Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгЖилСервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.05.2014 по делу N А53-5370/2014,
принятое в составе судьи Грязевой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгЖилСервис"
к Административной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.02.2014 N Р-292
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгЖилСервис" (далее - ООО "ЮгЖилСервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной инспекции Ростовской области (далее - административный орган, административная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2014 N Р-292 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усмотрел.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЮгЖилСервис" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 14.05.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что административный орган не доказал, что действия (бездействие) общества создали угрозу жизни людей, материалы дела не содержат сведений о том, что было скользко, на фотографиях не усматривается наличие льда, в материалах дела отсутствует его описание. Суд не учел, что надлежащее исполнение обязанностей управляющей компанией оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (крайне неблагоприятных погодных условий), то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Административным органом достоверно не установлено, что именно ООО "ЮгЖилСервис" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 18/1, и не представлено доказательств подтверждающих принадлежность территории, на которой было выявлено административное правонарушение, к общему имуществу собственников дома по указанному адресу. В материалах дела отсутствует план границ земельного участка.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками административной инспекции 03.02.2014 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 18/1, установлен факт необесечения выполнение работ по благоустройству и уборке объекта благоустройства в зимний период, а именно: удаление, уборка и вывоз снега с отведенной территории, а также ее обработка противогололедными материалами, что является нарушением требований пункта 4 раздела 3 "Организация уборки городских территорий", пунктов 15, 24, 30 раздела 6 "Порядок уборки городских территорий" Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 13.06.2012 N 282.
Административным органом установлено, что управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 18/1, осуществляет ООО "ЮгЖилСервис".
Выявленные нарушения отражены в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.02.2014 и фотоматериалах (т. 1 л.д. 23-24).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", административным органом 05.02.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Р-292 (т. 1 л.д. 20-21).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Ростовского межрайонного отдела инспекции 13.02.2014 вынес постановление N Р-292, которым признал ООО "ЮгЖилСервис" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях", и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д. 16-17).
Полагая, что указанное постановление является незаконным ООО "ЮгЖилСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением городской Думы г. Ростова-на-Дону от 13.06.2012 N 282 утверждены Правила благоустройства города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.
Правила благоустройства относят к объектам благоустройства, в том числе: земельные участки, объекты благоустройства территории.
В соответствии с пунктами 15, 19, 30, 38 раздела 6 Правил благоустройства уборка территории в зимний период предусматривает уборку и вывоз снега, льда, грязи, обработку тротуаров и проезжей части дорог разрешенными к применению противогололедными материалами.
Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц, тротуарах и дворовых территориях должны обеспечивать беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
Сгребание снега на прилегающих к зданиям и сооружениям территориях осуществляется их собственниками (владельцами) собственными силами в прилотковую зону проезжей части улиц до начала работ по вывозу снега на конкретных участках городскими коммунальными службами.
Загрязненный снег и скол льда, собранный с отведенных территорий предприятий и организаций, а также снег, собранный с прилегающих территорий после централизованного вывоза снега с проезжей части, должен быть вывезен и утилизирован собственниками (владельцами) самостоятельно.
При уборке городских территорий в зимний период запрещается:
- - выдвигать или перемещать на проезжую часть улиц снег, счищаемый с внутриквартальных проездов, дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок, торговых объектов;
- - складировать снег, собранный с отведенных территорий, в том числе дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок и иных объектов, на тротуарах и иных территориях общего пользования;
- - формировать снежные валы при очистке проезжей части на пересечениях дорог и улиц в одном уровне; вблизи железнодорожных переездов; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.
Из материалов административного дела усматривается, что ООО "ЮгЖилСервис", являясь управляющей компанией многоквартирного дома N 18/1 по ул. Новаторов в г. Ростове-на-Дону, не предприняло своевременных мер по надлежащему выполнению работ по благоустройству и уборке объекта благоустройства в зимний период, а именно: не обеспечило удаление, уборку и вывоз снега с отведенной территории, а также ее обработку противогололедными материалами.
Указанные обстоятельства подтверждены актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.02.2014, фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 05.02.2015 N Р-292.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", является доказанным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неустановление административным органом факта нахождения дома N 18/1 по ул. Новаторов в г. Ростове-на-Дону в управлении общества не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно информации, размещенной в сети Интернет на официальных сайтах ООО "ЮгЖилСервис" http://www.oooukgservis.ru, Государственной жилищной инспекции Ростовской области http://www.gzhi.donland.ru и Министерства регионального развития Российской Федерации (Реформа ЖКХ) http://www.reformagkh.ru (т. 1 л.д. 25-32, 43-51), дом, расположенный по улице Новаторов, 18/1 в городе Ростове-на-Дону, обслуживает управляющая компания ООО "ЮгЖилСервис".
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Таким образом, придомовая территория здания многоквартирного дома находится в общей собственности лиц, которые на праве собственности владеют жилыми помещениями данного многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственными за организацию и обеспечение требований настоящих Правил благоустройства в силу пункта 5 раздела 3 указанных Правил в многоквартирных домах являются руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный многоквартирный жилой дом находится в управлении общества, административный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность соблюдения Правил благоустройства, в том числе содержание придомовой территории указанного многоквартирного жилого дома (являющегося общей долевой собственностью граждан - собственников квартир дома, переданного в управление обществу) в надлежащем виде, лежит на обществе, которое является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Имея возможность для недопущения нарушения правил содержания придомовой территории ООО "ЮгЖилСервис" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Ссылка общества на отсутствие возможности в условиях чрезвычайной ситуации обеспечить соблюдение установленных требований по содержанию придомовой территории не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 18 раздела 3 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону уборка объектов благоустройства производится в соответствии с отраслевыми регламентами, с учетом фактических погодных условий, в период наименьшей интенсивности транспортного и пешеходного движения. В соответствии с пунктом 3.6.21 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленного после него и складироваться вместе со снегом.
Пунктом 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада. Указанные сроки зависят от класса тротуара и температуры воздуха и составляют от 0,5 до 3 часов. При отсутствии снегопада периодичность уборки должна соблюдаться через каждые трое суток.
Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 часов с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 часов (п. 3.6.19 Правил N 170).
Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 часа, а срок окончания всех работ - 3 часа (п. 3.6.24 Правил N 170).
Таким образом, работы по очистке тротуаров, дворовых территорий и проездов от снега и наледи должны быть выполнены в указанные периоды времени. Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предотвращению совершения правонарушения, а также отсутствия возможности уборки снега с придомовой территории обществом не представлено.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении административным органом доказательств подтверждающих принадлежность территории, на которой было выявлено административное правонарушение, к общему имуществу собственников дома по улице Новаторов, 18/1 в городе Ростове-на-Дону отклоняется.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в частности, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства. В состав придомовой территории входят следующие элементы: участки земли под жилыми домами или одним домом, отмостка, все тротуары и проезды, а также социально важные составляющие данной территории, к которым можно отнести озелененные территории, автостоянки, площадки хозяйственного предназначения для надлежащей эксплуатации дома, игровые площадки и т.д.
На фотоматериалах, представленных в материалы дела, зафиксирована территория, непосредственно прилегающая к дому N 18/1 по ул. Новаторов в г. Ростове-на-Дону, которая является придомовой территорией указанного многоквартирного дома.
Таким образом, материалами дела, актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.02.2014, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2014 N Р-292 и фотоматериалами подтверждается, что обществом не выполнены работы по очистке снега на придомовой территории многоквартирного дома, обязанность по содержанию которой возложена на управляющую компанию.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу заинтересованным лицом не допущено.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 05.02.2014 N Р-292 получено заявителем 04.02.2014 (т. 1 л.д. 22). Протокол об административном правонарушении от 05.02.2014 N Р-292 составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Определением от 05.02.2014 общество извещено о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено обществом 06.02.2014 (т. 1 л.д. 18-19). Постановление административной инспекции от 13.02.2014 N Р-292 вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2014 по делу N А53-5370/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2014 N 15АП-9532/2014 ПО ДЕЛУ N А53-5370/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. N 15АП-9532/2014
Дело N А53-5370/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮгЖилСервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.05.2014 по делу N А53-5370/2014,
принятое в составе судьи Грязевой В.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮгЖилСервис"
к Административной инспекции Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.02.2014 N Р-292
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮгЖилСервис" (далее - ООО "ЮгЖилСервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной инспекции Ростовской области (далее - административный орган, административная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2014 N Р-292 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2014 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу судом не установлено. Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усмотрел.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЮгЖилСервис" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 14.05.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что административный орган не доказал, что действия (бездействие) общества создали угрозу жизни людей, материалы дела не содержат сведений о том, что было скользко, на фотографиях не усматривается наличие льда, в материалах дела отсутствует его описание. Суд не учел, что надлежащее исполнение обязанностей управляющей компанией оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (крайне неблагоприятных погодных условий), то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Административным органом достоверно не установлено, что именно ООО "ЮгЖилСервис" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 18/1, и не представлено доказательств подтверждающих принадлежность территории, на которой было выявлено административное правонарушение, к общему имуществу собственников дома по указанному адресу. В материалах дела отсутствует план границ земельного участка.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками административной инспекции 03.02.2014 по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 18/1, установлен факт необесечения выполнение работ по благоустройству и уборке объекта благоустройства в зимний период, а именно: удаление, уборка и вывоз снега с отведенной территории, а также ее обработка противогололедными материалами, что является нарушением требований пункта 4 раздела 3 "Организация уборки городских территорий", пунктов 15, 24, 30 раздела 6 "Порядок уборки городских территорий" Правил благоустройства г. Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 13.06.2012 N 282.
Административным органом установлено, что управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Новаторов, 18/1, осуществляет ООО "ЮгЖилСервис".
Выявленные нарушения отражены в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.02.2014 и фотоматериалах (т. 1 л.д. 23-24).
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", административным органом 05.02.2014 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N Р-292 (т. 1 л.д. 20-21).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Ростовского межрайонного отдела инспекции 13.02.2014 вынес постановление N Р-292, которым признал ООО "ЮгЖилСервис" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях", и назначил административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей (т. 1 л.д. 16-17).
Полагая, что указанное постановление является незаконным ООО "ЮгЖилСервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением городской Думы г. Ростова-на-Дону от 13.06.2012 N 282 утверждены Правила благоустройства города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.
Правила благоустройства относят к объектам благоустройства, в том числе: земельные участки, объекты благоустройства территории.
В соответствии с пунктами 15, 19, 30, 38 раздела 6 Правил благоустройства уборка территории в зимний период предусматривает уборку и вывоз снега, льда, грязи, обработку тротуаров и проезжей части дорог разрешенными к применению противогололедными материалами.
Технология и режимы производства уборочных работ на проезжей части улиц, тротуарах и дворовых территориях должны обеспечивать беспрепятственное движение транспортных средств и пешеходов независимо от погодных условий.
Сгребание снега на прилегающих к зданиям и сооружениям территориях осуществляется их собственниками (владельцами) собственными силами в прилотковую зону проезжей части улиц до начала работ по вывозу снега на конкретных участках городскими коммунальными службами.
Загрязненный снег и скол льда, собранный с отведенных территорий предприятий и организаций, а также снег, собранный с прилегающих территорий после централизованного вывоза снега с проезжей части, должен быть вывезен и утилизирован собственниками (владельцами) самостоятельно.
При уборке городских территорий в зимний период запрещается:
- - выдвигать или перемещать на проезжую часть улиц снег, счищаемый с внутриквартальных проездов, дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок, торговых объектов;
- - складировать снег, собранный с отведенных территорий, в том числе дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок и иных объектов, на тротуарах и иных территориях общего пользования;
- - формировать снежные валы при очистке проезжей части на пересечениях дорог и улиц в одном уровне; вблизи железнодорожных переездов; на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром; на тротуарах.
Из материалов административного дела усматривается, что ООО "ЮгЖилСервис", являясь управляющей компанией многоквартирного дома N 18/1 по ул. Новаторов в г. Ростове-на-Дону, не предприняло своевременных мер по надлежащему выполнению работ по благоустройству и уборке объекта благоустройства в зимний период, а именно: не обеспечило удаление, уборку и вывоз снега с отведенной территории, а также ее обработку противогололедными материалами.
Указанные обстоятельства подтверждены актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.02.2014, фотоматериалами и протоколом об административном правонарушении от 05.02.2015 N Р-292.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", является доказанным.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неустановление административным органом факта нахождения дома N 18/1 по ул. Новаторов в г. Ростове-на-Дону в управлении общества не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно информации, размещенной в сети Интернет на официальных сайтах ООО "ЮгЖилСервис" http://www.oooukgservis.ru, Государственной жилищной инспекции Ростовской области http://www.gzhi.donland.ru и Министерства регионального развития Российской Федерации (Реформа ЖКХ) http://www.reformagkh.ru (т. 1 л.д. 25-32, 43-51), дом, расположенный по улице Новаторов, 18/1 в городе Ростове-на-Дону, обслуживает управляющая компания ООО "ЮгЖилСервис".
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Таким образом, придомовая территория здания многоквартирного дома находится в общей собственности лиц, которые на праве собственности владеют жилыми помещениями данного многоквартирного дома.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Ответственными за организацию и обеспечение требований настоящих Правил благоустройства в силу пункта 5 раздела 3 указанных Правил в многоквартирных домах являются руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорный многоквартирный жилой дом находится в управлении общества, административный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность соблюдения Правил благоустройства, в том числе содержание придомовой территории указанного многоквартирного жилого дома (являющегося общей долевой собственностью граждан - собственников квартир дома, переданного в управление обществу) в надлежащем виде, лежит на обществе, которое является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения.
Имея возможность для недопущения нарушения правил содержания придомовой территории ООО "ЮгЖилСервис" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено.
Ссылка общества на отсутствие возможности в условиях чрезвычайной ситуации обеспечить соблюдение установленных требований по содержанию придомовой территории не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 18 раздела 3 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону уборка объектов благоустройства производится в соответствии с отраслевыми регламентами, с учетом фактических погодных условий, в период наименьшей интенсивности транспортного и пешеходного движения. В соответствии с пунктом 3.6.21 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленного после него и складироваться вместе со снегом.
Пунктом 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада. Указанные сроки зависят от класса тротуара и температуры воздуха и составляют от 0,5 до 3 часов. При отсутствии снегопада периодичность уборки должна соблюдаться через каждые трое суток.
Работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены на тротуарах I и II классов не позднее 6 часов с момента окончания снегопада, а на остальных территориях - не позднее 12 часов (п. 3.6.19 Правил N 170).
Время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 часа, а срок окончания всех работ - 3 часа (п. 3.6.24 Правил N 170).
Таким образом, работы по очистке тротуаров, дворовых территорий и проездов от снега и наледи должны быть выполнены в указанные периоды времени. Доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер по предотвращению совершения правонарушения, а также отсутствия возможности уборки снега с придомовой территории обществом не представлено.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении административным органом доказательств подтверждающих принадлежность территории, на которой было выявлено административное правонарушение, к общему имуществу собственников дома по улице Новаторов, 18/1 в городе Ростове-на-Дону отклоняется.
В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются, в частности, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства. В состав придомовой территории входят следующие элементы: участки земли под жилыми домами или одним домом, отмостка, все тротуары и проезды, а также социально важные составляющие данной территории, к которым можно отнести озелененные территории, автостоянки, площадки хозяйственного предназначения для надлежащей эксплуатации дома, игровые площадки и т.д.
На фотоматериалах, представленных в материалы дела, зафиксирована территория, непосредственно прилегающая к дому N 18/1 по ул. Новаторов в г. Ростове-на-Дону, которая является придомовой территорией указанного многоквартирного дома.
Таким образом, материалами дела, актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 03.02.2014, протоколом об административном правонарушении от 05.02.2014 N Р-292 и фотоматериалами подтверждается, что обществом не выполнены работы по очистке снега на придомовой территории многоквартирного дома, обязанность по содержанию которой возложена на управляющую компанию.
Судом первой инстанции также сделан правильный вывод об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу заинтересованным лицом не допущено.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 05.02.2014 N Р-292 получено заявителем 04.02.2014 (т. 1 л.д. 22). Протокол об административном правонарушении от 05.02.2014 N Р-292 составлен в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Определением от 05.02.2014 общество извещено о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено обществом 06.02.2014 (т. 1 л.д. 18-19). Постановление административной инспекции от 13.02.2014 N Р-292 вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение указанного выше правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение арбитражного суда Ростовской области от 11.07.2014 по делу N А53-5370/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.Ю.ЕФИМОВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
О.А.СУЛИМЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)