Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Смирновой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Академический" (ИНН 6658341762, ОГРН 1096658005905)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании
от заявителя: Земеров П.Л., представитель по доверенности N 4 от 10.01.2014,
от заинтересованного лица: Анисимова Т.М., представитель по доверенности N 29-04-17-8 от 05.02.2014, Веприцкая И.В., представитель по доверенности N 29-04-17-4 от 19.12.2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство об изменении предмета требований. Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ЗАО "УК "Академический" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Госжилинспекции о признании недействительным предписания N 29-13-02-2 от 10.01.2013.
В настоящем судебном заседании заявитель изменил предмет заявленных требований.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривается в пределах уточненных требований о признании недействительным предписания Госжилинспекции N 29-13-02-546 от 05.12.2013.
Заинтересованным лицом отзыв на заявление не представлен.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
05.12.2013 Госжилинспекцией в соответствии с подп. "а" п. 4 Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 г. N 162, и в присутствии представителей ЗАО "УК "Академический" Земерова П.Л., Федоровой Е.С. проведено систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной ЗАО "УК "Академический" на официальном интернет-сайте ЗАО "УК "Академический" - www.uk-akadem.ru.
В ходе осмотра и анализа информации, опубликованной сайте www.uk-akadem.ru в разделах "о компании", "объекты управления", "о районе", "информация", "клиентам", "контакты" с учетом активных ссылок и файлов для скачивания, находящихся в указанных разделах, установлено, что в нарушение требований п. 3, п. 5, п. 6, п. 8 "в", "д", "е", "ж", п. 9 "б", "в", п. 10 "б", п. 11 "б", 13 "а" Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (далее - Стандарт, Стандарт раскрытия информации), ЗАО "УК "Академический" информация о деятельности по управлению многоквартирными домами размещена (раскрыта) не в полном объеме, а именно:
1. В рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты сведения:
- - об адресе фактического местонахождения органов управления управляющей организации, официальный сайт в сети Интернет;
- - информации об общей площади помещений в многоквартирных домах (информация на сайте размещена по блокам, в которые входят несколько многоквартирных домов.
2. В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома:
- - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
- - сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
3. В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома:
- об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- - услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- - заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- - учете собственников помещений в многоквартирном доме;
- - иных услугах по управлению многоквартирным домом.
4. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Указанные нарушения отражены в акте о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 05.12.2013 N 29-13-01-546. Должностным лицом, проводившим проверку, в отношении ЗАО "УК "Академический" вынесено предписание от 05.12.2013 N 29-13-02-546 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.01.2014.
Оспаривая данное предписание, общество указывает на то, что в части общей информации об организации указан юридический адрес организации, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения организации и органов ее управления определяется местом регистрации.
В остальной части нарушений согласно пояснениям представителя у общества отсутствует возможность раскрыть всю необходимую информацию в отношении каждого дома, поскольку для целей управления согласно решениям единоличного собственника ЗАО "Ренова-СтройГрупп-Академическое", принятыми начиная с сентября 2009 года, дом определяется как совокупность многоквартирных домов "Блок" и подземного паркинга, объединенных единым земельным участком и инженерными коммуникациями.
Этими же решениями собственником выбран способ управления и управляющая компания.
В соответствии с условиями заключенных договоров управления вся отчетность, планирование работ по содержанию общего имущества и расчет платы за коммунальные ресурсы производится в целом по Блоку, а не по отдельно взятым милицейским адресам.
Исходя из этого, заявитель полагает, что отразить в информации сведения по каждому конкретному дому, входящему в Блок, невозможно.
Возражая против доводов заявителя, заинтересованное лицо полагает, что на основании данных БТИ возможно установить всю необходимую информацию по каждому жилому дому, входящему в Блок, а также определить расходы, доходы, перечень оказываемых услуг и необходимых ремонтных работ.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат с учетом следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 2 Стандарта).
ЗАО "УК "Академический" является управляющей организацией многоквартирными домами в жилом районе "Академический" по указанным в акте от 05.12.2013 адресам.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт), который устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (абз. 2 п. 2 Стандарта).
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общую информацию об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация (п. 6 Стандарта).
Согласно п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
Из изложенного следует, что информация, подлежащая раскрытию, в том числе в соответствии с п. 9, 10, 11, 13 Стандарта, должна быть раскрыта в отношении каждого многоквартирного дома. Размещение данной информации в отношении всех домов, находящихся в управлении управляющей организации (блоков домов, как в рассматриваемом случае), безотносительно к каждому конкретному дому, не отвечает целям размещения данной информации, необходимой прежде всего собственникам помещений указанных многоквартирных домов для контролирования деятельности управляющей организации в части расходования денежных средств, перечисленных собственниками для оплаты жилищно-коммунальных платежей.
Довод заявителя о том, что в своей деятельности им используется понятие "дом", содержащиеся в решении первоначального собственника, судом не может быть принят.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, 2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре (п. 3, 4 Правил).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О отмечено, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения данного помещения - возможности его использования как самостоятельного.
Из представленных инспекцией справок БТИ видно, что каждый жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Павла Шаманова, 6, 8, 10, 12, и рассматриваемые заявителем как жилой комплекс - блок 2.5, учтены БТИ как самостоятельные объекты с присвоением каждому дому отдельного инвентарного номера, с указанием общей площади квартир, нежилых помещений и площади мест общего пользования.
Из представленных заявителем разрешений на ввод в эксплуатацию N 773 от 31.12.2010, N 996 от 14.07.2011, N 716 от 23.12.2010, N 696 от 20.12.2010, N 695 от 20.12.2010 дома N 6, 8, 10, 12 по ул. Павла Шаманова вводились в эксплуатацию как самостоятельные объекты, при этом в сведениях об объекте не содержатся указания на наличие в составе объекта такого показателя как подземная парковка.
Кроме того, в перечне общего имущества дома, переданного собственником - ЗАО "Ренова-СтройГрупп-Академическое" - управляющей компании по договору N 2.5.1-2.5.4-0001, подземная парковка также не значится.
Таким образом, довод заявителя о том, что наличие такой парковки, расположенной под всеми жилыми домами, входящими в каждый конкретный блок, не дает возможности определить и разместить на сайте управляющей организации всю необходимую информацию в отношении каждого жилого дома, не нашел в ходе рассмотрения дела документального подтверждения.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В соответствии с подп. 4 п. 7 Положения об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП, Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Мониторинг сайта управляющей компании ЗАО "УК "Академический" проведен в порядке, установленном Приказом Минрегиона РФ от 09.04.2012 г. N 162 "Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Из представленных в материалы дела доказательств судом не установлено нарушений со стороны инспекции, свидетельствующих о незаконности проверки.
Из изложенного следует, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий надзорного органа, факт неисполнения ЗАО "УК "Академический" предусмотренных нормативными актами обязанностей инспекцией установлен, оснований для признания предписания недействительным не имеется.
При данных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "Управляющая компания "Академический" (ИНН 6658341762, ОГРН 1096658005905) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.04.2014 ПО ДЕЛУ N А60-338/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. по делу N А60-338/2014
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 02 апреля 2014 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Смирновой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Академический" (ИНН 6658341762, ОГРН 1096658005905)
к Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии в судебном заседании
от заявителя: Земеров П.Л., представитель по доверенности N 4 от 10.01.2014,
от заинтересованного лица: Анисимова Т.М., представитель по доверенности N 29-04-17-8 от 05.02.2014, Веприцкая И.В., представитель по доверенности N 29-04-17-4 от 19.12.2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
От заявителя поступило ходатайство об изменении предмета требований. Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.
ЗАО "УК "Академический" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Госжилинспекции о признании недействительным предписания N 29-13-02-2 от 10.01.2013.
В настоящем судебном заседании заявитель изменил предмет заявленных требований.
Поскольку ходатайство заявлено в пределах прав, предусмотренных ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оно принято арбитражным судом, в связи с чем спор рассматривается в пределах уточненных требований о признании недействительным предписания Госжилинспекции N 29-13-02-546 от 05.12.2013.
Заинтересованным лицом отзыв на заявление не представлен.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
05.12.2013 Госжилинспекцией в соответствии с подп. "а" п. 4 Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 г. N 162, и в присутствии представителей ЗАО "УК "Академический" Земерова П.Л., Федоровой Е.С. проведено систематическое наблюдение и анализ информации, размещенной ЗАО "УК "Академический" на официальном интернет-сайте ЗАО "УК "Академический" - www.uk-akadem.ru.
В ходе осмотра и анализа информации, опубликованной сайте www.uk-akadem.ru в разделах "о компании", "объекты управления", "о районе", "информация", "клиентам", "контакты" с учетом активных ссылок и файлов для скачивания, находящихся в указанных разделах, установлено, что в нарушение требований п. 3, п. 5, п. 6, п. 8 "в", "д", "е", "ж", п. 9 "б", "в", п. 10 "б", п. 11 "б", 13 "а" Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 г. N 731 (далее - Стандарт, Стандарт раскрытия информации), ЗАО "УК "Академический" информация о деятельности по управлению многоквартирными домами размещена (раскрыта) не в полном объеме, а именно:
1. В рамках общей информации об управляющей организации не раскрыты сведения:
- - об адресе фактического местонахождения органов управления управляющей организации, официальный сайт в сети Интернет;
- - информации об общей площади помещений в многоквартирных домах (информация на сайте размещена по блокам, в которые входят несколько многоквартирных домов.
2. В рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома:
- - сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
- - сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
3. В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, не раскрыты сведения в отношении каждого многоквартирного дома:
- об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:
- - услугах, оказываемых управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;
- - заключении от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);
- - учете собственников помещений в многоквартирном доме;
- - иных услугах по управлению многоквартирным домом.
4. В рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать, в том числе план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана.
Указанные нарушения отражены в акте о результатах систематического наблюдения и анализа информации от 05.12.2013 N 29-13-01-546. Должностным лицом, проводившим проверку, в отношении ЗАО "УК "Академический" вынесено предписание от 05.12.2013 N 29-13-02-546 об устранении выявленных нарушений в срок до 09.01.2014.
Оспаривая данное предписание, общество указывает на то, что в части общей информации об организации указан юридический адрес организации, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения организации и органов ее управления определяется местом регистрации.
В остальной части нарушений согласно пояснениям представителя у общества отсутствует возможность раскрыть всю необходимую информацию в отношении каждого дома, поскольку для целей управления согласно решениям единоличного собственника ЗАО "Ренова-СтройГрупп-Академическое", принятыми начиная с сентября 2009 года, дом определяется как совокупность многоквартирных домов "Блок" и подземного паркинга, объединенных единым земельным участком и инженерными коммуникациями.
Этими же решениями собственником выбран способ управления и управляющая компания.
В соответствии с условиями заключенных договоров управления вся отчетность, планирование работ по содержанию общего имущества и расчет платы за коммунальные ресурсы производится в целом по Блоку, а не по отдельно взятым милицейским адресам.
Исходя из этого, заявитель полагает, что отразить в информации сведения по каждому конкретному дому, входящему в Блок, невозможно.
Возражая против доводов заявителя, заинтересованное лицо полагает, что на основании данных БТИ возможно установить всю необходимую информацию по каждому жилому дому, входящему в Блок, а также определить расходы, доходы, перечень оказываемых услуг и необходимых ремонтных работ.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат с учетом следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Под управляющей организацией в настоящем документе понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 2 Стандарта).
ЗАО "УК "Академический" является управляющей организацией многоквартирными домами в жилом районе "Академический" по указанным в акте от 05.12.2013 адресам.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт), который устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (абз. 2 п. 2 Стандарта).
Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общую информацию об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация (п. 6 Стандарта).
Согласно п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
Из изложенного следует, что информация, подлежащая раскрытию, в том числе в соответствии с п. 9, 10, 11, 13 Стандарта, должна быть раскрыта в отношении каждого многоквартирного дома. Размещение данной информации в отношении всех домов, находящихся в управлении управляющей организации (блоков домов, как в рассматриваемом случае), безотносительно к каждому конкретному дому, не отвечает целям размещения данной информации, необходимой прежде всего собственникам помещений указанных многоквартирных домов для контролирования деятельности управляющей организации в части расходования денежных средств, перечисленных собственниками для оплаты жилищно-коммунальных платежей.
Довод заявителя о том, что в своей деятельности им используется понятие "дом", содержащиеся в решении первоначального собственника, судом не может быть принят.
В соответствии с п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, 2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре (п. 3, 4 Правил).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 489-О-О отмечено, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме и не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирного дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от назначения данного помещения - возможности его использования как самостоятельного.
Из представленных инспекцией справок БТИ видно, что каждый жилой дом со встроенными нежилыми помещениями по ул. Павла Шаманова, 6, 8, 10, 12, и рассматриваемые заявителем как жилой комплекс - блок 2.5, учтены БТИ как самостоятельные объекты с присвоением каждому дому отдельного инвентарного номера, с указанием общей площади квартир, нежилых помещений и площади мест общего пользования.
Из представленных заявителем разрешений на ввод в эксплуатацию N 773 от 31.12.2010, N 996 от 14.07.2011, N 716 от 23.12.2010, N 696 от 20.12.2010, N 695 от 20.12.2010 дома N 6, 8, 10, 12 по ул. Павла Шаманова вводились в эксплуатацию как самостоятельные объекты, при этом в сведениях об объекте не содержатся указания на наличие в составе объекта такого показателя как подземная парковка.
Кроме того, в перечне общего имущества дома, переданного собственником - ЗАО "Ренова-СтройГрупп-Академическое" - управляющей компании по договору N 2.5.1-2.5.4-0001, подземная парковка также не значится.
Таким образом, довод заявителя о том, что наличие такой парковки, расположенной под всеми жилыми домами, входящими в каждый конкретный блок, не дает возможности определить и разместить на сайте управляющей организации всю необходимую информацию в отношении каждого жилого дома, не нашел в ходе рассмотрения дела документального подтверждения.
Управление Государственной жилищной инспекции Свердловской области в соответствии Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.12 N 322-ПП является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
В соответствии с подп. 4 п. 7 Положения об Управлении государственной жилищной инспекции Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-ПП, Управлению для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Мониторинг сайта управляющей компании ЗАО "УК "Академический" проведен в порядке, установленном Приказом Минрегиона РФ от 09.04.2012 г. N 162 "Об утверждении порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Из представленных в материалы дела доказательств судом не установлено нарушений со стороны инспекции, свидетельствующих о незаконности проверки.
Из изложенного следует, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом в пределах своей компетенции.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
Поскольку оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий надзорного органа, факт неисполнения ЗАО "УК "Академический" предусмотренных нормативными актами обязанностей инспекцией установлен, оснований для признания предписания недействительным не имеется.
При данных обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных Закрытым акционерным обществом "Управляющая компания "Академический" (ИНН 6658341762, ОГРН 1096658005905) требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Л.Ф.САВИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)