Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Самарский" - представителя Тимофеева С.О. (доверенность N Д-200 от 17.12.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Ледяевой Ю.М. (доверенность N 9733/6 от 22.08.2014),
Федорова Ирина Васильева не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Самарский"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Самарский" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386), г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Федорова Ирина Васильевна, Самарская область, Волжский район, п.Рощинский,
о признании незаконным и отмене постановления от 17 июня 2014 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Самарский" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службе Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, Самарское УФАС России, антимонопольный орган) от 17.06.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 (исх. от 19.06.2014).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена гражданка Федорова Ирина Васильевна, Самарская область, Волжский район, пгт. Рощинский.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Славянка" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014 и принять по делу новое решение о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. Податель апелляционной жалобы указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего уведомления юридического лица о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором Самарское УФАС России просит апелляционный суд оставить без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014, а апелляционную жалобу ОАО "Славянка" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила в ее удовлетворении отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России из ФАС России поступило заявление Федоровой И.В. о действиях Филиала Самарский ОАО "Славянка", содержащее сведения о несоблюдении обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно доводам, изложенным в заявлении гражданина, Филиал Самарский ОАО "Славянка" является организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории Волжского района в п.г.т. Рощинский, и не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ данное обращение явилось поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6, ответственность за которое установлена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении", начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу N 83-10305-14/6 и проведении административного расследования в отношении ОАО "Славянка" (исх. N 3530/6 от 26.03.2014 г.). Одновременно истребованы документы, указанные в Определении об истребовании сведений (исх. N 3530-1/6 от 26.03.2014 г.).
В ответ на Определение об истребовании от 26.03.2014 г., ОАО "Славянка" (письмо от 07.04.2014 г N 1195, письмо от 10.04.2014 г. N 1256) представило запрашиваемые сведения.
Составление протокола по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 было назначено на 23.05.2014 г. Уведомление о составлении протокола по делу N 83-10305-14/6 было получено ОАО "Славянка", что подтверждается почтовым уведомлением.
На составление протокола 23.05.2014 г. явился представитель ОАО "Славянка"-Тимофеев С.О. по доверенности от 09.01.2014 г. N 2. Копия протокола вручена -Тимофееву С.О.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 было назначено на 05.06.2014 г. на 14 часов 30 минут. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 26.05.2014 г. исх. N 5871 /6 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством факсимильной связи.
В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу, в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 в отношении ОАО "Славянка" был продлен до 05.07.2014 г.
Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 от 05.06.2014 г. исх. N 6344/6 и определение об отложении рассмотрения дела на 17.06.2014 г. на 14 часов 30 минут, были направлены заказным письмом с уведомлением о вручении по двум адресам Общества и получено последним (т. 1 л.д. 245,246).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным лицом Управления 17.06.2014 года вынесено постановление (исх. от 19.06.2014) о наложении на ОАО "Славянка" штрафа по делу N 83-10305-14/6 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральный закон N 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" в лице Самарского филиала является организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории Волжского района, п.г.т. Рощинский.
Филиал Самарский ОАО "Славянка" не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам центрального водоснабжения.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Таким образом, обязанность по оснащению приборами учет коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Следовательно, ОАО "Славянка", как организация, осуществляющая снабжение водой, обязана до 01.07.2013 совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанная организация осуществляет.
Как следует из материалов дела N 83-10305-14/6, исходя из содержания Устава "Славянка", Общество осуществляет добычу, сбор, очистку и распределение воды, в качестве одного из основных видов деятельности, и является сетевой организацией.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-"Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-"Славянка" определено обеспечивать в установленном порядке передачу на безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
В соответствии с Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2013 N 444 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "Славянка" филиал "Самарский" ОАО "Славянка" утверждены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями Государственного контракта N 1-КЖФ от 20 июля 2010 г. по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации ОАО "Славянка" принимает на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищный фонд и сети водоснабжения военных городков.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, материалы дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении подтверждают тот факт, что ОАО "Славянка" в соответствии с действующим законодательством, является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет снабжение холодной водой.
Учитывая изложенное, поскольку Министерством обороны Российской Федерации не исполнена обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ОАО "Славянка" как организация, которая осуществляет снабжение холодной водой, было обязано с 01 июля 2012 года, в соответствии с требованиями частей 9 и 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, совершить действия по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах. При этом, указанную обязанность в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ОАО "Славянка" следовало исполнить до 01 июля 2013 года.
Вместе с тем, из материалов дела N 83-10305-14/6 следует, что указанная обязанность ОАО "Славянка" до настоящего времени не исполнена. Указанные обстоятельства также подтверждаются устными пояснениями представителей ОАО "Славянка", озвученными при рассмотрении дела.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО "Славянка" всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалы дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении и в материалы настоящего дела, не представлены.
Необоснованным и противоречащим материалам дела является довод заявителя о том, что Обществом были исполнены требования законодательства об энергосбережении, путем установки общедомового прибора учета холодной воды в доме N 12 пгт Рощинский (акт выполненных работ от 22.05.2014 г. N 69).
Как следует из материалов дела N 83-10305-14/6, на территории п.г.т. Рощинский находится 62 многоквартирных жилых дома, из них 6 жилых помещений специализированного жилищного фонда (общежития), в которых расположено 2748 квартир и 441 комната (письмо филиала "Самарский" ОАО "Славянка" от 09.06.2014 г. N 1931).
При производстве по делу об административном правонарушении 83-10305-14/6 ОАО "Славянка" представлен акт установки и приема в эксплуатацию прибора учета воды N 69 от 22.05.2014 г. Как следует из содержания указанного акта, в жилом доме, расположенном по адресу: дом 12, п.г.т. Рощинский, Самарская область, установлен и принят в эксплуатацию прибор учета НОРМА СВК 50 X с антимагнитной защитой.
Вместе с тем, из представленной ОАО "Славянка" информации следует, что в 61 многоквартирном жилом доме отсутствуют коллективные приборы учета холодной воды (письмо филиала "Самарский" ОАО "Славянка" от 09.06.2014 г. N 1931).
В 2748 квартирах установлено 212 индивидуальных приборов учета используемой холодной воды. При этом, указанные индивидуальные приборы установлены нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых самостоятельно.
Таким образом, из имеющихся материалов дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении следует, что ОАО "Славянка" не исполнена обязанность по оснащению коллективными приборами учета холодной воды на 61 объекте подлежащем оснащению. Кроме того, ОАО "Славянка" не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета холодной воды в 2536 квартирах в многоквартирных жилых домах и 221 комнате.
В обоснование своей позиции ОАО "Славянка" в заявлении указано, что плата за потребленные коммунальные ресурсы с применением расчетной методики не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354).
Вместе с тем, указанный довод заявителя является несостоятельным и не относящимся к предмету доказывания в рамках настоящего дела, по следующим основаниям.
Как было указано выше, в рамках производства по делу N 83-10305-14/6 об административном правонарушении Самарским УФАС России рассматривался вопрос о несоблюдении ОАО "Славянка" обязательных требований положений Закона об энергосбережении.
Таким образом, действия ОАО "Славянка" по начислению платы за коммунальные услуги не являлись предметом рассмотрения в рамках дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении и не относятся к предмету доказывания в рамках настоящего дела.
Необоснованным и противоречащим материалам дела также является довод заявителя о том, что ОАО "Славянка" ограничено в возможности установки приборов учета воды в многоквартирных домах, ввиду отсутствия финансирования на указанные цели со стороны Государственного заказчика - представителя Минобороны России, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, если потребитель не исполнил в установленный срок обязанности, предусмотренные Законом об энергосбережении, организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязаны установить прибор учета, а потребитель обязан оплатить равными долям в течение пяти лет с даты их установки расходы организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
На основании вышеизложенного, действующим законодательством не предусмотрено, что действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ресурсоснабжающими организациями подлежат финансированию.
Как следует из анализа положений Закона об энергосбережении, расходы, понесенные ресурсоснабжающими организациями при осуществлении действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, подлежат возмещению собственниками помещений в многоквартирных домах, не исполнившими в установленный срок обязанности по установке приборов учета энергетических ресурсов.
Таким образом, факт отсутствия финансирования со стороны собственника помещений в многоквартирных домах - Минобороны России не освобождает ресурсоснабжающую организацию от исполнения обязанностей по установке приборов учета энергетических ресурсов и не является законным основанием для неисполнения требований Закона об энергосбережении.
В обоснование своей позиции ОАО "Славянка" ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 08.12.2010 г. N 635 "Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно" (далее - Перечень мероприятий по энергосбережению).
В соответствии с указанным перечнем, установка до 01.01.2012 г. коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды (за исключением ветхих, аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г.) осуществляется либо единовременно, либо при проведении капитального ремонта соответствующих внутренних систем. Перечень мероприятий по энергосбережению утвержден в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении.
Согласно части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных актов следует, что указанный Перечень мероприятий по энергосбережению утвержден в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде лицами, ответственными за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, Перечень мероприятий по энергосбережению распространяет свое действие на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома (управляющая организация, товарищество собственников жилья) или собственников помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении). При этом, ресурсоснабжающие организации, при осуществлении действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов должны руководствоваться положениями Закона об энергосбережении.
Из анализа правовых норм, содержащихся в Постановлении Правительства Самарской области от 08.12.2010 г. N 635 следует, что положения Перечня мероприятий по энергосбережению не освобождают ресурсоснабжающую организацию от исполнения обязанностей по установке приборов учета энергетических ресурсов, в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 13 Законом об энергосбережении.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, ссылка заявителя на Постановление Правительства Самарской области от 08.12.2010 г. N 635 как обоснование правомерности несоблюдения ОАО "Славянка" обязательных требований Закона об энергосбережении является несостоятельной, поскольку данный нормативно-правовой акт не исключает обязанностей ресурсоснабжающих организаций по установке приборов учета, предусмотренных частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, а также регулирует отношения по энергосбережению между иными субъектами.
Таким образом, рассматриваемое бездействие ОАО "Славянка" образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Результатом рассматриваемого бездействия ОАО "Славянка" явилось ущемление интересов Федоровой И.В., которая обоснованно в силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении была признана антимонопольным органом в качестве потерпевшей.
Факт совершения ОАО "Славянка" административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается материалами дела N 83-10305-14/6; протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014 г.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Следовательно, в его действиях содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Вина общества в рассматриваемом случае заключается в непринятии им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение положений Федерального закона N 261-ФЗ и недопущение совершения административного правонарушения.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела в совокупности, правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Славянка" состава вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания назначенного штрафа несправедливым или несоразмерным характеру совершенного правонарушения не имеется.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления Самарского УФАС России по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 незаконным.
Доводы Общества рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы Общества о нарушении порядка привлечения к административной ответственности ввиду отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего уведомления юридического лица о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении отклоняются апелляционным судом как опровергающиеся материалами настоящего дела. Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 от 05.06.2014 г. исх. N 6344/6 и определение об отложении рассмотрения дела на 17.06.2014 были направлены заказными письмами с уведомлением о вручении по двум адресам Общества и получены последним (т. 1 л.д. 245, 246).
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2015 N 11АП-17981/2014 ПО ДЕЛУ N А55-15906/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу N А55-15906/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Самарский" - представителя Тимофеева С.О. (доверенность N Д-200 от 17.12.2014),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - представителя Ледяевой Ю.М. (доверенность N 9733/6 от 22.08.2014),
Федорова Ирина Васильева не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Самарский"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Самарский" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386), г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Федорова Ирина Васильевна, Самарская область, Волжский район, п.Рощинский,
о признании незаконным и отмене постановления от 17 июня 2014 года о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ,
установил:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Самарский" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Славянка") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службе Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Управление, Самарское УФАС России, антимонопольный орган) от 17.06.2014 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 (исх. от 19.06.2014).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена гражданка Федорова Ирина Васильевна, Самарская область, Волжский район, пгт. Рощинский.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Славянка" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014 и принять по делу новое решение о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении. Податель апелляционной жалобы указывает на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, отсутствие в материалах дела доказательств надлежащего уведомления юридического лица о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
В материалы дела поступил отзыв антимонопольного органа на апелляционную жалобу, в котором Самарское УФАС России просит апелляционный суд оставить без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014, а апелляционную жалобу ОАО "Славянка" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила в ее удовлетворении отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России из ФАС России поступило заявление Федоровой И.В. о действиях Филиала Самарский ОАО "Славянка", содержащее сведения о несоблюдении обществом установленных для него в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно доводам, изложенным в заявлении гражданина, Филиал Самарский ОАО "Славянка" является организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории Волжского района в п.г.т. Рощинский, и не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ данное обращение явилось поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6, ответственность за которое установлена ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 4 статьи 28.3, статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, Приказом ФАС России от 19 ноября 2004 г. N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении", начальником отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России Н.В. Тишиной вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по делу N 83-10305-14/6 и проведении административного расследования в отношении ОАО "Славянка" (исх. N 3530/6 от 26.03.2014 г.). Одновременно истребованы документы, указанные в Определении об истребовании сведений (исх. N 3530-1/6 от 26.03.2014 г.).
В ответ на Определение об истребовании от 26.03.2014 г., ОАО "Славянка" (письмо от 07.04.2014 г N 1195, письмо от 10.04.2014 г. N 1256) представило запрашиваемые сведения.
Составление протокола по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 было назначено на 23.05.2014 г. Уведомление о составлении протокола по делу N 83-10305-14/6 было получено ОАО "Славянка", что подтверждается почтовым уведомлением.
На составление протокола 23.05.2014 г. явился представитель ОАО "Славянка"-Тимофеев С.О. по доверенности от 09.01.2014 г. N 2. Копия протокола вручена -Тимофееву С.О.
Рассмотрение дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 было назначено на 05.06.2014 г. на 14 часов 30 минут. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 26.05.2014 г. исх. N 5871 /6 было направлено заказным письмом с уведомлением о вручении, а также посредством факсимильной связи.
В связи с необходимостью истребования дополнительных материалов по делу, в соответствии с частью 2 статьи 29.6 КоАП РФ, срок рассмотрения дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 в отношении ОАО "Славянка" был продлен до 05.07.2014 г.
Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 от 05.06.2014 г. исх. N 6344/6 и определение об отложении рассмотрения дела на 17.06.2014 г. на 14 часов 30 минут, были направлены заказным письмом с уведомлением о вручении по двум адресам Общества и получено последним (т. 1 л.д. 245,246).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, уполномоченным лицом Управления 17.06.2014 года вынесено постановление (исх. от 19.06.2014) о наложении на ОАО "Славянка" штрафа по делу N 83-10305-14/6 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей 00 копеек.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдение организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральный закон N 261-ФЗ регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Как следует из материалов дела, ОАО "Славянка" в лице Самарского филиала является организацией, оказывающей услуги по холодному водоснабжению на территории Волжского района, п.г.т. Рощинский.
Филиал Самарский ОАО "Славянка" не соблюдает установленные для Общества в качестве обязательных требования об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренные частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные в числе прочих к системам центрального водоснабжения.
В части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Действующее законодательство предусматривает поэтапный механизм оснащения собственников жилых помещений в многоквартирных домах индивидуальными и коллективными приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов.
Таким образом, обязанность по оснащению приборами учет коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012 была возложена на собственников жилых помещений.
В случае же неисполнения собственниками жилых помещений обязанности по установке индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных ресурсов в срок до 01.07.2012, в срок до 01.07.2013 возложена на ресурсоснабжающую организацию; при этом ресурсоснабжающая организация обязана предпринять все необходимые меры по установке приборов учета за свой счет с последующим возмещением понесенных расходов за счет собственников жилых помещений.
Следовательно, ОАО "Славянка", как организация, осуществляющая снабжение водой, обязана до 01.07.2013 совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанная организация осуществляет.
Как следует из материалов дела N 83-10305-14/6, исходя из содержания Устава "Славянка", Общество осуществляет добычу, сбор, очистку и распределение воды, в качестве одного из основных видов деятельности, и является сетевой организацией.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 645-"Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по водоотведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-"Славянка" определено обеспечивать в установленном порядке передачу на безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов объектов водоснабжения и канализования, соответствующих сетей и иного имущества Минобороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и организаций, подведомственных Минобороны России.
В соответствии с Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19.12.2013 N 444 "Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения ОАО "Славянка" филиал "Самарский" ОАО "Славянка" утверждены тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями Государственного контракта N 1-КЖФ от 20 июля 2010 г. по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда и сетей водоснабжения военных городков Министерства обороны Российской Федерации ОАО "Славянка" принимает на эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание казарменно-жилищный фонд и сети водоснабжения военных городков.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, материалы дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении подтверждают тот факт, что ОАО "Славянка" в соответствии с действующим законодательством, является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет снабжение холодной водой.
Учитывая изложенное, поскольку Министерством обороны Российской Федерации не исполнена обязанность по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ОАО "Славянка" как организация, которая осуществляет снабжение холодной водой, было обязано с 01 июля 2012 года, в соответствии с требованиями частей 9 и 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, совершить действия по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах. При этом, указанную обязанность в силу положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении ОАО "Славянка" следовало исполнить до 01 июля 2013 года.
Вместе с тем, из материалов дела N 83-10305-14/6 следует, что указанная обязанность ОАО "Славянка" до настоящего времени не исполнена. Указанные обстоятельства также подтверждаются устными пояснениями представителей ОАО "Славянка", озвученными при рассмотрении дела.
Доказательств, свидетельствующих о принятии ОАО "Славянка" всех зависящих от Общества мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалы дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении и в материалы настоящего дела, не представлены.
Необоснованным и противоречащим материалам дела является довод заявителя о том, что Обществом были исполнены требования законодательства об энергосбережении, путем установки общедомового прибора учета холодной воды в доме N 12 пгт Рощинский (акт выполненных работ от 22.05.2014 г. N 69).
Как следует из материалов дела N 83-10305-14/6, на территории п.г.т. Рощинский находится 62 многоквартирных жилых дома, из них 6 жилых помещений специализированного жилищного фонда (общежития), в которых расположено 2748 квартир и 441 комната (письмо филиала "Самарский" ОАО "Славянка" от 09.06.2014 г. N 1931).
При производстве по делу об административном правонарушении 83-10305-14/6 ОАО "Славянка" представлен акт установки и приема в эксплуатацию прибора учета воды N 69 от 22.05.2014 г. Как следует из содержания указанного акта, в жилом доме, расположенном по адресу: дом 12, п.г.т. Рощинский, Самарская область, установлен и принят в эксплуатацию прибор учета НОРМА СВК 50 X с антимагнитной защитой.
Вместе с тем, из представленной ОАО "Славянка" информации следует, что в 61 многоквартирном жилом доме отсутствуют коллективные приборы учета холодной воды (письмо филиала "Самарский" ОАО "Славянка" от 09.06.2014 г. N 1931).
В 2748 квартирах установлено 212 индивидуальных приборов учета используемой холодной воды. При этом, указанные индивидуальные приборы установлены нанимателями жилых помещений в многоквартирных жилых самостоятельно.
Таким образом, из имеющихся материалов дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении следует, что ОАО "Славянка" не исполнена обязанность по оснащению коллективными приборами учета холодной воды на 61 объекте подлежащем оснащению. Кроме того, ОАО "Славянка" не исполнена обязанность по оснащению индивидуальными приборами учета холодной воды в 2536 квартирах в многоквартирных жилых домах и 221 комнате.
В обоснование своей позиции ОАО "Славянка" в заявлении указано, что плата за потребленные коммунальные ресурсы с применением расчетной методики не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354).
Вместе с тем, указанный довод заявителя является несостоятельным и не относящимся к предмету доказывания в рамках настоящего дела, по следующим основаниям.
Как было указано выше, в рамках производства по делу N 83-10305-14/6 об административном правонарушении Самарским УФАС России рассматривался вопрос о несоблюдении ОАО "Славянка" обязательных требований положений Закона об энергосбережении.
Таким образом, действия ОАО "Славянка" по начислению платы за коммунальные услуги не являлись предметом рассмотрения в рамках дела N 83-10305-14/6 об административном правонарушении и не относятся к предмету доказывания в рамках настоящего дела.
Необоснованным и противоречащим материалам дела также является довод заявителя о том, что ОАО "Славянка" ограничено в возможности установки приборов учета воды в многоквартирных домах, ввиду отсутствия финансирования на указанные цели со стороны Государственного заказчика - представителя Минобороны России, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, если потребитель не исполнил в установленный срок обязанности, предусмотренные Законом об энергосбережении, организации, указанные в части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязаны установить прибор учета, а потребитель обязан оплатить равными долям в течение пяти лет с даты их установки расходы организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
На основании вышеизложенного, действующим законодательством не предусмотрено, что действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилых домах, ресурсоснабжающими организациями подлежат финансированию.
Как следует из анализа положений Закона об энергосбережении, расходы, понесенные ресурсоснабжающими организациями при осуществлении действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, подлежат возмещению собственниками помещений в многоквартирных домах, не исполнившими в установленный срок обязанности по установке приборов учета энергетических ресурсов.
Таким образом, факт отсутствия финансирования со стороны собственника помещений в многоквартирных домах - Минобороны России не освобождает ресурсоснабжающую организацию от исполнения обязанностей по установке приборов учета энергетических ресурсов и не является законным основанием для неисполнения требований Закона об энергосбережении.
В обоснование своей позиции ОАО "Славянка" ссылается на Постановление Правительства Самарской области от 08.12.2010 г. N 635 "Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно" (далее - Перечень мероприятий по энергосбережению).
В соответствии с указанным перечнем, установка до 01.01.2012 г. коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии, горячей и холодной воды (за исключением ветхих, аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г.) осуществляется либо единовременно, либо при проведении капитального ремонта соответствующих внутренних систем. Перечень мероприятий по энергосбережению утвержден в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона об энергосбережении.
Согласно части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных актов следует, что указанный Перечень мероприятий по энергосбережению утвержден в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде лицами, ответственными за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, Перечень мероприятий по энергосбережению распространяет свое действие на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома (управляющая организация, товарищество собственников жилья) или собственников помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении). При этом, ресурсоснабжающие организации, при осуществлении действий по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов должны руководствоваться положениями Закона об энергосбережении.
Из анализа правовых норм, содержащихся в Постановлении Правительства Самарской области от 08.12.2010 г. N 635 следует, что положения Перечня мероприятий по энергосбережению не освобождают ресурсоснабжающую организацию от исполнения обязанностей по установке приборов учета энергетических ресурсов, в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 13 Законом об энергосбережении.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, ссылка заявителя на Постановление Правительства Самарской области от 08.12.2010 г. N 635 как обоснование правомерности несоблюдения ОАО "Славянка" обязательных требований Закона об энергосбережении является несостоятельной, поскольку данный нормативно-правовой акт не исключает обязанностей ресурсоснабжающих организаций по установке приборов учета, предусмотренных частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, а также регулирует отношения по энергосбережению между иными субъектами.
Таким образом, рассматриваемое бездействие ОАО "Славянка" образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
Результатом рассматриваемого бездействия ОАО "Славянка" явилось ущемление интересов Федоровой И.В., которая обоснованно в силу части 1 статьи 25.2 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении была признана антимонопольным органом в качестве потерпевшей.
Факт совершения ОАО "Славянка" административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ (событие административного правонарушения) подтверждается материалами дела N 83-10305-14/6; протоколом об административном правонарушении от 23.05.2014 г.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Следовательно, в его действиях содержатся признаки субъективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Вина общества в рассматриваемом случае заключается в непринятии им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение положений Федерального закона N 261-ФЗ и недопущение совершения административного правонарушения.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела в совокупности, правомерно пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Славянка" состава вменяемого административного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в минимальном размере в пределах санкции, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания назначенного штрафа несправедливым или несоразмерным характеру совершенного правонарушения не имеется.
Учитывая вышеизложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления Самарского УФАС России по делу об административном правонарушении N 83-10305-14/6 незаконным.
Доводы Общества рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Доводы апелляционной жалобы Общества о нарушении порядка привлечения к административной ответственности ввиду отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего уведомления юридического лица о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении отклоняются апелляционным судом как опровергающиеся материалами настоящего дела. Определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении N 83-10305-14/6 от 05.06.2014 г. исх. N 6344/6 и определение об отложении рассмотрения дела на 17.06.2014 были направлены заказными письмами с уведомлением о вручении по двум адресам Общества и получены последним (т. 1 л.д. 245, 246).
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2014 года по делу N А55-15906/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)