Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.04.2014 N 11АП-4971/2014 ПО ДЕЛУ N А55-24741/2013

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2014 г. по делу N А55-24741/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И., при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от ООО "Сам РЭК эксплуатация" - представителя Стояновой О.А. (доверенность от 02 апреля 2014 года),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представителей Умниковой Л.А. (доверенность от 14 августа 2013 года), Нарушевой В.Е. (доверенность от 07 февраля 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2014 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года по делу N А55-24741/2013 (судья Матюхина Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (ОГРН 1084716001842, ИНН 4716031261), Самарская обл., г. Жигулевск, процессуальная замена на общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-эксплуатация",
к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными и отмене акта, предписания,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (далее - заявитель, ООО "Тепловые системы") обратилось в Арбитражный суд Самарской области к государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - госжилинспекция) с заявлением о признании ненормативным и отмене акта и предписания от 07 октября 2013 года N г.о.Жиг-17823.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года производство по делу в части требований о признании недействительным акта от 07 октября 2013 года N г.о.Жиг-17823 прекращено. В удовлетворении требований о признании незаконным предписания от 07 октября 2013 года N г.о.Жиг.-17823 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Представители госжилинспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" обратилось в арбитражный апелляционный суд с заявлением от 08 апреля 2014 года, в котором заявило ходатайство о замене заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы") его правопреемником (общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация", г. Самара), указывая при этом, что 25 марта 2014 года совместным решением единственного участника ООО "Тепловые системы" и ООО "СамРЭК-Эксплуатация" было принято решение о завершении реорганизации в форме присоединения ООО "Тепловые системы" к ООО "СамРЭК-Эксплуатация".
Запись о прекращении деятельности ООО "Тепловые системы" путем реорганизации в форме присоединения к ООО "СамРЭК-Эксплуатация" в ЕГРЮЛ была внесена 01 апреля 2014 года.
На основании ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд произвел замену заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация", г. Самара.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании коллективного обращения собственников помещений в многоквартирном доме N 28 по ул. Первомайская в пос. Зольное г. Жигулевск Самарской области, заместителем руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области издано распоряжение от 10 сентября 2013 года N г.о.Жиг-17823 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Тепловые системы" с целью проверки и принятия мер по изложенным в обращении фактам неправомерного начисления платы за коммунальную услугу по отоплению.
В ходе надзорных мероприятий 07 октября 2013 года госжилинспекцией выявлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальную услугу по отоплению.
По результатам проверки составлен акт проверки юридического лица от 07 октября 2013 года N г.о.Жиг-17823, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 09 января 2014 года.
Считая, что акт проверки, предписание вынесены с нарушением требований законодательства Российской Федерации, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что акт проверки фиксирует факт ее проведения и обстоятельства, установленные при проверке, при этом не возлагая на кого-либо какие-либо обязанности, не создает препятствия для осуществления указанной деятельности, не содержит обязательные для исполнения требования, неисполнение которых влечет за собой применение предусмотренной законом ответственности.
Возможность обжалования акта проверки действующим законодательством не предусмотрена. По результатам рассмотрения акта проверки принимаются меры реагирования, в том числе постановление о привлечении к административной ответственности, представления, предписания, которые могут быть оспорены в судебном порядке.
Таким образом, акт проверки не является ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, поскольку не предусматривает властнообязывающих предписаний.
При изложенных обстоятельствах производство по делу в части оспаривания акта проверки на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции обоснованно прекращено.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя в отношении незаконности предписания.
Согласно п. 8.1 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного, надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора также регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований" установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Пунктом 2.2 Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 года N 150, в ведении госжилинспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора за соблюдением порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с п. 2.3 Положения в результате проведенных мероприятий по контролю и в случае выявления правонарушений в соответствии с законодательством об административных правонарушениях жилищная инспекция выдает представления (предписания) юридическим, и физическим лицам, а также должностным лицам об устранении выявленных административных правонарушений.
Административный регламент исполнения инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Самарской области, утвержденный приказом инспекции от 03 апреля 2012 года N 8/12-Пр, не содержит каких-либо ограничений субъектного состава жилищных отношений, которым государственный жилищный инспектор уполномочен выдать предписание в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01 января 2015 года.
Следовательно, до 01 января 2015 года в отношении коммунальной услуги по отоплению применяется порядок определения расчета платы за отопление, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Из информации, представленной управляющей организацией, следует, что в многоквартирном доме N 28 по ул. Первомайская в пос. Зольное г. Жигулевска установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Соответственно, расчет платы потребителям за услуги отопления должен производиться в соответствии с требованиями п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, согласно которым плата за отопление рассчитывается равными долями в течение года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом если дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, исполнитель обязан один раз в год произвести корректировку платы.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 года вправе принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по решению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской власти от 13 сентября 2012 года N 207 "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Самарской области" определено при расчете платы граждан за коммунальную услугу по отоплению применять порядок расчета в соответствии с "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307.
Изложенная правовая позиция подтверждается судебной практикой (решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2013 года N АКПИ12-1630).
Заявителем не представлены доказательства нарушения оспариваемым по делу актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом вышеуказанных обстоятельств в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции обоснованно отказал.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
Ссылка заявителя на отсутствие в п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, слов "равными долями в течение календарного года" не принимается. Госжилинспекция обоснованно руководствовалась данным пунктом Правил, указывая, что плата за отопление рассчитывается в течение года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Следовательно, потребители вносят плату равномерно в течение 12 месяцев в году. В резолютивной части оспариваемого предписания госжилинспекция правомерно указала на необходимость соблюдения заявителем пункта 21 указанных Правил.
На основании изложенного решение суда от 25 февраля 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 3 и 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил платежным поручением от 10 декабря 2012 года N 1857 государственную пошлину в сумме 2 000 руб., в силу ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 48, 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Заявление общества с ограниченной ответственностью "Сам РЭК эксплуатация" о процессуальной замене общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" удовлетворить.
Произвести процессуальную замену заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" на общество с ограниченной ответственностью "Сам РЭК эксплуатация".
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 февраля 2014 года по делу N А55-24741/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые системы" (процессуальная замена на общество с ограниченной ответственностью "Сам РЭК эксплуатация") из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1857 от 10 декабря 2012 года государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.И.ЗАХАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)