Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.04.2013 N 05АП-1360/2013 ПО ДЕЛУ N А51-18523/2012

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. N 05АП-1360/2013

Дело N А51-18523/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 11 апреля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.В. Ждановой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Артемовского городского округа
апелляционное производство N 05АП-1360/2013
на решение от 04.12.2012 года
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-18523/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищества собственников жилья "МЖК" (ИНН 2502035787, ОГРН 1082502000426, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 07.03.2008)
к администрации Артемовского городского округа Приморского края (ИНН 2502012187, ОГРН 1022500538444, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002)
о признании незаконным отказа
при участии:
- от Товарищества собственников жилья "МЖК": председатель Ковшарь Л.И., паспорт; Соколов К.И., доверенность от 29.09.2011, сроком на три года, удостоверение N 1523;
- от администрации Артемовского городского округа Приморского края: Целовальникова М.А. - старший специалист, доверенность N 01 от 09.01.2013, сроком до 31.12.2013, удостоверение N 215; Железнова Н.С. - ведущий специалист, доверенность N 04 от 09.01.2013, сроком до 31.12.2013 (до перерыва);

- установил:

ТСЖ "МЖК" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации Артемовского городского округа Приморского края (далее - ответчик, администрация) о признании отказа Администрации Артемовского городского округа Приморского края в предоставлении ТСЖ "МЖК" муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для целей, не связанных со строительством" в сообщении Заместителя главы администрации Артемовского городского округа А.Я. Салутенкова от 12.05.2012 N 30-18/1159 незаконным и обязании Администрации Артемовского городского округа Приморского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "МЖК" путем оказания муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для целей, не связанных со строительством" (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2012 отказ Администрации Артемовского городского округа Приморского края в предоставлении ТСЖ "МЖК" муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для целей, не связанных со строительством", изложенный в сообщении от 12.05.2012 N 30-18/1159, признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. На Администрацию Артемовского городского округа Приморского края возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ТСЖ "МЖК" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:778.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация Артемовского городского округа обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что право на обращение за предоставлением земельного участка в собственность под придомовую территорию ТСЖ "МЖК" не имеет, таким правом обладают собственники помещений многоквартирного дома.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд посчитал установленными, а также неверно применена статья 137 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании представители администрации Артемовского городского округа Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержали, решение суда первой инстанции просили отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ТСЖ "МЖК" на доводы апелляционной жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 11.04.2013 до 10 часов 25 минут.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.06 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части способа восстановления нарушенного права в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что ТСЖ "МЖК" создано собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Ульяновская, д. 26/1.
Земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, был отведен для строительства многоквартирного дома по ул. Ульяновская, 26 площадью 0,9 га решением Исполнительного Комитета Артемовского Городского Совета народных Депутатов от 26.12.1979 N 24-630 "Об отводе земельных участков предприятиям и организациям города Артем для нужд капитального строительства".
Земельный участок под многоквартирным домом по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Ульяновская, д. 26/1 сформирован площадью 3436 кв. м, с разрешенным использованием - многоквартирные жилые дома не выше 2-4 этажей, с присвоением кадастрового номера 25:27::030206:974, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 24.07.2009.
16.04.2012 ТСЖ "МЖК" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность ТСЖ "МЖК" сопредельного земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:778 площадью 3417 кв. м, категория - земли поселений, разрешенное использование - под придомовую территорию, местоположение - Приморский край, г. Артем, ул. Уссурийская, 29.
В заявлении указано, что испрашиваемый земельный участок входит в общую площадь земельного участка 6813 кв. м, (в соответствии с экспликацией земельного участка по данным Технического паспорта на жилой дом и земельный участок по адресу: Приморский карай, г. Артем, ул. Ульяновская, д. 26/1 по состоянию на 09.11.1989 г.), на основании решения Исполнительного Комитета Артемовского Городского Совета народных Депутатов от 26.12.1979 N 24-630 "Об отводе земельных участков предприятиям и организациям города Артем для нужд капитального строительства", в соответствии с которым, Приморскому территориальному геологическому управлению под строительство 90 квартирного жилого дома по ул. Ульяновская, 26 предоставлен земельный участок общей площадью 0,9 га.
Письмом от 12.05.2012 N 30-18/1159 Администрация, руководствуясь ст. 36 Земельного кодекса РФ отказала заявителю в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для целей, не связанных со строительством", в связи с непредставлением документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка или отказе в предоставлении земельного участка, а именно свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимости.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Земельный кодекс РФ предусматривает заявительный порядок предоставления земельного участка. Поданное заинтересованным лицом заявление о предоставлении земельного участка должно содержать сведения о его местоположении, площади, виде испрашиваемого права и цели использования.
Заявление ТСЖ "МЖК" от 14.04.2012 содержит указанные сведения.
Правовое регулирование процедуры предоставления земельного участка зависит от цели его предоставления: для строительства (ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ), для целей не связанных со строительством (ст. 34 ЗК РФ), для эксплуатации зданий, строений, сооружений (ст. 36 ЗК РФ).
Согласно заявлению товарищества цель предоставления (разрешенное использование) спорного земельного участка - под придомовую территорию.
Администрация посчитала необходимым рассмотреть вопрос о предоставлении спорного земельного участка заявителю в порядке ст. 36 ЗК РФ и отказала в предоставлении участка в собственность заявителю, поскольку он не предоставил документов, подтверждающих наличие на спорном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованной позицию ответчика по отказу заявителю на основании применения ст. 36 ЗК РФ в связи со следующим.
Действительно, в заявлении товарищества не указано, в каком порядке (на основании применения какой нормы права) заявитель просит предоставить ему спорный участок.
Однако, как верно указано судом первой инстанции, выбор процедуры предоставления земельного участка должен осуществлять не заявитель, а орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком в зависимости от указанной в заявлении цели использования земельного участка.
В случае, если испрашиваемая цель предоставления земельного участка сформулирована в заявлении не ясно и соответствующий орган не может самостоятельно однозначно определить процедуру предоставления земельного участка, ему необходимо уточнить волеизъявление заявителя и конкретизировать планируемый вид использования участка либо рассмотреть заявление с точки зрения всех возможных вариантов использования спорного участка в рамках цели использования, указанной в заявлении, с применением соответствующих процедур предоставления земельного участка.
В рассматриваемом случае администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка на основании ст. 36 ЗК РФ, регламентирующей порядок приобретения прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для рассмотрения заявления товарищества по правилам ст. 36 ЗК РФ у администрации отсутствовали, поскольку из содержания заявления и пакета приложенных к нему документов вывод о том, что товарищество обратилось за предоставлением земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением не следует.
Напротив, из заявления однозначно усматривается, что заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, под придомовую территорию, то есть в соответствии с нормами жилищного законодательства, регулирующими отношения по оформлению прав на земельные участки под многоквартирными домами.
При рассмотрении заявления Товарищества, администрацией не дана оценка решению Исполнительного комитета Артемовского городского Совета Народных Депутатов от 26.12.1979 N 24-630 и экспликации земельного участка по данным технического паспорта по состоянию на 09.11.1989, на которые, как на основание предоставления земельного участка, сослалось Товарищество в заявлении от 14.04.2012.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Решением Исполнительного комитета Артемовского городского Совета Народных Депутатов от 26.12.1979 N 24-630 "Об отводе земельных участков предприятиям и организациям города Артем для нужд капитального строительства" Приморскому территориальному геологическому управлению под строительство 90 квартирного жилого дома по ул. Ульяновская, 26 предоставлен земельный участок общей площадью 0,9 га.
08.11.1989 в ходе проведенной технической паспортизации дома N 26/1 по ул. Ульяновская, в г. Артеме, площадь всего земельного участка под ним была уточнена и отображена в разделе III "Экспликация земельного участка" - по факту пользования общей площадью 6813 кв. м.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
ТСЖ "МЖК" сформирован земельный участок, площадью 3436 кв. м под многоквартирным домом, оформлено право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 3436 кв. м, под многоквартирным домом 26/1 по ул. Ульяновская, кадастровый номер 25:27::030206:974.
Вместе с тем, земельный участок под спорным многоквартирным сформирован администрацией Артемовского городского округа минуя волеизъявление собственников помещений многоквартирного дома в части размера земельного участка и его границ.
Доказательств обратного ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.
Материалами дела установлено и не оспорено Администрацией Артемовского городского округа, что земельный участок, с кадастровым номером 25:27:030106:778 по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Уссурийская, д. 29, площадью 3417 кв. м является частью земельного участка предоставленного Приморскому территориальному геологическому Управлению согласно Решению Исполнительного комитета Артемовского городского Совета Народных Депутатов от 26.12.1979 N 24-630.
При изложенных обстоятельствах, заявление ТСЖ "МЖК" от 14.04.2012 свидетельствует о несогласии ТСЖ с порядком формирования земельного участка (площадью сформированного под многоквартирным домом по ул. Ульяновская, 26/1 участка), в той части, в которой земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации многоквартирного дома.
В соответствием пунктом 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных в защитой права собственности и других вещных прав" собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статья 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
Пунктом 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", предусмотрено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Таким образом, заявление товарищества необоснованно не рассмотрено администрацией с точки зрения норм жилищного законодательства, регулирующих отношения по оформлению прав на земельные участки под многоквартирными домами, хотя цель предоставления участка, указанная товариществом в заявлении - под придомовую территорию.
То обстоятельство, что в заявлении не указаны нормы права, в соответствии с которыми ТСЖ "МЖК" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, с учетом содержания заявления и пакета приложенных к нему документов, не могло послужить основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги, поскольку ответчик не был лишен возможности конкретизировать планируемый вид использования участка и рассмотреть заявление в рамках цели использования, указанной в заявлении, с применением соответствующих процедур предоставления земельного участка.
При изложенных обстоятельствах, коллегия приходит о том, что отказ Администрации Артемовского городского округа в предоставлении ТСЖ "МЖК" муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для целей, не связанных со строительством" в сообщении Заместителя главы администрации Артемовского городского округа А.Я. Салутенкова от 12.05.2012 N 30-18/1159, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, как собственника помещений многоквартирного дома, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Суд первой инстанции, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя обязал Администрацию Артемовского городского круга Приморского края в месячный срок со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ТСЖ "МЖК" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:27:030106:778, посчитав предложенный заявителем способ устранения допущенного нарушения его прав и законных интересов (возложение на Администрацию обязанности по оказанию товариществу муниципальной услуги "Предоставление земельных участков на территории Артемовского городского округа для целей, не связанных со строительством) преждевременным.
Как установлено пунктом 7 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В рассматриваемом случае границы земельного участка, подлежащего передаче собственникам помещений в многоквартирном доме, должны быть определены с учетом общего правила, установленного пунктами 1, 2 статьи 35, пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ, то есть в границы этого участка должна быть включена площадь, занятая непосредственно зданием, а также необходимая для его использования, в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Собственникам помещений в многоквартирном доме как законным владельцам земельного участка, на котором расположен данный дом, принадлежит исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Как следует из материалов дела, земельный участок, испрашиваемый Обществом (25:27:030106:778), и земельный участок сформированный ТСЖ "МЖК" под придомовую территорию площадью 3436 кв. м (25:276030106:974), представляют собой фактически сложившуюся придомовую территорию многоквартирного жилого дома N 26/1 по ул. Ульяновская, в г. Артеме, и являются частями земельного участка предоставленного для строительства многоквартирного дома решением Исполнительного Комитета Артемовского Городского Совета народных Депутатов от 26.12.1979 N 24-630.
Согласно техническому паспорту на жилой дом по ул. Ульяновская, 26/1 и земельный участок (раздел III "Экспликация земельного участка") площадь участка по фактическому пользованию составляет 6813 кв. м.
Оценив представленные в дело доказательства, принимая во внимание вышеназванные нормативные положения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что администрация не вправе была распоряжаться спорным земельным участком в той части, в которой земельный участок должен быть сформирован для эксплуатации многоквартирного дома по ул. Ульяновская, 26/1 в г. Артеме.
Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий по распоряжению земельными участками не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящем законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ к внесенным в государственный кадастр недвижимости сведениям, имеющим временный характер, при постановке на учет земельного участка применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 данного закона.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером 25:27:030106:778, с даты внесения номера в государственный кадастр недвижимости (16.05.2008) прошло два года, следовательно, сведения о земельном участке кадастровым номером 25:27:030106:778 подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости по заявлению Администрации Артемовского городского округа Приморского края.
Поскольку при формировании земельного с кадастровым номером 25:27:030106:778 нарушены права и законные интересы ТСЖ "МЖК", земельный участок с кадастровым номером 25:276030106:974 сформирован администрацией Артемовского городского округа Приморского края с нарушением закона и прав заявителя, администрации Артемовского городского округа Приморского края надлежит в соответствии ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ осуществить действия по преобразованию земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по ул. Ульяновская, д. 26/1 в г. Артеме.
Принимая во внимание, что у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона, в рассматриваемом случае, в качестве надлежащего способа восстановления нарушенных оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя, надлежит обязать администрацию Артемовского городского округа сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Ульяновская, 26/1 площадью 6813 кв. м в соответствии с требованиями жилищного и земельного законодательства Российской Федерации, с учетом зонирования, наличия либо отсутствия прав третьих лиц, охранных зон и красных линий, соотношения границ испрашиваемого земельного участка с границами смежных земельных участков, фактического землепользования.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению в части способа восстановления нарушенного права. В остальной части основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.12.2012 года по делу N А51-18523/2012 изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Обязать администрацию Артемовского городского округа Приморского края сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Ульяновская, 26/1 площадью 6813 кв. м в соответствии с требованиями жилищного и земельного законодательства Российской Федерации.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)