Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2015 N 13АП-3171/2015 ПО ДЕЛУ N А42-6548/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. по делу N А42-6548/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Е.А.Сомовой, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3171/2015) общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.12.2014 по делу N А42-6548/2014 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
об оспаривании предписания от 16.04.2014 N 491/36 в части пункта 2

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (ОГРН 1115190012960, адрес: г. Мурманск, ул. Крупской, д. 66; далее - Общество, ООО "ЖЭК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция) от 16.04.2014 N 491/36 в части пункта 2.
Решением суда от 16.12.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЖЭК" просит решение суда от 16.12.2014 отменить и признать незаконным пункт 2 предписания N 491/36 от 16.04.2014, полагая правомерным произведенный Обществом расчет платы на общедомовые нужды.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией на основании распоряжения от 20.02.2014 N 440 проведена внеплановая документарная проверка по жалобе жильца по вопросу правильности начисления платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению в доме по адресу: г. Мурманск, ул. Копытова, д. 13, по результатам которой составлен акт проверки N 732 от 31.03.2014 (л.д. 60-62).
В ходе проверки было установлено, в том числе, нарушение пунктов 40 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), выразившееся в том, что в апреле 2013 года управляющей организацией произведено начисление платы за горячее водоснабжение отдельно в жилом помещении и на общедомовые нужды.
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание N 491/36 от 16.04.2014 (л.д. 59), пунктом 2 которого Обществу в срок до 13.06.2014 предписано, в том числе устранить выявленные нарушения Правил N 354 в части начисления платы за коммунальные услуги по горячему, холодному водоснабжению.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части устранения нарушений в начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, ООО "ЖЭК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, правомерно исходил из следующего:
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Частью 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которым расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится с учетом пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формул, содержащихся в Приложении N 2 к указанным Правилам.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 (в первоначальной редакции, действовавшей до 01.06.2013) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В соответствии с абзацем первым пункта 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При этом в абзаце третьем пункта 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344) также прямо указано, что потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, из приведенной нормы следует, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения внесение отдельной платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды Правилами N 354 не предусмотрено, а соответствующие расходы и элементы по начислению учитываются в общей плате за горячее водоснабжение, рассчитанной по пункту 54 названных Правил.
Согласно пункту 54 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 28.02.2014) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета. Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 22 Приложения N 2 к Правилам N 354 (в редакции, действовавшей до 28.02.2015) размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к настоящим Правилам, как сумма 2 составляющих:
- - произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- - стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки и не оспаривается Обществом, приготовление горячей воды в многоквартирном доме по адресу: г. Мурманск, ул. Копытова, д. 13 осуществляется с использованием общего имущества собственников дома (бойлера), то есть система горячего водоснабжения в доме является нецентрализованной; многоквартирный дом оборудован общедомовым узлом учета холодной воды.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, в ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение вышеприведенных положений Правил N 354 в квитанции за апрель 2013 года, выставленной собственнику жилого помещения, отдельной строкой выделен расход по счетчику на общедомовые нужды (л.д. 89), что фактически свидетельствует о начислении жильцу платы на общедомовые нужды отдельным платежом, что не соответствует требованиями пунктов 40 и 54 Правил N 354 и формулы N 20 приложения N 2 к Правилам N 354 в редакции, действовавшей в спорный период, которые не предполагают самостоятельного высчитывания расхода соответствующего коммунального ресурса на общедомовые нужды. Доказательства, подтверждающие, что расчет платы за горячее водоснабжение производится Обществом с соблюдением требований пунктов 40 и 54 Правил N 354, в материалы дела заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, установив, что расчет спорного коммунального платежа не соответствует пунктам 40, 54 Правил N 354, Инспекция правомерно в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации выдала Обществу предписание N 491/36 от 16.04.2014 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений в части расчета размера платы за горячее водоснабжение.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 16.12.2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная платежным поручением N 3 от 16.01.2015 государственная пошлина в размере 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 декабря 2014 года по делу N А42-6548/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
Е.А.СОМОВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)