Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представитель Губанова М.Д. по доверенности от 14.04.20215 г.
от 3-го лица-1: представитель Зотов Н.Ю. по доверенности от 06.04.2015 г.
от 3-х лиц 2, 3: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-18847/2015, 13АП-18848/2015) ТСЖ "Невский меридиан", Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 г. по делу N А56-84321/2014 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску ТСЖ "Невский меридиан"
к Жилищному комитету
3-и лица: 1. ГУП "Топливно-энергетический комплекс", 2. СПб ГУП "ВЦКП МКЖХ", 3. Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности
установил:
Товарищество собственников жилья "Невский меридиан" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к городу Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга (далее - ответчик) о взыскании 13 169 827,42 руб. убытков, вызванных взысканием с него по делу А56-38285/2012 - 8 474 015,87 руб. межтарифной разницы и 4 695 811.55 руб. стоимости межтарифной разницы в составе оплаченных ГУП ТЭК сумм оплаты за период с января 2012 года по декабрь 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб"), Санкт-Петербургское ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - СПбГУП ВЦКП) и Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Определением суда от 20.04.2015 г. ГУП "ТЭК СПб" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о взыскании с города Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета 3 797 689,52 руб. задолженности по межтарифной разнице за период с января 2012 года по декабрь 2012 года.
Решением суда от 08.06.2015 г. в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Невский меридиан" отказано.
Самостоятельные требования третьего лица удовлетворены частично.
С Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу ГУП "ТЭК СПб" взыскано 2 232 067,80 руб. долга, в удовлетворении остальной части требований ГУП "ТЭК СПб" отказано.
Указанное решение обжаловано ТСЖ "Невский меридиан" и Жилищным комитетом в апелляционном порядке.
По мнению ТСЖ "Невский меридиан" оснований для отказа в иске не имелось, поскольку разница между тарифами на тепловую энергию, установленными для поставщиков коммунальных ресурсов и для населения, подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения целевых субсидий.
Указав, что он обратился с иском в суд 19.12.2014 г., податель жалобы полагает, что срок исковой давности по требованию за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. не пропущен, поскольку начало его течения следует определять с 27.08.2013 г. - даты вынесения постановления ФАС СЗО по делу N А56-38285/2015, согласно которому названное дело было направлено на новое рассмотрение.
Учитывая, что ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности за период с января 2010 года по июль 2011 года, требование, предъявленное за период с августа 2011 года по декабрь 2011 года, подлежало удовлетворению на сумму 1 871 082,01 руб.
По мнению Жилищного комитета, оснований для взыскания с него в пользу ГУП "ТЭК СПб" 2 232 067,80 руб. долга за период с января 2012 года по декабрь 2012 года не имелось, поскольку доказательств, подтверждающих обращение в надлежащем порядке в соответствующий орган за компенсацией названных расходов (убытков), равно как отказа в предоставлении такой компенсации, ГУП "ТЭК СПб" не представлено.
В отзыве на апелляционные жалобы ГУП "ТЭК СПб" просит решение суда от 08.06.2015 г. оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Истец, третьи лица 2, 3 представителей в судебное заседание не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 156 АПК РФ.
В судебном заседании ответчик, не согласившись с доводами апелляционной жалобы истца, поддержал доводы своей жалобы.
Представитель ГУП "ТЭК СПб", возражая против удовлетворения апелляционных жалоб, поддержал свою правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, в период с 2006 года по декабрь 2012 истец осуществлял управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Искровский пр., д. 9, корп. 1.
В период с января 2010 по декабрь 2011 истец, в отсутствие заключенного договора теплоснабжения, потреблял тепловую энергию от источника теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб", что подтверждается актами фактического потребления, выставленными счетами-фактурами и платежными требованиями на общую стоимость 32 289 980 руб., рассчитанную исходя из тарифов, установленных для ГУП "ТЭК СПб".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 г. по делу N А56-38285/2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2014 г. с истца в пользу ГУП "ТЭК СПб" взыскано 32 289 980 руб. неосновательного обогащения, которое является стоимостью потребленной в спорном периоде тепловой энергии, из которой 23 815 964,13 руб. - стоимость тепловой энергии по тарифам для населения и 8 474 015,87 руб. - межтарифная разница.
Указав, что возникшая в период с января 2010 года по декабрь 2012 года межтарифная разница бюджетом Санкт-Петербурга не возмещена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 13 169 827,42 руб.
Полагая, что межтарифная разница за период с января 2012 года по декабрь 2012 года подлежит взысканию в пользу ГУП "ТЭК СПб", третье лицо заявило самостоятельные требования относительно предмета спора на сумму 3 797 689,52 руб.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения первоначального иска, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и признал иск ГУП "ТЭК СПб" обоснованным частично на сумму 2 232 067,80 руб., отказав в удовлетворении остальной части требований, в связи с пропуском срока исковой давности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
По апелляционной жалобе ТСЖ апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ предусмотрено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, полностью или частично.
Поскольку заявление ТСЖ "Невский меридиан" принято судом к производству 20.01.2015 г., требование о взыскании задолженности за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. правомерно и обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
При этом, доводы жалобы о течении срока давности с 27.08.2013 г. - даты вынесения постановления ФАС СЗО по делу N А56-38285/2015, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеназванных норм права.
В отношении жалобы ГУП ТЭК следует отметить следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб", и для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению для граждан возмещается из бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2009 N 199-р, от 13.12.2010 N 334-р, от 20.12.2011 N 497-р, установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, на 2010, 2011, 2012 годы соответственно.
Также, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб".
В связи с тем, что между тарифами на тепловую энергию, установленными для потребителей (поставщиков коммунальных ресурсов населению) и для населения имеется разница, на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2010 N 166, от 19.01.2011 N 50, от 06.02.2012 N 95, от 22.03.2013 N 179 был утвержден Порядок предоставления в соответствующем году спорного периода субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - Порядок).
В разделе 4 вышеуказанного Порядка предусмотрен следующий порядок предоставления субсидий:
- - предоставление субсидий осуществляется за счет средств, перечисленных Жилищным комитетом в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство";
- - перечисление средств в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производится Жилищным комитетом в соответствии с представленными в Жилищный комитет и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.
Жилищный комитет, во исполнение вышеуказанных постановлений Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, ежегодно утверждает Порядок перечисления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее по тексту - Порядок перечисления субсидий).
В соответствии с Порядком предоставления субсидий и Порядком перечисления субсидий, перечисление средств в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производится Жилищным комитетом на основании заключаемого получателем субсидии с ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" договора в соответствии с представленными в Комитет и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" отчетами ресурсоснабжающих организаций о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов.
В соответствии с пунктом 4.3 Приложения 2 к Постановлению, договоры между ГУП ВЦКП "ЖХ" и получателями субсидий должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций.
С учетом данного положения и, в целях оптимизации расчетов за тепловую энергию ГУП ВЦКП "ЖХ" разработано трехстороннее соглашение, заключаемое получателем субсидии, ГУП ВЦКП "ЖХ" и ресурсоснабжающей организацией.
Разница в тарифах в пересчете на фактический объем отпущенной тепловой энергии, подлежит возмещению из бюджета Санкт-Петербурга на основании заключаемых получателями субсидий договоров с ГУП ВЦКП "ЖХ".
Сведений о том, что ГУП "ТЭК СПб" или ТСЖ в период с января 2012 года по декабрь 2012 года требования вышеуказанных постановлений Правительства Санкт-Петербурга выполнило, в материалах дела не имеется.
В этой связи, учитывая наличие у Санкт-Петербурга обязанности по компенсации ГУП "ТЭК СПб" соответствующих расходов (в виде разницы между фактической стоимостью услуг (поставленной энергии) и стоимостью, подлежащей ему оплате ТСЖ (исходя из тарифов, установленных для населения)), в определенном нормативными актами порядке, учитывая отсутствие доказательств его соблюдения, наличие доказательств отказа в предоставлении такой компенсации, оснований для удовлетворения иска ГУП ТЭК как для взыскания задолженности, возникшей в силу обязательства данного органа выплатить компенсацию - не имеется.
В то же время не имеется оснований констатировать обоснованность и доказанность требований о взыскании в пользу ГУП ТЭК убытков в заявленной сумме межтарифной разницы.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности, предусмотренной названными статьями, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер данных убытков.
В нарушение статьи 65 АПК РФ каких-либо доказательств неправомерности действий (бездействия) Комитета финансов, Жилищного Комитета СПб и (или) обращения ним, либо незаконного отказа в выплате ему соответствующих средств, ГУП "ТЭК СПб" не представило.
В связи с изменением решения суда первой инстанции подлежат перераспределению расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ, согласно положениям которой, расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 года по делу N А56-84321/2014 изменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ТСЖ "Невский меридиан" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 88 849,13 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
В удовлетворении иска ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" отказать.
Возвратить ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" излишне уплаченную госпошлину в сумме 3 011,56 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА
Судьи
И.В.СОТОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2015 N 13АП-18847/2015, 13АП-18848/2015 ПО ДЕЛУ N А56-84321/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N А56-84321/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Сотова И.В., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представитель Губанова М.Д. по доверенности от 14.04.20215 г.
от 3-го лица-1: представитель Зотов Н.Ю. по доверенности от 06.04.2015 г.
от 3-х лиц 2, 3: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-18847/2015, 13АП-18848/2015) ТСЖ "Невский меридиан", Жилищного комитета на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 г. по делу N А56-84321/2014 (судья Орлова Е.А.), принятое
по иску ТСЖ "Невский меридиан"
к Жилищному комитету
3-и лица: 1. ГУП "Топливно-энергетический комплекс", 2. СПб ГУП "ВЦКП МКЖХ", 3. Комитет финансов Санкт-Петербурга
о взыскании задолженности
установил:
Товарищество собственников жилья "Невский меридиан" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к городу Санкт-Петербургу в лице Жилищного комитета Санкт-Петербурга (далее - ответчик) о взыскании 13 169 827,42 руб. убытков, вызванных взысканием с него по делу А56-38285/2012 - 8 474 015,87 руб. межтарифной разницы и 4 695 811.55 руб. стоимости межтарифной разницы в составе оплаченных ГУП ТЭК сумм оплаты за период с января 2012 года по декабрь 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "ТЭК СПб"), Санкт-Петербургское ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства" (далее - СПбГУП ВЦКП) и Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Определением суда от 20.04.2015 г. ГУП "ТЭК СПб" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о взыскании с города Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета 3 797 689,52 руб. задолженности по межтарифной разнице за период с января 2012 года по декабрь 2012 года.
Решением суда от 08.06.2015 г. в удовлетворении исковых требований ТСЖ "Невский меридиан" отказано.
Самостоятельные требования третьего лица удовлетворены частично.
С Санкт-Петербурга в лице Жилищного комитета в пользу ГУП "ТЭК СПб" взыскано 2 232 067,80 руб. долга, в удовлетворении остальной части требований ГУП "ТЭК СПб" отказано.
Указанное решение обжаловано ТСЖ "Невский меридиан" и Жилищным комитетом в апелляционном порядке.
По мнению ТСЖ "Невский меридиан" оснований для отказа в иске не имелось, поскольку разница между тарифами на тепловую энергию, установленными для поставщиков коммунальных ресурсов и для населения, подлежит компенсации из бюджета Санкт-Петербурга путем выделения целевых субсидий.
Указав, что он обратился с иском в суд 19.12.2014 г., податель жалобы полагает, что срок исковой давности по требованию за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. не пропущен, поскольку начало его течения следует определять с 27.08.2013 г. - даты вынесения постановления ФАС СЗО по делу N А56-38285/2015, согласно которому названное дело было направлено на новое рассмотрение.
Учитывая, что ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности за период с января 2010 года по июль 2011 года, требование, предъявленное за период с августа 2011 года по декабрь 2011 года, подлежало удовлетворению на сумму 1 871 082,01 руб.
По мнению Жилищного комитета, оснований для взыскания с него в пользу ГУП "ТЭК СПб" 2 232 067,80 руб. долга за период с января 2012 года по декабрь 2012 года не имелось, поскольку доказательств, подтверждающих обращение в надлежащем порядке в соответствующий орган за компенсацией названных расходов (убытков), равно как отказа в предоставлении такой компенсации, ГУП "ТЭК СПб" не представлено.
В отзыве на апелляционные жалобы ГУП "ТЭК СПб" просит решение суда от 08.06.2015 г. оставить без изменения, жалобы без удовлетворения.
Истец, третьи лица 2, 3 представителей в судебное заседание не направили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 156 АПК РФ.
В судебном заседании ответчик, не согласившись с доводами апелляционной жалобы истца, поддержал доводы своей жалобы.
Представитель ГУП "ТЭК СПб", возражая против удовлетворения апелляционных жалоб, поддержал свою правовую позицию, изложенную в отзыве на апелляционные жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, установлено судом, в период с 2006 года по декабрь 2012 истец осуществлял управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Искровский пр., д. 9, корп. 1.
В период с января 2010 по декабрь 2011 истец, в отсутствие заключенного договора теплоснабжения, потреблял тепловую энергию от источника теплоснабжения ГУП "ТЭК СПб", что подтверждается актами фактического потребления, выставленными счетами-фактурами и платежными требованиями на общую стоимость 32 289 980 руб., рассчитанную исходя из тарифов, установленных для ГУП "ТЭК СПб".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 г. по делу N А56-38285/2012, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2014 г. с истца в пользу ГУП "ТЭК СПб" взыскано 32 289 980 руб. неосновательного обогащения, которое является стоимостью потребленной в спорном периоде тепловой энергии, из которой 23 815 964,13 руб. - стоимость тепловой энергии по тарифам для населения и 8 474 015,87 руб. - межтарифная разница.
Указав, что возникшая в период с января 2010 года по декабрь 2012 года межтарифная разница бюджетом Санкт-Петербурга не возмещена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании 13 169 827,42 руб.
Полагая, что межтарифная разница за период с января 2012 года по декабрь 2012 года подлежит взысканию в пользу ГУП "ТЭК СПб", третье лицо заявило самостоятельные требования относительно предмета спора на сумму 3 797 689,52 руб.
Суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения первоначального иска, с учетом заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и признал иск ГУП "ТЭК СПб" обоснованным частично на сумму 2 232 067,80 руб., отказав в удовлетворении остальной части требований, в связи с пропуском срока исковой давности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции усматривает основания для изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
По апелляционной жалобе ТСЖ апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 2 статьи 199 ГК РФ предусмотрено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, полностью или частично.
Поскольку заявление ТСЖ "Невский меридиан" принято судом к производству 20.01.2015 г., требование о взыскании задолженности за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. правомерно и обоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения.
При этом, доводы жалобы о течении срока давности с 27.08.2013 г. - даты вынесения постановления ФАС СЗО по делу N А56-38285/2015, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеназванных норм права.
В отношении жалобы ГУП ТЭК следует отметить следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Разница в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб", и для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению для граждан возмещается из бюджета Санкт-Петербурга.
В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", Приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)" распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.12.2009 N 199-р, от 13.12.2010 N 334-р, от 20.12.2011 N 497-р, установлены тарифы на тепловую энергию для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемую гражданам, на 2010, 2011, 2012 годы соответственно.
Также, распоряжениями Комитета по тарифам Санкт-Петербурга ежегодно утверждаются тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ГУП "ТЭК СПб".
В связи с тем, что между тарифами на тепловую энергию, установленными для потребителей (поставщиков коммунальных ресурсов населению) и для населения имеется разница, на основании положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2010 N 166, от 19.01.2011 N 50, от 06.02.2012 N 95, от 22.03.2013 N 179 был утвержден Порядок предоставления в соответствующем году спорного периода субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - Порядок).
В разделе 4 вышеуказанного Порядка предусмотрен следующий порядок предоставления субсидий:
- - предоставление субсидий осуществляется за счет средств, перечисленных Жилищным комитетом в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство";
- - перечисление средств в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производится Жилищным комитетом в соответствии с представленными в Жилищный комитет и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" отчетами ресурсоснабжающих организаций (абонентов ресурсоснабжающих организаций) и государственных учреждений о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, находящихся в управлении ЖК, ЖСК, ТСЖ, СК, УО.
Жилищный комитет, во исполнение вышеуказанных постановлений Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, ежегодно утверждает Порядок перечисления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее по тексту - Порядок перечисления субсидий).
В соответствии с Порядком предоставления субсидий и Порядком перечисления субсидий, перечисление средств в ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" производится Жилищным комитетом на основании заключаемого получателем субсидии с ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" договора в соответствии с представленными в Комитет и ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" отчетами ресурсоснабжающих организаций о фактических объемах, стоимости тепловой энергии и разнице в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов.
В соответствии с пунктом 4.3 Приложения 2 к Постановлению, договоры между ГУП ВЦКП "ЖХ" и получателями субсидий должны предусматривать обязательства получателей субсидий перечислять полученные субсидии на счета ресурсоснабжающих организаций.
С учетом данного положения и, в целях оптимизации расчетов за тепловую энергию ГУП ВЦКП "ЖХ" разработано трехстороннее соглашение, заключаемое получателем субсидии, ГУП ВЦКП "ЖХ" и ресурсоснабжающей организацией.
Разница в тарифах в пересчете на фактический объем отпущенной тепловой энергии, подлежит возмещению из бюджета Санкт-Петербурга на основании заключаемых получателями субсидий договоров с ГУП ВЦКП "ЖХ".
Сведений о том, что ГУП "ТЭК СПб" или ТСЖ в период с января 2012 года по декабрь 2012 года требования вышеуказанных постановлений Правительства Санкт-Петербурга выполнило, в материалах дела не имеется.
В этой связи, учитывая наличие у Санкт-Петербурга обязанности по компенсации ГУП "ТЭК СПб" соответствующих расходов (в виде разницы между фактической стоимостью услуг (поставленной энергии) и стоимостью, подлежащей ему оплате ТСЖ (исходя из тарифов, установленных для населения)), в определенном нормативными актами порядке, учитывая отсутствие доказательств его соблюдения, наличие доказательств отказа в предоставлении такой компенсации, оснований для удовлетворения иска ГУП ТЭК как для взыскания задолженности, возникшей в силу обязательства данного органа выплатить компенсацию - не имеется.
В то же время не имеется оснований констатировать обоснованность и доказанность требований о взыскании в пользу ГУП ТЭК убытков в заявленной сумме межтарифной разницы.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для применения ответственности, предусмотренной названными статьями, лицо, требующее возмещения убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, должно доказать противоправность действий (бездействия) названных органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) государственных органов и возникшими убытками, а также размер данных убытков.
В нарушение статьи 65 АПК РФ каких-либо доказательств неправомерности действий (бездействия) Комитета финансов, Жилищного Комитета СПб и (или) обращения ним, либо незаконного отказа в выплате ему соответствующих средств, ГУП "ТЭК СПб" не представило.
В связи с изменением решения суда первой инстанции подлежат перераспределению расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ, согласно положениям которой, расходы по уплате государственной пошлины распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 года по делу N А56-84321/2014 изменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ТСЖ "Невский меридиан" в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 88 849,13 руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 руб.
В удовлетворении иска ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" отказать.
Возвратить ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" излишне уплаченную госпошлину в сумме 3 011,56 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА
Судьи
И.В.СОТОВ
В.В.ЧЕРЕМОШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)