Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до перерыва - Ряхова Л.В., доверенность от 24 июня 2014 года N 12-3930, после перерыва - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2014 года по делу N А55-7785/2014, судья Агеенко С.В.,
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:
Администрация городского округа Сызрани Самарской области (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит суд: признать отказ от 18.03.2014 г. N 08/702/2014-245 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20, незаконным; обязать произвести государственную регистрацию ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 (л.д. 2-3).
Решением суда первой инстанции от 08 августа 2014 года отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 18.03.2014 года N 08/702/2014-245 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 признан незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 (л.д. 83-85).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация ограничения прав на земельный участок может быть осуществлена при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о данном земельном участке.
Отмечает, что согласно данным ЕГРП государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок отсутствует, т.е. раздел на данный земельный участок не открывался, следовательно, и провести регистрационные действия по внесению записи об ограничении права на объект недвижимости, запись о котором отсутствует в ЕГРП, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу (вх. от 25.09.2014 г.).
Указывает, что на государственную регистрацию ограничения права на земельный участок по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 Администрацией городского округа Сызрань было предоставлено постановление Администрации городского округа Сызрань от 24.01.2014 г. N 113 "Об изъятии земельного участка, местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 для муниципальных нужд".
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что "государственная регистрация ограничения прав возможна только на объекты недвижимости, права на которые возникли в установленном порядке, и, соответственно, зарегистрированы в ЕГРП" опровергается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 г. N 12-П.
То есть, право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом собственникам помещений (квартир) принадлежит в силу закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктом 1 статьи 26, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом.
Иное установлено пунктом 4 статьи 279 ГК РФ, решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющим регистрацию прав на земельный участок, то есть в Управление Росреестра.
Жилой дом по ул. Переселенка, 20 признан непригодным для проживания - аварийным и подлежащим сносу. Осуществлено переселение граждан из аварийного жилья и обеспечены их права на благоприятные и безопасные условия проживания на территории городского округа Сызрань.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 24.01.2014 г. N 113 указанный земельный участок был изъят для муниципальных нужд, то есть поступил в собственность Муниципального образования - городской округ Сызрань.
Считает, что все доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2014 года по делу N А55-7785/2014, являются несостоятельными, необоснованными и не подтвержденными соответствующими доказательствами.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 15 октября 2014 года до 14 час 35 мин 22 октября 2014 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 22 октября 2014 года в 14 час. 35 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.01.2014 г. N 113 изъят для муниципальных нужд земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1802 кв. м, кадастровый номер 63:08:0113054:111, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20, с видом разрешенного использования "индивидуальное строительство жилого дома" (л.д. 17-18).
11.02.2014 г. Администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации ограничения прав на земельный участок.
Сообщением от 18.03.2014 г. 08/702/2014-245 Управление Росреестра по Самарской области заявителю отказало в государственной регистрации ограничения прав на земельный участок, мотивировав тем, что в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о регистрации права собственности собственников квартир многоквартирного дома на заявленный земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 (л.д. 45-47).
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону, а также нарушает его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
08 августа 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 83-85).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статья 4 указанного Закона предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Исходя из пункта 66 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Судом установлено и следует из материалов дела ответчику в качестве правоустанавливающего документа заявителем было представлено постановление Администрации от 24.01.2014 г. N 113, согласно которому в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", на основании постановлений Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 03.11.2009 г. N 3037 "О признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", от 02.10.2013 г. N 3095 "О предъявлении требования о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу", в связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, его сноса в установленный срок, руководствуясь Уставом г.о. Сызрань Самарской области земельный участок изъят для муниципальных нужд.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка N 63-00-102/14-9977 от 14.01.2014 г., земельный участок с кадастровым номером 63:08:0113054:111 сформирован и проведен его государственный кадастровый учет. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости 27.01.2006 года (л.д. 7).
Таким образом, с 27.01.2006 года на земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, у собственников помещений в силу закона возникло право общей долевой собственности.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.05.2010 г. N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации прав отдельная регистрация собственником помещения в многоквартирном доме доли в праве собственности на земельный участок не требуется.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок в силу прямого указания закона (часть 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.2. Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона (обязательная государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения или совершенной после введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества) не применяются.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности отказа ответчика в государственной регистрации, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерно посчитал относительно наличия оснований для удовлетворения требований Администрации городского округа Сызрань Самарской области.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2014 года по делу N А55-7785/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-7785/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N А55-7785/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от Администрации городского округа Сызрань Самарской области - до и после перерыва - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - до перерыва - Ряхова Л.В., доверенность от 24 июня 2014 года N 12-3930, после перерыва - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2014 года по делу N А55-7785/2014, судья Агеенко С.В.,
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
установил:
Администрация городского округа Сызрани Самарской области (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит суд: признать отказ от 18.03.2014 г. N 08/702/2014-245 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20, незаконным; обязать произвести государственную регистрацию ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 (л.д. 2-3).
Решением суда первой инстанции от 08 августа 2014 года отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 18.03.2014 года N 08/702/2014-245 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 признан незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 (л.д. 83-85).
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что государственная регистрация ограничения прав на земельный участок может быть осуществлена при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о данном земельном участке.
Отмечает, что согласно данным ЕГРП государственная регистрация права собственности на спорный земельный участок отсутствует, т.е. раздел на данный земельный участок не открывался, следовательно, и провести регистрационные действия по внесению записи об ограничении права на объект недвижимости, запись о котором отсутствует в ЕГРП, не представляется возможным.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу (вх. от 25.09.2014 г.).
Указывает, что на государственную регистрацию ограничения права на земельный участок по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 Администрацией городского округа Сызрань было предоставлено постановление Администрации городского округа Сызрань от 24.01.2014 г. N 113 "Об изъятии земельного участка, местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 для муниципальных нужд".
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что "государственная регистрация ограничения прав возможна только на объекты недвижимости, права на которые возникли в установленном порядке, и, соответственно, зарегистрированы в ЕГРП" опровергается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 г. N 12-П.
То есть, право общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом собственникам помещений (квартир) принадлежит в силу закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктом 1 статьи 26, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом.
Иное установлено пунктом 4 статьи 279 ГК РФ, решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющим регистрацию прав на земельный участок, то есть в Управление Росреестра.
Жилой дом по ул. Переселенка, 20 признан непригодным для проживания - аварийным и подлежащим сносу. Осуществлено переселение граждан из аварийного жилья и обеспечены их права на благоприятные и безопасные условия проживания на территории городского округа Сызрань.
Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 24.01.2014 г. N 113 указанный земельный участок был изъят для муниципальных нужд, то есть поступил в собственность Муниципального образования - городской округ Сызрань.
Считает, что все доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2014 года по делу N А55-7785/2014, являются несостоятельными, необоснованными и не подтвержденными соответствующими доказательствами.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 15 октября 2014 года до 14 час 35 мин 22 октября 2014 года.
Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". После перерыва судебное заседание было продолжено 22 октября 2014 года в 14 час. 35 мин.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции на основании постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.01.2014 г. N 113 изъят для муниципальных нужд земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1802 кв. м, кадастровый номер 63:08:0113054:111, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка.
Почтовый адрес ориентира: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20, с видом разрешенного использования "индивидуальное строительство жилого дома" (л.д. 17-18).
11.02.2014 г. Администрация обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации ограничения прав на земельный участок.
Сообщением от 18.03.2014 г. 08/702/2014-245 Управление Росреестра по Самарской области заявителю отказало в государственной регистрации ограничения прав на земельный участок, мотивировав тем, что в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о регистрации права собственности собственников квартир многоквартирного дома на заявленный земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Переселенка, д. 20 (л.д. 45-47).
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону, а также нарушает его права и интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
08 августа 2014 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение (л.д. 83-85).
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статья 4 указанного Закона предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Исходя из пункта 66 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.
Судом установлено и следует из материалов дела ответчику в качестве правоустанавливающего документа заявителем было представлено постановление Администрации от 24.01.2014 г. N 113, согласно которому в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", на основании постановлений Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 03.11.2009 г. N 3037 "О признании жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания, многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", от 02.10.2013 г. N 3095 "О предъявлении требования о сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу", в связи с неосуществлением собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийном и подлежащим сносу, его сноса в установленный срок, руководствуясь Уставом г.о. Сызрань Самарской области земельный участок изъят для муниципальных нужд.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка N 63-00-102/14-9977 от 14.01.2014 г., земельный участок с кадастровым номером 63:08:0113054:111 сформирован и проведен его государственный кадастровый учет. Дата внесения в государственный кадастр недвижимости 27.01.2006 года (л.д. 7).
Таким образом, с 27.01.2006 года на земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом, у собственников помещений в силу закона возникло право общей долевой собственности.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.05.2010 г. N 12-П положения частей 2 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации прав отдельная регистрация собственником помещения в многоквартирном доме доли в праве собственности на земельный участок не требуется.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок в силу прямого указания закона (часть 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.2. Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права, не зарегистрированного ранее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правила пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона (обязательная государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права, его ограничения или совершенной после введения в действие закона сделки с объектом недвижимого имущества) не применяются.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаконности отказа ответчика в государственной регистрации, нарушающего права и законные интересы заявителя.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерно посчитал относительно наличия оснований для удовлетворения требований Администрации городского округа Сызрань Самарской области.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 августа 2014 года по делу N А55-7785/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)