Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бобылевой А.А.,
с участием:
от истца муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" - директор Сыродеева С.В. (выписка из ЕГРЮЛ),
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" - представитель Бордон А.И., доверенность от 09.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 по делу N А55-28514/2013 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" (ОГРН 1096382002958, ИНН 6345003980)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" (ОГРН 1106382003551, ИНН 6345021362)
о взыскании 547 766 руб. 99 коп.
Муниципальное унитарное предприятие "Ресурсоснабжение" (далее - истец, МУП "Ресурсоснабжение") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" (далее - ответчик, ООО "УК Яблоневого оврага") о взыскании 559 829, 23 руб. неосновательного обогащения за потребленную холодную воду на общедомовые нужды собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом суд кассационной инстанции указал, что отсутствуют основания для отказа во взыскании с ответчика как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы независимо от того, оплачивают ли граждан соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или непосредственно ресурсоснабжающей организации. Иное с учетом действующего в спорном периоде законодательства возможно только в случае выбора собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме непосредственного способа управления таким домом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 исковые требования Муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" удовлетворены, в его пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" взыскано 547 766,99 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 955, 33 руб.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение и недоказанность обстоятельств имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что представленные истцом доказательства являются ненадлежащими, в связи с чем не подтверждают заявленные требования. Доводы ответчика подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
При новом рассмотрении дела истец уменьшил размер исковых требований до 547 766, 99 руб., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.
Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей организацией многоквартирных домов, водоснабжение указанных домов осуществляет истец, который как ресурсоснабжающая организация, производил начисление платы за коммунальную услугу водоснабжение и водоотведение непосредственно гражданам (собственникам и нанимателям жилых помещений). Договор энергоснабжения между сторонами не заключен. Плату за водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирных домах истец не начислял.
Разница стоимости общего объема потребленной воды в спорном периоде, определенного по показаниям общедомовых приборов учета и объема потребленной воды, на которую истцом выставлены счета потребителям (гражданам и владельцам нежилых помещений), истец считает задолженностью ответчика как управляющей организацией за потребленный энергоресурс.
Рассчитанная таким образом стоимость коммунального ресурса по утвержденным тарифам составляет 547 766, 99 руб.
В материалах дела имеется договор заключенный между истцом - предприятием (РСО) и ответчиком - обществом (организация) об организации деятельности от 10.05.2012 N 62/12, предметом которого является взаимодействие сторон по организации отношений, связанных с обеспечением холодного водоснабжения, водоотведения, разграничением балансовой и эксплуатационной ответственности сторон при поставке РСО услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирные дома, находящиеся в эксплуатационной ответственности организации, предоставление организацией РСО достоверных данных о количестве зарегистрированных и фактически проживающих лицах в жилых помещениях многоквартирных домов и иной информации, служащей для расчета платы за коммунальные услуге по водоснабжению и водоотведению.
Проанализировав условия договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он не содержит всех существенных условий договора энергоснабжения. Вместе с тем, фактическое потребление энергоресурса в спорном периоде ответчиком не оспорено.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии и с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 6.3 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией.
Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме возможности вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить потребленную энергию в части, не оплаченной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13.
При этом в силу пункта 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирные дома, задолженность по которым предъявлена к взысканию, находятся в управлении ответчика. Доказательств выбора собственниками непосредственной формы управления в спорном периоде в материалы дела не представлено. В связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что отсутствуют основания для отказа во взыскании с ответчика как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленные в многоквартирные жилые дома коммунальные ресурсы независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или непосредственно ресурсоснабжающей организации. Иное с учетом действовавшего в спорном периоде законодательства возможно только в случае выбора собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме непосредственного способа управления таким домом.
Из материалов дела следует, что фактически истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за холодную воду, поставленную в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
В подтверждение факта наличия задолженности за поставленную воду истцом представлены счета-фактуры и сообщения ответчика о показаниях счетчиков холодной воды, количестве проживающих, сведения жильцов о показаниях индивидуальных приборов учета. Расчет истца основан на этих показаниях, из которого следует, что задолженность ответчика определена путем вычитания из общего объема потребленной домами холодной воды, установленного по показаниям общедомовых приборов учета, объема холодной воды, потребленного жителями этих домов, установленного по представленным жильцами показаниям приборов учета, а в жилых помещениях, не оборудованными приборами учета - по нормативу потребления.
При новом рассмотрении дела, истцом представлены подробные расчеты на основании данных о потреблении в разрезе каждой квартиры каждого многоквартирного дома, в отношении которых истец выставлял счета на оплату за водоснабжение.
Кроме того, представлены уточненные расчеты потребленной воды владельцами нежилых помещений, принятые к уменьшению объема, потребленного ответчиком, которые ответчиком не опровергнуты.
Довод ответчика, о том, что размер задолженности не соответствует действительности надлежащими доказательствами не подтвержден, в связи с чем судом первой инстанции отклонен как необоснованный.
В порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих представленные истцом расчеты.
Также ответчик не представил контррасчет, доказательства вручения истцу первичной документации в целях перерасчета в порядке пункта 18 "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012.
Каких-либо доводов о невозможности или затруднительности представления опровергающих доказательств представленных истцом, ответчик не привел.
В соответствии с указаниями суда кассационной инстанции о распределении бремени доказывания при новом рассмотрении дела определениями от 12.01.2015, от 16.02.2015 судом неоднократно предлагалось ответчику представить подробный расчет стоимости потребленного ресурса, с документальным обоснованием объема, сведения об оплате. Данные определения ответчиком не выполнены.
В ходе рассмотрения дела ответчик наличие непогашенной задолженности перед истцом в заявленной сумме, надлежащим образом не опроверг, доказательств погашения долга не представил.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные истцом требования о взыскании задолженности за поставленную воду с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года в сумме 547 766, 99 руб. являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску отнесены на ответчика по статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 по делу N А55-28514/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2015 N 11АП-7320/2015 ПО ДЕЛУ N А-55-28514/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2015 г. по делу N А-55-28514/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Бобылевой А.А.,
с участием:
от истца муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" - директор Сыродеева С.В. (выписка из ЕГРЮЛ),
от ответчика общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" - представитель Бордон А.И., доверенность от 09.02.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 по делу N А55-28514/2013 (судья Ануфриева А.Э.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" (ОГРН 1096382002958, ИНН 6345003980)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" (ОГРН 1106382003551, ИНН 6345021362)
о взыскании 547 766 руб. 99 коп.
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Ресурсоснабжение" (далее - истец, МУП "Ресурсоснабжение") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" (далее - ответчик, ООО "УК Яблоневого оврага") о взыскании 559 829, 23 руб. неосновательного обогащения за потребленную холодную воду на общедомовые нужды собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.12.2014 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при этом суд кассационной инстанции указал, что отсутствуют основания для отказа во взыскании с ответчика как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы независимо от того, оплачивают ли граждан соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или непосредственно ресурсоснабжающей организации. Иное с учетом действующего в спорном периоде законодательства возможно только в случае выбора собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме непосредственного способа управления таким домом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 исковые требования Муниципального унитарного предприятия "Ресурсоснабжение" удовлетворены, в его пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" взыскано 547 766,99 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 955, 33 руб.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение и недоказанность обстоятельств имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, просит решение отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения.
В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что представленные истцом доказательства являются ненадлежащими, в связи с чем не подтверждают заявленные требования. Доводы ответчика подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истца, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
При новом рассмотрении дела истец уменьшил размер исковых требований до 547 766, 99 руб., составляющих задолженность за потребленную холодную воду за период с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года.
Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей организацией многоквартирных домов, водоснабжение указанных домов осуществляет истец, который как ресурсоснабжающая организация, производил начисление платы за коммунальную услугу водоснабжение и водоотведение непосредственно гражданам (собственникам и нанимателям жилых помещений). Договор энергоснабжения между сторонами не заключен. Плату за водоснабжение на общедомовые нужды в многоквартирных домах истец не начислял.
Разница стоимости общего объема потребленной воды в спорном периоде, определенного по показаниям общедомовых приборов учета и объема потребленной воды, на которую истцом выставлены счета потребителям (гражданам и владельцам нежилых помещений), истец считает задолженностью ответчика как управляющей организацией за потребленный энергоресурс.
Рассчитанная таким образом стоимость коммунального ресурса по утвержденным тарифам составляет 547 766, 99 руб.
В материалах дела имеется договор заключенный между истцом - предприятием (РСО) и ответчиком - обществом (организация) об организации деятельности от 10.05.2012 N 62/12, предметом которого является взаимодействие сторон по организации отношений, связанных с обеспечением холодного водоснабжения, водоотведения, разграничением балансовой и эксплуатационной ответственности сторон при поставке РСО услуг холодного водоснабжения и водоотведения в многоквартирные дома, находящиеся в эксплуатационной ответственности организации, предоставление организацией РСО достоверных данных о количестве зарегистрированных и фактически проживающих лицах в жилых помещениях многоквартирных домов и иной информации, служащей для расчета платы за коммунальные услуге по водоснабжению и водоотведению.
Проанализировав условия договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он не содержит всех существенных условий договора энергоснабжения. Вместе с тем, фактическое потребление энергоресурса в спорном периоде ответчиком не оспорено.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии и с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 6.2 статьи 155 ЖК РФ).
Согласно пункту 6.3 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 64 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены основания для заключения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов при управлении многоквартирным домом управляющей организацией.
Правоотношения потребителей с ресурсоснабжающей организацией правомерны только при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений. Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме возможности вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию не освобождает исполнителя коммунальных услуг от обязанности оплатить потребленную энергию в части, не оплаченной собственниками помещений в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13.
При этом в силу пункта 18 Правил N 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. Указанные договоры заключаются в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирные дома, задолженность по которым предъявлена к взысканию, находятся в управлении ответчика. Доказательств выбора собственниками непосредственной формы управления в спорном периоде в материалы дела не представлено. В связи с чем, суд первой инстанции правильно указал, что отсутствуют основания для отказа во взыскании с ответчика как управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленные в многоквартирные жилые дома коммунальные ресурсы независимо от того, оплачивают ли граждане соответствующие ресурсы исполнителю коммунальных услуг или непосредственно ресурсоснабжающей организации. Иное с учетом действовавшего в спорном периоде законодательства возможно только в случае выбора собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме непосредственного способа управления таким домом.
Из материалов дела следует, что фактически истцом предъявлено требование о взыскании задолженности за холодную воду, поставленную в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика.
В подтверждение факта наличия задолженности за поставленную воду истцом представлены счета-фактуры и сообщения ответчика о показаниях счетчиков холодной воды, количестве проживающих, сведения жильцов о показаниях индивидуальных приборов учета. Расчет истца основан на этих показаниях, из которого следует, что задолженность ответчика определена путем вычитания из общего объема потребленной домами холодной воды, установленного по показаниям общедомовых приборов учета, объема холодной воды, потребленного жителями этих домов, установленного по представленным жильцами показаниям приборов учета, а в жилых помещениях, не оборудованными приборами учета - по нормативу потребления.
При новом рассмотрении дела, истцом представлены подробные расчеты на основании данных о потреблении в разрезе каждой квартиры каждого многоквартирного дома, в отношении которых истец выставлял счета на оплату за водоснабжение.
Кроме того, представлены уточненные расчеты потребленной воды владельцами нежилых помещений, принятые к уменьшению объема, потребленного ответчиком, которые ответчиком не опровергнуты.
Довод ответчика, о том, что размер задолженности не соответствует действительности надлежащими доказательствами не подтвержден, в связи с чем судом первой инстанции отклонен как необоснованный.
В порядке статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих представленные истцом расчеты.
Также ответчик не представил контррасчет, доказательства вручения истцу первичной документации в целях перерасчета в порядке пункта 18 "Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012.
Каких-либо доводов о невозможности или затруднительности представления опровергающих доказательств представленных истцом, ответчик не привел.
В соответствии с указаниями суда кассационной инстанции о распределении бремени доказывания при новом рассмотрении дела определениями от 12.01.2015, от 16.02.2015 судом неоднократно предлагалось ответчику представить подробный расчет стоимости потребленного ресурса, с документальным обоснованием объема, сведения об оплате. Данные определения ответчиком не выполнены.
В ходе рассмотрения дела ответчик наличие непогашенной задолженности перед истцом в заявленной сумме, надлежащим образом не опроверг, доказательств погашения долга не представил.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные истцом требования о взыскании задолженности за поставленную воду с сентября 2012 года по сентябрь 2013 года в сумме 547 766, 99 руб. являются обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску отнесены на ответчика по статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.04.2015 по делу N А55-28514/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Яблоневого оврага" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ДЕМИНА
Е.Г.ДЕМИНА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)