Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 30884);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 30883);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4828/2014) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2014 по делу N А26-9002/2013 (судья Свидская А.С.),принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" (186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Пушкина, д. 31а, ОГРН 1111035000614, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, далее - ГЖИ РК, административный орган) от 31.10.2013 N 15-10/234-13 о привлечении общества к административной по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ РК направила апелляционную жалобу, в которой не согласилась с признанием судом совершенного обществом административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном предоставлении потребителю информации, малозначительным. В апелляционной жалобе инспекция указывает, что материалами дела подтверждается факт неразмещения на официальном сайте общества http://жкх-питкяранта.рф/ru по состоянию на 16.09.2013 в полном объеме информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; считает необъективной ссылку заявителя на проведение в сентябре 2013 года работ по наполнению сайта, так как информация подлежит размещению в установленные сроки до сентября 2013 года; полагает, что вина общества заключается в отсутствии должного контроля за действиями привлекаемых подрядчиков и пренебрежительном отношении общества к своим обязанностям.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в ходе контроля в рамках систематического наблюдения и анализа, проведенного должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Республике Карелия путем изучения официального сайта ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://жкх-питкяранта.рф/ru, установлено, что по состоянию на 16.09.2013 на указанном сайте не размещена следующая необходимая информация об управляющей организации, а именно,
- - фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации;
- - основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации;
- - режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
- - полный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них (из 13 домов указаны 12);
- - перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;
- - информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
- - информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией;
- - информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности;
- - информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации; информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы на 2013 год.
Результаты контрольного мероприятия 16.09.2013 оформлены справкой-отчетом по результатам систематического наблюдения и анализа соблюдения стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами N 134.
02.10.2013 должностным лицом ГЖИ РК составлен протокол об административном правонарушении N 000356 о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором отражено непредставление ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта", информации в нарушение подпунктов "а", "б", "в", "д", "е", "ж" п. 8, п. 9, 10, 11, 13 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
31.10.2013 ГЖИ Республики Карелия вынесено постановление N 15-10/234-13 о привлечении ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку подлежащая раскрытию информация в полном объеме была размещена на сайте www.reformagkh.ru, пояснив, что в период с 12 по 20 сентября 2013 года проводились работы по наполнению сайта управляющей организации информацией, подлежащей раскрытию; домен, на котором размещен сайт, не принадлежит обществу, поэтому размещение информации требует определенного времени и не зависит от управляющей организации; общество считает, что штраф, примененный к заявителю, не соразмерен совершенному правонарушению. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме или предоставление недостоверной информации. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований, Правительство Российской Федерации издало постановление от 23.09.2010 N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно требованиям пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
пунктом 8 Стандарта предусмотрено, что в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;
Подлежит раскрытию т***, информация, предусмотренная Стандартом:
- пунктом 9 - об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
- пунктом 10 - о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией;
- пунктом 11 - о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- пунктом 12 - о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами;
- пунктом 13 - о стоимости работ (услуг) управляющей организации;
- пунктом 14 - о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В силу пункта 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Из уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 18.01.2012 следует, что ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) с 05.05.2011. Согласно письму Администрации Питкярантского городского поселения N 1921 от 13.09.2013 общество по состоянию на 13.09.2013 является управляющей организацией в отношении 13 многоквартирных домов на территории города Питкяранта: NN 36, 38, 40 по улице Горького, NN 3, 5, 7 по улице Парковая, NN 2, 7, 9 по улице Победы, N 13 по улице Гоголя и NN 7, 8, 13 по улице Рудакова, то есть является субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Факт несвоевременного размещения вышеуказанной информации общество не отрицает.
Доказательств невиновного поведения, служащих основанием для освобождения общества от административной ответственности, необходимых и достаточных доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по соблюдению норм жилищного законодательства, регулирующих правила раскрытия информации управляющими организациями, в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд проверил процедуру привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Как усматривается из материалов дела, в отношении ООО "Управляющая организация завода "Питкяранта" проведено контрольное мероприятие, которое регламентировано Порядком осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным приказом Министерства регионального развития от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка данный вид контроля осуществляется в следующих формах: а) систематического наблюдения и анализа информации, б) проведение плановых и внеплановых проверок.
Из пункта 7 Порядка следует, что применение требований Закона N 294-ФЗ обязательно только при проведении плановых и внеплановых документальных и выездных проверок.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае должностным лицом административного органа осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Порядка, то есть осуществлен мониторинг соблюдения обществом требований Стандарта раскрытия информации в части факта и полноты раскрытия информации, в связи с чем проведение проверки с извещением проверяемого лица не требовалось.
Поскольку законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности, то суд первой инстанции, оценив в силу статьи 71 АПК РФ, конкретные обстоятельства дела, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам; вреда, причиненного личности, обществу или государству; незначительной степени социальной опасности деяния и отсутствии направленности действий заявителя на нарушение закона (ранее общество к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ не привлекалось; проведение в период с 12 по 20 сентября 2013 года исполнителем по договору NRE-2052 по разработке и внедрению в эксплуатацию Интернет-ресурса (сайта) от 10.10.2012 работ по наполнению сайта http://жкх-питкяранта.рф/ru информацией заказчика); отсутствие жалоб граждан на невозможность получения необходимой им информации (наличие у граждан возможности получить подлежащую раскрытию управляющей организацией информацию на сайте www.reformagkh.ru, а также на стендах в офисе общества); неизменность в 2013 году тарифов по отношению к 2012 году; раскрытие показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, правомерно посчитал возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать допущенное административное правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности. Суд, сделав вывод, что общество не имело намерения скрыть значимую для потребителей информацию о своей деятельности, не усмотрел в действиях общества пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При применении положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом учтено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, в котором разъяснено, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В рассматриваемом случае назначенная оспариваемым постановлением штрафная санкция, даже в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (250 000 рублей), несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы ГЖИ РК указала доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 января 2014 года по делу N А26-9002/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2014 ПО ДЕЛУ N А26-9002/2013
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2014 г. по делу N А26-9002/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 30884);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 30883);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4828/2014) Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2014 по делу N А26-9002/2013 (судья Свидская А.С.),принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" (186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Пушкина, д. 31а, ОГРН 1111035000614, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (185035, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4, далее - ГЖИ РК, административный орган) от 31.10.2013 N 15-10/234-13 о привлечении общества к административной по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции заявленные требования общества удовлетворены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ РК направила апелляционную жалобу, в которой не согласилась с признанием судом совершенного обществом административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном предоставлении потребителю информации, малозначительным. В апелляционной жалобе инспекция указывает, что материалами дела подтверждается факт неразмещения на официальном сайте общества http://жкх-питкяранта.рф/ru по состоянию на 16.09.2013 в полном объеме информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами; считает необъективной ссылку заявителя на проведение в сентябре 2013 года работ по наполнению сайта, так как информация подлежит размещению в установленные сроки до сентября 2013 года; полагает, что вина общества заключается в отсутствии должного контроля за действиями привлекаемых подрядчиков и пренебрежительном отношении общества к своим обязанностям.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, в ходе контроля в рамках систематического наблюдения и анализа, проведенного должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Республике Карелия путем изучения официального сайта ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://жкх-питкяранта.рф/ru, установлено, что по состоянию на 16.09.2013 на указанном сайте не размещена следующая необходимая информация об управляющей организации, а именно,
- - фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации;
- - основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации;
- - режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
- - полный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них (из 13 домов указаны 12);
- - перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
- - сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;
- - информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
- - информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией;
- - информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- - сведения о привлечении управляющей организации к административной ответственности;
- - информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации; информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы на 2013 год.
Результаты контрольного мероприятия 16.09.2013 оформлены справкой-отчетом по результатам систематического наблюдения и анализа соблюдения стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами N 134.
02.10.2013 должностным лицом ГЖИ РК составлен протокол об административном правонарушении N 000356 о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором отражено непредставление ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта", информации в нарушение подпунктов "а", "б", "в", "д", "е", "ж" п. 8, п. 9, 10, 11, 13 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт).
31.10.2013 ГЖИ Республики Карелия вынесено постановление N 15-10/234-13 о привлечении ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" с указанным постановлением административного органа не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в связи с отсутствием вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку подлежащая раскрытию информация в полном объеме была размещена на сайте www.reformagkh.ru, пояснив, что в период с 12 по 20 сентября 2013 года проводились работы по наполнению сайта управляющей организации информацией, подлежащей раскрытию; домен, на котором размещен сайт, не принадлежит обществу, поэтому размещение информации требует определенного времени и не зависит от управляющей организации; общество считает, что штраф, примененный к заявителю, не соразмерен совершенному правонарушению. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое постановление, дал обоснованную оценку обстоятельствам дела, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В силу части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении порядка, способов или сроков раскрытия информации, установленных стандартом раскрытия информации, раскрытие информации не в полном объеме или предоставление недостоверной информации. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления.
В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований, Правительство Российской Федерации издало постановление от 23.09.2010 N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно требованиям пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- - сайт управляющей организации;
- - сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- - сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
пунктом 8 Стандарта предусмотрено, что в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) фирменное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя управляющей организации;
б) реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации);
г) режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб;
д) перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них;
е) перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления;
ж) сведения о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет;
Подлежит раскрытию т***, информация, предусмотренная Стандартом:
- пунктом 9 - об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
- пунктом 10 - о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией;
- пунктом 11 - о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- пунктом 12 - о привлечении управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами;
- пунктом 13 - о стоимости работ (услуг) управляющей организации;
- пунктом 14 - о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 9 Стандарта в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
В силу пункта 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:
а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);
б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
Из уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 18.01.2012 следует, что ООО "Управляющая компания завода "Питкяранта" осуществляет деятельность по управлению недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32) с 05.05.2011. Согласно письму Администрации Питкярантского городского поселения N 1921 от 13.09.2013 общество по состоянию на 13.09.2013 является управляющей организацией в отношении 13 многоквартирных домов на территории города Питкяранта: NN 36, 38, 40 по улице Горького, NN 3, 5, 7 по улице Парковая, NN 2, 7, 9 по улице Победы, N 13 по улице Гоголя и NN 7, 8, 13 по улице Рудакова, то есть является субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Факт несвоевременного размещения вышеуказанной информации общество не отрицает.
Доказательств невиновного поведения, служащих основанием для освобождения общества от административной ответственности, необходимых и достаточных доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры (действенные и своевременные) по соблюдению норм жилищного законодательства, регулирующих правила раскрытия информации управляющими организациями, в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд проверил процедуру привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений, являющихся основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Как усматривается из материалов дела, в отношении ООО "Управляющая организация завода "Питкяранта" проведено контрольное мероприятие, которое регламентировано Порядком осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным приказом Министерства регионального развития от 09.04.2012 N 162 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка данный вид контроля осуществляется в следующих формах: а) систематического наблюдения и анализа информации, б) проведение плановых и внеплановых проверок.
Из пункта 7 Порядка следует, что применение требований Закона N 294-ФЗ обязательно только при проведении плановых и внеплановых документальных и выездных проверок.
В силу пункта 1 части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рассматриваемом случае должностным лицом административного органа осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Порядка, то есть осуществлен мониторинг соблюдения обществом требований Стандарта раскрытия информации в части факта и полноты раскрытия информации, в связи с чем проведение проверки с извещением проверяемого лица не требовалось.
Поскольку законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности, то суд первой инстанции, оценив в силу статьи 71 АПК РФ, конкретные обстоятельства дела, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам; вреда, причиненного личности, обществу или государству; незначительной степени социальной опасности деяния и отсутствии направленности действий заявителя на нарушение закона (ранее общество к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ не привлекалось; проведение в период с 12 по 20 сентября 2013 года исполнителем по договору NRE-2052 по разработке и внедрению в эксплуатацию Интернет-ресурса (сайта) от 10.10.2012 работ по наполнению сайта http://жкх-питкяранта.рф/ru информацией заказчика); отсутствие жалоб граждан на невозможность получения необходимой им информации (наличие у граждан возможности получить подлежащую раскрытию управляющей организацией информацию на сайте www.reformagkh.ru, а также на стендах в офисе общества); неизменность в 2013 году тарифов по отношению к 2012 году; раскрытие показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, правомерно посчитал возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признать допущенное административное правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности. Суд, сделав вывод, что общество не имело намерения скрыть значимую для потребителей информацию о своей деятельности, не усмотрел в действиях общества пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
При применении положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом учтено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, в котором разъяснено, что санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. В рассматриваемом случае назначенная оспариваемым постановлением штрафная санкция, даже в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (250 000 рублей), несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения.
В обоснование апелляционной жалобы ГЖИ РК указала доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную и объективную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 января 2014 года по делу N А26-9002/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
Е.А.ФОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)