Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Ничипорук Л.П. по доверенности от 25.07.2013 г.,
от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт Опруженков А.В. по доверенности от 03.02.2015 г.,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Медведевой Клавдии Владимировны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.12.2014 по делу N А53-18315/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица Медведевой Клавдии Владимировны
о признании недействительным решения и предписания
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным решения Управления от 20.06.2014 по делу N 879/02 и предписания от 20.06.2014 N 879/02.
Определением суда и от 07.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Медведева Клавдия Владимировна.
Решением суда от 17.12.2014 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что прибор учета газа гр. Медведевой К.В. являлся неисправным, поскольку зафиксированный им объем газа по состоянию на февраль 2014 г. был меньше сведений об объемах потребленного газа, поданных Медведевой в июле 2013 г.; выставленный ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" счет на оплату Медведевой К.В. газа с учетом норматива потребления в сумме 22 857, 98 руб. послужил основанием для принятия антимонопольным органом оспариваемого решения и предписания, имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции о взыскании с Медведевой К.В. задолженности по оплате за потребленный природный газ в сумме 49 987, 56 руб. (с учетом абз. 2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 по нормативу).
Не согласившись с принятым решением, Медведева К.В. обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что УФАС при получении жалобы Медведевой К.В. выполнил все требования законодательства РФ и вынес законное и обоснованное решение.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что решение и предписание УФАС являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.
УФАС по Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы отзывов, третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие Медведевой К.В.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило на рассмотрение обращение Медведевой К.В. о неправомерных, на ее взгляд, действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на - Дону", выразившихся в неправомерном начислении платы за услуги по газоснабжению.
Медведева К.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: 346787, г. Азов, ул. Береговая, 130А. На имя Медведевой К.В. в ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" открыт лицевой счет N 0100000352.
12.02.2014 Медведева К.В. обратилась в диспетчерскую службу ОАО "Азовмежрайгаз" с заявлением о неисправности прибора учета газа, установленного в ее жилом помещении.
14.02.2014 работник ОАО "Азовмежрайгаз", визуально определив неисправность прибора учета, составил акт в единственном экземпляре и была выписана квитанция (от 14.02.2014 N 062337) на сумму 234, 84 руб. В тот же день 14.02.2014 Медведева К.В. обратилась в абонентскую службу поставщика газа с заявлением о замене прибора учета в связи с его неисправностью.
17.02.2014 представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" снял с прибора учета газа СГММ-166 N 3139448 пломбу. 19.02.2014 прибор учета газа СГММ-166 N 3139448 был заменен на прибор СГД - ЗТ N 4417531, о чем составлен соответствующий акт.
19.02.2014 Медведева К.В. обратилась в абонентскую службу поставщика газа с заявлением о проведении опломбировки вновь установленного прибора учета. 27.02.2014 представителями ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" была установлена новая пломба на приборе учета газа СГД - 3Т N 4417531 и было установлено что имеет место вмешательство в прибор учета.
В связи с указанными обстоятельствами, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" произвело расчет объема газа, подлежащего оплате, в соответствии с абз.2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, согласно которому в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативом потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев, т.е. по нормативу с момента проведения последней проверки (октябрь 2013), до дня, следующего за днем восстановления пломб (27.02.2014).
20.06.2014 комиссией Управления вынесено решение по делу N 879/02, которым ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -закон N 135-ФЗ).
20.06.2014 Управлением выдано ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" предписание N 879/02, которым предписывалось прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившееся в неправомерном начисления задолженности за потребленный природный газ Медведевой К.В.
Указанные решение и предписание оспорены обществом в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее-Закон о газоснабжении) установлено, что организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе энергоснабжение).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее-Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), предусмотрена обязанность собственников жилых домов обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом доме (далее -внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае неисправности индивидуального прибора учета, или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 24 Правил поставки газа установлено определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа.
Объем потребленного газа определяется по показаниям прибора учета при соблюдении следующих условий: используются приборы учета, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии (п. 25).
Если приборы учета у абонентов (физических лиц) отсутствуют, объем потребления газа определяется в соответствии с нормативами потребления (п. 32).
Согласно п. 28 Правил поставки газа в случае повреждения целостности любой из пломб, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Правилами учета газа, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа), установлено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы (п. 2.12 названных Правил).
В силу п. 1.7 Правил учета газа ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 90, 94, 95, 95.1).
Следовательно, действующим законодательством предусмотрено, что учет объема потребленного газа должен производиться по приборам учета газа, прошедшим поверку, и срок проведения очередной поверки по которым не наступил. В случае истечения срока поверки расчет объема потребленного газа производится по нормативам потребления. При этом начало расчета объема потребленного газа по нормативам потребления связывается с моментом истечения срока очередной поверки.
Из оспариваемого обществом постановления усматривается, что управление вменяет обществу в вину нарушение порядка осуществления расчетов с Медведевой К.В. за потребленный газ.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, материалами дела подтверждается, что показания прибора учета, зафиксированные в акте от 17.02.2014, который подписан Медведевой К.В. без замечаний (11823 м куб.), были меньше показаний, представленных самой Медведевой К.М за июль 2013 года - то есть за полтора года до указанного акта (11 850 куб. м).
Таким образом показания прибора учета газа Медведевой К.В. не могут считаться достоверными, а сам прибор - исправным.
При таких обстоятельствах доначисление ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" потребителю платы за объем газа в соответствии с абз.2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 является правомерным.
Данное обстоятельство подтверждено также вступившим в законную силу судебным актом - Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28.07.2014, которым с Медведевой К.В. в пользу общества "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" взыскана задолженность по оплате за потребленный природный газ в сумме 49 987, 56 руб. (с учетом абз. 2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 по нормативу).
Доводы заявителя жалобы об отсутствии нарушений со стороны УФАС при производстве по делу о нарушении требований антимонопольного законодательства в отношении заявителя по настоящему делу, не опровергают отсутствия оснований для признания общества нарушившим требования законодательства о защите конкуренции, а потому не могут быть приняты апелляционной инстанцией в качестве основания к отмене решения суда.
Ссылка УФАС на то, что расхождения в показаниях прибора учета установлены им не при проверке, а при установке пломбы на прибор учета после ремонта системы газоснабжения Медведевой, не опровергает фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о неисправности прибора учета, а потому отклоняются.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2014 по делу N А53-18315/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2015 N 15АП-150/2015 ПО ДЕЛУ N А53-18315/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2015 г. N 15АП-150/2015
Дело N А53-18315/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Ничипорук Л.П. по доверенности от 25.07.2013 г.,
от заинтересованного лица: ведущий специалист-эксперт Опруженков А.В. по доверенности от 03.02.2015 г.,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Медведевой Клавдии Владимировны
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 17.12.2014 по делу N А53-18315/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьего лица Медведевой Клавдии Владимировны
о признании недействительным решения и предписания
принятое в составе судьи Бондарчук Е.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о признании недействительным решения Управления от 20.06.2014 по делу N 879/02 и предписания от 20.06.2014 N 879/02.
Определением суда и от 07.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечена Медведева Клавдия Владимировна.
Решением суда от 17.12.2014 г. заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что прибор учета газа гр. Медведевой К.В. являлся неисправным, поскольку зафиксированный им объем газа по состоянию на февраль 2014 г. был меньше сведений об объемах потребленного газа, поданных Медведевой в июле 2013 г.; выставленный ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" счет на оплату Медведевой К.В. газа с учетом норматива потребления в сумме 22 857, 98 руб. послужил основанием для принятия антимонопольным органом оспариваемого решения и предписания, имеется вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции о взыскании с Медведевой К.В. задолженности по оплате за потребленный природный газ в сумме 49 987, 56 руб. (с учетом абз. 2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 по нормативу).
Не согласившись с принятым решением, Медведева К.В. обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что УФАС при получении жалобы Медведевой К.В. выполнил все требования законодательства РФ и вынес законное и обоснованное решение.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Ростов-на-Дону" просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что решение и предписание УФАС являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества.
УФАС по Ростовской области в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы отзывов, третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие Медведевой К.В.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поступило на рассмотрение обращение Медведевой К.В. о неправомерных, на ее взгляд, действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на - Дону", выразившихся в неправомерном начислении платы за услуги по газоснабжению.
Медведева К.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: 346787, г. Азов, ул. Береговая, 130А. На имя Медведевой К.В. в ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" открыт лицевой счет N 0100000352.
12.02.2014 Медведева К.В. обратилась в диспетчерскую службу ОАО "Азовмежрайгаз" с заявлением о неисправности прибора учета газа, установленного в ее жилом помещении.
14.02.2014 работник ОАО "Азовмежрайгаз", визуально определив неисправность прибора учета, составил акт в единственном экземпляре и была выписана квитанция (от 14.02.2014 N 062337) на сумму 234, 84 руб. В тот же день 14.02.2014 Медведева К.В. обратилась в абонентскую службу поставщика газа с заявлением о замене прибора учета в связи с его неисправностью.
17.02.2014 представитель ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" снял с прибора учета газа СГММ-166 N 3139448 пломбу. 19.02.2014 прибор учета газа СГММ-166 N 3139448 был заменен на прибор СГД - ЗТ N 4417531, о чем составлен соответствующий акт.
19.02.2014 Медведева К.В. обратилась в абонентскую службу поставщика газа с заявлением о проведении опломбировки вновь установленного прибора учета. 27.02.2014 представителями ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" была установлена новая пломба на приборе учета газа СГД - 3Т N 4417531 и было установлено что имеет место вмешательство в прибор учета.
В связи с указанными обстоятельствами, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" произвело расчет объема газа, подлежащего оплате, в соответствии с абз.2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, согласно которому в случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативом потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев, т.е. по нормативу с момента проведения последней проверки (октябрь 2013), до дня, следующего за днем восстановления пломб (27.02.2014).
20.06.2014 комиссией Управления вынесено решение по делу N 879/02, которым ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее -закон N 135-ФЗ).
20.06.2014 Управлением выдано ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" предписание N 879/02, которым предписывалось прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившееся в неправомерном начисления задолженности за потребленный природный газ Медведевой К.В.
Указанные решение и предписание оспорены обществом в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Статьей 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее-Закон о газоснабжении) установлено, что организациям-собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать в том числе такие действия, как навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
К названным действиям могут быть причислены навязывание потребителю газа условий договора поставки газа, ущемляющих права контрагента.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе энергоснабжение).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее-Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), предусмотрена обязанность собственников жилых домов обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом доме (далее -внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае неисправности индивидуального прибора учета, или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу пункта 24 Правил поставки газа установлено определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа.
Объем потребленного газа определяется по показаниям прибора учета при соблюдении следующих условий: используются приборы учета, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба, установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, не наступил; прибор учета газа находится в исправном состоянии (п. 25).
Если приборы учета у абонентов (физических лиц) отсутствуют, объем потребления газа определяется в соответствии с нормативами потребления (п. 32).
Согласно п. 28 Правил поставки газа в случае повреждения целостности любой из пломб, или возникновения неисправности прибора учета газа, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления и до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу. В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев.
Правилами учета газа, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (далее - Правила учета газа), установлено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы (п. 2.12 названных Правил).
В силу п. 1.7 Правил учета газа ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 90, 94, 95, 95.1).
Следовательно, действующим законодательством предусмотрено, что учет объема потребленного газа должен производиться по приборам учета газа, прошедшим поверку, и срок проведения очередной поверки по которым не наступил. В случае истечения срока поверки расчет объема потребленного газа производится по нормативам потребления. При этом начало расчета объема потребленного газа по нормативам потребления связывается с моментом истечения срока очередной поверки.
Из оспариваемого обществом постановления усматривается, что управление вменяет обществу в вину нарушение порядка осуществления расчетов с Медведевой К.В. за потребленный газ.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, материалами дела подтверждается, что показания прибора учета, зафиксированные в акте от 17.02.2014, который подписан Медведевой К.В. без замечаний (11823 м куб.), были меньше показаний, представленных самой Медведевой К.М за июль 2013 года - то есть за полтора года до указанного акта (11 850 куб. м).
Таким образом показания прибора учета газа Медведевой К.В. не могут считаться достоверными, а сам прибор - исправным.
При таких обстоятельствах доначисление ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" потребителю платы за объем газа в соответствии с абз.2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 является правомерным.
Данное обстоятельство подтверждено также вступившим в законную силу судебным актом - Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 28.07.2014, которым с Медведевой К.В. в пользу общества "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" взыскана задолженность по оплате за потребленный природный газ в сумме 49 987, 56 руб. (с учетом абз. 2 пункта 28 постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 по нормативу).
Доводы заявителя жалобы об отсутствии нарушений со стороны УФАС при производстве по делу о нарушении требований антимонопольного законодательства в отношении заявителя по настоящему делу, не опровергают отсутствия оснований для признания общества нарушившим требования законодательства о защите конкуренции, а потому не могут быть приняты апелляционной инстанцией в качестве основания к отмене решения суда.
Ссылка УФАС на то, что расхождения в показаниях прибора учета установлены им не при проверке, а при установке пломбы на прибор учета после ремонта системы газоснабжения Медведевой, не опровергает фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о неисправности прибора учета, а потому отклоняются.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2014 по делу N А53-18315/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)