Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.02.2015 N Ф07-491/2015 ПО ДЕЛУ N А42-1211/2014

Требование: О взыскании задолженности по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Абонент не оплатил оказанные по договору услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N А42-1211/2014


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Мончегорскводоканал" Тумановой С.А. (доверенность от 13.11.2014), от общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" Кудиновой А.В. (доверенность от 24.12.2014 N 113/14), Селезневой О.С. (доверенность от 24.12.2014 N 114/14), рассмотрев 16.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.06.2014 (судья Тарасов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (судьи Мельникова Н.А., Савина Е.В., Семиглазов В.А.) по делу N А42-1211/2014,

установил:

Открытое акционерное общество "Мончегорскводоканал", место нахождения: Мурманская область, город Мончегорск, Комсомольская Набережная, дом 52/9, ОГРН 1055100086645, ИНН 5107909951 (далее - ОАО "Мончегорскводоканал"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосервис", место нахождения: Мурманская область, город Мончегорск, улица Нагорная, дом 34, ОГРН 1065109002530, ИНН 5109001918 (далее - ООО "Теплоэнергосервис"), о взыскании 4 659 590 руб. 30 коп. задолженности по оплате услуг по подаче питьевой воды и приему сточных вод по договору от 01.01.2007 N 290 за январь 2014 года.
Решением от 27.06.2014, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "Теплоэнергосервис", ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить обжалуемые судебные акты и взыскать в пользу ОАО "Мончегорскводоканал" 4 302 627 руб. 71 коп. основного долга, а в остальной части в удовлетворении требований отказать.
По мнению подателя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций необоснованно не приняли перерасчет, произведенный гражданам многоквартирных жилых домов объемов водопотребления в размере 119 435 руб. 39 коп. в связи с их временным отсутствием и в связи с ремонтными работами, что влечет завышение объемов водопотребления и неосновательное обогащение ОАО "Мончегорскводоканал".
ООО "Теплоэнергосервис" не согласно с тем, что в расчет объемов поставленных в январе 2014 года коммунальных ресурсов включены объемы названных ресурсов с 24.12.2013, относящиеся к предыдущему периоду.
Как указывает податель жалобы, к спорным отношениям по заключенному сторонами договору, пролонгированному без изменения на последующий период, подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 (далее - Правила N 124) в части установления порядка определения объема воды и сточных вод, в связи с чем условие пункта 6.5 договора, предусматривающее принятие объема водоотведения равным объему водопотребления, не должно учитываться как вступившее в противоречие с названными Правилами.
ООО "Теплоэнергосервис" считает, что с 01.06.2013 законодательством не предусматривается оказание услуги по водоотведению на общедомовые нужды, а также исключается применение ранее установленных нормативов.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Мончегорскводоканал" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что ответчик не предоставил в полном объеме информацию по 227 многоквартирным домам, необходимую для корректировки объемов водопотребления на сумму, возвращенную гражданам за время их отсутствия по месту жительства.
По мнению ОАО "Мончегорскводоканал", суды правомерно не приняли перерасчет, произведенный гражданам в связи с их отсутствием, так как представленная ответчиком справка от 02.04.2014 N 07-965 является сводной, в то время как ресурсоснабжающая организация должна обладать документами по каждому потребителю.
В судебном заседании представители ООО "Теплоэнергосервис" поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "Мончегорскводоканал" с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Мончегорскводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Теплоэнергосервис" (абонент) 01.01.2007 заключили договор N 290, по условиям которого ОАО "Мончегорскводоканал" обязалось отпустить питьевую воду, принять и очистить сточные воды абонента, оказывающего коммунальные услуги населению, а ООО "Теплоэнергосервис" - принимать и оплачивать названные услуги.
В пунктах 6.1 - 6.4 договора стороны согласовали порядок учета объемов водопотребления и водоотведения, в том числе с учетом показаний индивидуальных приборов учета, общедомовых приборов учета и по нормативам потребления.
При этом в пункте 6.5 договора определено, что объем водоотведения принимается равным объему водопотребления.
Согласно пунктам 7.1 и 7.2 договора расчеты производятся абонентом на основании счетов-фактур выставленных истцом в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, по тарифам, установленным для ОАО "Мончегорскводоканал" уполномоченным органом.
Объектами снабжения коммунальными услугами по договору являются жилые многоквартирные дома, находящиеся в управлении у ООО "Теплоэнергосервис" как управляющей организации.
Тарифы для ОАО "Мончегорскводоканал" установлены Управлением по тарифному регулированию Мурманской области постановлениями от 29.11.2011 N 54/2 и 54/3.
С учетом пункта 10.2 договора он пролонгировался.
Оказав в январе 2014 года предусмотренные договором услуги, ОАО "Мончегорскводоканал" выставило ООО "Теплоэнергосервис" к оплате по утвержденным тарифам счет-фактуру (с учетом корректировки) на сумму 4 659 590 руб. 30 коп., которую абонент не оплатил, что послужило основанием для обращения ОАО "Мончегорскводоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования обоснованными по праву и размеру.
На основании пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Отношения сторон регулируются Правилами N 354, согласно пункту 13 которых условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Разногласия сторон касаются объемов определения оказанных коммунальных услуг. Ответчик считает, что расчет подлежит корректировке, так как в спорный период истец не учел временно отсутствующих граждан многоквартирных домов, в отношении которых был сделан перерасчет объема поставленных коммунальных ресурсов. Кроме того, разногласия возникли и при определении объемов водоснабжения, в том числе на общедомовые нужды в домах, где общедомовые приборы учета были сняты на поверку, в части определения периодов водоснабжения, и при определении объемов водоотведения, приходящихся на общедомовые нужды в домах с общедомовыми приборами учета на водоснабжение.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом исполнители коммунальных услуг в случае приобретения ими коммунального ресурса исключительно для оказания коммунальной услуги рассматриваются как субъекты, не имеющие собственного экономического интереса и оплачивающие ресурсоснабжающей организации объем, который потреблен конечными потребителями (жильцами).
Права и обязанности исполнителя закреплены в главе IV Правил N 354, в том числе исполнитель в установленном настоящими Правилами порядке при наличии оснований обязан производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (статья 31 подпункт (г) Правил.
Относительно перерасчета объемов коммунальных услуг в связи с временным отсутствием жильцов многоквартирных домов, суды первой и апелляционной инстанции правомерно признали необходимость их учета при взыскании задолженности, однако не приняли перерасчет в качестве надлежащего доказательства в связи с непредоставлением ответчиком допустимых доказательств.
По условиям спорного договора ООО "Теплоэнергосервис" обязано до 25 числа каждого отчетного месяца предоставлять истцу информацию за отчетный месяц по видам благоустройства жилищного фонда по количеству проживающих граждан в жилых помещениях необорудованных приборами учета; количеству отсутствующих граждан в жилых помещениях необорудованных приборами учета; количеству проживающих граждан в жилых помещениях оборудованных приборами учета; по объемам водопотребления по квартирным приборам учета (куб. м в месяц); по объемам водопотребления (куб. м) в жилых помещениях до установки приборов учета; а также сумму социальных услуг и прочих компенсаций, предоставляемых населению абонентом за водопотребление и водоотведение.
Перерасчет объемов коммунальных услуг в связи с временным отсутствием граждан касается только тех граждан, которые проживают в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета и в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета.
Пунктом 7.4 договора предусмотрено, что ОАО "Мончегорскводоканал" производит корректировку объемов водопотребления на сумму возвращенных населению за время отсутствия граждан по месту жительства, за недопоставку услуг, либо предоставление услуги ненадлежащего качества, подтвержденную соответствующими документами.
Однако перечень таких документов в договоре отсутствует.
ООО "Теплоэнергосервис" в подтверждение возвращения гражданам платы за коммунальные услуги за время их отсутствия в жилых помещениях предоставило истцу сводную таблицу, которую он отказался принять во внимание при определении объема коммунальных услуг. Предоставленная ответчиком в судебное заседание сводная таблица была отклонена судом в связи с обнаружением неточностей, что послужило основанием к тому, чтобы обязать ответчика предоставить иные документы, подтверждающие возврат денежных средств гражданам за время их отсутствия в жилом помещении.
В материалах дела имеются документы, предоставленные ответчиком по требованию суда, в отношении перерасчета по 104 квартирам из 587, которые суд первой инстанции не принял в качестве доказательств из-за того, что не подтвержден перерасчет по оставшимся 487 квартирам.
Кроме того, суд первой инстанции обвинил ответчика в том, что в муниципальном образовании, где находятся на обслуживании ответчика многоквартирные дома, отсутствует сторонняя биллинговая компания, в то время как ответчик занимает доминирующее положение.
Суд первой инстанции, сославшись на то, что ответчик систематически заставляет истца соглашаться с неподтвержденной цифрой, признал в его действиях злоупотребление правом на основании статьи 10 ГК РФ.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с таким подходом к процессуальным правам и обязанностям сторон.
Обязательства ООО "Теплоэнергосервис" перед ресурсоснабжающей организацией - ОАО "Мончегорскводоканал" не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс.
Спорным договором предусмотрен порядок расчетов, который заключается в том, что расчеты производятся ответчиком на основании выставленных истцом счетов, счетов-фактур, которые в свою очередь оформляются после получения от ответчика информации, содержащей в пункте 5.1.5 договора.
К числу этой информации относится информация о количестве отсутствующих граждан в жилых помещениях, не оборудованных приборами учета, которые находятся в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в отношении которых истец обязан произвести корректировку объемов водопотребления при наличии доказательств их отсутствия.
Такими доказательствами могут быть заявления граждан о возврате денежных средств, в связи с их временным отсутствием, железнодорожные билеты, авиабилеты, справки лечебных (курортных учреждений) о нахождении граждан на лечении и т.п., а также счет-извещение по каждой квартире, в котором отражен возврат денежных средств.
Пунктом 5.1.9 договора на ООО "Теплоэнергосервис" возложена обязанность произвести сверку расчетов по требованию ОАО "Мончегорскводоканал" в случае наличия разногласий по размеру задолженности.
Из материалов дела видно, что ООО "Теплоэнергосервис" предлагало ОАО "Мончегорскводоканал" провести документальную сверку расчетов в связи с большим объемом информации, однако истец настаивал на том, чтобы первичная документация была предоставлена ответчиком в судебное заседание.
Между тем из искового заявления видно, что истец, обращаясь в суд с иском о взыскании задолженности, ссылался на отсутствие у него, помимо прочего, сведений от ответчика об объеме услуги по холодному водоснабжению, водоотведению, подлежащей перерасчету по причине отсутствия граждан по месту жительства.
Факт отсутствия граждан, и как следствие этого, перерасчет объема коммунальных услуг может быть установлен сторонами при сверке расчетов. Предоставление в суд документов, подтверждающих отсутствие граждан по месту жительства, с учетом их значительного объема (первичные документы, касающиеся отпуска холодной воды по 104 квартирам из 587 квартир, в которых временно отсутствовали граждане, составили 4 тома) следует признать нецелесообразным при наличии в спорном договоре условия о проведении сверки расчетов и при отсутствии доказательств того, что ответчик отказывается предоставить такие документы истцу, а также препятствует ознакомлению с ними.
Предметом исследования суда могут быть те первичные документы, в отношении которых имеются разногласия сторон по факту подтверждения отсутствия граждан по месту их жительства.
При таких обстоятельствах судебные акты в части отказа учесть при взыскании задолженности произведенный ответчиком перерасчет коммунальных услуг в связи с временным отсутствием граждан по месту жительства нельзя признать законными и обоснованными, поэтому судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду при рассмотрении вопроса о взыскании задолженности за водоотведение на общедомовые нужды следует дать оценку возражениям ответчика, касающимся порядка определения объемов сточных вод.
Суд первой инстанции установил, что в домах ответчика частично установлены общедомовые приборы учета горячего и холодного водоснабжения, а на водоотведение отсутствуют.
При этом при расчете стоимости водоотведения в спорном периоде в отношении многоквартирных домов, оборудованных приборами учета горячей и холодной воды, объем сточных вод ОАО "Мончегорскводоканал" определил по показаниям указанных приборов.
При этом суд первой инстанции руководствовался пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и пунктом 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), при толковании которых пришел к выводу о том, что объем водоотведения при отсутствии общедомовых приборов учета на такие услуги, принимается равным объему водоснабжения.
Суд первой инстанции в обоснование своей позиции сослался на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2014 N 5942-МС/04.
ООО "Теплоэнергосервис" представило в суд кассационной инстанции письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2014 N 25364-ОГ/04, из содержание которого видно, что в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета сточных вод, плата за водоотведение на общедомовые нужды равна нулю.
С 01.06.2013 действуют изменения в части, касающейся порядка определения объемов отведенных сточных вод и их оплаты.
Действующее нормативное регулирование в сфере снабжения коммунальными ресурсами и предоставления коммунальных услуг допускает учет фактического потребления одним из двух способов: либо по показаниям счетчиков, либо расчетным путем исходя из количества граждан и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Коммерческому учету подлежат сточные воды, принятые от абонентов по договорам водоотведения. Коммерческий учет воды осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В соответствии со статьей 28 Правил N 644 абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчетный объем потребления холодной воды, отведенных сточных вод определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
Согласно пункту 1 Правил N 776 настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
Правила N 776 предусматривают два способа определения порядка коммерческого учета сточных вод: с использованием приборов учета или расчетным способом.
При этом Правила N 776 для многоквартирных домов предусматривают особый порядок расчетного способа объема сточных вод, а именно согласно пункту 26 объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами N 124.
Данному порядку расчета посвящен подпункт "в" пункта 21 Правил N 124, согласно которому объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, приведенной в данном пункте.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить обоснованность размера заявленных требований, поскольку из представленного истцом расчета (л.д. 32, т. 3) невозможно установить порядок такого расчета, предложить сторонам провести сверку расчетов и представить расчет объема водоснабжения и водоотведения в соответствии с действующими правилами.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А42-1211/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.

Председательствующий
Н.В.МАРЬЯНКОВА

Судьи
В.К.СЕРОВА
В.В.СТАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)