Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-3894/2014 (судья Печорина В.А.),
установил:
следующее.
Администрация города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 12.05.2014 N 01/172/2014-614-619, 666, 667 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, возложении на управление обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности города Смоленска на земельный участок площадью 30 015 кв. метров с кадастровым номером 67:27:0000000:320 по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева - ул. Марины Расковой.
Определением суда от 30.07.2014 (т. 1, л.д. 142), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области.
Решением суда от 18.09.2014 (т. 3, л.д. 40) заявление удовлетворено. Суд, сославшись на положения статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), статью 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указал на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на переданный в установленном порядке спорный земельный участок.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на невозможность регистрации права собственности на спорный земельный участок за муниципальным образованием, поскольку на нем расположены многоквартирные жилые дома и по сведениям ЕГРП часть жителей зарегистрировала право собственности на квартиры в этих домах. В связи с этим управление ссылается на переход спорного земельного участка в общедолевую собственность в силу закона. Обращает внимание на то, что после получения уведомления о приостановлении государственной регистрации с указанием причины, препятствующей проведению государственной регистрации, администрацией не были представлены в материалы дела какие-либо документы, свидетельствующие о формировании (образовании) из спорного земельного участка других земельных участков с иными видами разрешенного использования.
В отзыве администрация просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Выражает несогласие с позицией управления о возникновении права общедолевой собственности собственников квартир жилых домов на земельный участок, обращая внимание на то, что на участке, помимо жилых домов, расположены здание детского сада N 63 "Золотой петушок" и здание котельной, права на которые зарегистрированы за муниципальным образованием. В связи с этим считает, что земельные участки под жилыми домами не сформированы, а государственная регистрация права муниципальной собственности на спорный объект не будет препятствовать такому формированию в целях реализации собственниками квартир прав на земельный участок. Утверждает, что для государственной регистрации в управление были представлены все документы, предусмотренные Законом N 423-ФЗ, а Закон о регистрации устанавливает упрощенную процедуру регистрации перехода прав на военное имущество. Указывает, что без государственной регистрации права администрация не сможет осуществить преобразование земельного участка, в том числе сформировать земельные участки под жилыми домами.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Стороны заявили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Министерством обороны Российской Федерации судом издан приказ от 25.12.2013 N 1190 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ "город Смоленск" (т. 1, л.д. 15).
Согласно данному приказу из федеральной собственности в муниципальную собственность переданы объекты недвижимости, в том числе земельный участок с кадастровым номером 67:27:0000000:320, ранее закрепленный за Смоленской КЭЧ.
По передаточному акту от 13.02.2014 земельный участок передан в в муниципальную собственность города Смоленска (т. 1, л.д. 19).
Администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Письмом от 12.05.2014 N 01/172/2014-614-619, 666, 667 (т. 1, л.д. 12) управление отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности в связи с тем, что на переданном земельном участке расположены многоквартирные жилые дома, право собственности на отдельные квартиры в которых зарегистрировано в ЕГРП за гражданами. Это обстоятельство, по мнению управления, свидетельствует о возникновении права общей долевой собственности указанных лиц на земельный участок и исключает возможность регистрации права муниципальной собственности.
Считая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы муниципального образования, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в статье 20 Закона о регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия (пункт 4 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае согласно части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется по смыслу абзаца 7 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества.
Разрешая настоящий спор, арбитражный суд исходил из того, что вышеперечисленными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В этой связи, учитывая, что к поданному в управление заявлению администрацией было приложено соответствующее решение в виде приказа Министерства обороны Российской Федерации от 25.12.2011 N 1190, суд указал на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на переданный муниципалитету земельный участок.
Таким образом, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы администрации как собственника имущества, в связи с чем, удовлетворил заявленное требование, обязав регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод управления о невозможности проведения государственной регистрации в силу того, что спорный земельный участок находится в общедолевой собственности граждан, не принимается апелляционной инстанцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно частям 1 - 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.02.2013 N 12736/12 отметил, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в ЕГРП.
Из пункта 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.
Право собственности на земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в силу закона.
По смыслу изложенного земельный участок должен формироваться под каждым конкретным домом. Возможность формирования одного участка под несколькими жилыми домами законодательство не предусматривает, что подтверждается частью 6 статьи 16 Закона N 189-ФЗ.
В данном случае из материалов дела следует, что земельный участок под двумя жилыми домами был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - 28.01.1993 (т. 1, л.д. 23) и ранее имел кадастровый номер 67:26:002 0523:6.
На основании постановления мэра г. Смоленска от 28.01.1993 N 57 участок был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Смоленской КЭЧ на цели: для дома N 48 по ул. Николаева и дома N 4 по ул. М. Расковой (т. 2, л.д. 5, 6).
При этом из материалов кадастрового дела видно, что на спорном земельном участке расположены два нежилых строения.
При таких обстоятельствах следует признать, что спорный земельный участок не является сформированным под одним многоквартирным домом.
Доказательств принятия собственниками домов действий по формированию земельных участков под этими домами не представлено.
Следовательно, нельзя считать, что спорный земельный участок находится в общедолевой собственности граждан. Иной подход повлечет нарушение прав на землю собственников расположенных на спорном участке нежилых зданий.
Как правильно указано судом, регистрация права за заявителем не нарушит прав собственников многоквартирных домов, поскольку они не лишены возможности обратиться за формированием земельных участков из спорного земельного участка непосредственно под своими домами. В данном случае такое формирование может быть осуществлено по правилам образования земельного участка из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу статьи 16 Закона N 189-ФЗ формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами является обязанностью органа местного самоуправления как уполномоченного органа, а потому государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку принятого решения. Рассмотрев дело повторно, апелляционная инстанция не нашла оснований для переоценки его фактических обстоятельств.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-3894/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
Ю.А.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2014 ПО ДЕЛУ N А62-3894/2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2014 г. по делу N А62-3894/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-3894/2014 (судья Печорина В.А.),
установил:
следующее.
Администрация города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - управление) о признании незаконным отказа от 12.05.2014 N 01/172/2014-614-619, 666, 667 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, возложении на управление обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности города Смоленска на земельный участок площадью 30 015 кв. метров с кадастровым номером 67:27:0000000:320 по адресу: г. Смоленск, ул. Николаева - ул. Марины Расковой.
Определением суда от 30.07.2014 (т. 1, л.д. 142), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области.
Решением суда от 18.09.2014 (т. 3, л.д. 40) заявление удовлетворено. Суд, сославшись на положения статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), статью 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", указал на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на переданный в установленном порядке спорный земельный участок.
В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на невозможность регистрации права собственности на спорный земельный участок за муниципальным образованием, поскольку на нем расположены многоквартирные жилые дома и по сведениям ЕГРП часть жителей зарегистрировала право собственности на квартиры в этих домах. В связи с этим управление ссылается на переход спорного земельного участка в общедолевую собственность в силу закона. Обращает внимание на то, что после получения уведомления о приостановлении государственной регистрации с указанием причины, препятствующей проведению государственной регистрации, администрацией не были представлены в материалы дела какие-либо документы, свидетельствующие о формировании (образовании) из спорного земельного участка других земельных участков с иными видами разрешенного использования.
В отзыве администрация просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Выражает несогласие с позицией управления о возникновении права общедолевой собственности собственников квартир жилых домов на земельный участок, обращая внимание на то, что на участке, помимо жилых домов, расположены здание детского сада N 63 "Золотой петушок" и здание котельной, права на которые зарегистрированы за муниципальным образованием. В связи с этим считает, что земельные участки под жилыми домами не сформированы, а государственная регистрация права муниципальной собственности на спорный объект не будет препятствовать такому формированию в целях реализации собственниками квартир прав на земельный участок. Утверждает, что для государственной регистрации в управление были представлены все документы, предусмотренные Законом N 423-ФЗ, а Закон о регистрации устанавливает упрощенную процедуру регистрации перехода прав на военное имущество. Указывает, что без государственной регистрации права администрация не сможет осуществить преобразование земельного участка, в том числе сформировать земельные участки под жилыми домами.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте его рассмотрения, в том числе путем размещения информации на сайте суда, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Стороны заявили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, которые удовлетворены судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Министерством обороны Российской Федерации судом издан приказ от 25.12.2013 N 1190 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городской округ "город Смоленск" (т. 1, л.д. 15).
Согласно данному приказу из федеральной собственности в муниципальную собственность переданы объекты недвижимости, в том числе земельный участок с кадастровым номером 67:27:0000000:320, ранее закрепленный за Смоленской КЭЧ.
По передаточному акту от 13.02.2014 земельный участок передан в в муниципальную собственность города Смоленска (т. 1, л.д. 19).
Администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Письмом от 12.05.2014 N 01/172/2014-614-619, 666, 667 (т. 1, л.д. 12) управление отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности в связи с тем, что на переданном земельном участке расположены многоквартирные жилые дома, право собственности на отдельные квартиры в которых зарегистрировано в ЕГРП за гражданами. Это обстоятельство, по мнению управления, свидетельствует о возникновении права общей долевой собственности указанных лиц на земельный участок и исключает возможность регистрации права муниципальной собственности.
Считая данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы муниципального образования, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для отказа в государственной регистрации прав приведены в статье 20 Закона о регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации).
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия (пункт 4 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае согласно части 8 статьи 3 Закона N 423-ФЗ решение уполномоченного органа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на соответствующие здания, сооружения, объекты, земельные участки и для возникновения на них права собственности муниципального образования, которому передано такое имущество.
Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на передаваемое военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность (часть 5 статьи 2 Закона N 423-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 3 Закона N 423-ФЗ в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество считается возникшим с даты принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность.
Государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется по смыслу абзаца 7 пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества.
Разрешая настоящий спор, арбитражный суд исходил из того, что вышеперечисленными нормами материального права установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права, единственным необходимым документом для которой является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В этой связи, учитывая, что к поданному в управление заявлению администрацией было приложено соответствующее решение в виде приказа Министерства обороны Российской Федерации от 25.12.2011 N 1190, суд указал на отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на переданный муниципалитету земельный участок.
Таким образом, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что отказ в государственной регистрации права собственности не соответствует действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы администрации как собственника имущества, в связи с чем, удовлетворил заявленное требование, обязав регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости в силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод управления о невозможности проведения государственной регистрации в силу того, что спорный земельный участок находится в общедолевой собственности граждан, не принимается апелляционной инстанцией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно частям 1 - 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.02.2013 N 12736/12 отметил, что переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в ЕГРП.
Из пункта 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П следует, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.
Право собственности на земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в силу закона.
По смыслу изложенного земельный участок должен формироваться под каждым конкретным домом. Возможность формирования одного участка под несколькими жилыми домами законодательство не предусматривает, что подтверждается частью 6 статьи 16 Закона N 189-ФЗ.
В данном случае из материалов дела следует, что земельный участок под двумя жилыми домами был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации - 28.01.1993 (т. 1, л.д. 23) и ранее имел кадастровый номер 67:26:002 0523:6.
На основании постановления мэра г. Смоленска от 28.01.1993 N 57 участок был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Смоленской КЭЧ на цели: для дома N 48 по ул. Николаева и дома N 4 по ул. М. Расковой (т. 2, л.д. 5, 6).
При этом из материалов кадастрового дела видно, что на спорном земельном участке расположены два нежилых строения.
При таких обстоятельствах следует признать, что спорный земельный участок не является сформированным под одним многоквартирным домом.
Доказательств принятия собственниками домов действий по формированию земельных участков под этими домами не представлено.
Следовательно, нельзя считать, что спорный земельный участок находится в общедолевой собственности граждан. Иной подход повлечет нарушение прав на землю собственников расположенных на спорном участке нежилых зданий.
Как правильно указано судом, регистрация права за заявителем не нарушит прав собственников многоквартирных домов, поскольку они не лишены возможности обратиться за формированием земельных участков из спорного земельного участка непосредственно под своими домами. В данном случае такое формирование может быть осуществлено по правилам образования земельного участка из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (статья 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в силу статьи 16 Закона N 189-ФЗ формирование земельных участков под многоквартирными жилыми домами является обязанностью органа местного самоуправления как уполномоченного органа, а потому государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок не нарушает прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку принятого решения. Рассмотрев дело повторно, апелляционная инстанция не нашла оснований для переоценки его фактических обстоятельств.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.09.2014 по делу N А62-3894/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
О.Г.ТУЧКОВА
Ю.А.ВОЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)