Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (ОГРН 105523099283, ИНН 5258059047) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2014 по делу N А43-17497/2014,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 и незаконными действий по вынесению предписания от 10.06.2014 N 515-13-1973-14, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кипайкиной Е.А., общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
следующее.
Должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) проведена внеплановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - Общество, ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района") с целью проверки фактов о нарушении прав потребителя, изложенных в коллективном обращении жителей дома, а именно: об отсутствии горячей воды, холодном полотенцесушителе, ненадлежащем холодном водоснабжении домов N 10 и N 11 по ул. Героя Попова в г. Нижнем Новгороде.
В ходе проверки выявлен факт нарушения Обществом, как управляющей организацией, пунктов 5.3.5, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - в жилых домах отсутствует горячее водоснабжение;
- - водонагреватель, расположенный в подвале дома N 10, подающий горячую воду, в том числе в дом N 11, находится в не рабочем состоянии.
По результатам проверки 10.06.2014 составлен акт N 515-131973-14 и Обществу выдано предписание N 515-13-1973-14 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" необходимо в срок до 24.06.2014 в домах N 10 и N 11 организовать надлежащее горячее водоснабжение, до 15.07.2014 выполнить перерасчет горячего водоснабжения домов N 10 и N 11.
Не согласившись с выданным предписанием и действиями административного органа по его вынесению, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 и незаконными действий по его вынесению.
Решением от 06.11.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" полагает, что водонагреватель, установленный в подвале дома N 10 по ул. Героя Попова, теплотрасса и насосная станция предназначены для обслуживания более одного многоквартирного дома и являются бесхозным имуществом.
По мнению Общества, эти объекты не входят в состав общего имущества домов N 10 и N 11.
Заявитель жалобы считает, что причиной ненадлежащего оказания услуги горячего водоснабжения явилось аварийное состояние водонагревателя.
По утверждению ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района", выданное предписание неисполнимо.
Общество направило в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда отменить, апелляционную жалобу Общества - удовлетворить.
Кипайкина Е.А. отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Инспекция и ее должностные лица, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 4.2.3 Положения N 885).
Общество является управляющей организацией, следовательно, в случае выявления нарушений в содержании многоквартирного дома Инспекция вправе была выдать предписание об их устранении.
Оспариваемое Обществом предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в числе прочего постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель самостоятельно или с привлечением других лиц должен осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 названных Правил.
Пунктом 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, а также при наличии оснований перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, возложена на исполнителя.
Таким образом, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг с возложением на нее обязанностей, предусмотренных законодательством.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, в которых указано, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 5.3.5 Правил N 170 водонагреватели и трубопроводы должны быть постоянно наполненными водой.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договоров управления многоквартирными домами от 15.04.2011 N 569 и N 570 осуществляет управление домами N 10 и N 11 по ул. Героя Попова в г. Нижнем Новгороде.
В силу пункта 2.1 указанных договоров Общество по заданию Собственника помещения в течение согласованного срока за плату обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе капитального ремонта, обеспечение Собственника и пользующихся его помещением в многоквартирном доме лиц коммунальными услугами, осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, указанной в настоящем договоре.
Согласно пункту 2.4 договоров управления многоквартирными домами от 15.04.2011 N 569 и N 570 в зависимости от уровня благоустройства дома при наличии соответствующих централизованных систем Общество обеспечивает предоставление Собственнику жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения.
В соответствии с приложениями N 1 к указанным договорам в состав общего имущества многоквартирного дома входят, в том числе инженерные коммуникации горячего водоснабжения.
В силу приложения N 2 к указанным договорам в перечне работ/услуг числятся, в частности, организация перерасчета платы за коммунальные услуги, а также обеспечение готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов).
Актом проверки от 10.06.2014 зафиксирован факт отсутствия в спорных жилых домах горячего водоснабжения и нерабочее состояние водонагревателя, расположенного в подвале дома N 10, подающий горячую воду.
Установив данные факты, предписанием от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 административный орган предложил Обществу организовать в жилых домах N 10, N 11 по ул. Героя Попова горячее водоснабжение и выполнить перерасчет горячего водоснабжения, что является правомерным, поскольку непосредственно на управляющую организацию действующим законодательством и договорами управления возложены обязанности по обеспечению предоставления коммунальных услуг гражданам, по техническому обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, по перерасчету размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Довод ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" о том, что теплотрасса и насосная станция являются бесхозным имуществом, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку предметом проведенной административным органом проверки указанные объекты не являлись.
Кроме того оспоренное предписание не содержит требований относительно устранения неисправности водонагревателя исключительно силами Общества и за счет его собственных средств, при том, что в водонагреватель является элементом внутридомовой инженерной системы.
Ссылка Общества на неисполнимость предписания отклоняется судом.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, которому оно выдано.
Оспоренное предписание в полной мере соответствует указанным требованиям, в связи с чем не может быть признано неисполнимым.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы Общества.
Следовательно, действия административного органа по выдаче Обществу предписания являются законными.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 04.12.2014 N 19 государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2014 по делу N А43-17497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Ленинского района" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.12.2014 N 19.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 ПО ДЕЛУ N А43-17497/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А43-17497/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2015.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (ОГРН 105523099283, ИНН 5258059047) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2014 по делу N А43-17497/2014,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 и незаконными действий по вынесению предписания от 10.06.2014 N 515-13-1973-14, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кипайкиной Е.А., общества с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:
следующее.
Должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) проведена внеплановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" (далее - Общество, ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района") с целью проверки фактов о нарушении прав потребителя, изложенных в коллективном обращении жителей дома, а именно: об отсутствии горячей воды, холодном полотенцесушителе, ненадлежащем холодном водоснабжении домов N 10 и N 11 по ул. Героя Попова в г. Нижнем Новгороде.
В ходе проверки выявлен факт нарушения Обществом, как управляющей организацией, пунктов 5.3.5, 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - в жилых домах отсутствует горячее водоснабжение;
- - водонагреватель, расположенный в подвале дома N 10, подающий горячую воду, в том числе в дом N 11, находится в не рабочем состоянии.
По результатам проверки 10.06.2014 составлен акт N 515-131973-14 и Обществу выдано предписание N 515-13-1973-14 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" необходимо в срок до 24.06.2014 в домах N 10 и N 11 организовать надлежащее горячее водоснабжение, до 15.07.2014 выполнить перерасчет горячего водоснабжения домов N 10 и N 11.
Не согласившись с выданным предписанием и действиями административного органа по его вынесению, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 и незаконными действий по его вынесению.
Решением от 06.11.2014 суд отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" полагает, что водонагреватель, установленный в подвале дома N 10 по ул. Героя Попова, теплотрасса и насосная станция предназначены для обслуживания более одного многоквартирного дома и являются бесхозным имуществом.
По мнению Общества, эти объекты не входят в состав общего имущества домов N 10 и N 11.
Заявитель жалобы считает, что причиной ненадлежащего оказания услуги горячего водоснабжения явилось аварийное состояние водонагревателя.
По утверждению ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района", выданное предписание неисполнимо.
Общество направило в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Автозаводская ТЭЦ" в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда отменить, апелляционную жалобу Общества - удовлетворить.
Кипайкина Е.А. отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Инспекция и ее должностные лица, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям (пункт 4.2.3 Положения N 885).
Общество является управляющей организацией, следовательно, в случае выявления нарушений в содержании многоквартирного дома Инспекция вправе была выдать предписание об их устранении.
Оспариваемое Обществом предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (часть 16 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем в числе прочего постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель самостоятельно или с привлечением других лиц должен осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 названных Правил.
Пунктом 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, а также при наличии оснований перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, возложена на исполнителя.
Таким образом, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг с возложением на нее обязанностей, предусмотренных законодательством.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, в которых указано, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Пунктом 5.3.5 Правил N 170 водонагреватели и трубопроводы должны быть постоянно наполненными водой.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договоров управления многоквартирными домами от 15.04.2011 N 569 и N 570 осуществляет управление домами N 10 и N 11 по ул. Героя Попова в г. Нижнем Новгороде.
В силу пункта 2.1 указанных договоров Общество по заданию Собственника помещения в течение согласованного срока за плату обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом, включающий оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе капитального ремонта, обеспечение Собственника и пользующихся его помещением в многоквартирном доме лиц коммунальными услугами, осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности, указанной в настоящем договоре.
Согласно пункту 2.4 договоров управления многоквартирными домами от 15.04.2011 N 569 и N 570 в зависимости от уровня благоустройства дома при наличии соответствующих централизованных систем Общество обеспечивает предоставление Собственнику жилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения.
В соответствии с приложениями N 1 к указанным договорам в состав общего имущества многоквартирного дома входят, в том числе инженерные коммуникации горячего водоснабжения.
В силу приложения N 2 к указанным договорам в перечне работ/услуг числятся, в частности, организация перерасчета платы за коммунальные услуги, а также обеспечение готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов).
Актом проверки от 10.06.2014 зафиксирован факт отсутствия в спорных жилых домах горячего водоснабжения и нерабочее состояние водонагревателя, расположенного в подвале дома N 10, подающий горячую воду.
Установив данные факты, предписанием от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 административный орган предложил Обществу организовать в жилых домах N 10, N 11 по ул. Героя Попова горячее водоснабжение и выполнить перерасчет горячего водоснабжения, что является правомерным, поскольку непосредственно на управляющую организацию действующим законодательством и договорами управления возложены обязанности по обеспечению предоставления коммунальных услуг гражданам, по техническому обслуживанию внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, по перерасчету размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Довод ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" о том, что теплотрасса и насосная станция являются бесхозным имуществом, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку предметом проведенной административным органом проверки указанные объекты не являлись.
Кроме того оспоренное предписание не содержит требований относительно устранения неисправности водонагревателя исключительно силами Общества и за счет его собственных средств, при том, что в водонагреватель является элементом внутридомовой инженерной системы.
Ссылка Общества на неисполнимость предписания отклоняется судом.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, которому оно выдано.
Оспоренное предписание в полной мере соответствует указанным требованиям, в связи с чем не может быть признано неисполнимым.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание от 10.06.2014 N 515-13-1973-14 соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы Общества.
Следовательно, действия административного органа по выдаче Обществу предписания являются законными.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 04.12.2014 N 19 государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "Домоуправляющая компания Ленинского района" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.11.2014 по делу N А43-17497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Ленинского района" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Домоуправляющая компания Ленинского района" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.12.2014 N 19.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
А.М.ГУЩИНА
А.М.ГУЩИНА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
М.Б.БЕЛЫШКОВА
Т.В.МОСКВИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)