Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ассоциация товариществ собственников жилья указала, что уполномоченным органом по жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ) не исполнены требования по реконструкции оборудования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Шельпякова А.В. (доверенность от 09.12.2014),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16412/2013
по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456) к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", об обязании произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения,
установил:
ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец, АТСЖ) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением об обязании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по ЖКХ) в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения для обеспечения многоквартирных жилых домов N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам, с предварительной подготовкой проектной документацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Комитет по ЖКХ и администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В своей жалобе Комитет по ЖКХ ссылается на то, что он не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, вывод о несоответствии горячего водоснабжения, подаваемого в многоквартирные дома, требованиям законодательства, сделан на основании находящихся в материалах дела ведомостях учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013, однако подлинность указанных документов судами не исследовалась, истечение срока исковой давности, о применении которой было заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в своей жалобе указывает, что ОАО "ВоТГК" обязано ежегодно разрабатывать план модернизации, реконструкции имущества, истцом не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований, срок исковой давности по заявленному требованию истек, поскольку объекты общего имущества многоквартирных домов были переданы истцу в 2006 году.
Более подробно доводы заявителей изложены в своих кассационных жалобах.
АТСЖ возражает против удовлетворения кассационных жалоб, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в своем отзыве на кассационные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационные жалобы суду не представили.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя истца в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что АТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и действует в настоящее время в соответствии с редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005 (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Учредителями (членами) АТСЖ являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе "Темп 2004", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по проспекту Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, которые получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 42, имеющего адресный ориентир - г. Саратов, ул. Куприянова, 7 (ЦТП N 42).
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09.02.2012 N 300/385, направленным в адрес Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования центральных тепловых пунктов, в том числе ЦТП N 42, и восстановлении линии циркуляции горячего водоснабжения.
Необходимость реконструкции оборудования ЦТП N 42 и восстановления линии циркуляции горячего водоснабжения отражена в письме ОАО "Волжская ТГК" от 24.05.2012 N 300/1618, направленном в адрес администрации муниципального образования "Город Саратов".
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
При этом судами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от ЦТП N 42 производится по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции) в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого, в том числе насосного, оборудования в помещении ЦТП N 42.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по горячему водоснабжению соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20. Вместе с тем согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП N 42 в жилые дома, находящиеся в управлении АТСЖ, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии, а также предписаниями Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 20.01.2014 N 49, от 05.03.2014 N 288, от 26.05.2014 N 662 и от 09.06.2014 N 669, вынесенных в адрес АТСЖ Ленинского района на основании заявлений граждан, связанных с подачей горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" Козлову Н.А. и Осипову В.Н.
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и 10.07.2014 составлено заключение N 294 со следующими выводами:
Конструктивные особенности наружных тепловых сетей, работающие по открытому способу подачи горячего водоснабжения, а также анализ данных ведомостей учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 (л.д. 2 - 201, т. 2) жилых домов N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, позволяют сделать вывод, что схема горячего водоснабжения указанных домов не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09, так как не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги горячее водоснабжение соответствующей температуры (не ниже 60°С и не выше 75°С).
Температура горячей воды (л.д. 2 - 201 т. 2, ведомости учета параметров горячего водоснабжения в период в период с 01.09.2012 по 31.12.2013) в большинстве случаев (в зависимости от времени года и температуры окружающей среды), подаваемой в многоквартирные жилые дома расположенные по адресам N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, СНиП 2.04.01-85 и Правил предоставления коммунальных услуг. В большинстве домов в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 среднесуточная температура горячего водоснабжения ниже допустимых значений (от 45 до 55°С).
Несоответствие температуры горячей воды нормативно технической документации связано с недостатками открытой схемы горячего водоснабжения, неспособностью обеспечить всех потребителей горячей водой надлежащего качества в силу своих конструктивных особенностей - отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях.
Для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09, необходимо разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 42 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения в соответствии с предоставленными техническими условиями; провести реконструкцию ЦТП N 42 (приложение 5); восстановить теплоизоляцию труб наружных сетей горячего водоснабжения; выполнить теплотехнический и гидравлический расчет подающей и циркуляционной трубы горячего водоснабжения (приложение 2,3); провести модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме. Срок выполнения монтажно-строительных работ с учетом изготовления сметной документации по модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме горячего водоснабжения составляет 3 - 4 месяца.
Как правомерно отмечено судами предыдущих инстанций, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове от ЦТП N 42 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри самого ЦТП N 42.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
ЦТП N 42 и внутриквартальные сети находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов". Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.04.2014 N 07-09/11375.
В свою очередь, между Комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова, в том числе ЦТП N 42) - в безвозмездное пользование по решению Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636.
Согласно приложению N 3 к договору от 01.01.2006 N 154 ООО "Волжская ТГК" была передана теплотрасса от ЦТП N 42 и само ЦТП N 42 с оборудованием.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора от 01.01.2006 N 154 ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Согласно пункту 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из указанного договора и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 42 не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" о выделении ему средств на реконструкцию и техническое перевооружение ЦТП N 42 для восстановления закрытой схемы горячего водоснабжения, о чем свидетельствует письмо ОАО "Волжская ТГК" от 06.04.2011 N 300/1102.
Однако обращения ссудополучателя в Комитет по ЖКХ были оставлены без удовлетворения, в связи с чем требуемые работы не проводились.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Собственник помещений несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 02.04.2015 N Ф06-21900/2013, Ф06-22534/2013 ПО ДЕЛУ N А57-16412/2013
Требование: Об обязании произвести реконструкцию центрального теплового пункта, восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения для обеспечения жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ассоциация товариществ собственников жилья указала, что уполномоченным органом по жилищно-коммунальному хозяйству (ЖКХ) не исполнены требования по реконструкции оборудования.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N Ф06-21900/2013
Дело N А57-16412/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителя:
истца - Шельпякова А.В. (доверенность от 09.12.2014),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014 (судья Федорцова С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Лыткина О.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А57-16412/2013
по исковому заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (ОГРН 1036405320456) к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402205246), третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства", об обязании произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения,
установил:
ассоциация товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - истец, АТСЖ) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением об обязании Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - ответчик, Комитет по ЖКХ) в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести реконструкцию ЦТП N 42 и восстановить обратные внутриквартальные трубопроводы горячего водоснабжения для обеспечения многоквартирных жилых домов N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими действующим нормам и правилам, с предварительной подготовкой проектной документацией.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания", Саратовский филиал открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания", муниципальное учреждение "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Комитет по ЖКХ и администрация муниципального образования "Город Саратов" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В своей жалобе Комитет по ЖКХ ссылается на то, что он не являлся стороной по договору безвозмездного пользования муниципального имущества от 01.01.2006 N 154 и не передавал имущество ОАО "ВоТГК", не является ни ссудодателем, ни собственником вышеуказанного имущества, ни эксплуатирующей организацией, вывод о несоответствии горячего водоснабжения, подаваемого в многоквартирные дома, требованиям законодательства, сделан на основании находящихся в материалах дела ведомостях учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013, однако подлинность указанных документов судами не исследовалась, истечение срока исковой давности, о применении которой было заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" в своей жалобе указывает, что ОАО "ВоТГК" обязано ежегодно разрабатывать план модернизации, реконструкции имущества, истцом не представлены доказательства, подтверждающие полномочия на подачу такого рода исковых требований, срок исковой давности по заявленному требованию истек, поскольку объекты общего имущества многоквартирных домов были переданы истцу в 2006 году.
Более подробно доводы заявителей изложены в своих кассационных жалобах.
АТСЖ возражает против удовлетворения кассационных жалоб, считает вынесенные по делу судебные акты законными и обоснованными по основаниям, изложенным в своем отзыве на кассационные жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационные жалобы суду не представили.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечили.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав представителя истца в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что АТСЖ Ленинского района зарегистрирована 17.11.2003 и действует в настоящее время в соответствии с редакцией устава, утвержденного общим собранием учредителей от 28.11.2005 (зарегистрированного в установленном порядке Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Саратова).
Учредителями (членами) АТСЖ являются 19 товариществ собственников жилья, в том числе "Темп 2004", в состав которого входят многоквартирные жилые дома: N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по проспекту Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, которые получают от ОАО "Волжская ТГК" тепловую энергию на нужды центрального отопления и горячего водоснабжения от внутриквартальных тепловых сетей центрального теплового пункта (ЦТП) N 42, имеющего адресный ориентир - г. Саратов, ул. Куприянова, 7 (ЦТП N 42).
ОАО "Волжская ТГК" письмом от 09.02.2012 N 300/385, направленным в адрес Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" проинформировало его о необходимости проведения работ по реконструкции оборудования центральных тепловых пунктов, в том числе ЦТП N 42, и восстановлении линии циркуляции горячего водоснабжения.
Необходимость реконструкции оборудования ЦТП N 42 и восстановления линии циркуляции горячего водоснабжения отражена в письме ОАО "Волжская ТГК" от 24.05.2012 N 300/1618, направленном в адрес администрации муниципального образования "Город Саратов".
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Данной обязанностью закрепляется право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил предоставления коммунальных услуг). В приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулированы требования, предъявляемые к качеству коммунальных услуг, оказываемых исполнителями, в соответствии с пунктом 5 которых исполнитель обязан обеспечивать соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
При этом судами установлено, что подача горячего водоснабжения в жилые дома от ЦТП N 42 производится по закрытой тупиковой схеме (без циркуляции) в отсутствии циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения и необходимого, в том числе насосного, оборудования в помещении ЦТП N 42.
Данные технические недостатки делают невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по горячему водоснабжению соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20. Вместе с тем согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
Несоответствие подаваемой температуры горячего водоснабжения от ЦТП N 42 в жилые дома, находящиеся в управлении АТСЖ, требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 подтверждается ведомостями учета тепловой энергии, а также предписаниями Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 20.01.2014 N 49, от 05.03.2014 N 288, от 26.05.2014 N 662 и от 09.06.2014 N 669, вынесенных в адрес АТСЖ Ленинского района на основании заявлений граждан, связанных с подачей горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Для установления обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора, судом первой инстанции была назначена теплотехническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Саратовское бюро судебных экспертиз" Козлову Н.А. и Осипову В.Н.
По поставленным вопросам были проведены экспертные исследования и 10.07.2014 составлено заключение N 294 со следующими выводами:
Конструктивные особенности наружных тепловых сетей, работающие по открытому способу подачи горячего водоснабжения, а также анализ данных ведомостей учета параметров горячего водоснабжения в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 (л.д. 2 - 201, т. 2) жилых домов N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, позволяют сделать вывод, что схема горячего водоснабжения указанных домов не соответствует требованиям строительных норм и правил (СНиП), требованиям Правил предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09, так как не обеспечивает круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги горячее водоснабжение соответствующей температуры (не ниже 60°С и не выше 75°С).
Температура горячей воды (л.д. 2 - 201 т. 2, ведомости учета параметров горячего водоснабжения в период в период с 01.09.2012 по 31.12.2013) в большинстве случаев (в зависимости от времени года и температуры окружающей среды), подаваемой в многоквартирные жилые дома расположенные по адресам N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09, СНиП 2.04.01-85 и Правил предоставления коммунальных услуг. В большинстве домов в период с 01.09.2012 по 31.12.2013 среднесуточная температура горячего водоснабжения ниже допустимых значений (от 45 до 55°С).
Несоответствие температуры горячей воды нормативно технической документации связано с недостатками открытой схемы горячего водоснабжения, неспособностью обеспечить всех потребителей горячей водой надлежащего качества в силу своих конструктивных особенностей - отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях.
Для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг и СанПиН 2.1.4.2496-09, необходимо разработать и согласовать проект реконструкции ЦТП N 42 и модернизации наружных сетей горячего водоснабжения в соответствии с предоставленными техническими условиями; провести реконструкцию ЦТП N 42 (приложение 5); восстановить теплоизоляцию труб наружных сетей горячего водоснабжения; выполнить теплотехнический и гидравлический расчет подающей и циркуляционной трубы горячего водоснабжения (приложение 2,3); провести модернизацию наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме. Срок выполнения монтажно-строительных работ с учетом изготовления сметной документации по модернизации наружных сетей горячего водоснабжения для подачи горячей воды по закрытой схеме горячего водоснабжения составляет 3 - 4 месяца.
Как правомерно отмечено судами предыдущих инстанций, экспертным заключением установлено, что причиной подачи горячего водоснабжения ненадлежащего качества в жилые дома N 8, 7, 7А по ул. Куприянова; N 2, 2А, 4 по пр. Строителей; N 28А, 30, 30А, 32, 32А, 34, 36А, 38 по ул. Шехурдина в г. Саратове от ЦТП N 42 является отсутствие циркуляционных трубопроводов горячего водоснабжения во внутриквартальных сетях, а также отсутствие необходимого технического оборудования внутри самого ЦТП N 42.
Сторонами по делу не представлено соответствующих доказательств недостоверности проведенной судебной экспертизы вследствие неполноты исследованных материалов и сделанных выводов или по иным основаниям.
ЦТП N 42 и внутриквартальные сети находятся в собственности муниципального образования "Город Саратов". Данное обстоятельство подтверждается письмом Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" от 30.04.2014 N 07-09/11375.
В свою очередь, между Комитетом по управлению имуществом города Саратова (ссудодатель), ОАО "Волжская ТГК" (ссудополучатель) и МУ "Городской центр механизации жилищно-коммунального хозяйства" (балансодержатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2006 N 154, в соответствии с которым ссудополучателю было передано имущество - объекты теплоэнергетики (внутриквартальные тепловые сети и ЦТП г. Саратова, в том числе ЦТП N 42) - в безвозмездное пользование по решению Саратовской городской Думы от 15.12.2005 N 66-636.
Согласно приложению N 3 к договору от 01.01.2006 N 154 ООО "Волжская ТГК" была передана теплотрасса от ЦТП N 42 и само ЦТП N 42 с оборудованием.
В соответствии с пунктом 2.2.3 договора от 01.01.2006 N 154 ссудополучатель обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, за свой счет производить текущий и капитальный ремонт переданного имущества. Источником финансирования расходов по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту является тариф на передачу тепловой энергии, установленный для ссудополучателя органом регулирования тарифов.
Согласно пункту 2.2.4 договора работы по модернизации, реконструкции и техническому перевооружению переданного имущества финансируются за счет источников, указанных ссудодателем дополнительно.
Из указанного договора и приложений к нему следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения в безвозмездное пользование ОАО "Волжская ТГК" не передавались, и данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
В силу пункта 1 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Таким образом, модернизация, реконструкция и техническое перевооружение переданной схемы горячего водоснабжения жилых домов от ЦТП N 42 не входит в обязанности лица, которому собственник передал имущество в безвозмездное пользование.
ОАО "Волжская ТГК" - ссудополучатель обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" о выделении ему средств на реконструкцию и техническое перевооружение ЦТП N 42 для восстановления закрытой схемы горячего водоснабжения, о чем свидетельствует письмо ОАО "Волжская ТГК" от 06.04.2011 N 300/1102.
Однако обращения ссудополучателя в Комитет по ЖКХ были оставлены без удовлетворения, в связи с чем требуемые работы не проводились.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городскому поселению, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Собственник помещений несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)