Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по дов. от 01.01.2014,
от заинтересованного лица: Чекалина С.А. по дов. от 03.07.2013,
от третьих лиц: Деминой Е.О. (паспорт), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив" - без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 03.12.2013 по делу N А67-5579/2013 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив", Демина Елена Олеговна, о признании незаконным предписания от 08.08.2013 N 2076,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания от 08.08.2013 N 2076 Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив" (далее - ООО "УК "Октябрьский массив", управляющая компания), Демина Елена Олеговна.
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Томская энергосбытовая компания" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования общества удовлетворить.
По мнению апеллянта, энергоснабжающей организации (ОАО "Томскэнергосбыт"), исходя из условий договора энергоснабжения и соглашения о порядке проведения расчетов, предоставлено право производить начисления, направлять квитанции, взимать с потребителей стоимость потребленной ими электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Рассмотрение дела откладывалось до 01.04.2013.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, Демину Е.О., суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 04.07.2013 N 2076 по обращению Деминой Е.О. в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Томскэнергосбыт".
По результатам проверки составлен акт от 08.08.2013 N 2076, в котором установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственнику квартиры по адресу: г. Томск, ул. Кривая, 27, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
08.08.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 2076, согласно которому обществу предписано в срок до 15.09.2013 устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что предписание, выданное Департаментом, является законным и обоснованным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент в соответствии с положениями ЖК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения проверки ОАО "Томскэнергосбыт" установлено нарушение обществом положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354.
Департаментом установлено, что ОАО "Томскэнергосбыт", являющееся ресурсоснабжающей организацией, неправомерно выставляет в платежных документах собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Кривая, 27, плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Между тем, согласно материалам дела, решением собственников жилых помещений дома по ул. Кривая, 27, от 01.10.2007 выбран способ управления - управляющая компания, в качестве которой выбрано ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив".
01.10.2007 заключен договор управления многоквартирным домом по ул. Кривая, 27, между собственниками помещений и ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив", которым предусмотрено, в том числе, предоставление собственникам коммунальной услуги по электроснабжению.
Доказательств признания указанных решения и договора недействительными в материалы дела не представлено.
Кроме того, 01.02.2007 между правопредшественником ОАО "Томскэнергосбыт" - ООО "Энергокомфорт" Сибирь" - и ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив" заключен договор электроснабжения N 2135.
29.08.2008 ООО "УК Октябрьский массив" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, условиями которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям, в том числе на общедомовые нужды.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.2.1 данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот; выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку; осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения; имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с потребителей.
11.07.2011 между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком - ОАО "Томскэнергосбыт" - подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Подпунктом "г" пунктом 31 Правил установлено, что исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность законом возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу ул. Кривая, 27 осуществляется управляющей организацией - ООО "УК "Октябрьский массив", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в спорном периоде действовал договор энергоснабжения электрической энергией между гарантирующим поставщиком и управляющей компанией, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Октябрьский массив".
При таких обстоятельствах, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на недоказанность обществом факта получения потребителем Деминой Е.О. электроэнергии на ОДН.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у общества законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения обществом положений Жилищного кодекса Российской Федерации является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Департамента от 08.08.2013 N 2076 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
Ссылки представителя апеллянта на неисполнимость предписания не принимаются апелляционным судом, поскольку в предписании указаны установленные факты нарушения, действия, которые должны быть совершены ОАО "Томскэнергосбыт", срок исполнения предписания.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального или процессуального права, выражают несогласие с выводами суда и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 03.12.2013 по делу N А67-5579/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 16.12.2013 N 7948.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2014 ПО ДЕЛУ N А67-5579/2013
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2014 г. по делу N А67-5579/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Хайкиной С.Н., Ходыревой Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по дов. от 01.01.2014,
от заинтересованного лица: Чекалина С.А. по дов. от 03.07.2013,
от третьих лиц: Деминой Е.О. (паспорт), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив" - без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 03.12.2013 по делу N А67-5579/2013 (судья Сулимская Ю.М.) по заявлению открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ИНН 7017114680, ОГРН 1057000128184), г. Томск, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив", Демина Елена Олеговна, о признании незаконным предписания от 08.08.2013 N 2076,
установил:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным предписания от 08.08.2013 N 2076 Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив" (далее - ООО "УК "Октябрьский массив", управляющая компания), Демина Елена Олеговна.
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Томская энергосбытовая компания" обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования общества удовлетворить.
По мнению апеллянта, энергоснабжающей организации (ОАО "Томскэнергосбыт"), исходя из условий договора энергоснабжения и соглашения о порядке проведения расчетов, предоставлено право производить начисления, направлять квитанции, взимать с потребителей стоимость потребленной ими электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Рассмотрение дела откладывалось до 01.04.2013.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Октябрьский массив".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, Демину Е.О., суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 04.07.2013 N 2076 по обращению Деминой Е.О. в целях защиты прав и законных интересов граждан при предоставлении населению коммунальных услуг проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОАО "Томскэнергосбыт".
По результатам проверки составлен акт от 08.08.2013 N 2076, в котором установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственнику квартиры по адресу: г. Томск, ул. Кривая, 27, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют.
08.08.2013 государственным жилищным инспектором Томской области Григорьевым В.А. ОАО "Томскэнергосбыт" выдано предписание N 2076, согласно которому обществу предписано в срок до 15.09.2013 устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды (ОДН).
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что предписание, выданное Департаментом, является законным и обоснованным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Департамент в соответствии с положениями ЖК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положением о Департаменте ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 03.10.2012 N 117, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счет средств областного бюджета и ему для осуществления возложенных на него полномочий и функций предоставляется право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации выдавать предписания об устранении выявленных нарушений.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения проверки ОАО "Томскэнергосбыт" установлено нарушение обществом положений части 7.1 статьи 155 ЖК РФ, подпункта "г" пункта 31 Правил N 354.
Департаментом установлено, что ОАО "Томскэнергосбыт", являющееся ресурсоснабжающей организацией, неправомерно выставляет в платежных документах собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Кривая, 27, плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Между тем, согласно материалам дела, решением собственников жилых помещений дома по ул. Кривая, 27, от 01.10.2007 выбран способ управления - управляющая компания, в качестве которой выбрано ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив".
01.10.2007 заключен договор управления многоквартирным домом по ул. Кривая, 27, между собственниками помещений и ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив", которым предусмотрено, в том числе, предоставление собственникам коммунальной услуги по электроснабжению.
Доказательств признания указанных решения и договора недействительными в материалы дела не представлено.
Кроме того, 01.02.2007 между правопредшественником ОАО "Томскэнергосбыт" - ООО "Энергокомфорт" Сибирь" - и ООО "Управляющая компания "Октябрьский массив" заключен договор электроснабжения N 2135.
29.08.2008 ООО "УК Октябрьский массив" и ООО "Энергокомфорт" Сибирь" заключили соглашение о порядке проведения расчетов за электрическую энергию к вышеуказанному договору, условиями которого стороны определяют порядок расчетов за принятую управляющей организацией электрическую энергию для оказания потребителям, в том числе на общедомовые нужды.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.2.1 данного соглашения ООО "Энергокомфорт" Сибирь" ежемесячно производит начисления потребителям за электрическую энергию по тарифам, установленным регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством с учетом представляемых льгот; выполняет печать счетов, квитанций, и иных платежных документов, их доставку; осуществляет сбор денежных средств с потребителей за услуги электроснабжения; имеет право получать плату за электроэнергию непосредственно с потребителей.
11.07.2011 между ООО "Энергокомфорт" Сибирь", ОАО "Томскэнергосбыт" и управляющей организацией заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым произведена замена гарантирующего поставщика на ОАО "Томскэнергосбыт".
Таким образом, факт наличия договорных отношений между исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей компании и гарантирующим поставщиком - ОАО "Томскэнергосбыт" - подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил.
Данными лицами могут являться: управляющая организация, товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), ресурсоснабжающая организация.
Подпунктом "г" пунктом 31 Правил установлено, что исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с частью 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу жилищного законодательства, если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, у ресурсоснабжающей организации отсутствуют основания на взимание платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды. Данная обязанность законом возложена на управляющую организацию, как фактического исполнителя коммунальной услуги.
Поскольку материалами дела подтверждается, что управление многоквартирным домом по адресу ул. Кривая, 27 осуществляется управляющей организацией - ООО "УК "Октябрьский массив", между управляющей компанией и ОАО "Томскэнергосбыт" в спорном периоде действовал договор энергоснабжения электрической энергией между гарантирующим поставщиком и управляющей компанией, то исполнителем коммунальной услуги являлось ООО "УК "Октябрьский массив".
При таких обстоятельствах, основания для взимания (выставления в счетах) платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды у ОАО "Томскэнергосбыт" отсутствовали.
Обратного обществом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не доказано.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал на недоказанность обществом факта получения потребителем Деминой Е.О. электроэнергии на ОДН.
Проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при отсутствии у общества законных оснований для предъявления гражданам платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, изложенное в предписании требование Департамента о необходимости соблюдения обществом положений Жилищного кодекса Российской Федерации является правомерным.
Оспариваемое предписание вынесено в пределах предоставленных Департаменту полномочий.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Департамента от 08.08.2013 N 2076 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, не возлагает на общество не предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей, прав и законных интересов общества не нарушает.
Ссылки представителя апеллянта на неисполнимость предписания не принимаются апелляционным судом, поскольку в предписании указаны установленные факты нарушения, действия, которые должны быть совершены ОАО "Томскэнергосбыт", срок исполнения предписания.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального или процессуального права, выражают несогласие с выводами суда и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Томской области от 03.12.2013 по делу N А67-5579/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 16.12.2013 N 7948.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
С.В.КРИВОШЕИНА
Судьи
С.Н.ХАЙКИНА
Л.Е.ХОДЫРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)