Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2014 N 08АП-11016/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9766/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. N 08АП-11016/2014

Дело N А46-9766/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Миковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11016/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16 сентября 2014 года по делу N А46-9766/2014 (судья Н.А. Лебедева), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344, местонахождения: 644042, г. Омск, ул. Маяковского, д. 2) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613, местонахождения: 644099 г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8) о взыскании 203 734 руб. 26 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - не явился, извещен;
- от открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" - Шатов Д.А., по доверенности N 15/08 от 01.01.2014, сроком действия по 31.12.2014,

установил:

Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик, податель жалобы) о взыскании 203 734 руб. 26 коп., в том числе: 197 796 руб. 26 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды и 5 938 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2014 по 30.06.2014.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16 сентября 2014 по делу N А46-9766/2014 исковые требования удовлетворены полностью, с ответчика в пользу истца взыскано 203 734 руб. 26 коп., в том числе: 197 796 руб. 26 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды и 5 938 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.02.2014 по 30.06.2014, а также 7 074 руб. 69 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что у Департамента отсутствует обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной ходы в связи с тем, что согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) после заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги должны нести наниматели жилых помещений, а не органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица. Податель жалобы настаивает на том, что истец не представил доказательств невозможности взыскания понесенных им расходов на установку общедомовых приборов учета с нанимателей жилых помещений и неправомерно предъявил требование о взыскании этих расходов ответчику.
В обоснование своих возражений против принятого судом первой инстанции решения ответчик ссылается на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15066/12 от 11.06.2013, которым, по мнению Департамента, подтверждена позиция о том, что расходы на установку общедомовых приборов учета несут наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с момента их заселения в жилые помещения.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ОмскВодоканал" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции 06.11.2014 ответчик не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскВодоканал" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ОмскВодоканал" во исполнение требований Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 23.11.2009 N 261-ФЗ (далее - Закон об энергосбережении) произвело установку общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Бородина, 10/2, ул. Бородина, 12/3, ул. Заозерная, 22, ул. Мельничная, 89/1, ул. Мельничная, 89Б, ул. Менделеева, 17/4, ул. Менделеева, 19/4, ул. Нефтезаводская, 3, ул. С.Тюленина, 13, ул. Химиков, 47Д, ул. Ктрова, 5, ул. Кузнецова, 2, ул. Кузнецова, 6А, ул. 3 Железнодорожная, 13, ул. 3 Железнодорожная, 22, ул. 3 Железнодорожная, 24, ул. 4 Любинская, 42А, ул. А. Нейбута, 64, ул. Бережного, 6, ул. Бережного, 6А, ул. Б.Цемента, 3, ул. Гризодубовой, 9, ул. Донецкая, 1, ул. Завертяева, 23, ул. Завертяева, 27, ул. Завертяева, 31, мкр. Загородный, 7, мкр. Загородный, 10, мкр. Загородный, 11, ул. Комарова, 27/7, ул. Комкова, 1А, ул. Комкова, 5А, ул. Краснознаменная, 21А, ул. Красный Пахарь, 99/1, ул. Лисицкого, 5, ул. Молодогвардейская, 11, ул. 10 лет Октября, 145А, ул. 10 лет Октября 149, ул. Омская, 160, ул. Рокоссовского, 20, ул. Сибмисовская, 14, ул. Харьковская, 11/2, ул. 16 Северная, 150, ул. 24 Северная, 194, ул. 24 Северная, 196, ул. 3 Любинская, 22/1, ул. 3 Любинская, 24, ул. 4 Любинская, 38/1 (далее - указанные многоквартирные дома), в связи с тем, что собственники жилых помещений в указанных домах в установленный Законом об энергосбережении срок (до 01.07.2012) не произвели установку общедомового прибора учета холодной воды.
Материалами дела подтверждено, что жилые помещения в указанных многоквартирных домах находятся в муниципальной собственности города Омска (л.д. 103-121).
От имени муниципалитета города Омска права собственника в отношении муниципального имущества города Омска осуществляет Департамент имущественных отношений города Омска на основании Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452. В связи с этим истец предъявил Департаменту расходы по установке общедомовых приборов учета холодной воды в жилых домах, расположенных по вышеуказанным адресам, направив в адрес ответчика счета-фактуры от 31.12.2013 N Аб-207656, от 31.12.2013 N Аб-207689, от 31.12.2012 N Аб-207649, от 31.12.2013 N Аб-207663.
Отсутствие действий ответчика по оплате указанных счетов-фактур на общую сумму 197 796 руб. 26 коп. явилось основанием для обращения ОАО "ОмскВодоканал" с исковым заявлением в суд.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно пункту 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона об энергоснабжении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
В силу пункта 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации (далее - Организации), которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Закон об энергосбережении прямо предусматривает обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 января 2013 года Организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В связи с тем, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах в установленный Законом об энергоснабжении срок (до 01.07.2012) не произвели установку общедомовых приборов учета холодной воды, данная обязанность, в соответствии с положениями Закона об энергосбережении, переходит к ОАО "ОмскВодоканал" (в срок до 01.01.2013).
В указанных домах ОАО "ОмскВодоканал" произвело установку общедомовых приборов учета холодной воды, что подтверждается актами монтажа общедомовых узлов учета холодной воды от 22.10.2013 (2 шт.), от 16.10.2013, от 25.10.2013 (2 шт.), от 16.10.2013 (2 шт.), от 17.10.2013, от 12.10.2013, от 21.10.2013, от 16.09.2013 (2 шт.) от 26.11.2013 (2 шт.), от 22.11.2013 (3 шт.), от 21.11.2013 (2 шт.), от 12.11.2013, от 06.11.2013, от 05.11.2013, от 13.11.2013 (2 шт.), от 31.10.2013 (4 шт.), от 15.11.2013 (3 шт.), от 18.11.2013, от 28.10.2013, от 06.11.2013, от 14.11.2013, от 30.10.2013, от 05.11.2013 (2 шт.), от 11.11.2013 (2 шт.), от 19.11.2013, от 06.11.2013, от 14.11.2013, от 13.11.2013, от 30.10.2013, от 29.10.2013, от 28.10.2013, от 08.11.2013, от 07.11.2013, от 08.11.2013.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
В соответствии с пунктом 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором данного пункта.
Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Для установки общедомовых приборов учета в указанных многоквартирных домах ОАО "ОмскВодоканал" понесло расходы на приобретение и монтаж общедомовых узлов учета холодной воды, в связи с этим у собственников помещений в указанных многоквартирных домах возникла обязанность по их оплате.
Департамент оплату расходов на установку общедомовых приборов учета в указанных многоквартирных домах не произвел, сославшись на то, что в силу части 2 статьи 153 ЖК РФ после заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги должны нести наниматели жилых помещений, а не органы государственной власти и местного самоуправления. А поскольку, по мнению ответчика, расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды, относятся к расходам на содержание жилых помещений, истец должен был предъявить данные расходы нанимателям жилых помещений.
Указанный довод ответчика суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги. В свою очередь, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 N 185-ФЗ (далее - Закон N 185-ФЗ) под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 3 статьи 15 Закона N 185-ФЗ прямо указывает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
На основании изложенного, расходы на установку общедомовых приборов учета холодной воды являются расходами на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которые несет собственник жилищного фонда, а не наниматель жилого помещения.
Суд апелляционной инстанции также признает не обоснованной ссылку подателя жалобы на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Президиум ВАС РФ) от 11.06.2013 N 15066/12 в качестве правового обоснования своей позиции о том, что именно на нанимателей жилых помещений возложена обязанность по несению расходов за установку общедомовых приборов учета холодной воды.
Указанным Постановлением Президиума ВАС РФ разрешен вопрос о расходах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилого комплекса, относящихся к расходам на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, которые несет наниматель жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Вопрос, являющийся предметом рассмотрения настоящей апелляционной жалобы ответчика (расходы на установку общедомовых приборов учета потребления ресурсов, а также расходы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов) Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 11.06.2013 N 15066/12 не рассматривался.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставлена без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 16 сентября 2014 года по делу N А46-9766/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
Т.А.ЗИНОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)