Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.09.2015 N 08АП-7372/2015 ПО ДЕЛУ N А70-15689/2014

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2015 г. N 08АП-7372/2015

Дело N А70-15689/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7372/2015) муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Боровский" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.05.2015 по делу N А70-15689/2014 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Боровский" (ОГРН 1037200562519, ИНН 7224002712) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области об оспаривании постановления от 02.12.2014 N 560 о привлечении к административной ответственности,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-Коммунальное хозяйство п.Боровский" (далее - заявитель, Предприятие, МУП "ЖКХ п.Боровский") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - ответчик, Инспекция) от 02.12.2014 N 560 о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.05.2015 по делу N А70-15689/2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУП "ЖКХ п. Боровский" обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что из буквального содержания пункта 2.3.7 Правил эксплуатации следует, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания, а именно: подготовкой к весенне-летней и зимней эксплуатации и наладкой инженерного оборудования, поэтому вменение заявителю обязанности соблюдения всех правил эксплуатации является неправомерным. По мнению заявителя, не доказано имеющее значение для дела объективное обстоятельство, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что заявителем не произведена подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации и наладка инженерного оборудования.
В письменном отзыве Инспекция возразила на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
МУП ЖКХ п.Боровский на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: п. Боровский, пер. Кирпичный, д. 16а (л.д. 104-107).
В связи с поступлением в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области жалобы жильца квартиры, расположенной в указанном выше многоквартирном доме, административным органом проведена внеплановая выездная проверка деятельности МУП "ЖКХ п. Боровский", назначенная в соответствии с приказом от 29.09.2014 N 02-02-3757/14 (л.д. 76-77).
В ходе проведения проверки Инспекцией выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), а именно нарушения:
- - пункта 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (повреждение изоляции электропроводки в коридоре 2-го этажа);
- - пунктов 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (отсутствие плафонов на светильниках приборах в коридоре 2-го этажа);
- - пунктов 3.2.8, 4.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (повреждение, отслоение штукатурного, окрасочного слоев стен и потолков в коридоре 2-го этажа, в помещениях туалета, кухни 1-2 этажей);
- - пунктов 4.4.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (разрушение плитки пола в коридоре и помещении туалета 2-го этажа);
- - пункта 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (отсутствие второй нити остекления оконных блоков в помещениях туалета и кухни 2-го этажа);
- - пункта 4.4.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (разрушение плитки площадки входной группы).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 24.10.2014 ТО-11-136 (л.д. 54-55).
В связи с выявлением указанных нарушений 14.11.2014 Инспекцией в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ (л.д. 51).
По результатам рассмотрения материалов административного дела Инспекцией вынесено постановление от 02.12.2014 N 560, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. (л.д. 4-7).
Полагая, что постановление Инспекции от 02.12.2014 N 560 не основано на нормах действующего законодательства, МУП "ЖКХ п. Боровский" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
23.01.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, несоблюдение установленных законодательством требований и правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений.
При этом субъектом соответствующего правонарушения может выступать любое лицо, на котором лежит обязанность по содержанию жилых домов и жилых помещений.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае в вину МУП "ЖКХ п. Боровский", являющемуся управляющей организацией в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тюменский район, п.Боровский, пер.Кирпичный, д. 16а, вменяется несоблюдение при осуществлении обязанности по содержанию общего имущества названного многоквартирного дома требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и Правил содержания общего имущества.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, поскольку предприятие осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Тюменский район, п.Боровский, пер.Кирпичный, д. 16а, постольку именно оно является лицом, ответственным за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в названном многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций для предоставления коммунальных услуг; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и управляющей организацией, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, меры пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (пункт 11 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт, в том числе текущий ремонт и капитальный ремонт жилищного фонда.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрены, в том числе, следующие требования, предъявляемые к порядку эксплуатации жилищного фонда:
- - окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета (пункт 3.2.8);
- - местные отслоения штукатурки и трещины должны устраняться по мере их обнаружения, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2);
- - керамические плитки, отставшие от бетонного основания, перед употреблением должны быть очищены от раствора и замочены водой. Крепление плиток следует производить на цементном растворе, а также с помощью коллоидно-цементного, эпоксидного или другого клея с учетом обеспечения установки заменяемой плитки в одной плоскости с существующими. При ремонте плитки должны быть подобраны по цвету и рисунку (пункт 4.4.14);
- - заделка разрушенных мест в цементных, мозаичных и асфальтовых полах должна производиться слоями той же толщины и из тех же материалов, что и ранее уложенные полы. Поверхность основания под полы должна быть прочной, насеченной, очищенной от пыли, а также увлажненной (под асфальтовые полы основание не увлажняется) (пункт 4.4.15);
- - лестничные клетки должно иметь исправное остекление, фурнитуру на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение; помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град.С; должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц; рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега; входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок (пункт 4.8.14);
- - организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (пункт 5.6.2).
Вместе с тем, административным органом в ходе проведения проверочных мероприятий установлено и подтверждается материалами дела, что перечисленные выше требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не исполняются МУП "ЖКХ п. Боровский" при осуществлении полномочий управляющей организации в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тюменский район, п.Боровский, пер.Кирпичный, д. 16а.
Факт неисполнения соответствующих требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в помещениях общего пользования названного выше многоквартирного дома подтверждается представленным в материалы дела актом проверки от 24.10.2014 N ТО-11-136, а также протоколом об административном правонарушении от 14.11.2014.
Указанные обстоятельства, как и факт того, что обязанность по содержанию спорного многоквартирного дома лежит именно на МУП "ЖКХ п. Боровский", по существу не оспаривается и самим заявителем.
При этом доводы предприятия, заявлявшиеся в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, и сформулированные в апелляционной жалобе, сводятся к тому, что у МУП "ЖКХ п. Боровский" отсутствовала обязанность по выполнению перечисленных выше мероприятий, поскольку в соответствии с протоколом общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: п.Боровский, пер.Кирпичный, д. 16а, от 07.12.2006 принято решение об участии данного дома в программе капитального ремонта (л.д. 11 оборот), а пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированную выше позицию заявителя и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не может согласиться с соответствующими доводами МУП "ЖКХ п. Боровский", и поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что указанные выше обстоятельства не свидетельствуют о правомерности поведения заявителя, ввиду следующего.
Так, пункт 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда действительно содержит специальные положения об объеме работ по текущему ремонту и содержанию объектов жилищного фонда на случай включения их в программу проведения капитального ремонта.
Вместе с тем, согласно названному пункту Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда выполнение работ по подготовке к весенне-летней и зимней эксплуатации объекта является обязательным даже при условии планирования капитального ремонта дома.
При этом обеспечение исправного состояния окон, в том числе отсутствие второй нити остекления оконных блоков, предусмотренное пунктами 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, является составной частью работ, направленных на подготовку многоквартирного дома к безопасной и эффективной эксплуатации объекта и находящихся в нем систем коммунального хозяйства в зимний период. Кроме того, оголенная проводка, отсутствие плафонов на светильниках, отслоение штукатурки и напольной плитки (пункты 5.6.2, 5.6.6, 3.2.8, 4.3.2, 4.4.14, 4.4.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда), относятся к текущему (косметическому) ремонту и не требуют значительных денежных затрат.
Как следствие, невыполнение соответствующих работ, факт которого подтвержден указанными выше доказательствами, свидетельствует о нарушении МУП "ЖКХ п. Боровский" Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества также установлено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что договорами управления с Управляющей организацией не предусмотрено специальных условий о размере платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тюменский район, п.Боровский, пер.Кирпичный, д. 16а, на случай включения такого дома в программу по проведению капитального ремонта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что соответствующая плата в рассматриваемом периоде вносилась жильцами названного дома в полном объеме. Как следствие, объем оказываемых Предприятием в соответствии с договорами управления услуг также должен соответствовать объему, установленному такими договорами.
Таким образом, учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что наличие в действиях МУП "ЖКХ п. Боровский" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, подтверждено административным органом надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению суда апелляционной инстанции, вина МУП "ЖКХ п. Боровский" выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше требований законодательства о порядке содержания многоквартирного жилого дома, однако им не были приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению положений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, Государственной жилищной инспекцией Тюменской области доказано.
Соблюдение процедуры и срока давности привлечения предприятия к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.
Наказание правомерно назначено административным органом в пределах санкции, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, в минимальном размере.
Таким образом, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления от 02.12.2014 N 560 по делу об административном правонарушении отсутствуют.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы на оплату государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство п. Боровский" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.05.2015 по делу N А70-15689/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)