Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Муниципального унитарного предприятия теплового хозяйства "Теплосервис": Середа Н.Н., по доверенности от 09.01.2014;
- от Муниципального унитарного предприятия "Жилищное хозяйство": Кравченко Е.В., по доверенности от 09.01.2014 N 01/14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года по делу N А41-9706/14, принятое судьей Худгарян М.А. по заявлению Муниципального унитарного предприятия теплового хозяйства "Теплосервис" к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищное хозяйство" о взыскании денежных средств,
установил:
МУП теплового хозяйства "Теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к МУП "Жилищное хозяйство" о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета теплоэнергии в размере 3 797 637 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года требования МУП теплового хозяйства "Теплосервис" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны направил в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МУП теплового хозяйства "Теплосервис" (истец) произведена установка общедомовых приборов учета тепловой энергии многоквартирных домов по следующим адресам: ул. Краснознаменная д. 3, 5, 7, 19; пр. Мира д. 10, 13, 14; ул. Парковая д. 12; ул. Шлыкова д. 14; ул. Октябрьская д. 5.
Оказание услуг управляющей организации в отношении указанных многоквартирных домов осуществляется МУП "Жилищное хозяйство" (ответчик).
10.01.2014 г. за исх. N 03 в адрес Ответчика МУП "Жилищное хозяйство" были направлены: локальные сметные расчеты N 1 на сумму 417 927,53 руб., N 2 на сумму 404 085,49 руб., N 3 на сумму 378 532,26 руб., N 4 на сумму 365 305,12 руб., N 5 на сумму 365 305,12 руб., N 6 на сумму 365 305,12 руб., N 7 на сумму 365 305,12 руб., N 8 на сумму 378 532,26 руб., N 9 на сумму 365 872,20 руб., N 10 на сумму 391 467,12 руб.; справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3); акты о приемке выполненных работ от 30.08.2013 г. (КС-2). Согласно локальным сметным расчетам, справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), актам о приемке выполненных работ (КС-2) расходы истца на установку и монтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии, ГВС и ХВС составили 3 797 637 руб. 35 коп.
Письмом за исх. N 105 от 16.01.2014 г. ответчик отказался от подписания локальных сметных расчетов, справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-2), актов о приемке выполненных работ (КС-2), мотивируя отказ тем, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах, не наделили ответчика полномочиями по заключению договора на установку общедомовых приборов учета и оплате расходов.
24.01.2014 г. за исх. N 54 в адрес ответчика было повторно направлено требование об оплате выполненных работ по установке и монтажу общедомовых приборов учета тепловой энергии в размере - 3 797 637 руб. 35 коп.
Письмом за исх. N 340 от 28.01.2014 г. ответчик отказался от оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, ГВС и ХВС, мотивируя отказ тем, что ресурсоснабжающая организация обязана установить общедомовые приборы учета и выставить счета на оплату расходов по установке собственникам помещений в многоквартирных домах.
Письмо от 22.05.2013 г., уведомляющее о необходимости установки приборов учета тепловой энергии в срок до 01 июля 2013 года во исполнение требований ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответчиком было проигнорировано, направлявшиеся ему до установки общедомовых приборов учета локальные сметные расчеты на установку узлов учета тепловой энергии ответчик также не подписал, мотивируя это тем, что именно истец как ресурсоснабжающая организация обязан совершить действия по оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии, ГВС и ХВС и взыскать расходы по их установке с собственников помещений в многоквартирных домах.
Отказ в возмещении понесенных расходов по установке общедомовых приборов учета явился основанием для обращения истца с рассматриваемым иском.
Доводы ответчика об отсутствии у управляющей организации обязанности нести расходы по установке общедомовых приборов учета теплоэнергии отклоняются судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации (далее - РСО), которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
До 1 июля 2010 года РСО, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных данным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года РСО обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 ст. 13 Закона, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Таким образом, из указанных положений Закона следует, что в период с 01.07.2012 по 01.07.2013 РСО обязано произвести установку приборов учета в многоквартирном жилом доме, а собственники - произвести возмещение понесенных расходов.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирнои разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пп. "и", "к", "з" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества: мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); проведение текущего и капитального ремонта.
Из системного анализа положений ст. ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, ст. 161 ЖК РФ, п. 5, п. п. "и", "к" п. 11 Правил N 491 следует, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
Содержание п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных РСО, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела не содержат сведений о принятии собственниками решений об установке общедомовых приборов учета.
Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, действующим жилищным законодательством и Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" установлено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, а норма части 12 статьи 13 названного Закона не прекращает обязанности управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 17.04.2014 N ВАС-3744/14.
Исходя из изложенного, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что расходы по установке общедомовых приборов учета подлежат взысканию непосредственно с собственников помещений в жилых домах, минуя управляющую организацию.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2014 г. по делу N А41-9706/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Жилищное хозяйство" без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.07.2014 ПО ДЕЛУ N А41-9706/14
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2014 г. по делу N А41-9706/14
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2014 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от Муниципального унитарного предприятия теплового хозяйства "Теплосервис": Середа Н.Н., по доверенности от 09.01.2014;
- от Муниципального унитарного предприятия "Жилищное хозяйство": Кравченко Е.В., по доверенности от 09.01.2014 N 01/14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Жилищное хозяйство" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года по делу N А41-9706/14, принятое судьей Худгарян М.А. по заявлению Муниципального унитарного предприятия теплового хозяйства "Теплосервис" к Муниципальному унитарному предприятию "Жилищное хозяйство" о взыскании денежных средств,
установил:
МУП теплового хозяйства "Теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к МУП "Жилищное хозяйство" о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета теплоэнергии в размере 3 797 637 руб. 35 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года требования МУП теплового хозяйства "Теплосервис" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Истец представил в материалы дела отзыв, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны направил в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МУП теплового хозяйства "Теплосервис" (истец) произведена установка общедомовых приборов учета тепловой энергии многоквартирных домов по следующим адресам: ул. Краснознаменная д. 3, 5, 7, 19; пр. Мира д. 10, 13, 14; ул. Парковая д. 12; ул. Шлыкова д. 14; ул. Октябрьская д. 5.
Оказание услуг управляющей организации в отношении указанных многоквартирных домов осуществляется МУП "Жилищное хозяйство" (ответчик).
10.01.2014 г. за исх. N 03 в адрес Ответчика МУП "Жилищное хозяйство" были направлены: локальные сметные расчеты N 1 на сумму 417 927,53 руб., N 2 на сумму 404 085,49 руб., N 3 на сумму 378 532,26 руб., N 4 на сумму 365 305,12 руб., N 5 на сумму 365 305,12 руб., N 6 на сумму 365 305,12 руб., N 7 на сумму 365 305,12 руб., N 8 на сумму 378 532,26 руб., N 9 на сумму 365 872,20 руб., N 10 на сумму 391 467,12 руб.; справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3); акты о приемке выполненных работ от 30.08.2013 г. (КС-2). Согласно локальным сметным расчетам, справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), актам о приемке выполненных работ (КС-2) расходы истца на установку и монтаж общедомовых приборов учета тепловой энергии, ГВС и ХВС составили 3 797 637 руб. 35 коп.
Письмом за исх. N 105 от 16.01.2014 г. ответчик отказался от подписания локальных сметных расчетов, справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-2), актов о приемке выполненных работ (КС-2), мотивируя отказ тем, что собственники помещений в указанных многоквартирных домах, не наделили ответчика полномочиями по заключению договора на установку общедомовых приборов учета и оплате расходов.
24.01.2014 г. за исх. N 54 в адрес ответчика было повторно направлено требование об оплате выполненных работ по установке и монтажу общедомовых приборов учета тепловой энергии в размере - 3 797 637 руб. 35 коп.
Письмом за исх. N 340 от 28.01.2014 г. ответчик отказался от оплаты расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, ГВС и ХВС, мотивируя отказ тем, что ресурсоснабжающая организация обязана установить общедомовые приборы учета и выставить счета на оплату расходов по установке собственникам помещений в многоквартирных домах.
Письмо от 22.05.2013 г., уведомляющее о необходимости установки приборов учета тепловой энергии в срок до 01 июля 2013 года во исполнение требований ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ответчиком было проигнорировано, направлявшиеся ему до установки общедомовых приборов учета локальные сметные расчеты на установку узлов учета тепловой энергии ответчик также не подписал, мотивируя это тем, что именно истец как ресурсоснабжающая организация обязан совершить действия по оснащению общедомовыми приборами учета тепловой энергии, ГВС и ХВС и взыскать расходы по их установке с собственников помещений в многоквартирных домах.
Отказ в возмещении понесенных расходов по установке общедомовых приборов учета явился основанием для обращения истца с рассматриваемым иском.
Доводы ответчика об отсутствии у управляющей организации обязанности нести расходы по установке общедомовых приборов учета теплоэнергии отклоняются судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации (далее - РСО), которые осуществляют снабжение тепловой энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
РСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
До 1 июля 2010 года РСО, обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных данным Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2013 года РСО обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частью 5 ст. 13 Закона, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Таким образом, из указанных положений Закона следует, что в период с 01.07.2012 по 01.07.2013 РСО обязано произвести установку приборов учета в многоквартирном жилом доме, а собственники - произвести возмещение понесенных расходов.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирнои разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пп. "и", "к", "з" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества: мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.); проведение текущего и капитального ремонта.
Из системного анализа положений ст. ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, ст. 161 ЖК РФ, п. 5, п. п. "и", "к" п. 11 Правил N 491 следует, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
Содержание п. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных РСО, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела не содержат сведений о принятии собственниками решений об установке общедомовых приборов учета.
Вместе с тем в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27 системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Таким образом, действующим жилищным законодательством и Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" установлено, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, а норма части 12 статьи 13 названного Закона не прекращает обязанности управляющих организаций принять меры по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Указанная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 17.04.2014 N ВАС-3744/14.
Исходя из изложенного, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что расходы по установке общедомовых приборов учета подлежат взысканию непосредственно с собственников помещений в жилых домах, минуя управляющую организацию.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2014 г. по делу N А41-9706/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "Жилищное хозяйство" без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
В.Ю.БАРХАТОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)