Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2015 N 20АП-3615/2015 ПО ДЕЛУ N А23-985/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2015 г. по делу N А23-985/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой И.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Московского округа города Калуги" (г. Калуга, ОГРН 1084028001122, ИНН 4028041773) - Петраковой О.Н. (доверенность от 04.02.2015), в отсутствие заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1044004404619, ИНН 4027064312), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания многоквартирными домами Московского округа города Калуги" на решение Арбитражного суда Калужской области от 14.05.2015 по делу N А23-985/2015 (судья Носова М.А.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Московского округа г. Калуги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Калужской области о признании незаконным и отмене постановления от 11.02.2015 N 216 о назначении административного наказания Решением Арбитражного суда Калужской области от 14.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ссылается на отсутствие вины общество в рассматриваемом правонарушении. Кроме того, указывает, что замена балконной плиты относится к капитальному ремонту, а в соответствии с главой 9 Жилищного кодекса Российской Федерации общество производство работ по капитальному ремонту общего имущества собственников производить не обязано. Также указывает, что материалы дела не содержат акт от 16.12.2014 N 2693 проверки эксплуатационного состояния объекта, на который ссылается в своем решении суд первой инстанции.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, поэтому просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание представитель инспекции, надлежащим образом извещенный о месте и времени его проведения, не явился, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, а основании приказа от 15.12.2014 N 4929 органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля Государственной жилищной инспекции Калужской области 16.12.2014 проведена проверка в отношении ООО "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Московского округа г. Калуги", в ходе которой выявлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Калуга, ул. Московская, д. 293, кв. 22 в соответствии с договором управления жилым домом от 01.05.2009 N 02/56-09/мо осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Московского округа г. Калуги".
В ходе проведения проверки установлено частичное разрушение бетонного слоя балконной плиты до оголения арматуры. Арматура повреждена коррозии.
По данному факту составлен акт от 16.12.2014 N 4712 проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Так же по окончании проведения проверки составлен акт от 16.12.2014 N 2693 проверки эксплуатационного состояния объекта, согласно которому, в квартире N 26 наблюдается разрушение бетонного заполнения балконной плиты до арматуры. На арматуре наличие ржавчины.
Вызовом общество приглашено на 19.01.2015 для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление направлено в адрес 15.01.2015, о чем свидетельствует опись почтовых отправлений формы N 102, в том числе по почтовому отправлению N 24800078236055.
19.01.2015 общество повторно приглашено на составление протокола об административном правонарушении, с назначением на 02.02.2015.
Главным специалистом государственной жилищной инспекции Калужской области Бабашинской Т.Ю., в присутствии представителя Абрамовой А.А. и в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Московского округа г. Калуги", составлен протокол от 02.02.2015 N 216 об административном правонарушении, согласно которому обществом допущены нарушения пункта 4.2.4.2, 4.2.4.3 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, подпункта 3 пункта 9 раздела 1 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, за которое предусмотрена административная ответственность статьей 7.22 КоАП РФ.
В объяснениях к протоколу представитель общества указал, что дом 1968 года постройки, согласно приложение N 3 ВСА 58-88 (р) максимальная продолжительность эксплуатации жилфондом балконной плиты - 20 лет. Разрушение балконной плиты произошло из-за попадания дождевых осадков на балконную плиту. Собственник квартиры N 22 ранее произвел утепление балконной плиты, тем самым выполнить подшивку над балконной плиты не представлялось возможным. В 2014 года осенью собственник квартиры N 22 разобрал остекление и подшивку, после чего обнаружено разрушение балконной плиты квартиры N 26, балконная плита требует капитального ремонта.
В протоколе имеется запись о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, назначенного на 11.02.2015.
Протокол получен представителем заявителя по доверенности - 02.02.2015.
Постановлением от 11.02.2015 N 216 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания многоквартирными жилыми домами Московского округа г. Калуги" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемого постановления инспекции.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере права собственности на жилые помещения и установленный порядок их использования.
Объективная сторона данного правонарушения, в данном случае, выражается в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 11 данных Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (пункт 1.1 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.2.4.2 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
Согласно пункту 4.2.4.3 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя N 170 от 27.09.2003, отсутствие или неправильное выполнение сопряжений сливов и гидроизоляционного слоя с конструкциями, потеки на верхней поверхности балконных плит, ослабление крепления и повреждение ограждений балкона и лоджий должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Разрушение консольных балок и плит, скалывание опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратный уклон (к зданию) пола балконов и лоджий следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Постановлением от 03.04.2013 N 290 Правительства Российской Федерации утвержден "Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме".
В пункте 2 "Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных постановлением от 03.04.2013 N 290 Правительства Российской Федерации, установлено, что перечень и Правила, утвержденные настоящим постановлением, применяются к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу настоящего постановления.
Согласно абзацу 3 пункта 9 раздела 1 указанного перечня в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов одними из выполняемых работ является выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках.
Как установлено арбитражным судом, на основании договора управления от 01.05.2009 N 02/56-09/мо общество выступает управляющей организацией и исполнителем жилищно-коммунальных услуг в отношении жилого многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Московская, д. 293.
Таким образом, заключив договор управления, общество приняло на себя обязательства по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и, как управляющая организация, должно надлежащим образом исполнять возложенные обязанности по управлению многоквартирным жилым домом.
Факт частичного разрушения бетонного слоя балконной плиты до оголения арматуры, арматура повреждена коррозии, подтвержден материалами дела (акт от 16.12.2014 N 4712 проверки органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, актом от 16.12.2014 N 2693 проверки эксплуатационного состояния объекта, протокол об административном правонарушении от 02.02.2015 N 216) и обществом по существу не оспаривается.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что для устранения указанных нарушений требуется проведение капитального ремонта, обязанность проведения которого у общества отсутствует, отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома.
Пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности и является общим имуществом в многоквартирном доме.
На основании подпункта "в" пункта 2 Правил, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Таким образом, балконные плиты являются общим имуществом многоквартирного дома, обязанность по надлежащему содержанию которого в силу договора управления от 01.05.2009 N 02/56-09/мо возложена на общество.
Ссылка апелляционной жалобы на отсутствие в материалах дела акта проверки эксплуатационного контроля состояния объекта от 16.12.2014 N 2693 противоречит имеющимся в деле доказательствам (л. д. 46).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением является противоправное виновное действие (бездействие) лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества как условие привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 2.2. КоАП РФ подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по выполнению требований законодательства по поддержанию в технически исправном состоянии вентиляционных каналов и дымоходов спорного многоквартирного дома, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не установлены.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности инспекцией не допущено.
Штраф назначен обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
Оснований для применения правил статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 14.05.2015 по делу N А23-985/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
К.А.ФЕДИН

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)