Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2015 N 20АП-4261/2015 ПО ДЕЛУ N А23-1126/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2015 г. по делу N А23-1126/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24.08.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (г. Калуга, ОГРН 1094004001024, ИНН 4004014280) - Ан А.В. (приказ от 11.09.2009 N 1), в отсутствие административного органа - государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 05.06.2015 по делу N А23-1126/2015 (судья Носова М.А.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 11.02.2015 N 203 по делу об административном правонарушении, вынесенного государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - инспекция).
Решением Арбитражного суда Калужской области от 05.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы общество ссылается на то, что в соответствии с условиями заключенного с собственниками помещений спорного многоквартирного дома договора управления многоквартирным домом объем выполняемых обществом работ по текущему ремонту общего имущества данного многоквартирного дома подлежит согласованию с членом совета дома и с учетом размера денежных средств, утвержденных собственниками, при этом данные работы выполняются за счет денежных средств, поступивших от собственников. Кроме того, отмечает, что общество постановлением от 24.12.2014 N 2654 признано по этому же многоквартирному дому виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
В судебное заседание инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени его проведения, не явилась, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, государственной жилищной инспекцией Калужской области, в соответствии с приказом от 17.12.2014 N 4985 органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в отношении общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", на основании которого в период с 18.12.2014 по 31.12.2014 назначено проведение внеплановой проверки по адресу: г. Калуга, ул. Куровская, д. 1, кв. 60, в ходе которой установлено, что имеется разрушение бетонного слоя надподъездного козырька подъезда N 4 до оголения арматуры, в подвальном помещении частично отсутствует теплоизоляционный слой трубопроводов системы отопления, в подвальном помещении со стороны подъезда N 2 на трубопроводах системы отопления наличие хомутов, наблюдается капельная течь, глубокие следы коррозии, в подъезде N 4 на лестничных клетках 1, 2, 4 этажа в электрощитах наличие паутины, проводах на скрутках, отсутствуют запорные устройства; в подъезде N 3 поэтажно на электрощитах отсутствуют запорные устройства, на лестничной клетке 1 этажа в электрощите наличие паутины и проводов на скрутках, отсутствует запорное устройство на электрощите лестничной клетки 3 этажа; в подъезде N 1 отсутствуют запорные устройства на электрощитах с 1 по 4 этаж.
По данным фактам составлен акт от 19.12.2014 N 4924 проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, акт от 12.12.2014 N 3040 проверки эксплуатационного состояния объекта. Вызовом от 29.12.2014, направленным в адрес общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", общество приглашено на 19.01.2014 для составления протокола об административном правонарушении. Вызов не получен обществом к назначенной дате.
Вызовом от 20.01.2015 назначена новая дата 02.02.2015 для составления протокола об административном правонарушении. Вызов направлен по электронной почте aprel-34@mail.ru, заказным письмом. Акты проверки направлены в адрес заявителя 29.12.2014 при письме N К- 3489-14 БК-3543-14.
Главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Бабашинской Т.Ю. в отношение общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис" и в отсутствие представителя составлен протокол от 02.02.2015 N 203 об административном правонарушении, согласно которому заявитель допустил нарушение требований пунктов 4.2.4.4, 4.1.9, 4.10.1.4, 5.2.22, 5.3.11, 5.2.1, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, подпункты 3, 6 пункта 9 раздела 1, подпункт 1 пункта 18 раздела 2, подпункты 1, 5 пункта 18, подпункт 1 пункта 19 раздела 2, подпункты 3, 4 пункта 20 раздела "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выразившиеся в ненадлежащем состоянии общего имущества, за которое предусмотрена административная ответственность статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении назначена дата, время и место рассмотрения материалов административной проверки на 11.02.2015. Протокол направлен почтой.
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Калужской области Макарчук В.В. от 11.02.2015 N 203 общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей. При вынесении постановления присутствовал директор общества Ан А.В.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого постановления инспекции.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона данного правонарушения, в данном случае, выражается в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Как следует из представленного в дело договора от 01.11.2011 управления многоквартирным домом N 1, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Молодежная, пос. Куровской, договор заключен между обществом и собственником помещения в этом многоквартирном доме.
Решением от 26.12.2012 "О переименовании улиц и проезда в городе Калуге" улица Молодежная (бывший поселок Куровской Дзержинского района Калужской области) переименована в улицу Куровскую.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается заявителем, жильцы указанного дома производили обществу плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, за капитальный ремонт жилого дома.
С учетом данного обстоятельства, а также принимая во внимание, что иной способ управления вышеуказанным многоквартирным домом, не избирался, то суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что все права и обязанности управляющей организации, предусмотренные статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе по оказанию услуг, выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, приняты на себя обществом, в связи с чем общество является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Как следует из материалов дела, между обществом и собственниками многоквартирного дома N 1 по ул. Куровская, пос. Куровской г. Калуги, фактически сложились договорные отношения по управлению указанным жилым домом, что подтверждается сбором и учетом заявителем денежных средств за предоставленные коммунальные услуги, выполнением работ по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома.
Вместе с тем бремя содержания в надлежащем состоянии указанного дома возлагает на общество и представленный в материалы дела договор управления, в соответствии с которым содержание и текущий ремонт общего имущества этого дома осуществляется именно заявителем.
Поскольку перечень работ, подлежащих выполнению управляющей компанией, не закреплен в договоре, он не должен быть меньше объема работ установленного законодательством.
В силу части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 10 указанных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и на здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, - государственного, муниципального и иного имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Раздел IV. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций пункты:
4.1.9. Следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации.
Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
4.2.4.2. При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3-5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
4.10.1.4. Температурно-влажностный режим, паро-, гидроизоляционная защита конструкций и помещений, в которых установлены трубопроводы, осушение прилегающего к зданию участка местности, прокладка трубопроводов в каналах, защищенных от увлажнения, снижение влияния блуждающих токов и выполнение мероприятий по защите от них подземных трубопроводов, включающих устройство и периодическое восстановление защитных покрытий конструкций и трубопроводов, подавление и отвод коррозионных токов (катодная и протекторная защита, дренаж блуждающих токов), антикоррозийная защита конструкций и трубопроводов должны удовлетворять установленным требованиям.
Раздел V. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования пункты:
5.2. Центральное отопление.
5.2.1. Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать:
- поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях;
- поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11);
- равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
- поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы;
- герметичность;
- немедленное устранение всех видимых утечек воды;
- ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах;
- коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного;
- наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
5.2.22. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
5.3.11. Для снижения теплопотерь следует изолировать стояки систем горячего водоснабжения эффективным теплоизоляционным материалом.
5.6. Внутридомовое электро-, радио- и телеоборудование.
5.6.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию:
- шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления;
- внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей;
- этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии;
- осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда;
- силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда;
- электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются);
- автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с договором управления выполнение спорных работ должно было быть согласовано с членом совета дома, при этом следовало учитывать размер денежных средств, утвержденных и перечисленных собственниками, не могут быть приняты во внимание, поскольку необходимость выполнения этих работ предусмотрена вышеприведенными требованиями действующего законодательства.
Факт выполнения работ (услуг), входящих в обязанность управления организацией, не может быть поставлен в зависимость от наличия либо отсутствия решения собственника о проведении работ и соответствующей оплаты таких работ (услуг).
Отсутствие средств, необходимых для проведения соответствующих работ, связанных с надлежащим содержанием и ремонтом жилого дома само по себе не является обстоятельством, исключающим ответственность предусмотренную статьей 7.22 КоАП РФ, равно как не является таким основанием и отказ собственников жилых помещений от дополнительного финансирования соответствующих работ (пункт 3.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении вышеприведенных требований действующего законодательства по содержанию общего имущества спорного многоквартирного подтвержден материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению требований законодательства по надлежащему содержанию спорного многоквартирного дома, в материалах дела отсутствуют.
Ссылка общества на отсутствие денежных средств, необходимых для уплаты штрафа, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не освобождает общество от административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности инспекцией не допущено.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
Оснований для применения правил статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 05.06.2015 по делу N А23-1126/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
К.А.ФЕДИН

Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.В.МОРДАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)