Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: Козаревой И.Ю. по доверенности от 12.01.2015;
- от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 12.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6408/2015) ООО "Жилкомсервис" г. Ломоносова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2015 по делу N А56-68315/2014 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис" г. Ломоносова"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Жилкомсервис" г. Ломоносова" (198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, д. 21А, ОГРН 1089847240086, далее - ООО "ЖКС г. Ломоносова", общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - ГЖИ СПб, инспекция) от 25.09.2014 N 5321/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "ЖКС г. Ломоносова" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС г. Ломоносова" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что инспекцией нарушен пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка проводилась без наличия оснований, следовательно, распоряжение о проверке является незаконным.
Представитель ГЖИ СПб с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 08.09.2014 на основании поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 05.08.2014 по распоряжению ГЖИ СПб от 12.08.2014 N 11/76, главным специалистом инспекции проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЖКС г. Ломоносова".
В ходе проверки проведено техническое обследование многоквартирных жилых домов г. Ломоносова, согласно которому,
по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, д. 36а,
- - выявлен факт повреждения наружной системы водоотвода с кровли здания (повреждено нижнее звено) (нарушен п. 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 N 170 - далее - Правила N 170);
- - выявлен факт повреждения тепловой изоляции на трубопроводе розлива центрального отопления в подвальном помещении здания (нарушен п. 5.2.22 Правил N 170;
- - не обеспечена чистота подвального помещения здания (в подвале здания находится строительный и бытовой мусор) (нарушены п. п. 4.1.3, 4.1.15 Правил N 170; - радиатор центрального отопления на 1 этаже лестничной клетки N 1 не окрашен масляной краской за 2 раза (нарушен п. 5.2.21 Правил N 170);
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 3а,
- - на 1 этаже лестничной клетки N 3 некачественно выполнено укрепление радиатора центрального отопления (частично утрачены крепления), радиатор шатается (нарушен п. 5.2.21 Правил N 170);
- - на подвальных окнах здания отсутствует мелкоячеистая сетка препятствующая проникновению грызунов в подвальное помещение (нарушен п. 3.4.7 Правил N 170);
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 1, - на отмостке здания выявлено наличие трещин (нарушен п. 4.10.2.1 Правил N 170); по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 1, - на 1 этажах лестничной клетки N 2-4 некачественно выполнено укрепление радиаторов центрального отопления (частично утрачены крепления), радиаторы шатаются (нарушен п. 5.2.21 Правил N 170);
- - не обеспечено надлежащее санитарное состояние лестничной клетки N 1 - выявлено наличие крупногабаритного мусора (рулоны линолеума, доски) (нарушен п. 3.2.16 Правил N 170);
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 7а, - на подвальных окнах здания отсутствует мелкоячеистая сетка препятствующая проникновению грызунов в подвальное помещение (нарушен п. 3.4.7 Правил N 170);
- - на лестничной клетке N 2 на 1 этаже выявлено наличие отслоений окрасочного слоя стен у входа в подвальное помещение (нарушен п. 3.2.8 Правил N 170;
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 8, - повреждено металлическое покрытие козырька (сквозная коррозия металла) при входе в подвальное помещение здания (нарушены п. п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил N 170);
- - выявлен факт повреждения кирпичной стены приямка (расслоение кирпичной кладки) при входе в подвальное помещение у лестничной клетки N 3 (нарушен п. 4.2.1.3 Правил N 170);
- - не обеспечен плотный притвор дверей в тамбуре на 1 этаже лестничной клетки N 1 (нарушен п. 4.7.2 Правил N 170);
- - не обеспечено надлежащее санитарное состояние лестничной клетки N 1 на 1 этаже выявлено наличие крупногабаритного мусора (старые автомобильные колеса) - нарушен п. 3.2.16 Правил N 170.
Вышеуказанные факты нашли свое отражение в акте проверки N 11/76-1А-СОД от 08.09.2014, с фотофиксацией нарушений, составленном с участием и.о. генерального директора общества Гурсина А.С.
08.09.2014 в отношении ООО "ЖКС г. Ломоносова" составлен протокол об административном правонарушении N 11/76-1А-СОД, в котором обществу вменяется нарушение пунктов 4.6.1.26, 5.2.22, 4.1.3, 4.1.15, 5.2.21, 3.4.7, 4.10.2.1, 3.2.16, 3.2.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.2.1.3, 4.7.2, 3.2.16 Правил N 170, ответственность за неисполнение которых предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
25.09.2014 на основании данного протокола и материалов административного дела, должностным лицом ГЖИ СПб вынесено постановление N 1567/13 о привлечении ООО "ЖКС г. Ломоносова" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 рублей, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с тем, что распоряжение о проведении проверки вынесено без законных оснований.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и признал доказанным вменяемое ООО "ЖКС г. Ломоносова" правонарушение.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации далее (ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая компания в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией ООО "ЖКС г. Ломоносова".
В материалы дела представлен договор управления от 09.01.2013 (с приложениями), в соответствии с условиями которого общество приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных норм именно ООО "ЖКС г. Ломоносова" обязано содержать в исправном состоянии общее имущество в многоквартирном доме.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пункт 10 Правил, гласит о том, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающей: безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил определено содержание общего имущества в зависимости от состава конструктивных особенностей, степени физического износа и текущего состояния общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающей своевременное выявление несоответствие общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержанию общего имущества.
Согласно пункту 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
В обоснование необходимости производства капитального ремонта, в том числе неотложных мер по устранению выявленных недостатков, многоквартирного дома общество соответствующий акт осмотра не представило.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Согласно пункту 4.6.1.26 Правил при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом.
В силу пункта 5.2.22 Правил трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Согласно пункту 4.1.15 Правил не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
В силу пункта 5.2.21 Правил трубопроводы и отопительные приборы должны быть закреплены, а их уклоны установлены по уровню. Отопительные приборы и трубопроводы в квартирах и лестничных площадках должны быть окрашены масляной краской за два раза,
В соответствии с пунктом 3.4.7 Правил на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В силу пункта 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
В соответствии с пунктом 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В силу пункта 4.6.1.2 Правил следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя); В соответствии с пунктом 4.2.1.3 Правил не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм.
В силу пункта 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Факт нарушения обществом требований пунктов 4.6.1.26, 5.2.22, 4.1.3, 4.1.15, 5.2.21, 3.4.7, 4.10.2.1, 3.2.16, 3.2.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.2.1.3, 4.7.2, 3.2.16 Правил по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 1, ул. Красного Флота, д. 7а, ул. Сафронова, д. 8, подтверждается актом проверки от 08.09.2014 с фотоматериалами и протокол об административном правонарушении N 11/76-1А-СОД от 08.09.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ГЖИ СПб доказала как факт совершения правонарушения, так и вину управляющей компании, обосновав правомерность привлечения к административной ответственности.
Порядок привлечения общества к административной ответственности ГЖИ СПб соблюден, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
Довод общества о нарушении инспекцией положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является необоснованным, поскольку в пункте 6 распоряжения о проведении внеплановой проверки от 12.08.2014 N 11/76 указано, что проверка проводится в соответствии с поручением вице-губернатора Санкт-Петербурга Лавленцева В.А. от 05.08.2014, в связи с поступлением обращения главы администрации Петродворцового района Попова Д.А. от 22.07.2014 N 01-18-1333/14-0-0 о ненадлежащем содержании жилого фонда города Ломоносова (л.д. 88).
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении инспекцией положений пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2015 года по делу А56-68315/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" из средств федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.05.2015 N 13АП-6408/2015 ПО ДЕЛУ N А56-68315/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N А56-68315/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Шамовой Г.А.
при участии:
- от заявителя: Козаревой И.Ю. по доверенности от 12.01.2015;
- от заинтересованного лица: Горбовской Д.В. по доверенности от 12.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6408/2015) ООО "Жилкомсервис" г. Ломоносова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2015 по делу N А56-68315/2014 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис" г. Ломоносова"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
ООО "Жилкомсервис" г. Ломоносова" (198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, д. 21А, ОГРН 1089847240086, далее - ООО "ЖКС г. Ломоносова", общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, далее - ГЖИ СПб, инспекция) от 25.09.2014 N 5321/14 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции ООО "ЖКС г. Ломоносова" в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением заявителя к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖКС г. Ломоносова" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что инспекцией нарушен пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверка проводилась без наличия оснований, следовательно, распоряжение о проверке является незаконным.
Представитель ГЖИ СПб с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, свои доводы изложил в отзыве.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 08.09.2014 на основании поручения вице-губернатора Санкт-Петербурга от 05.08.2014 по распоряжению ГЖИ СПб от 12.08.2014 N 11/76, главным специалистом инспекции проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ЖКС г. Ломоносова".
В ходе проверки проведено техническое обследование многоквартирных жилых домов г. Ломоносова, согласно которому,
по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, д. 36а,
- - выявлен факт повреждения наружной системы водоотвода с кровли здания (повреждено нижнее звено) (нарушен п. 4.6.1.26 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 N 170 - далее - Правила N 170);
- - выявлен факт повреждения тепловой изоляции на трубопроводе розлива центрального отопления в подвальном помещении здания (нарушен п. 5.2.22 Правил N 170;
- - не обеспечена чистота подвального помещения здания (в подвале здания находится строительный и бытовой мусор) (нарушены п. п. 4.1.3, 4.1.15 Правил N 170; - радиатор центрального отопления на 1 этаже лестничной клетки N 1 не окрашен масляной краской за 2 раза (нарушен п. 5.2.21 Правил N 170);
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 3а,
- - на 1 этаже лестничной клетки N 3 некачественно выполнено укрепление радиатора центрального отопления (частично утрачены крепления), радиатор шатается (нарушен п. 5.2.21 Правил N 170);
- - на подвальных окнах здания отсутствует мелкоячеистая сетка препятствующая проникновению грызунов в подвальное помещение (нарушен п. 3.4.7 Правил N 170);
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 1, - на отмостке здания выявлено наличие трещин (нарушен п. 4.10.2.1 Правил N 170); по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 1, - на 1 этажах лестничной клетки N 2-4 некачественно выполнено укрепление радиаторов центрального отопления (частично утрачены крепления), радиаторы шатаются (нарушен п. 5.2.21 Правил N 170);
- - не обеспечено надлежащее санитарное состояние лестничной клетки N 1 - выявлено наличие крупногабаритного мусора (рулоны линолеума, доски) (нарушен п. 3.2.16 Правил N 170);
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д. 7а, - на подвальных окнах здания отсутствует мелкоячеистая сетка препятствующая проникновению грызунов в подвальное помещение (нарушен п. 3.4.7 Правил N 170);
- - на лестничной клетке N 2 на 1 этаже выявлено наличие отслоений окрасочного слоя стен у входа в подвальное помещение (нарушен п. 3.2.8 Правил N 170;
- по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 8, - повреждено металлическое покрытие козырька (сквозная коррозия металла) при входе в подвальное помещение здания (нарушены п. п. 4.6.1.1, 4.6.1.2 Правил N 170);
- - выявлен факт повреждения кирпичной стены приямка (расслоение кирпичной кладки) при входе в подвальное помещение у лестничной клетки N 3 (нарушен п. 4.2.1.3 Правил N 170);
- - не обеспечен плотный притвор дверей в тамбуре на 1 этаже лестничной клетки N 1 (нарушен п. 4.7.2 Правил N 170);
- - не обеспечено надлежащее санитарное состояние лестничной клетки N 1 на 1 этаже выявлено наличие крупногабаритного мусора (старые автомобильные колеса) - нарушен п. 3.2.16 Правил N 170.
Вышеуказанные факты нашли свое отражение в акте проверки N 11/76-1А-СОД от 08.09.2014, с фотофиксацией нарушений, составленном с участием и.о. генерального директора общества Гурсина А.С.
08.09.2014 в отношении ООО "ЖКС г. Ломоносова" составлен протокол об административном правонарушении N 11/76-1А-СОД, в котором обществу вменяется нарушение пунктов 4.6.1.26, 5.2.22, 4.1.3, 4.1.15, 5.2.21, 3.4.7, 4.10.2.1, 3.2.16, 3.2.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.2.1.3, 4.7.2, 3.2.16 Правил N 170, ответственность за неисполнение которых предусмотрена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
25.09.2014 на основании данного протокола и материалов административного дела, должностным лицом ГЖИ СПб вынесено постановление N 1567/13 о привлечении ООО "ЖКС г. Ломоносова" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 рублей, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.
Общество с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с тем, что распоряжение о проведении проверки вынесено без законных оснований.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам дела и признал доказанным вменяемое ООО "ЖКС г. Ломоносова" правонарушение.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации далее (ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая компания в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
В данном случае судом первой инстанции установлено, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управление управляющей организацией ООО "ЖКС г. Ломоносова".
В материалы дела представлен договор управления от 09.01.2013 (с приложениями), в соответствии с условиями которого общество приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
При названных обстоятельствах, правомерным является вывод суда, что именно на общество возложены функции по содержанию и обслуживанию многоквартирных домов, в связи с чем оно является субъектом административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, в силу приведенных норм именно ООО "ЖКС г. Ломоносова" обязано содержать в исправном состоянии общее имущество в многоквартирном доме.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила содержания общедомового имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
Пункт 10 Правил, гласит о том, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающей: безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил определено содержание общего имущества в зависимости от состава конструктивных особенностей, степени физического износа и текущего состояния общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый ответственными лицами, обеспечивающей своевременное выявление несоответствие общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержанию общего имущества.
Согласно пункту 13 Правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В соответствии с требованиями пункта 14 Правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах, необходимых для устранения выявленных дефектов.
В обоснование необходимости производства капитального ремонта, в том числе неотложных мер по устранению выявленных недостатков, многоквартирного дома общество соответствующий акт осмотра не представило.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170.
Пунктом 1.8 указанных Правил установлено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание.
Согласно абзацу 1 раздела II Правил N 170, техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.
Согласно пункту 4.6.1.26 Правил при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом.
В силу пункта 5.2.22 Правил трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Правил при появлении признаков неравномерных осадок фундаментов необходимо выполнить осмотр зданий, установить маяки на трещины, принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Исследование состояния грунтов, конструкции фундаментов и стен подвалов, как правило, производится специализированными организациями по договору. Подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60%.
Согласно пункту 4.1.15 Правил не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
В силу пункта 5.2.21 Правил трубопроводы и отопительные приборы должны быть закреплены, а их уклоны установлены по уровню. Отопительные приборы и трубопроводы в квартирах и лестничных площадках должны быть окрашены масляной краской за два раза,
В соответствии с пунктом 3.4.7 Правил на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
В силу пункта 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
В соответствии с пунктом 3.2.8 Правил окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
В силу пункта 4.6.1.2 Правил следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя); В соответствии с пунктом 4.2.1.3 Правил не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация. Допустимая ширина раскрытия трещин в панелях 0,3 мм, в стыках - 1 мм.
В силу пункта 3.2.16 Правил размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Факт нарушения обществом требований пунктов 4.6.1.26, 5.2.22, 4.1.3, 4.1.15, 5.2.21, 3.4.7, 4.10.2.1, 3.2.16, 3.2.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.2.1.3, 4.7.2, 3.2.16 Правил по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д. 1, ул. Красного Флота, д. 7а, ул. Сафронова, д. 8, подтверждается актом проверки от 08.09.2014 с фотоматериалами и протокол об административном правонарушении N 11/76-1А-СОД от 08.09.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ГЖИ СПб доказала как факт совершения правонарушения, так и вину управляющей компании, обосновав правомерность привлечения к административной ответственности.
Порядок привлечения общества к административной ответственности ГЖИ СПб соблюден, установленный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
Довод общества о нарушении инспекцией положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является необоснованным, поскольку в пункте 6 распоряжения о проведении внеплановой проверки от 12.08.2014 N 11/76 указано, что проверка проводится в соответствии с поручением вице-губернатора Санкт-Петербурга Лавленцева В.А. от 05.08.2014, в связи с поступлением обращения главы администрации Петродворцового района Попова Д.А. от 22.07.2014 N 01-18-1333/14-0-0 о ненадлежащем содержании жилого фонда города Ломоносова (л.д. 88).
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении инспекцией положений пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал объективную оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2015 года по делу А56-68315/2014, оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" из средств федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.СОМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)