мая 2009 г.),
представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Федеральной службы по тарифам и Министерства экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 мая 2009 г. по делу N А72-2787/2009 (судья М.А. Семенова), принятое по заявлению ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, при участии в деле в качестве третьих лиц ТСЖ "Истоки", г. Ульяновск, Федеральной службы по тарифам, г. Москва, Министерства экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскрегионгаз" (далее - ООО "Ульяновскрегионгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС) от 27.02.2009 г. по делу N 5076/04-2008.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Ульяновской области привлек товарищество собственников жилья "Истоки" (далее - ТСЖ "Истоки", товарищество), Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ), Министерство экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области.
Решением от 29.05.2009 г. по делу N А72-2787/2009 Арбитражный суд Ульяновской области отказал ООО "Ульяновскрегионгаз" в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление об оспаривании решения УФАС. Общество считает, сто суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права.
УФАС и ТСЖ "Истоки" апелляционную жалобу отклонили, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей УФАС, ФСТ и Министерства экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители ООО "Ульяновскрегионгаз" поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель ТСЖ "Истоки" апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, в выступлениях представителей общества и товарищества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления, поданного ТСЖ "Истоки", УФАС приняло решение от 27.02.2009 г. по делу N 5076/04-2008, которым признало действия ООО "Ульяновскрегионгаз" по применению к товариществу тарифов на газ для промышленных потребителей (в 2008 году утвержденных приказом ФСТ от 04.12.2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 13.11.2007 г. N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн. куб. м/год; в 2009 году утвержденных приказом ФСТ от 24.12.2008 г. N 413-э/11 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 06.11.2008 г. N 252-э/36 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз") к объемам газа, применяемым для производства тепловой энергии и приготовления горячей воды с использованием автономных котельных для граждан, использующих данные коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
УФАС также выдало обществу предписание от 27.02.2009 г. N 5 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения применения к ТСЖ "Истоки" тарифов на газ для промышленных потребителей.
Отказывая ООО "Ульяновскрегионгаз" в удовлетворении заявления об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
ООО "Ульяновскрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%. что подтверждается приказом УФАС от 26.06.2006 г. N 187.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 01.11.2007 г. N 57-5-3146/08 и от 01.11.2008 г. N 57-5-4342/09 на поставку природного газа населению ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ТСЖ "Истоки" газ для крышных котельных многоквартирных домов по адресам: г. Ульяновск, ул. Красноармейская, 61, 63; ул. Красногвардейская, 25; ул. Радищева, 31.
Счетами - фактурами от 31.01.2008 г. N 1521, от 29.02.2008 г. N 3882, от 31.03.2008 г. N 6414, от 30.04.2008 г. N 7699, от 31.05.2008 г. N 9768, от 30.06.2008 г. N 10820, от 31.07.2008 г. N 11603, от 31.08.2008 г. N 12350, от 30.09.2008 г. N 13164, от 31.10.2008 г. N 14312, от 30.11.2008 г. N 17536, от 31.12.2008 г. N 21099 и от 31.01.2009 г. N 1931 подтверждается, что "Ульяновскрегионгаз" применяет к ТСЖ "Истоки", использующему газ для отопления и горячего водоснабжения 4 жилых домов с использованием 4 автономных котельных, тариф для промышленных потребителей, который формировался:
- - в 2008 году на основании тарифов, утвержденных приказом ФСТ от 04.12.2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 13.11.2007 г. N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн. куб. м в год;
- - в 2009 году на основании тарифов, утвержденных приказом ФСТ от 24.12.2008 г. N 413-3/11 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 06.11.2008 г. N 252-э/36 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз".
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 г. N 57, в частности, установлено, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ предусмотрено, что ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Следовательно, ТСЖ "Истоки" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ "Истоки", в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ "Истоки" оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, предусмотрено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ТСЖ "Истоки" не имеет тарифы, установленные уполномоченным органом регулирования, и выставляет своим членам затраты, которые состоят из расходов на содержание котельной и производство тепловой энергии и горячей воды.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, имеют большую юридическую силу, чем приказы ФСТ, и приняты позднее их, то к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять указанные нормы, из которых, в совокупности с нормами ЖК РФ, следует, что ТСЖ "Истоки" обязано оплачивать указанные услуги по тарифам, установленным для населения.
На 2008 год такая цена, установленная приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году", составляла 1930 руб. за 1000 куб. м (включая НДС).
На 1 квартал 2009 года такая цена, установленная приложением к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году", составляла 2040 руб. за 1000 куб. м (включая НДС).
Как правильно указано судом первой инстанции, данные приказы подлежат применению при определении цены на газ для ТСЖ "Истоки" согласно положениям Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также в соответствии с абзацем 2 статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", которым предусмотрено, что по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021, установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Согласно пунктам 1, 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ от 23.11.2004 г. N 194-э/12, данные Методические указания разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены). Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с этими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В случае, если поставка газа населению осуществляется, в том числе, для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в пункте 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
В соответствии с вышеуказанным пунктом 4 Методических указаний доля газа, использованная ТСЖ для отопления и снабжения горячей водой населения, подлежит оплате по цене, установленной для населения приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году" и приложением к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ. реализуемый населению, в 2009 году", и только доля газа, затраченного для отопления и снабжения горячей водой иных категорий потребителей (помимо населения), подлежит оплате по иной цене исходя из объемов, установленных на основании данных раздельного учета объемов потребления или, при отсутствии раздельного учета, - по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Согласно СНиП П-35-76 "Котельные установки", утвержденному постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 г. N 229, автономная котельная - котельная, предназначенная для теплоснабжения одного здания или сооружения.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Истоки" использует газ для отопления и горячего водоснабжения 4 жилых многоквартирных домов с использованием 4-х автономных котельных (на каждый дом по автономной котельной). В домах ТСЖ "Истоки" отсутствуют центральные тепловые пункты, предназначенные для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. N 115.
В связи с тем, что вышеуказанными нормативными актами прямо предусмотрена обязательность применения цены на газ, установленной приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году" и приложением к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году" нельзя признать обоснованным довод общества о том, что ТСЖ "Истоки" должно было производить с ним расчеты за газ по тарифам, установленным для промышленных потребителей.
Следовательно, ООО "Ульяновскрегионгаз" нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку применило тарифы, которые по отношению к ТСЖ "Истоки" не должны были применяться, а довод общества о невозможности применения розничных цен на газ основан на неправильном толковании пунктов 3 и 4 указанных Методических рекомендаций.
Ссылку общества на письменные разъяснения ФСТ и Министерства экономики Ульяновской области Комиссией суд апелляционной инстанции не может принять во внимание, так как указанные органы не могут давать какие-либо разъяснения по применению Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Пунктом 6 указанного Постановления установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Поскольку ООО "Ульяновскрегионгаз" имело возможность применять к ТСЖ "Истоки" тарифы, установленные пунктом 1.1 приложения к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226, и приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году", то нельзя признать правомерным утверждение общества об отсутствии его вины в применении к ТСЖ "Истоки" тарифов для промышленных потребителей. К тому же пункт 1.2 приложения к указанному приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и указанному приказу Министерства экономики Ульяновской области в судебном порядке не оспаривался.
Материалы дела свидетельствуют о том, что действия ООО "Ульяновскрегионгаз" привели к ущемлению интересов членов ТСЖ "Истоки", поскольку плата за газ при применении тарифного плана для промышленных потребителей в 2008 году составила 2001 руб. 76 коп. за 1000 куб. м (без НДС), тогда как в соответствии с пунктом 1 приложения к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году" розничные цены на природный газ, реализуемый населению, при наличии прибора учета (счетчика) составляли 1930 руб. (с НДС) за 1000 куб. м; в 1 квартале 2009 года плата за газ при применении тарифного плана для промышленных потребителей составила 2192 руб. 66 коп. за 1000 куб. м (без НДС), а в соответствии с пунктом 1 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году" розничные цены на природный газ, реализуемый населению, при наличии прибора учета (счетчика) составляли 2040 руб. (с НДС) за 1000 куб. м.
Кроме того, в соответствии с этими приказами розничные цены на природный газ (соответственно в размере 1930 руб. (с НДС) за 1000 куб. м в 2008 году и в размере 2040 руб. (с НДС) за 1000 куб. м в 1 квартале 2009 года) должны применяться по отношению к объемам газа, расходуемым на приготовление горячего водоснабжения для населения (для граждан, использующих данные коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Данное условие ООО "Ульяновскрегионгаз" не исполнило.
Указанный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А72-3355/08-4/136 (Определением от 26.03.2009 г. N 3335/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора), судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А09-4135/07-9 (Определением от 10.07.2008 г. N 8164/08 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора) и др.).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что УФАС не учло положения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549.
Данный нормативный акт не устанавливает правил определения тарифа, подлежащего применению при покупке исполнителем такого ресурса как газ в правоотношениях, исследованных УФАС в рамках дела N 5076/04-2008, т.е. когда газ приобретается исполнителем, не имеющим права устанавливать тариф на поставляемые им услуги и распределяющим между своими членами, приравненными в своем статусе к населению, затраты за приобретенные товары и услуги.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о неверном толковании УФАС пунктов 15 и 18 Правил предоставлении коммунальных услуг гражданам. Указанные нормы, как следует из их буквального прочтения, не являются взаимоисключающими и дополняют друг друга.
Общество верно указывает, что норма пункта 18 является отсылочной, но, не учитывая норму пункта 15, делает неправильный вывод о том, что пункт 18 отсылает к тарифам, которые должны быть установлены для промышленных потребителей.
Утверждение ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что оно не продает ТСЖ "Истоки" коммунальный ресурс "газ" не соответствует материалам дела.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее именно коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не применимо к указанным правоотношениям, поскольку, как отмечено выше, размер платы за услуги ТСЖ "Истоки" определяется иным образом. Соответственно, является несостоятельным довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что товарищество не может приобретать газ по тарифам для населения.
Довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что граждане, проживающие в многоквартирных домах, не могут сами являться исполнителями коммунальной услуги "отопление и горячее водоснабжение" не опровергает вывод УФАС о необходимости применения к ТСЖ "Истоки" тарифов на газ для населения.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, а также исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
На основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 мая 2009 года по делу N А72-2787/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2009 N 11АП-5796/2009 ПО ДЕЛУ N А72-2787/2009
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2009 г. по делу N А72-2787/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 06 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судейПоповой Е.Г., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" Кирюхиной Л.Ю. (доверенность от 11 января 2009 г. N 4-юр), Степанова Ю.С. (доверенность от 11 января 2009 г. N 7-юр),
представителя ТСЖ "Истоки" Калугина В.В. (председатель; протокол от 28 мая 2009 г.),
представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Федеральной службы по тарифам и Министерства экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 мая 2009 г. по делу N А72-2787/2009 (судья М.А. Семенова), принятое по заявлению ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, при участии в деле в качестве третьих лиц ТСЖ "Истоки", г. Ульяновск, Федеральной службы по тарифам, г. Москва, Министерства экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновскрегионгаз" (далее - ООО "Ульяновскрегионгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС) от 27.02.2009 г. по делу N 5076/04-2008.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Ульяновской области привлек товарищество собственников жилья "Истоки" (далее - ТСЖ "Истоки", товарищество), Федеральную службу по тарифам (далее - ФСТ), Министерство экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области.
Решением от 29.05.2009 г. по делу N А72-2787/2009 Арбитражный суд Ульяновской области отказал ООО "Ульяновскрегионгаз" в удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе ООО "Ульяновскрегионгаз" просит отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявление об оспаривании решения УФАС. Общество считает, сто суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права.
УФАС и ТСЖ "Истоки" апелляционную жалобу отклонили, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей УФАС, ФСТ и Министерства экономики Ульяновской области в лице Департамента по ценам и тарифам Ульяновской области, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представители ООО "Ульяновскрегионгаз" поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представитель ТСЖ "Истоки" апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее, в выступлениях представителей общества и товарищества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления, поданного ТСЖ "Истоки", УФАС приняло решение от 27.02.2009 г. по делу N 5076/04-2008, которым признало действия ООО "Ульяновскрегионгаз" по применению к товариществу тарифов на газ для промышленных потребителей (в 2008 году утвержденных приказом ФСТ от 04.12.2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 13.11.2007 г. N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн. куб. м/год; в 2009 году утвержденных приказом ФСТ от 24.12.2008 г. N 413-э/11 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 06.11.2008 г. N 252-э/36 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз") к объемам газа, применяемым для производства тепловой энергии и приготовления горячей воды с использованием автономных котельных для граждан, использующих данные коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
УФАС также выдало обществу предписание от 27.02.2009 г. N 5 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения применения к ТСЖ "Истоки" тарифов на газ для промышленных потребителей.
Отказывая ООО "Ульяновскрегионгаз" в удовлетворении заявления об оспаривании указанного решения, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
ООО "Ульяновскрегионгаз" занимает доминирующее положение на рынке услуг по распределению газообразного топлива в границах Ульяновской области и включено в реестр субъектов, имеющих долю на рынке более 35%, с долей более 65%. что подтверждается приказом УФАС от 26.06.2006 г. N 187.
В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, на основании договоров от 01.11.2007 г. N 57-5-3146/08 и от 01.11.2008 г. N 57-5-4342/09 на поставку природного газа населению ООО "Ульяновскрегионгаз" поставляет ТСЖ "Истоки" газ для крышных котельных многоквартирных домов по адресам: г. Ульяновск, ул. Красноармейская, 61, 63; ул. Красногвардейская, 25; ул. Радищева, 31.
Счетами - фактурами от 31.01.2008 г. N 1521, от 29.02.2008 г. N 3882, от 31.03.2008 г. N 6414, от 30.04.2008 г. N 7699, от 31.05.2008 г. N 9768, от 30.06.2008 г. N 10820, от 31.07.2008 г. N 11603, от 31.08.2008 г. N 12350, от 30.09.2008 г. N 13164, от 31.10.2008 г. N 14312, от 30.11.2008 г. N 17536, от 31.12.2008 г. N 21099 и от 31.01.2009 г. N 1931 подтверждается, что "Ульяновскрегионгаз" применяет к ТСЖ "Истоки", использующему газ для отопления и горячего водоснабжения 4 жилых домов с использованием 4 автономных котельных, тариф для промышленных потребителей, который формировался:
- - в 2008 году на основании тарифов, утвержденных приказом ФСТ от 04.12.2007 г. N 403-э/1 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 13.11.2007 г. N 329-э/2 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз" в части тарифов, утвержденных для категории потребителей с объемом потребления до 10 млн. куб. м в год;
- - в 2009 году на основании тарифов, утвержденных приказом ФСТ от 24.12.2008 г. N 413-3/11 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и приказом ФСТ от 06.11.2008 г. N 252-э/36 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Ульяновскоблгаз" и ООО "Автогазсервис" и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа ООО "Ульяновскрегионгаз".
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 г. N 57, в частности, установлено, что согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ предусмотрено, что ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Следовательно, ТСЖ "Истоки" не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-членами ТСЖ "Истоки", в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ "Истоки" оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, предусмотрено, что при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ТСЖ "Истоки" не имеет тарифы, установленные уполномоченным органом регулирования, и выставляет своим членам затраты, которые состоят из расходов на содержание котельной и производство тепловой энергии и горячей воды.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, имеют большую юридическую силу, чем приказы ФСТ, и приняты позднее их, то к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять указанные нормы, из которых, в совокупности с нормами ЖК РФ, следует, что ТСЖ "Истоки" обязано оплачивать указанные услуги по тарифам, установленным для населения.
На 2008 год такая цена, установленная приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году", составляла 1930 руб. за 1000 куб. м (включая НДС).
На 1 квартал 2009 года такая цена, установленная приложением к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году", составляла 2040 руб. за 1000 куб. м (включая НДС).
Как правильно указано судом первой инстанции, данные приказы подлежат применению при определении цены на газ для ТСЖ "Истоки" согласно положениям Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также в соответствии с абзацем 2 статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", которым предусмотрено, что по решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для конечных потребителей, использующих его в качестве топлива и (или) сырья, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "е" пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021, установлено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению.
Согласно пунктам 1, 3, 4 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом ФСТ от 23.11.2004 г. N 194-э/12, данные Методические указания разработаны в целях установления единого для всех регионов Российской Федерации порядка формирования розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - розничные цены). Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с этими Методическими указаниями, применяются на объемы газа, реализуемые населению, а также жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и другим подобным организациям (далее - население) для потребления с использованием местных бытовых приборов, за исключением объемов газа, используемых для центрального отопления и на коммерческие цели. В случае, если поставка газа населению осуществляется, в том числе, для центрального отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, розничные цены применяются только на цели, указанные в пункте 3, при условии наличия раздельного учета газа, используемого для центрального отопления. При этом в случае отсутствия раздельного учета газа розничные цены применяются на объем газа, используемый на цели, указанные в пункте 3, определенный по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
В соответствии с вышеуказанным пунктом 4 Методических указаний доля газа, использованная ТСЖ для отопления и снабжения горячей водой населения, подлежит оплате по цене, установленной для населения приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году" и приложением к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ. реализуемый населению, в 2009 году", и только доля газа, затраченного для отопления и снабжения горячей водой иных категорий потребителей (помимо населения), подлежит оплате по иной цене исходя из объемов, установленных на основании данных раздельного учета объемов потребления или, при отсутствии раздельного учета, - по утвержденным в установленном порядке нормируемым удельным показателям потребления газа, с учетом перечня бытовых приборов и других характеристик газопотребления.
Согласно СНиП П-35-76 "Котельные установки", утвержденному постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 г. N 229, автономная котельная - котельная, предназначенная для теплоснабжения одного здания или сооружения.
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Истоки" использует газ для отопления и горячего водоснабжения 4 жилых многоквартирных домов с использованием 4-х автономных котельных (на каждый дом по автономной котельной). В домах ТСЖ "Истоки" отсутствуют центральные тепловые пункты, предназначенные для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 г. N 115.
В связи с тем, что вышеуказанными нормативными актами прямо предусмотрена обязательность применения цены на газ, установленной приложением к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году" и приложением к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году" нельзя признать обоснованным довод общества о том, что ТСЖ "Истоки" должно было производить с ним расчеты за газ по тарифам, установленным для промышленных потребителей.
Следовательно, ООО "Ульяновскрегионгаз" нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку применило тарифы, которые по отношению к ТСЖ "Истоки" не должны были применяться, а довод общества о невозможности применения розничных цен на газ основан на неправильном толковании пунктов 3 и 4 указанных Методических рекомендаций.
Ссылку общества на письменные разъяснения ФСТ и Министерства экономики Ульяновской области Комиссией суд апелляционной инстанции не может принять во внимание, так как указанные органы не могут давать какие-либо разъяснения по применению Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Пунктом 6 указанного Постановления установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Поскольку ООО "Ульяновскрегионгаз" имело возможность применять к ТСЖ "Истоки" тарифы, установленные пунктом 1.1 приложения к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226, и приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году", то нельзя признать правомерным утверждение общества об отсутствии его вины в применении к ТСЖ "Истоки" тарифов для промышленных потребителей. К тому же пункт 1.2 приложения к указанному приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и указанному приказу Министерства экономики Ульяновской области в судебном порядке не оспаривался.
Материалы дела свидетельствуют о том, что действия ООО "Ульяновскрегионгаз" привели к ущемлению интересов членов ТСЖ "Истоки", поскольку плата за газ при применении тарифного плана для промышленных потребителей в 2008 году составила 2001 руб. 76 коп. за 1000 куб. м (без НДС), тогда как в соответствии с пунктом 1 приложения к приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 13.12.2007 г. N 226 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2008 году" розничные цены на природный газ, реализуемый населению, при наличии прибора учета (счетчика) составляли 1930 руб. (с НДС) за 1000 куб. м; в 1 квартале 2009 года плата за газ при применении тарифного плана для промышленных потребителей составила 2192 руб. 66 коп. за 1000 куб. м (без НДС), а в соответствии с пунктом 1 приложения к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 26.12.2008 г. N 06-234 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый населению, в 2009 году" розничные цены на природный газ, реализуемый населению, при наличии прибора учета (счетчика) составляли 2040 руб. (с НДС) за 1000 куб. м.
Кроме того, в соответствии с этими приказами розничные цены на природный газ (соответственно в размере 1930 руб. (с НДС) за 1000 куб. м в 2008 году и в размере 2040 руб. (с НДС) за 1000 куб. м в 1 квартале 2009 года) должны применяться по отношению к объемам газа, расходуемым на приготовление горячего водоснабжения для населения (для граждан, использующих данные коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Данное условие ООО "Ульяновскрегионгаз" не исполнило.
Указанный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А72-3355/08-4/136 (Определением от 26.03.2009 г. N 3335/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора), судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А09-4135/07-9 (Определением от 10.07.2008 г. N 8164/08 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора) и др.).
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что УФАС не учло положения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. N 549.
Данный нормативный акт не устанавливает правил определения тарифа, подлежащего применению при покупке исполнителем такого ресурса как газ в правоотношениях, исследованных УФАС в рамках дела N 5076/04-2008, т.е. когда газ приобретается исполнителем, не имеющим права устанавливать тариф на поставляемые им услуги и распределяющим между своими членами, приравненными в своем статусе к населению, затраты за приобретенные товары и услуги.
Суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о неверном толковании УФАС пунктов 15 и 18 Правил предоставлении коммунальных услуг гражданам. Указанные нормы, как следует из их буквального прочтения, не являются взаимоисключающими и дополняют друг друга.
Общество верно указывает, что норма пункта 18 является отсылочной, но, не учитывая норму пункта 15, делает неправильный вывод о том, что пункт 18 отсылает к тарифам, которые должны быть установлены для промышленных потребителей.
Утверждение ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что оно не продает ТСЖ "Истоки" коммунальный ресурс "газ" не соответствует материалам дела.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее именно коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, не применимо к указанным правоотношениям, поскольку, как отмечено выше, размер платы за услуги ТСЖ "Истоки" определяется иным образом. Соответственно, является несостоятельным довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что товарищество не может приобретать газ по тарифам для населения.
Довод ООО "Ульяновскрегионгаз" о том, что граждане, проживающие в многоквартирных домах, не могут сами являться исполнителями коммунальной услуги "отопление и горячее водоснабжение" не опровергает вывод УФАС о необходимости применения к ТСЖ "Истоки" тарифов на газ для населения.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, а также исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
На основании статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 мая 2009 года по делу N А72-2787/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)