Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Смирнов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 февраля 2013 года, которым с Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" в пользу С. взыскана денежная сумма в размере... руб.... коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере... руб., оформлению доверенности в размере... руб., возврат государственной пошлины в размере... руб.... коп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
установила:
С. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" (далее - ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат") о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере... руб.... коп., судебных расходов на оплату услуг представителя, по оформлению нотариальной доверенности, по уплате государственной пошлины.
В обоснование иска С. указала, что работает лаборантом в ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат". До 31 декабря 2004 года медицинские работники, работающие на селе, на основании федерального законодательства пользовались льготой - правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Существующий в настоящее время порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не обеспечивает право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, то есть не возмещаются расходы по стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг без ограничения пределами социальной нормы общей площади жилья, чем нарушаются ее права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на неправильное применение норм материального права судом первой инстанции.
Заслушав представителя ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" П., поддержавшую доводы жалобы, С. и ее представителя К., возражавших против жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что С. с <дата> работает в должности лаборанта 8 разряда в ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" и проживает по адресу: Республика Марий Эл,, дер., ул.. Николаевой Н.В. оказывалась мера социальной поддержки в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах установленных социальных норм жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг после фактической оплаты за жилье и коммунальные услуги согласно представленным ею документам об оплате. Из справок, выданных ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат", следует, что за последние три года С. компенсированы затраты на газоснабжение и электроэнергию на общую сумму... руб.... коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг возмещались истцу лишь частично со ссылкой на Закон Республики Марий Эл N 48-З от 02 декабря 2004 года "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", которым указанная льгота была ограничена социальной нормой общей площади жилья. При этом суд пришел к выводу о том, что законодатель субъекта Российской Федерации фактически ограничил медицинских работников в праве на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, гарантированного федеральным законодательством, тем самым ухудшил их положение.
Суд первой инстанции, исходя из того, что истцом понесены затраты на жилищно-коммунальные услуги за период с января 2010 года по ноябрь 2012 года на общую сумму... руб.... коп., которые компенсированы на сумму... руб.... коп., пришел к выводу о взыскании разницы между этими суммами, то есть... руб.... коп., указывая на то, что федеральным законом какие-либо ограничения площади жилого помещения не устанавливались.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Приведенное положение утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Названным Федеральным законом N 122-ФЗ статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была дополнена частями 5 и 6, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В целях реализации федерального законодательства в Республике Марий Эл принят Закон от 2 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", которым предусмотрено оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам государственной и муниципальной системы здравоохранения, социального обслуживания, культуры проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями Республики Марий Эл, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом социальная поддержка специалистам государственных и муниципальных систем здравоохранения, социального обслуживания оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах установленных социальных норм жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг.
Порядок предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", установлен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года N 282, пунктом 5 которого определено, что граждане, имеющие право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг, оплачивают коммунальные услуги в полном объеме и предоставляют документы об оплате в бюджетные учреждения по месту работы для компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами.
Стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2005 года N 8.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривавшая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с 01 марта 2005 года. Статья 160 Жилищного кодекса РФ указывает лишь на возможность предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Проанализировав указанные положения действующего федерального и республиканского законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление медицинским работникам, работникам социального обеспечения на территории Республики Марий Эл мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, а также не свидетельствует о сокращении совокупного объема финансирования соответствующих льгот, об ухудшении условий их предоставления и не противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не допускающие после 01 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" соблюдены, поскольку социальная поддержка специалистов государственной и муниципальной системы здравоохранения, социального обеспечения предоставляется в объеме, установленном законодательством Республики Марий Эл, средства на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде субвенций закладываются законом Республики Марий Эл о бюджете на соответствующий финансовый год, а совокупный объем финансирования мер социальной поддержки соответствующей категории граждан увеличивается.
Учитывая то, что С. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами на основании предоставленных ею документов об оплате, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку обстоятельства дела установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает по делу новое решение, которым отказывает в удовлетворении исковых требований полностью.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Председательствующий
А.Е.СОСНИН
Судьи
О.В.ЮРОВА
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 30.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-884/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. по делу N 33-884/2013
Судья: Смирнов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 февраля 2013 года, которым с Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" в пользу С. взыскана денежная сумма в размере... руб.... коп., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере... руб., оформлению доверенности в размере... руб., возврат государственной пошлины в размере... руб.... коп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
установила:
С. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" (далее - ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат") о взыскании расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере... руб.... коп., судебных расходов на оплату услуг представителя, по оформлению нотариальной доверенности, по уплате государственной пошлины.
В обоснование иска С. указала, что работает лаборантом в ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат". До 31 декабря 2004 года медицинские работники, работающие на селе, на основании федерального законодательства пользовались льготой - правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Существующий в настоящее время порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не обеспечивает право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением, то есть не возмещаются расходы по стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг без ограничения пределами социальной нормы общей площади жилья, чем нарушаются ее права.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на неправильное применение норм материального права судом первой инстанции.
Заслушав представителя ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" П., поддержавшую доводы жалобы, С. и ее представителя К., возражавших против жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Из материалов дела следует, что С. с <дата> работает в должности лаборанта 8 разряда в ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" и проживает по адресу: Республика Марий Эл,, дер., ул.. Николаевой Н.В. оказывалась мера социальной поддержки в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах установленных социальных норм жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг после фактической оплаты за жилье и коммунальные услуги согласно представленным ею документам об оплате. Из справок, выданных ГБУ РМЭ "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат", следует, что за последние три года С. компенсированы затраты на газоснабжение и электроэнергию на общую сумму... руб.... коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг возмещались истцу лишь частично со ссылкой на Закон Республики Марий Эл N 48-З от 02 декабря 2004 года "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", которым указанная льгота была ограничена социальной нормой общей площади жилья. При этом суд пришел к выводу о том, что законодатель субъекта Российской Федерации фактически ограничил медицинских работников в праве на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, гарантированного федеральным законодательством, тем самым ухудшил их положение.
Суд первой инстанции, исходя из того, что истцом понесены затраты на жилищно-коммунальные услуги за период с января 2010 года по ноябрь 2012 года на общую сумму... руб.... коп., которые компенсированы на сумму... руб.... коп., пришел к выводу о взыскании разницы между этими суммами, то есть... руб.... коп., указывая на то, что федеральным законом какие-либо ограничения площади жилого помещения не устанавливались.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Приведенное положение утратило силу в соответствии с пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Названным Федеральным законом N 122-ФЗ статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан была дополнена частями 5 и 6, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В целях реализации федерального законодательства в Республике Марий Эл принят Закон от 2 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", которым предусмотрено оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам государственной и муниципальной системы здравоохранения, социального обслуживания, культуры проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в государственных учреждениях, созданных Республикой Марий Эл, или муниципальных учреждениях, созданных муниципальными образованиями Республики Марий Эл, в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом социальная поддержка специалистам государственных и муниципальных систем здравоохранения, социального обслуживания оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в пределах установленных социальных норм жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг.
Порядок предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг", установлен постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года N 282, пунктом 5 которого определено, что граждане, имеющие право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг, оплачивают коммунальные услуги в полном объеме и предоставляют документы об оплате в бюджетные учреждения по месту работы для компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами.
Стандарты социальной нормы площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг при оказании гражданам социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 января 2005 года N 8.
Статья 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривавшая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с 01 марта 2005 года. Статья 160 Жилищного кодекса РФ указывает лишь на возможность предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
Проанализировав указанные положения действующего федерального и республиканского законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление медицинским работникам, работникам социального обеспечения на территории Республики Марий Эл мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, а также не свидетельствует о сокращении совокупного объема финансирования соответствующих льгот, об ухудшении условий их предоставления и не противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, требования статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не допускающие после 01 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, Законом Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" соблюдены, поскольку социальная поддержка специалистов государственной и муниципальной системы здравоохранения, социального обеспечения предоставляется в объеме, установленном законодательством Республики Марий Эл, средства на компенсацию расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде субвенций закладываются законом Республики Марий Эл о бюджете на соответствующий финансовый год, а совокупный объем финансирования мер социальной поддержки соответствующей категории граждан увеличивается.
Учитывая то, что С. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами на основании предоставленных ею документов об оплате, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Поскольку обстоятельства дела установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает по делу новое решение, которым отказывает в удовлетворении исковых требований полностью.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска С. к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Шоя-Кузнецовский психоневрологический интернат" о возмещении расходов по оплате жилья и коммунальных услуг.
Председательствующий
А.Е.СОСНИН
Судьи
О.В.ЮРОВА
Н.Г.ЛЕЛЕКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)