Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком на протяжении длительного времени обязанность по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения в связи с признанием его жилья непригодным для проживания не исполнена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Сорокина Г.И.
Докладчик: Козина Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей: Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
с участием секретаря судебного заседания Щ.,
с участием прокурора Межевовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2015 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Чамзинского муниципального района Ц.
на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия действующий в интереса Р.В. обратился в суд с иском к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в них граждан, выявлены нарушения прав Р.В. на предоставление благоустроенного жилья.
Проверкой установлено, что с 1984 года Р.В. и Р.Г.А. состояли в зарегистрированном браке, в котором у них родилась дочь Р.А.В. <дата> года рождения.
В период с 04 мая 1987 года по 01 февраля 1989 года Р.Г.А. работала в государственном предприятии "<данные изъяты>" в должности <данные изъяты>. Данным предприятием ей и членам ее семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
31 июля 1989 года Р.Г.А. была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи три человека.
<дата> брак между Р.Г.А. и Р.В. был расторгнут.
Согласно акту проверки жилищных условий от 19 октября 1992 года составлено исполнительным комитетом Чамзинского районного Совета депутатов Мордовской АССР, жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным.
Постановлением Главы самоуправления Чамзинского района от <дата> <N> утверждено решение жилищной комиссии при администрации Чамзинского района от 31 мая 1995 года "О предоставлении и обмене жилья, переписке и выписке ордеров, регистрации граждан в списки очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий". Согласно пункта 7 решения жилищной комиссии Р.Г.А. и ее семье в составе трех человек, предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. Однако, фактически, на момент предоставления данной квартиры, состав семьи Р.Г.А. состоял из двух человек, поскольку брак с Р.В. был расторгнут. В связи с этим Р.В. не мог быть вселен в данную квартиру как член семьи нанимателя и, соответственно, на тот момент не был обеспечен жилым помещением в связи с аварийным состоянием его жилья по адресу: <адрес>.
Р.Г.А. произвела обмен предоставленной квартиры по <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данная квартира была приватизирована, Р.В. участия в приватизации не принимал.
Из информации органов БТИ, Росреестра за Р.В. жилые помещения в собственности не числятся, сведения о его участии в приватизации жилых помещений отсутствуют.
Из информации ОНД ГУ МЧС по Чамзинскому району от 01 июля 2005 года, 30 июля 2014 года следует, что 29 июня 2005 года в <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем была уничтожена квартира <N> и домашнее имущество Р.В.
До настоящего времени жилое помещение Р.В. не предоставлено, жилой дом <адрес> в целевые программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
В нарушение требований жилищного законодательства, администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на протяжении длительного времени обязанность по предоставлению Р.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения в связи с признанием его жилья непригодным для проживания не исполнена.
По данным основаниям прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Р.В., на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия возложить обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Р.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В заявлении об уточнении заявленных требований прокурор Чамзинского района Республики Мордовия просил суд обязать администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия предоставить Р.В. жилое помещение по договору социального найма площадью 33 кв. м.
Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 06 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2014 года признано незаконным бездействие администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению Р.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
На администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Р.В. <дата> года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв. м в черте поселка Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Исковые требования к администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе глава администрации Чамзинского муниципального района Ц. просит об отмене решение суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось. Вывод суда о том, что дом был признан аварийным, документально не подтвержден. Указывает, что Р.В. в установленном законом порядке не был признан малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях. Также указывает, что администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не располагает полномочиями и необходимым имуществом по обеспечению граждан жилыми помещениями по договору социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Костин О.Н. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Р.В. и его адвокат Сухова О.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчиков администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, третьи лица Р.Г., Ш. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом (т. 3 л.д. 28-38), при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Р.В., его адвокат Сухова О.А., действующая на основании ордера N 3 от 10 февраля 2015 года, относительно доводов апелляционной жалобы ответчика возразили.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора Межевовой Ю.В., полагавшей решение суда правильным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Р.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 30 октября 1987 года.
Согласно акту проверки жилищных условий от 16 марта 2012 года, составленному комиссией в составе зам. Главы администрации городского поселения Чамзинка, специалиста администрации городского поселения Чамзинка, следует, что при проверке жилищных условий Р.В., проживающего по адресу: <адрес>, установлено, что дом сгорел, Р.В. нуждается в улучшении жилищных условий.
Из сообщений ОНД ГУ МЧС по Чамзинскому району от 01 июля 2005 года, от 30 июля 2014 года следует, что 29 июня 2005 года в доме <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем была уничтожена квартира <N> и домашнее имущество Р.В.
Из сообщений органов БТИ, Росреестра за Р.В. жилые помещения в собственности не числятся, сведения о его участии в приватизации жилых помещений отсутствуют.
Постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия <N> от <дата> Р.В. на основании подпункта 3 пункта 4 части П "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья", утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет 28 сентября 2011 года.
Разрешая требования, суд, руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия о возложении на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанности предоставить Р.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв. м в черте поселка Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Однако судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может, поскольку он сделан судом в нарушении норм материального права.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при условии признания жилого помещения не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В пункте 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия <N> от <дата> Р.В. 28 сентября 2011 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на основании подпункта 3 пункта 4 части П "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья", утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335.
Между тем судом не учтено, что спорное жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания. Акт межведомственной комиссии о признании данного дома непригодным для проживания отсутствует.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что порядок признания жилого помещения (<адрес>) пригодным (непригодным) для проживания, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, не соблюден.
Сам по себе факт пожара, не является безусловным основанием для предоставления вне очереди жилья, поскольку пункт 1 части 2 статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма только в том случае, если жилые помещения признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
С учетом изложенного, решение суда в указанной части является незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах Р.В. к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Р.В. и возложении на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанности незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Р.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв. м в черте поселка Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья
Л.Д.СТАРИННОВА
Судьи
Т.А.ЕЛИНА
Е.Г.КОЗИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 10.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-264/2015
Требование: О признании незаконным бездействия по непредоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Ответчиком на протяжении длительного времени обязанность по предоставлению истцу вне очереди благоустроенного жилого помещения в связи с признанием его жилья непригодным для проживания не исполнена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 февраля 2015 г. по делу N 33-264/2015
Судья: Сорокина Г.И.
Докладчик: Козина Е.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей: Елиной Т.А., Козиной Е.Г.,
с участием секретаря судебного заседания Щ.,
с участием прокурора Межевовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2015 года в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Чамзинского муниципального района Ц.
на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Чамзинского района Республики Мордовия действующий в интереса Р.В. обратился в суд с иском к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, указав, что в результате проведенной прокуратурой района проверки исполнения администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия законодательства, регламентирующего порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся в них граждан, выявлены нарушения прав Р.В. на предоставление благоустроенного жилья.
Проверкой установлено, что с 1984 года Р.В. и Р.Г.А. состояли в зарегистрированном браке, в котором у них родилась дочь Р.А.В. <дата> года рождения.
В период с 04 мая 1987 года по 01 февраля 1989 года Р.Г.А. работала в государственном предприятии "<данные изъяты>" в должности <данные изъяты>. Данным предприятием ей и членам ее семьи было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>
31 июля 1989 года Р.Г.А. была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи три человека.
<дата> брак между Р.Г.А. и Р.В. был расторгнут.
Согласно акту проверки жилищных условий от 19 октября 1992 года составлено исполнительным комитетом Чамзинского районного Совета депутатов Мордовской АССР, жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным.
Постановлением Главы самоуправления Чамзинского района от <дата> <N> утверждено решение жилищной комиссии при администрации Чамзинского района от 31 мая 1995 года "О предоставлении и обмене жилья, переписке и выписке ордеров, регистрации граждан в списки очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий". Согласно пункта 7 решения жилищной комиссии Р.Г.А. и ее семье в составе трех человек, предоставлена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>. Однако, фактически, на момент предоставления данной квартиры, состав семьи Р.Г.А. состоял из двух человек, поскольку брак с Р.В. был расторгнут. В связи с этим Р.В. не мог быть вселен в данную квартиру как член семьи нанимателя и, соответственно, на тот момент не был обеспечен жилым помещением в связи с аварийным состоянием его жилья по адресу: <адрес>.
Р.Г.А. произвела обмен предоставленной квартиры по <адрес> на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данная квартира была приватизирована, Р.В. участия в приватизации не принимал.
Из информации органов БТИ, Росреестра за Р.В. жилые помещения в собственности не числятся, сведения о его участии в приватизации жилых помещений отсутствуют.
Из информации ОНД ГУ МЧС по Чамзинскому району от 01 июля 2005 года, 30 июля 2014 года следует, что 29 июня 2005 года в <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем была уничтожена квартира <N> и домашнее имущество Р.В.
До настоящего времени жилое помещение Р.В. не предоставлено, жилой дом <адрес> в целевые программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
В нарушение требований жилищного законодательства, администрацией Чамзинского муниципального района Республики Мордовия на протяжении длительного времени обязанность по предоставлению Р.В. вне очереди благоустроенного жилого помещения в связи с признанием его жилья непригодным для проживания не исполнена.
По данным основаниям прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Р.В., на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия возложить обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Р.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В заявлении об уточнении заявленных требований прокурор Чамзинского района Республики Мордовия просил суд обязать администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия предоставить Р.В. жилое помещение по договору социального найма площадью 33 кв. м.
Определением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 06 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2014 года признано незаконным бездействие администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению Р.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
На администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Р.В. <дата> года рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв. м в черте поселка Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Исковые требования к администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе глава администрации Чамзинского муниципального района Ц. просит об отмене решение суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось. Вывод суда о том, что дом был признан аварийным, документально не подтвержден. Указывает, что Р.В. в установленном законом порядке не был признан малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях. Также указывает, что администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не располагает полномочиями и необходимым имуществом по обеспечению граждан жилыми помещениями по договору социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чамзинского района Республики Мордовия Костин О.Н. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу Р.В. и его адвокат Сухова О.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчиков администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, администрации городского поселения Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, третьи лица Р.Г., Ш. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом (т. 3 л.д. 28-38), при этом о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности этих причин не представили и об отложении разбирательства дела ходатайство не заявляли.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Р.В., его адвокат Сухова О.А., действующая на основании ордера N 3 от 10 февраля 2015 года, относительно доводов апелляционной жалобы ответчика возразили.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора Межевовой Ю.В., полагавшей решение суда правильным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Р.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> с 30 октября 1987 года.
Согласно акту проверки жилищных условий от 16 марта 2012 года, составленному комиссией в составе зам. Главы администрации городского поселения Чамзинка, специалиста администрации городского поселения Чамзинка, следует, что при проверке жилищных условий Р.В., проживающего по адресу: <адрес>, установлено, что дом сгорел, Р.В. нуждается в улучшении жилищных условий.
Из сообщений ОНД ГУ МЧС по Чамзинскому району от 01 июля 2005 года, от 30 июля 2014 года следует, что 29 июня 2005 года в доме <адрес> произошел пожар, в результате которого огнем была уничтожена квартира <N> и домашнее имущество Р.В.
Из сообщений органов БТИ, Росреестра за Р.В. жилые помещения в собственности не числятся, сведения о его участии в приватизации жилых помещений отсутствуют.
Постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия <N> от <дата> Р.В. на основании подпункта 3 пункта 4 части П "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья", утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет 28 сентября 2011 года.
Разрешая требования, суд, руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, удовлетворил исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия о возложении на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанности предоставить Р.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв. м в черте поселка Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.
Однако судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может, поскольку он сделан судом в нарушении норм материального права.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают право на предоставление жилья вне очереди по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при условии признания жилого помещения не пригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В пункте 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что постановлением администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия <N> от <дата> Р.В. 28 сентября 2011 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет на основании подпункта 3 пункта 4 части П "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве и приобретении жилья", утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года N 335.
Между тем судом не учтено, что спорное жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания. Акт межведомственной комиссии о признании данного дома непригодным для проживания отсутствует.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что порядок признания жилого помещения (<адрес>) пригодным (непригодным) для проживания, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, не соблюден.
Сам по себе факт пожара, не является безусловным основанием для предоставления вне очереди жилья, поскольку пункт 1 части 2 статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма только в том случае, если жилые помещения признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
С учетом изложенного, решение суда в указанной части является незаконным и подлежащим отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 11 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Чамзинского района Республики Мордовия в интересах Р.В. к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия по не предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма Р.В. и возложении на администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия обязанности незамедлительно после вступления решения суда в законную силу предоставить Р.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью 33 кв. м в черте поселка Чамзинка Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья
Л.Д.СТАРИННОВА
Судьи
Т.А.ЕЛИНА
Е.Г.КОЗИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)