Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 ПО ДЕЛУ N А29-6428/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А29-6428/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Ольковой Т.М., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образование городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образование городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2014 по делу N А29-6428/2013, принятое судом в составе судьи Авфероновой О.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Домсервис" (ИНН: 1102063724, ОГРН: 1091102002397)
к муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образование городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570, ОГРН: 1021100735810)
о взыскании задолженности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Домсервис" (далее - ООО "Домсервис" Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - МУ "УЖКХ") о взыскании задолженности в сумме 871 308 рублей 10 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 11.03.2014 по ходатайству истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на муниципальное образование городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее -Администрация, ответчик).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2014 исковые требования ООО "Домсервис" удовлетворены в полном объеме.
Муниципальное образование городского округа "Ухта" в лице Администрации МОГО "Ухта" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация считает, что является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку договоры на управление жилыми домами заключены с МУ "УЖКХ", являющимся специально созданным структурным подразделением Администрации, наделенным всеми правомочиями собственника. По мнению заявителя, у Администрации отсутствует обязанность по возмещению истцу выпадающих доходов.
ООО "Домсервис" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Домсервис" в 2012 году являлось управляющей организацией и оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, расположенных на территории МО ГО "Ухта".
Между МУ "УЖКХ" и ООО "Домсервис" были заключены следующие договоры управления муниципальными домами:
- от 30.12.2011 N 02/320 - по адресу г. Ухта, пгт. Водный, ул. Ленина, д. 4 (т. 1 л.д. 13-25),
- от 28.01.2011 N 02/353, от 20.01.2012 N 02/453 - по адресу: г. Ухта, пст. Тобысь, ул. Линейная, д. 1а, (т. 1 л.д. 27-51),
- от 30.12.2011 N 02/418 - по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Советская, д. 30 (т. 1 л.д. 53-64),
- от 11.12.2009 N 02-236, от 30.12.2011 N 02/436 - по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Интернациональная, д. 16 (т. 1 л.д. 66-91),
- от 14.07.2011 N 02/205, от 27.07.2012 N 02/306 - по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Производственная, д. 11 (т. 1 л.д. 93-119).
Решением Совета МО ГО "Ухта" от 16.11.2010 N 473 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирного дома на территории МО ГО "Ухта" (действовавшим в 2012 году) с 01.01.2010 для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда установлен размер платы за содержание и ремонт жилых помещений (т. 3 л.д. 72):
- - в размере, соответствующем результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо по решению общего собрания собственников помещений, если изменение размера платы не превышает предельного максимального индекса изменения размера платы за жилое помещение по сравнению к ранее установленному размеру платы;
- - в размере, увеличенном на предельный максимальный индекс изменения размера платы по сравнению к ранее действующему размеру платы, если размер платы, соответствующий результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе все помещения в котором находятся в собственности МОГО "Ухта", либо решению общего собрания собственников помещений, возрос более чем предусмотрено предельным максимальным индексом изменения размера платы за жилое помещение (с учетом оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, ЖБО).
Согласно расчетам истца сумма выпадающих доходов за 2012 год, подлежащих возмещению из бюджета МО ГО "Ухта", составила 871 308 рублей 10 копеек (т. 1 л.д. 10-12).
ООО "Домсервис" был подготовлен проект договора от 17.12.2012 N 2вд на возмещение выпадающих доходов за январь - сентябрь 2012 года и вместе с актом выполненных работ, расчетом и счетом на оплату с сопроводительным письмом от 19.12.2012 направлен в адрес МУ "УЖКХ". Данные документы получены МУ "УЖКХ" 19.12.2012 (т. 2 л.д. 70).
Письмом от 10.01.2013 МУ "УЖКХ" сообщило истцу о невозможности заключения договора в связи с отсутствием бюджетных средств, и о возврате счета от 19.12.2012 N 820 и расчета возмещения выпадающих доходов (т. 2 л.д. 71).
27.02.2013 истец направил в адрес МУ "УЖКХ" претензионное письмо, которым требовало погасить сумму выпадающих доходов (т. 2 л.д. 74).
Письмом от 05.03.3013 МУ "УЖКХ" сообщило истцу об отказе в компенсации выпадающих доходов в связи с отсутствием между сторонами заключенного договора на оплату соответствующих услуг на период с 01.01.2012 по 31.12.2012 (т. 2 л.д. 75).
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Республики Коми, руководствовался статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 69, 78, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и пришел к выводу об обоснованности требований Общества о взыскании убытков, составляющих сумму выпадающих доходов истца от реализации услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Неисполнение муниципальным образованием своих обязательств по компенсации затрат, произведенных в связи с реализацией законно установленных и подлежащих бюджетному финансированию льгот, влечет возникновение убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих перечислению лицу в качестве возмещения его затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16 ГК РФ) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Согласно пункту 2 Решения Совета МО ГО "Ухта" от 16.11.2010 N 474 выпадающие доходы субсидируются при оказании услуг по содержанию и текущему ремонту ветхого жилищного фонда (с износом 60% и более), жилищного фонда, ранее использовавшегося в качестве муниципальных общежитий, многоквартирных жилых домов, по которым отбор управляющих компаний осуществлен по результатам открытого конкурса (т. 2 л.д. 62).
Во исполнение решений Совета МО ГО "Ухта" от 16.11.2010 N 473 и 474 Администрация МОГО "Ухта" приняла постановление от 09.12.2010 N 2947 "Об утверждении Порядка возмещения из бюджета МО ГО "Ухта" выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда" (т. 2 л.д. 64-69).
Согласно пункту 2 указанного постановления от 09.12.2010 N 2947 функции по осуществлению возмещения выпадающих доходов организациям ЖКХ возложены на МУ "УЖКХ".
В пункте 1.2, 1.3 Порядка возмещения из бюджета МО ГО "Ухта" выпадающих доходов организациям, оказывающим населению услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда указано, что выпадающие доходы обслуживающих организаций подлежат возмещению из бюджета МО ГО "Ухта" в соответствии с их целевым назначением.
Как следует из материалов дела, отчеты ООО "Домсервис" о выполненных работах на спорных объектах за 2012 год, с указанием стоимости принятых работ, подписаны представителями МУ "УЖКХ" без замечаний и возражений (т. 1 л.д. 121-136).
Согласно Решению Совета МО ГО "Ухта" от 21.11.2006 N 21 размер платы за содержание и ремонт жилищного фонда на территории МО ГО "Ухта", обслуживаемого организацией МУП "Водненский жилкомхоз", в отношении благоустроенных жилых домов с износом 60% и более утвержден в сумме 9,28 рублей за 1 кв. метр общей площади (т. 2 л.д. 61).
Из объяснений истца следует, что указанный размер платы был использован им при расчете размера платы для населения, проживающего в муниципальном жилищном фонде по адресам: г. Ухта пгт. Водный ул. Ленина д. 4, пст. Тобысь ул. Линейная д. 1а, с ежегодным увеличением на 20%, что предусмотрено Решением Совета МО ГО "Ухта" от 16.11.2010 N 474, поскольку указанные дома переданы на обслуживание истцу в связи с ликвидацией МУП "Водненский жилкомхоз".
В отношении МКД, расположенных в г. Ухта пгт. Боровой ул. Советская д. 30, ул. Интернациональная д. 16, при расчете размера платы за содержание и ремонт жилищного фонда на территории МО ГО "Ухта", согласно Решению Совета МО ГО "Ухта" от 21.11.2006 N 21, истцом использован размер платы в сумме 17,45 рублей за 1 кв. метр общей площади.
По сведениям истца, МКД, расположенный по адресу: г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Производственная, д. 11, является муниципальным общежитием, размер платы за 1 кв. метр обслуживаемой площади в 2012 году составлял 52, 69 рублей за 1 кв. метр общей площади (исходя из утвержденного размера платы на 2007 год в сумме 20,55 рублей, с последующим ежегодным увеличением на 20%), и в соответствии с Решением Совета МО ГО "Ухта" от 16.11.2010 N 474 истец вправе был получить из бюджета МОГО "Ухта" субсидии на возмещение выпадающих доходов.
Согласно заключенным с МУ "УЖКХ" договорам на управление и обслуживание муниципальных домов с истцом был согласован следующий размер платы за содержание и ремонт помещений (за 1 кв. метр общей площади жилых помещений):
- по договору от 30.12.2011 N 02/320 (МКД по адресу г. Ухта, пгт. Водный, ул. Ленина, д. 4) - в сумме 42 рублей 47 копеек,
- по договорам от 28.01.2011 N 02/353, от 20.01.2012 N 02/453 (МКД по адресу: г. Ухта, пст. Тобысь, ул. Линейная, д. 1а) до 31.01.2012 - в сумме 25 рублей 88 копеек, с 01.02.2012 - в сумме 44 рублей 64 копеек,
- по договору от 30.12.2011 N 02/418 (МКД по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Советская, д. 30) - в сумме 34 рублей 41 копейки,
- по договорам от 11.12.2009 N 02-236, от 30.12.2011 N 02/436 (МКД по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Интернациональная, д. 16) до 31.12.2011 - в сумме 15 рублей 66 копеек, с 01.01.2012 - в сумме 29 рублей 19 копеек,
- по договорам от 14.07.2011 N 02/205, от 27.07.2012 N 02/306 (МКД по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Производственная, д. 11) до 31.07.2012 - в сумме 332 рубля 31 копейка, с 01.08.2012 - в сумме 282 рублей 49 копеек.
Согласно расчетам истца сумма выпадающих доходов за 2012 год, подлежащих возмещению из бюджета МО ГО "Ухта", составила 871 308 рублей 10 копеек, в том числе, при обслуживании МКД, расположенного по адресу г. Ухта, пгт. Водный, ул. Ленина, д. 4-1 871 рубль 46 копеек, при обслуживании МКД, расположенного по адресу г. Ухта, пст. Тобысь, ул. Линейная, д. 1а, - 6 050 рублей 57 копеек, при обслуживании МКД, расположенного по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Советская, д. 30-4 901 рубль 02 копейки, при обслуживании МКД, расположенного по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Интернациональная, д. 16-9 038 рублей 38 копеек, при обслуживании МКД, расположенного по адресу г. Ухта, пгт.Боровой, ул. Производственная, д. 11-849 446 рублей 67 копеек (т. 1 л.д. 10-12).
При расчете выпадающих доходов истцом учтено, что в 2012 году им фактически выполнены и приняты МУ "УЖКХ" работы, а также начислена населению (без учета платы за найм помещений) плата за содержание и текущий ремонт помещений (в соответствии с утвержденным Советом МО ГО "Ухта" размером платы) в следующих размерах в отношении обслуживаемых истцом МКД (т. 1 л.д. 12, т. 3 л.д. 68):
- - по адресу г. Ухта, пгт. Водный, ул. Ленина, д. 4: фактически выполнены и приняты работы на сумму 32 705 рублей 56 копеек, начислено населению - 30 834 рубля 10 копеек, в итоге выпадающие доходы составили 1 871 рубль 46 копеек;
- - по адресу г. Ухта, пст. Тобысь, ул. Линейная, д. 1а: фактически выполнены и приняты работы на сумму 27 180 рублей 47 копеек, начислено населению - 21 129 рублей 90 копеек, в итоге выпадающие доходы составили 6 050 рублей 57 копеек;
- - по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Советская, д. 30: фактически выполнены и приняты работы на сумму 66 163 рубля 22 копейки, начислено населению - 61 262 рубля 20 копеек, в итоге выпадающие доходы составили - 4 901 рубль 02 копейки;
- - по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Интернациональная, д. 16: фактически выполнены и приняты работы на сумму 43 080 рублей 46 копеек, начислено населению - 34 042 рубля 08 копеек, в итоге выпадающие доходы составили - 9 038 рублей 38 копеек;
- - по адресу г. Ухта, пгт. Боровой, ул. Производственная, д. 11: фактически выполнены и приняты работы на сумму 1 072 134 рублей, начислено населению - 222 687 рублей 33 копейки, в итоге выпадающие доходы составили - 849 446 рублей 67 копеек.
Факт оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за 2012 год подтвержден материалами дела.
Расчет взыскиваемой задолженности Администрация не оспаривает.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что истцом доказан факт причинения ему убытков в сумме 871 308 рублей 10 копеек в виде неполученной платы за оказанные услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, расположенного на территории МОГО "Ухта" за 2012 год.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск Общества, и взыскал с МОГО "Ухта" в лице Администрации за счет казны указанного муниципального образования убытки в сумме 871 308 рублей 10 копеек.
Довод Администрации о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционным судом, поскольку ответчиком по делу является муниципальное образование, за счет казны которого удовлетворено требование истца. Администрация же является органом, уполномоченным представлять муниципальное образование (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Довод ответчика о том, что обязанность по возмещению расходов по содержанию муниципальной собственности лежит на МУ "УЖКХ", поскольку именно с ним Обществом заключены договора, отклоняется апелляционным судом.
Возложение бремени содержания принадлежащего собственнику имущества на отдельно созданное структурное подразделение, уполномоченное по своему правовому статусу выступать ответственным за проверку обоснованности начисления платы за оказываемые управляющей компанией услуги, законодателем не предусмотрено.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2014 по делу N А29-6428/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образование городского округа "Ухта" в лице Администрации муниципального образование городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА

Судьи
Т.М.ОЛЬКОВА
Т.В.ХОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)