Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителей
от открытого акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада":
Рамазановой М.Х., доверенность от 06.05.2013,
от открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания":
Вологжаниной А.Г., доверенность от 04.09.2014 N 9
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.05.2014,
принятое судьей Егоровой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А29-8297/2013
по иску открытого акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
(ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) в лице филиала "Комиэнерго"
к открытому акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания"
(ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Центральное" и
общество с ограниченной ответственностью "Горняцкое",
о взыскании задолженности,
и
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада", Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - ОАО "КЭСК", Общество) о взыскании 639 171 рубля 50 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии по договору от 16.01.2008 N 28/08-1 с 01.04.2012 по 31.08.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центральное" (далее - ООО "Центральное") и общество с ограниченной ответственностью "Горняцкое" (далее - ООО "Горняцкое").
Суд пришел к выводу об обязанности ответчика оплатить услуги по передаче электроэнергии в отношении мест общего пользования жилых многоквартирных домов, объем которых рассчитан исходя из норматива потребления электроэнергии на содержание мест общего пользования, указанного в приказе Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2010 N 95/8 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Республики Коми, проживающего в жилых помещениях", поэтому решением от 05.05.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014, удовлетворил исковые требования.
При принятии судебных актов суды руководствовались следующими нормами права:
- - статьями 8, 309, 310, пунктом 4 статьи 539, статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- - пунктом 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124);
- - статьями 3, 4, пунктами 1 и 4 статьи 23.1, статьей 24, пунктами 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике);
- - пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442);
- - подпунктом "в" пункта 13, подпунктом "б" пункта 14 и пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и порядка оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;
- - пунктами 6 и 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, поскольку объем полезного отпуска в управляемые Обществом жилые многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, должен определяться в спорный период на основании формулы, указанной в приложении к Правилам N 124. Общество определило объем полезного отпуска электроэнергии в отношении жилых многоквартирных домов в соответствии с названной формулой. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, не допускают дополнительного начисления части норматива в размере 7 кВт.ч на общедомовые нужды к объему электроэнергии, определенному на основании норматива потребления электроэнергии, который учитывает расход электроэнергии на общедомовые нужды.
Компания в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Общества, указав в числе прочего на то, что ответчик не представил доказательств определения объема полезного отпуска на основании формулы, содержащейся в приложении к Правилам N 124; соответствующий расчет и использованные для расчета исходные данные отсутствуют в материалах дела.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 08.12.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 часов 30 минут 11.12.2014.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, открытое акционерное общество "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (правопредшественник Компании, исполнитель) и ОАО "КЭСК" (заказчик) заключили договор от 16.01.2008 N 28/08-1 оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций, заключивших с исполнителем договоры об организации передачи электрической энергии, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном в договоре.
Неполная оплата Обществом услуг по передаче электроэнергии в отношении жилых многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, послужила основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, окружной суд принял постановление, исходя из следующего.
Спор между сторонами сводился к вопросу определения объема полезного отпуска электроэнергии в управляемые Обществом многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Заказчик обязан оплатить услуги, оказанные исполнителем, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII Основных положений. Нормы данного раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 184 раздела X Правил N 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и вступили в силу 07.03.2012.
До вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (вступили в силу 01.09.2012), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению (подпункт "е" пункта 3 Постановления N 124).
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству. Легитимность применения указанной формулы при определении подлежащего оплате объема коммунального ресурса в отношении жилого многоквартирного дома подтверждена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13.
Согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62), постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для них считается определенной.
Названный порядок определения объема потребленного коммунального ресурса является императивным и подлежит применению в отношениях сетевой организации и гарантирующего поставщика при определении объема фактического отпуска электрической энергии из сетей сетевой организации в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9797/11).
Таким образом, выводы судов о доказанности истцом размера долга без учета проверки его соответствия Правилам N 124 преждевременны. Суды не учли названные нормы материально права и не установили применительно к формуле, указанной в подпункте "е" пункта 3 Постановления N 124, объем полезного отпуска электроэнергии в необорудованные общедомовыми приборами учета жилые многоквартирные дома, от которого зависит подлежащий оплате Обществом объем услуг по передаче электроэнергии в отношении упомянутых объектов.
Неправильное применение норм материального права, повлекшее неполное исследование и установление всех фактических обстоятельств по делу, необходимых для его разрешения, является основанием для отмены состоявшихся судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить объем полезного отпуска электроэнергии в жилые многоквартирные дома с учетом упомянутых норм материального права; в случае отсутствия индивидуальных приборов учета принять во внимание приказ Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2010 N 95/8 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Республики Коми, проживающего в жилых помещениях", в соответствии с которым норматив потребления электроэнергии на места общего пользования в размере 7 кВт.ч учитывается дополнительно к нормативу на внутриквартирное потребление и в зависимости от установленного решить вопрос о наличии либо отсутствии задолженности Общества перед Компанией за оказанные услуги по передаче электроэнергии.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в кассационной инстанции не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.05.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А29-8297/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2014 N Ф01-5113/2014 ПО ДЕЛУ N А29-8297/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А29-8297/2013
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителей
от открытого акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада":
Рамазановой М.Х., доверенность от 06.05.2013,
от открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания":
Вологжаниной А.Г., доверенность от 04.09.2014 N 9
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Коми энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.05.2014,
принятое судьей Егоровой Т.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А29-8297/2013
по иску открытого акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
(ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) в лице филиала "Комиэнерго"
к открытому акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания"
(ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
общество с ограниченной ответственностью "Центральное" и
общество с ограниченной ответственностью "Горняцкое",
о взыскании задолженности,
и
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" (далее - ОАО "МРСК Северо-Запада", Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к открытому акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания" (далее - ОАО "КЭСК", Общество) о взыскании 639 171 рубля 50 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии по договору от 16.01.2008 N 28/08-1 с 01.04.2012 по 31.08.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центральное" (далее - ООО "Центральное") и общество с ограниченной ответственностью "Горняцкое" (далее - ООО "Горняцкое").
Суд пришел к выводу об обязанности ответчика оплатить услуги по передаче электроэнергии в отношении мест общего пользования жилых многоквартирных домов, объем которых рассчитан исходя из норматива потребления электроэнергии на содержание мест общего пользования, указанного в приказе Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2010 N 95/8 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Республики Коми, проживающего в жилых помещениях", поэтому решением от 05.05.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014, удовлетворил исковые требования.
При принятии судебных актов суды руководствовались следующими нормами права:
- - статьями 8, 309, 310, пунктом 4 статьи 539, статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- - статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- - пунктом 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124);
- - статьями 3, 4, пунктами 1 и 4 статьи 23.1, статьей 24, пунктами 2 и 3 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике);
- - пунктом 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442);
- - подпунктом "в" пункта 13, подпунктом "б" пункта 14 и пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и порядка оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861;
- - пунктами 6 и 12 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения N 530).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска, поскольку объем полезного отпуска в управляемые Обществом жилые многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, должен определяться в спорный период на основании формулы, указанной в приложении к Правилам N 124. Общество определило объем полезного отпуска электроэнергии в отношении жилых многоквартирных домов в соответствии с названной формулой. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, не допускают дополнительного начисления части норматива в размере 7 кВт.ч на общедомовые нужды к объему электроэнергии, определенному на основании норматива потребления электроэнергии, который учитывает расход электроэнергии на общедомовые нужды.
Компания в отзыве на кассационную жалобу отклонила доводы Общества, указав в числе прочего на то, что ответчик не представил доказательств определения объема полезного отпуска на основании формулы, содержащейся в приложении к Правилам N 124; соответствующий расчет и использованные для расчета исходные данные отсутствуют в материалах дела.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 08.12.2014 объявлялся перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 часов 30 минут 11.12.2014.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, открытое акционерное общество "Акционерная энергетическая компания "Комиэнерго" (правопредшественник Компании, исполнитель) и ОАО "КЭСК" (заказчик) заключили договор от 16.01.2008 N 28/08-1 оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а также через технические устройства электрических сетей территориальных сетевых организаций, заключивших с исполнителем договоры об организации передачи электрической энергии, а заказчик - оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном в договоре.
Неполная оплата Обществом услуг по передаче электроэнергии в отношении жилых многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, послужила основанием для обращения Компании с иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, окружной суд принял постановление, исходя из следующего.
Спор между сторонами сводился к вопросу определения объема полезного отпуска электроэнергии в управляемые Обществом многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
Заказчик обязан оплатить услуги, оказанные исполнителем, что следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом XII Основных положений. Нормы данного раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 184 раздела X Правил N 442 определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Определение объемов покупки электрической энергии, поставленной исполнителю коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе на вводе в многоквартирный дом, осуществляется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 124 приняты в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и вступили в силу 07.03.2012.
До вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (вступили в силу 01.09.2012), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению (подпункт "е" пункта 3 Постановления N 124).
В соответствии с этой формулой общий объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, представляет собой сумму слагаемых, в числе которых объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых и нежилых помещениях по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объем (количество) коммунального ресурса, определенный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, включая потребление этого ресурса на общедомовые нужды.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2012 N АКПИ12-604 положения подпункта "е" пункта 3 Постановления N 124 признаны соответствующими действующему законодательству. Легитимность применения указанной формулы при определении подлежащего оплате объема коммунального ресурса в отношении жилого многоквартирного дома подтверждена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 15259/13.
Согласно пункту 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7 (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 62), постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подлежит опубликованию в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и размещается на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом арбитражным судам следует иметь в виду, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для них считается определенной.
Названный порядок определения объема потребленного коммунального ресурса является императивным и подлежит применению в отношениях сетевой организации и гарантирующего поставщика при определении объема фактического отпуска электрической энергии из сетей сетевой организации в многоквартирные жилые дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 9797/11).
Таким образом, выводы судов о доказанности истцом размера долга без учета проверки его соответствия Правилам N 124 преждевременны. Суды не учли названные нормы материально права и не установили применительно к формуле, указанной в подпункте "е" пункта 3 Постановления N 124, объем полезного отпуска электроэнергии в необорудованные общедомовыми приборами учета жилые многоквартирные дома, от которого зависит подлежащий оплате Обществом объем услуг по передаче электроэнергии в отношении упомянутых объектов.
Неправильное применение норм материального права, повлекшее неполное исследование и установление всех фактических обстоятельств по делу, необходимых для его разрешения, является основанием для отмены состоявшихся судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит определить объем полезного отпуска электроэнергии в жилые многоквартирные дома с учетом упомянутых норм материального права; в случае отсутствия индивидуальных приборов учета принять во внимание приказ Службы Республики Коми по тарифам от 15.12.2010 N 95/8 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Республики Коми, проживающего в жилых помещениях", в соответствии с которым норматив потребления электроэнергии на места общего пользования в размере 7 кВт.ч учитывается дополнительно к нормативу на внутриквартирное потребление и в зависимости от установленного решить вопрос о наличии либо отсутствии задолженности Общества перед Компанией за оказанные услуги по передаче электроэнергии.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине в кассационной инстанции не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 05.05.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.08.2014 по делу N А29-8297/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ЧИХ
А.Н.ЧИХ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
О.Н.ЖЕГЛОВА
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
О.Н.ЖЕГЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)