Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами заключены договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, однако свои обязательства ответчик не исполнил, что привело к образованию задолженности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Зубова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Салтыковой Л.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорохиной Е.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Т. на решение Пресненского районного суда г. Москвы 02 октября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования ООО РЭУ "Русский Монолит" к Т. о взыскании расходов по техническому обслуживанию и задолженности по коммунальным услугам - удовлетворить.
Взыскать с Т. в пользу ООО РЭУ "Русский Монолит" расходы по техническому обслуживанию и задолженность по коммунальным услугам в размере *** руб. *** коп. и расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере *** руб. *** коп.,
ООО "РЭУ "Русский Монолит" обратилось в суд с иском к Т. о взыскании задолженности в общей сумме *** руб. *** коп., включая задолженность по оплате технического обслуживания и коммунальных услуг в отношении квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** в сумме *** рубля *** коп. и задолженность по оплате содержания машино-места N *** в доме по тому же адресу, ссылаясь на то, что ответчик является собственником указанного выше имущества, а ООО "РЭУ "Русский Монолит" является эксплуатирующей организацией жилого дома; что между сторонами заключены договоры на эксплуатацию и техническое обслуживание названных объектов, предусматривающие обязанность ответчика своевременно и в полном объеме оплачивать расходы истца по техническому обслуживанию и возмещать коммунальные платежи, однако своих обязательств не исполнил, что за период с **** по *** гг. включительно привело к образованию задолженности в размере цены иска.
Представитель истца С. в суд явился, заявленные требования поддержал.
Ответчик Т. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
В заседание судебной коллегии явились представитель ООО "РЭУ "Русский Монолит" С., возражавший против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержавший ранее представленные и представивший дополнительные письменные возражения, а также представитель ответчика К., поддержавший изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В статье 328 ГПК РФ указано, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части по основаниям ст. 330 ГПК РФ и принять по делу новое решение.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По правилам статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
- Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- На основании статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является собственником квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** и машино-места N *** в том же доме, и учитывал, что *** г. между сторонами было заключено два договора: N *** - на эксплуатацию и техническое обслуживание названной выше квартиры и N *** - на эксплуатацию и техническое обслуживание подземного гаража, в связи с чем согласился с тем, что расчет платы правомерно определен истцом на основании сметы, доходов и расходов на содержание общего имущества, исходя из фактических затрат на управление и эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. *** договора N *** ООО "РЭУ "Русский монолит" приняло на себя обязательства по поручению владельца обеспечить своими силами или с привлечением третьих лиц работы и услуги, указанные в п. *** - *** договора, в том числе круглосуточную охрану, содержание помещений общего пользования, уборку и благоустройство придомовой территории, обслуживание противопожарной сигнализации, техническое обслуживание инженерных систем, взаимодействие с коммунальными службами, проведение планово-предупредительного, текущего и капитального ремонта здания, проведение технического надзора за техническим обслуживанием и текущим ремонтом лифтового хозяйства, ведение технической документации на дом, устранение аварийных ситуаций.
Как следует из п. *** договора N ***, стоимость технического обслуживания по договорам подлежала расчету пропорционально площади квартиры с учетом затрат исполнителя на подачу тепловой энергии, водоснабжения и прием сточных вод, на освещение мест общего пользования и придомовой территории, обязательные услуги санэпиднадзора (дератизация, дезинсекция нежилых помещений), озеленение и благоустройство придомовой территории, охрану, утилизацию технологических отходов, а также на содержание технической эксплуатации, если законодательством не буде установлен иной порядок. При этом расчет производится на основании заключенных исполнителем договоров со службами городского хозяйства по государственным тарифам или тарифам, установленным Правительством Москвы, с иными организациями - по договорным расценкам. В силу п. *** указанного договора стоимость технического обслуживания должна была быть приведена в расчете, производимом бухгалтерией исполнителя и являющемся основанием для оплаты владельцем технического обслуживания по настоящему договору. Согласно п. *** того же договора исполнитель был вправе корректировать стоимость технического обслуживания в соответствии с изменениями тарифов на коммунальные и другие услуги, а также в зависимости от фактических затрат по технической эксплуатации объекта, предварительно письменно известив владельца в срок за 30 календарных дней до планируемого изменения размера оплаты.
Между тем, приведенные выше положения договора N *** не подлежали применению постольку, поскольку на правоотношения сторон распространяются общие положения Закона РФ "О защите прав потребителей", в т.ч. п. 1 ст. 16, предусматривающий, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что поскольку собственниками помещений многоквартирного дома N *** стр. *** по *** в г. *** не принималось решения об установлении тарифов по содержанию и ремонту многоквартирного дома, то оснований применять тарифы, отличные от установленных органами государственной власти города Москвы не имелось.
Так, в суд первой инстанции не были представлены ни доказательства того, что собственниками помещений в многоквартирном доме был избран способ управления многоквартирным домом, ни доказательств того, что ими было принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт, ни доказательств того, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводил открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Между тем, согласно положений ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
На основании статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 данных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из приложенного к исковому заявлению ООО "РЭУ Русский Монолит" расчета задолженности по техническому обслуживанию и коммунальным платежам в отношении квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** видно, что начисление за техническое обслуживание (содержание и ремонт) производилось по договорным расценкам со сторонними организациями, исходя из стоимости за 1 кв. м площади в сумме, существенно превышающей тарифы в размере *** руб. и *** руб. за 1 кв. м площади, занимаемой соответственно в пределах установленных норм и сверх них, установленные на 2013 год постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" и на 2014 год в той же сумме согласно постановлению Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
При таких обстоятельствах у истца отсутствовали правовые основания для начисления платы за техническое обслуживание (содержание и ремонт) принадлежащей ответчику квартиры исходя из исчисленных им ставок исходя из его затрат согласно договорам, заключенным со сторонними организациями, тогда как при начислении платежей за эксплуатацию и техническое обслуживание гаража согласно договору N *** такие основания имелись.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение в части размера задолженности, определив ее в сумме *** рублей в отношении гаража и *** рубль *** коп. в счет погашения задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту квартиры, последней - исходя из изложенного ниже.
Согласно представленным ответчиком выписке из ЕГРП от *** г. (т. 4, л.д. 70 - 71) и кадастровому паспорту помещения (т. 4, л.д. 66), общая площадь квартиры N *** дома *** стр. *** по **** в г. **** составляет *** кв. м, тогда как истец производил расчет исходя из ее общей площади в размере ***** кв. м; в спорный период с *** по *** гг. в названной квартире по месту жительства были зарегистрированы ответчик Т. с составом семьи в количестве 6 человек в период с *** по *** гг. и 5 человек - с *** г., в связи с чем расчет задолженности по содержанию и ремонту жилого помещения должен был исчисляться за период с *** по *** гг. исходя из тарифа *** руб. за ******* = *** кв. м общей площади и исходя из тарифа *** руб. за *** - **** = **** кв. м общей площади; за период с *** по *** гг. расчет задолженности за содержание и ремонт квартиры должен был исчисляться исходя из тарифа *** руб. за ****** = *** кв. м общей площади и исходя из тарифа *** руб. за оставшуюся общую площадь; общая сумма задолженности по указанной расценке составила *** руб.
При расчете задолженности по оплате за пользование запирающим устройством (домофоном) судебная коллегия учитывает, что в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в платежном документе помимо сведений о плательщике, получателе платежа коммунальных услуг указываются другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором, общедомовое домофонное устройство установлено в данном жилом доме и расходы по его содержанию предусмотрены Постановлением Правительства Москвы.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, устанавливают, что в состав общего имущества многоквартирного дома включена внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (п. 7 Правил).
Таким образом, автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов, находящиеся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений, и обслуживающие более одной квартиры, отвечают признакам общего имущества.
Положениями пункта 3 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 г. N 328 "О ходе выполнения распорядительных документов правительства Москвы о наведении порядка в подъездах жилых домов и задачах по проведению этой работы в 1999-2001 гг." установлено: считать важнейшим направлением в работе по наведению порядка в подъездах жилых домов организацию дежурств, формирование института старших по дому и подъезду, взаимодействие с домовыми комитетами, обеспечение обслуживания установленных дверей, доводчиков, запирающих устройств.
В соответствии с п. 5.1 названного Постановления Правительства Москвы, источниками финансирования расходов по обслуживанию механических, электромеханических и электромагнитных кодовых замков, домофонных устройств в жилых домах являются средства целевых сборов с населения с внесением начисления за данную услугу в расчетную книжку. Платежи населения за эти услуги являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты других работ и услуг.
Согласно п. 27 приложения 7 к Постановлению Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 "О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда" установка, эксплуатация и ремонт домофонов, кодовых замков, охранной сигнализации квартир и подъездов входит в состав работ, связанных с обслуживанием населения, содержанием зданий и прилегающих территорий, выполняемых по заявкам населения и подлежащих оплате за счет собственных средств проживающих.
Таким образом, взимание истцом платы за запирающее устройство (домофон) является правомерным; задолженность ответчика по данной расценке за спорный период составила *** рубля.
При расчете задолженности по оплате горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и отопления судебная коллегия учитывает, что за спорный период по указанным позициям истцом было начислено соответственно *** руб., *** руб., *** руб. и *** руб. (т. 1, л.д. 6), тогда как согласно представленным стороной ответчика расчетам (т. 4, л.д. 93), задолженность Т., по тем же позициям составляла соответственно ***** руб., *** руб., *** руб. и *** руб. - что превышает указанную истцом сумму задолженности по названным расценкам и в связи с чем при рассмотрении спора в пределах заявленных требований в этой части судебная коллегия исходит из начислений, произведенных управляющей компанией.
Помимо указанного, на стороне ответчика за спорный период образовалась задолженность в сумме *** руб. по оплате электроэнергии для мест общего пользования, в том числе обеспечения эксплуатации лифтового оборудования и освещению мест общего пользования; расчет истца стороной ответчика не оспорен, а правомерность взимания платы за указанную услугу следует из действующего законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
С учетом изложенного, общая сумма задолженности ответчика по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** составит *** рубль *** коп.
Оснований для взыскания с ответчика платы за услуги по охране объекта в сумме **** руб. судебная коллегия не усматривает постольку, поскольку, как указывалось выше, общим собранием собственников многоквартирного дома тариф на оплату указанной услуги не утверждался, а положения п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" запрещают обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в данном случае - услуг по охране.
Поскольку истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере *** рубля ** коп., то на основании ст. 98 ГПК РФ истцу за счет средств ответчика подлежат возмещению понесенные истцом судебные расходы пропорционально размеру признанных обоснованными имущественных требований, а именно *** рублей *** коп.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
Решение Пресненского районного суда г. Москвы 02 октября 2014 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Т. в пользу ООО РЭУ "Русский Монолит" **** рубль *** коп. в счет погашения задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. ***, *** рублей в счет погашения задолженности по оплате технического обслуживания машино-места N *** в доме N *** стр. *** по **** в г. Москве ***, также пошлину в сумме *** рублей *** коп.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.04.2015 ПО ДЕЛУ N 33-8864
Требование: О взыскании задолженности по оплате ЖКУ.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что между сторонами заключены договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг, однако свои обязательства ответчик не исполнил, что привело к образованию задолженности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2015 г. по делу N 33-8864
Судья: Зубова И.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Салтыковой Л.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дорохиной Е.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Т. на решение Пресненского районного суда г. Москвы 02 октября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования ООО РЭУ "Русский Монолит" к Т. о взыскании расходов по техническому обслуживанию и задолженности по коммунальным услугам - удовлетворить.
Взыскать с Т. в пользу ООО РЭУ "Русский Монолит" расходы по техническому обслуживанию и задолженность по коммунальным услугам в размере *** руб. *** коп. и расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере *** руб. *** коп.,
установила:
ООО "РЭУ "Русский Монолит" обратилось в суд с иском к Т. о взыскании задолженности в общей сумме *** руб. *** коп., включая задолженность по оплате технического обслуживания и коммунальных услуг в отношении квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** в сумме *** рубля *** коп. и задолженность по оплате содержания машино-места N *** в доме по тому же адресу, ссылаясь на то, что ответчик является собственником указанного выше имущества, а ООО "РЭУ "Русский Монолит" является эксплуатирующей организацией жилого дома; что между сторонами заключены договоры на эксплуатацию и техническое обслуживание названных объектов, предусматривающие обязанность ответчика своевременно и в полном объеме оплачивать расходы истца по техническому обслуживанию и возмещать коммунальные платежи, однако своих обязательств не исполнил, что за период с **** по *** гг. включительно привело к образованию задолженности в размере цены иска.
Представитель истца С. в суд явился, заявленные требования поддержал.
Ответчик Т. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в связи с чем дело было рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы и дополнениям к ней.
В заседание судебной коллегии явились представитель ООО "РЭУ "Русский Монолит" С., возражавший против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержавший ранее представленные и представивший дополнительные письменные возражения, а также представитель ответчика К., поддержавший изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В статье 328 ГПК РФ указано, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части по основаниям ст. 330 ГПК РФ и принять по делу новое решение.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
По правилам статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
- Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- На основании статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик является собственником квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** и машино-места N *** в том же доме, и учитывал, что *** г. между сторонами было заключено два договора: N *** - на эксплуатацию и техническое обслуживание названной выше квартиры и N *** - на эксплуатацию и техническое обслуживание подземного гаража, в связи с чем согласился с тем, что расчет платы правомерно определен истцом на основании сметы, доходов и расходов на содержание общего имущества, исходя из фактических затрат на управление и эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. *** договора N *** ООО "РЭУ "Русский монолит" приняло на себя обязательства по поручению владельца обеспечить своими силами или с привлечением третьих лиц работы и услуги, указанные в п. *** - *** договора, в том числе круглосуточную охрану, содержание помещений общего пользования, уборку и благоустройство придомовой территории, обслуживание противопожарной сигнализации, техническое обслуживание инженерных систем, взаимодействие с коммунальными службами, проведение планово-предупредительного, текущего и капитального ремонта здания, проведение технического надзора за техническим обслуживанием и текущим ремонтом лифтового хозяйства, ведение технической документации на дом, устранение аварийных ситуаций.
Как следует из п. *** договора N ***, стоимость технического обслуживания по договорам подлежала расчету пропорционально площади квартиры с учетом затрат исполнителя на подачу тепловой энергии, водоснабжения и прием сточных вод, на освещение мест общего пользования и придомовой территории, обязательные услуги санэпиднадзора (дератизация, дезинсекция нежилых помещений), озеленение и благоустройство придомовой территории, охрану, утилизацию технологических отходов, а также на содержание технической эксплуатации, если законодательством не буде установлен иной порядок. При этом расчет производится на основании заключенных исполнителем договоров со службами городского хозяйства по государственным тарифам или тарифам, установленным Правительством Москвы, с иными организациями - по договорным расценкам. В силу п. *** указанного договора стоимость технического обслуживания должна была быть приведена в расчете, производимом бухгалтерией исполнителя и являющемся основанием для оплаты владельцем технического обслуживания по настоящему договору. Согласно п. *** того же договора исполнитель был вправе корректировать стоимость технического обслуживания в соответствии с изменениями тарифов на коммунальные и другие услуги, а также в зависимости от фактических затрат по технической эксплуатации объекта, предварительно письменно известив владельца в срок за 30 календарных дней до планируемого изменения размера оплаты.
Между тем, приведенные выше положения договора N *** не подлежали применению постольку, поскольку на правоотношения сторон распространяются общие положения Закона РФ "О защите прав потребителей", в т.ч. п. 1 ст. 16, предусматривающий, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Судом первой инстанции не было принято во внимание то обстоятельство, что поскольку собственниками помещений многоквартирного дома N *** стр. *** по *** в г. *** не принималось решения об установлении тарифов по содержанию и ремонту многоквартирного дома, то оснований применять тарифы, отличные от установленных органами государственной власти города Москвы не имелось.
Так, в суд первой инстанции не были представлены ни доказательства того, что собственниками помещений в многоквартирном доме был избран способ управления многоквартирным домом, ни доказательств того, что ими было принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт, ни доказательств того, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводил открытый конкурс по отбору управляющей организации.
Между тем, согласно положений ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
На основании статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 данных Правил размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Из приложенного к исковому заявлению ООО "РЭУ Русский Монолит" расчета задолженности по техническому обслуживанию и коммунальным платежам в отношении квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** видно, что начисление за техническое обслуживание (содержание и ремонт) производилось по договорным расценкам со сторонними организациями, исходя из стоимости за 1 кв. м площади в сумме, существенно превышающей тарифы в размере *** руб. и *** руб. за 1 кв. м площади, занимаемой соответственно в пределах установленных норм и сверх них, установленные на 2013 год постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" и на 2014 год в той же сумме согласно постановлению Правительства Москвы от 26.11.2013 N 748-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения".
При таких обстоятельствах у истца отсутствовали правовые основания для начисления платы за техническое обслуживание (содержание и ремонт) принадлежащей ответчику квартиры исходя из исчисленных им ставок исходя из его затрат согласно договорам, заключенным со сторонними организациями, тогда как при начислении платежей за эксплуатацию и техническое обслуживание гаража согласно договору N *** такие основания имелись.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение в части размера задолженности, определив ее в сумме *** рублей в отношении гаража и *** рубль *** коп. в счет погашения задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту квартиры, последней - исходя из изложенного ниже.
Согласно представленным ответчиком выписке из ЕГРП от *** г. (т. 4, л.д. 70 - 71) и кадастровому паспорту помещения (т. 4, л.д. 66), общая площадь квартиры N *** дома *** стр. *** по **** в г. **** составляет *** кв. м, тогда как истец производил расчет исходя из ее общей площади в размере ***** кв. м; в спорный период с *** по *** гг. в названной квартире по месту жительства были зарегистрированы ответчик Т. с составом семьи в количестве 6 человек в период с *** по *** гг. и 5 человек - с *** г., в связи с чем расчет задолженности по содержанию и ремонту жилого помещения должен был исчисляться за период с *** по *** гг. исходя из тарифа *** руб. за ******* = *** кв. м общей площади и исходя из тарифа *** руб. за *** - **** = **** кв. м общей площади; за период с *** по *** гг. расчет задолженности за содержание и ремонт квартиры должен был исчисляться исходя из тарифа *** руб. за ****** = *** кв. м общей площади и исходя из тарифа *** руб. за оставшуюся общую площадь; общая сумма задолженности по указанной расценке составила *** руб.
При расчете задолженности по оплате за пользование запирающим устройством (домофоном) судебная коллегия учитывает, что в соответствии с п. 38 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в платежном документе помимо сведений о плательщике, получателе платежа коммунальных услуг указываются другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором, общедомовое домофонное устройство установлено в данном жилом доме и расходы по его содержанию предусмотрены Постановлением Правительства Москвы.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, устанавливают, что в состав общего имущества многоквартирного дома включена внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе, из автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома (п. 7 Правил).
Таким образом, автоматически запирающиеся устройства дверей подъездов, находящиеся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений, и обслуживающие более одной квартиры, отвечают признакам общего имущества.
Положениями пункта 3 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 г. N 328 "О ходе выполнения распорядительных документов правительства Москвы о наведении порядка в подъездах жилых домов и задачах по проведению этой работы в 1999-2001 гг." установлено: считать важнейшим направлением в работе по наведению порядка в подъездах жилых домов организацию дежурств, формирование института старших по дому и подъезду, взаимодействие с домовыми комитетами, обеспечение обслуживания установленных дверей, доводчиков, запирающих устройств.
В соответствии с п. 5.1 названного Постановления Правительства Москвы, источниками финансирования расходов по обслуживанию механических, электромеханических и электромагнитных кодовых замков, домофонных устройств в жилых домах являются средства целевых сборов с населения с внесением начисления за данную услугу в расчетную книжку. Платежи населения за эти услуги являются целевыми и не могут быть использованы для оплаты других работ и услуг.
Согласно п. 27 приложения 7 к Постановлению Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 "О нормативах Москвы по эксплуатации жилищного фонда" установка, эксплуатация и ремонт домофонов, кодовых замков, охранной сигнализации квартир и подъездов входит в состав работ, связанных с обслуживанием населения, содержанием зданий и прилегающих территорий, выполняемых по заявкам населения и подлежащих оплате за счет собственных средств проживающих.
Таким образом, взимание истцом платы за запирающее устройство (домофон) является правомерным; задолженность ответчика по данной расценке за спорный период составила *** рубля.
При расчете задолженности по оплате горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения и отопления судебная коллегия учитывает, что за спорный период по указанным позициям истцом было начислено соответственно *** руб., *** руб., *** руб. и *** руб. (т. 1, л.д. 6), тогда как согласно представленным стороной ответчика расчетам (т. 4, л.д. 93), задолженность Т., по тем же позициям составляла соответственно ***** руб., *** руб., *** руб. и *** руб. - что превышает указанную истцом сумму задолженности по названным расценкам и в связи с чем при рассмотрении спора в пределах заявленных требований в этой части судебная коллегия исходит из начислений, произведенных управляющей компанией.
Помимо указанного, на стороне ответчика за спорный период образовалась задолженность в сумме *** руб. по оплате электроэнергии для мест общего пользования, в том числе обеспечения эксплуатации лифтового оборудования и освещению мест общего пользования; расчет истца стороной ответчика не оспорен, а правомерность взимания платы за указанную услугу следует из действующего законодательства, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
С учетом изложенного, общая сумма задолженности ответчика по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. *** составит *** рубль *** коп.
Оснований для взыскания с ответчика платы за услуги по охране объекта в сумме **** руб. судебная коллегия не усматривает постольку, поскольку, как указывалось выше, общим собранием собственников многоквартирного дома тариф на оплату указанной услуги не утверждался, а положения п. 2 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" запрещают обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в данном случае - услуг по охране.
Поскольку истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере *** рубля ** коп., то на основании ст. 98 ГПК РФ истцу за счет средств ответчика подлежат возмещению понесенные истцом судебные расходы пропорционально размеру признанных обоснованными имущественных требований, а именно *** рублей *** коп.
Руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы 02 октября 2014 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Т. в пользу ООО РЭУ "Русский Монолит" **** рубль *** коп. в счет погашения задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту квартиры N *** дома *** стр. *** по *** в г. ***, *** рублей в счет погашения задолженности по оплате технического обслуживания машино-места N *** в доме N *** стр. *** по **** в г. Москве ***, также пошлину в сумме *** рублей *** коп.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)