Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Р. Хорошавиной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14980/2013-С10
по первоначальному иску муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ИНН 6633016986, ОГРН 1106633000660)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ИНН 6633017027, ОГРН 1106633000715),
о взыскании 39 293 184 руб. 75 коп.,
и по встречному иску обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ИНН 6633017027, ОГРН 1106633000715)
муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ИНН 6633016986, ОГРН 1106633000660),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию городского округа Богданович,
о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 984 527 руб. 73 коп.,
при участии в судебном заседании:
от МУП "Богдановичские тепловые сети" - В.С. Тихомирова, представитель по доверенности от 03.02.2014, Я.Ю. Третьякова, представитель по доверенности от 02.06.2014,
от ООО Управляющая компания "Богдановичская" - А.Г. Леванов, представитель по доверенности от 09.01.2014, Е.А. Назаренко, представитель по доверенности от 01.01.2014,
от третьего лица - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Лицам, участвующим в деле разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Ходатайств, отводов суду не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ООО Управляющая компания "Богдановичская" обратилось в суд с иском о взыскании с МУП "Богдановичские тепловые сети" 39 293 184 руб. 75 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, из которой 35 361 807 руб. 65 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии на нужды отопления и 3 931 377 руб. 10 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии на нужды на горячего водоснабжения, отпущенной в период с января по март 2013 г.
После неоднократных уточнений размера исковых требований истец просит взыскать с ответчика 20 483 184 руб. 72 коп. основного долга.
Заявленное уточнение исковых требований было принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 исковые требования были удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в пользу муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" взыскан долг в размере 13 346 054 руб. 72 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано. Кроме того, с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 81 716 руб. 19 коп.
Указанное решение вступило в законную силу, в связи с чем истцу был выдан исполнительный лист на взыскание с ответчика присужденной денежной суммы.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.01.2014 решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении настоящего дела ООО Управляющая компания "Богдановичская" предъявило встречный иск к МУП "Богдановичские тепловые сети" о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 984 527 руб. 73 коп.
Определением от 14 апреля 2014 года встречное исковое заявление принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском.
В ходе судебного разбирательства истцом по первоначальному иску заявлен полный отказ от исковых требований.
На встречном иске истец настаивает.
В обоснование встречного иска ООО Управляющая компания "Богдановичская" ссылается на то, что по исполнительному листу, выданному на исполнение решения суда 26 июля 2013 года, им были перечислены предприятию "Богдановичские тепловые сети" денежные средства в размере 11 554 677 руб. 62 коп., а с учетом денежных средств уплаченных управляющей компанией предприятию до выдачи исполнительного листа в размере 17 095 938 руб. 03 коп., общая сумма оплат составила 28 650 615 руб. 65 коп. В то же время, при использовании тарифа на отопление с учетом положений постановления Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 (с учетом предельного уровня роста платы граждан за коммунальные услуги) излишне предъявленная предприятием сумма составила 2 984 527 руб. 73 коп. Указанная сумма выведена истцом по встречному иску посредством вычитания из фактически оплаченной предприятию сумму за отопление за весь спорный период в размере 28 650 615 руб. 65 коп. (предъявлено предприятием за отопление за спорный период 28 880 615 руб. 65 коп.), суммы, которая с учетом тарифа, установленного Администрацией ГО Богданович по расчетам ответчика подлежит уплате за отопление в спорном периоде - 25 896 087 руб. 92 коп.
Ответчик по встречному иску просит отказать в его удовлетворении в связи с правомерным получением спорной суммы денежных средств, поскольку 31 марта 2014 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" представило в Администрацию городского округа Богданович свод по расчету меры социальной поддержки по частичному освобождению граждан на территории городского округа Богданович от платы за коммунальные услуги и реестры оплат за 2013 год в связи с частичным освобождением граждан от платы за коммунальные услуги. Такое обращение основано управляющей компанией на положениях Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП.
Согласно письму от 20.03.2013 исх. N 01-57/397 Администрация городского округа Богданович обратилась в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области о согласовании заявки на предоставление субвенций из областного бюджета на предоставление гражданам меры социальной защиты.
С учетом указанных доказательств МУП "Богдановичские тепловые сети" ссылается на то, что удовлетворение встречного иска приведет к получению управляющей компанией денежных средств от теплоснабжающей организации в виде разницы между тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации на отопление и платой граждан за отопление, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446. Также в связи с обращением управляющей компании в Администрацию городского округа Богданович, управляющая компания получит возмещение в виде субвенций по выпадающим доходам.
По указанным основаниям МУП "Богдановичские тепловые сети" просит отказать в удовлетворении встречного иска о взыскании суммы межтарифной разницы, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП такая разница должна возмещаться управляющей компанией за счет средств бюджета.
Определением суда от 26.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Богданович.
Третьим лицом представлен отзыв на встречный иск, в котором подтверждены доводы МУП "Богдановичские тепловые сети" о том, что в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП ООО Управляющая компания "Богдановичская" обратилась за возмещением межтарифной разницы.
установил:
01.01.2011 между сторонами заключен договор поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для нужд систем теплоснабжения N 1-ю (далее - договор от 01.01.2011 N 1-ю), по условиям которого истец (энергоснабжающая организация) принимает на себя обязательства поставлять ответчику (абоненту) до границ балансовой принадлежности тепловых сетей тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и производить подготовку производственной воды, а абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию и подготовку производственной воды для нужд систем теплоснабжения (п. 1.1 - 1.2 договора).
Во исполнение условий вышеназванного договора в период с января по март 2013 года истцом ответчику была отпущена тепловая энергия на нужды отопления, на оплату которых истцом были выставлены счета-фактуры за указанный период на общую сумму 36 017 745 руб. 65 коп.
Кроме этого, в период января по март 2013 года истцом ответчику оказаны услуги горячего водоснабжения, на оплату которых истцом выставлены счета-фактуры за указанный период на общую сумму 3 931 377 руб. 10 коп.
При этом договор горячего водоснабжения между сторонами не заключен и доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Кроме того, в п. 2 информационного письма от 05 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате тепловой энергии на нужды отопления, теплоносителя и горячей воды послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Факт поставки истцом тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в спорный период на объекты ответчика последним не оспаривается.
Сумма задолженности, взысканная судом первой инстанции по решению от 26.07.2013 управляющей компанией оплачена в полном объеме.
По указанному основанию МУП "Богдановичские тепловые сети" заявило о полном отказе от первоначального иска.
Отказ от первоначального иска принят судом в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, заявлен уполномоченным лицом.
Между тем, полагая, что в составе уплаченной суммы управляющая компания оплатила 2 984 527 руб. 73 коп. в отсутствие на то законных оснований, поскольку решение суда от 26.07.2013 отменено. Спорную сумму составляет разница между тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации на отопление и платой граждан за отопление, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
Заслушав доводы представителей сторон, рассмотрев и оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения встречного иска отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы за коммунальные услуги и реализации предусмотренного в Основах формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, принципа доступности для граждан совокупной платы за все потребленные коммунальные услуги, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются предельные индексы.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", принятым в соответствии со ст. 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 - 2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, РЭК Свердловской области предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Названным указом обращено внимание Глав муниципальных образований Свердловской области на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ, постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК, а также в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги сверх утвержденного предельного индекса в городском округе Богданович в первом полугодии 2013 года Главой городского округа Богданович принято постановление от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Управляющей компанией в расчетах с населением в спорном периоде применялся размер платы за отопление, установленный постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
Управляющей компанией обоснованно приводятся ссылки на абз. 6 п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, при расчетах за потребленную тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Учитывая, что управляющая организация выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку управляющая компания приобретала тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению, то она правомерно применяла в расчетах с населением стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежит определению на основании размеров платы, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы Свердловской областью принят Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги".
Указанный закон вступил в силу с 01.07.2013 и согласно п. 2 ст. 4 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области. Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 3 Закона).
Таким образом, при определении объема обязательств управляющих организаций - исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.
В целях фактической реализации Закона Свердловской области от 25 апреля 2013 года N 40-ОЗ постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены:
1) Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);
2) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);
3) Порядок распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (прилагается);
4) Порядок расчета корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, и корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании (прилагается).
Согласно п. 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Пунктом 5 приведенного Порядка предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов. Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году.
Утвержденный приведенным постановлением Правительства Свердловской области Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - субвенции).
Согласно п. 2 этого Порядка разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Свердловской области от 15 июля 2005 года N 70-ОЗ "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области", от 25 апреля 2013 года N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
В соответствии с п. 3 рассматриваемого Порядка предоставление субвенций осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - Закон).
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 4).
Согласно п. 6 Порядка предоставления субвенций, таковые перечисляются для осуществления расходов на предоставление гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - мера социальной поддержки).
Управляющей компанией представлены доказательств реализации права на получение субсидии областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы, в том числе за спорный период, что подтверждается представленным в материалы дела обращением в орган местного самоуправления.
На основании указанной заявки Администрацией городского округа Богданович 13.03.2014 в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области направлены заявка управляющей компании и приложенные к ней, предусмотренные Порядком документы.
Указанные обстоятельства подтверждены также представленными третьим лицом доказательствами.
При таких обстоятельствах в рамках полномочий в сфере как установления предельных индексов роста платы коммунальных услуг, так и в сфере компенсации межтарифной разницы вследствие применения предельных индексов, на территории Свердловской области установлен Порядок предоставления компенсации в виде субсидий из областного бюджета - исполнителям коммунальных услуг.
С учетом изложенного, на стороне МУП "Богдановичские тепловые сети" отсутствует неосновательное обогащение, требования управляющей компании не могут быть удовлетворены.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты управляющей компанией государственной пошлины в федеральный бюджет, которая была взыскана решением суда от 26.07.2013, а также, учитывая, что сумма долга по первоначальному иску уплачена управляющей компанией после обращения истца по первоначальному иску в арбитражный суд, то с ответчика по первоначальному иску подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 81716 руб. 19 коп.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Прекратить производство по первоначальному иску в связи с отказом от него.
2. В удовлетворении встречного иска отказать.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 81716 руб. 19 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А60-14980/2013
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А60-14980/2013
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Р. Хорошавиной, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14980/2013-С10
по первоначальному иску муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ИНН 6633016986, ОГРН 1106633000660)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ИНН 6633017027, ОГРН 1106633000715),
о взыскании 39 293 184 руб. 75 коп.,
и по встречному иску обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" (ИНН 6633017027, ОГРН 1106633000715)
муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" (ИНН 6633016986, ОГРН 1106633000660),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрацию городского округа Богданович,
о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 984 527 руб. 73 коп.,
при участии в судебном заседании:
от МУП "Богдановичские тепловые сети" - В.С. Тихомирова, представитель по доверенности от 03.02.2014, Я.Ю. Третьякова, представитель по доверенности от 02.06.2014,
от ООО Управляющая компания "Богдановичская" - А.Г. Леванов, представитель по доверенности от 09.01.2014, Е.А. Назаренко, представитель по доверенности от 01.01.2014,
от третьего лица - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Лицам, участвующим в деле разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Ходатайств, отводов суду не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
ООО Управляющая компания "Богдановичская" обратилось в суд с иском о взыскании с МУП "Богдановичские тепловые сети" 39 293 184 руб. 75 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, из которой 35 361 807 руб. 65 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии на нужды отопления и 3 931 377 руб. 10 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии на нужды на горячего водоснабжения, отпущенной в период с января по март 2013 г.
После неоднократных уточнений размера исковых требований истец просит взыскать с ответчика 20 483 184 руб. 72 коп. основного долга.
Заявленное уточнение исковых требований было принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 исковые требования были удовлетворены частично. С общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в пользу муниципального унитарного предприятия "Богдановичские тепловые сети" взыскан долг в размере 13 346 054 руб. 72 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано. Кроме того, с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 81 716 руб. 19 коп.
Указанное решение вступило в законную силу, в связи с чем истцу был выдан исполнительный лист на взыскание с ответчика присужденной денежной суммы.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.01.2014 решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.07.2013 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении настоящего дела ООО Управляющая компания "Богдановичская" предъявило встречный иск к МУП "Богдановичские тепловые сети" о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 984 527 руб. 73 коп.
Определением от 14 апреля 2014 года встречное исковое заявление принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском.
В ходе судебного разбирательства истцом по первоначальному иску заявлен полный отказ от исковых требований.
На встречном иске истец настаивает.
В обоснование встречного иска ООО Управляющая компания "Богдановичская" ссылается на то, что по исполнительному листу, выданному на исполнение решения суда 26 июля 2013 года, им были перечислены предприятию "Богдановичские тепловые сети" денежные средства в размере 11 554 677 руб. 62 коп., а с учетом денежных средств уплаченных управляющей компанией предприятию до выдачи исполнительного листа в размере 17 095 938 руб. 03 коп., общая сумма оплат составила 28 650 615 руб. 65 коп. В то же время, при использовании тарифа на отопление с учетом положений постановления Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446 (с учетом предельного уровня роста платы граждан за коммунальные услуги) излишне предъявленная предприятием сумма составила 2 984 527 руб. 73 коп. Указанная сумма выведена истцом по встречному иску посредством вычитания из фактически оплаченной предприятию сумму за отопление за весь спорный период в размере 28 650 615 руб. 65 коп. (предъявлено предприятием за отопление за спорный период 28 880 615 руб. 65 коп.), суммы, которая с учетом тарифа, установленного Администрацией ГО Богданович по расчетам ответчика подлежит уплате за отопление в спорном периоде - 25 896 087 руб. 92 коп.
Ответчик по встречному иску просит отказать в его удовлетворении в связи с правомерным получением спорной суммы денежных средств, поскольку 31 марта 2014 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" представило в Администрацию городского округа Богданович свод по расчету меры социальной поддержки по частичному освобождению граждан на территории городского округа Богданович от платы за коммунальные услуги и реестры оплат за 2013 год в связи с частичным освобождением граждан от платы за коммунальные услуги. Такое обращение основано управляющей компанией на положениях Постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП.
Согласно письму от 20.03.2013 исх. N 01-57/397 Администрация городского округа Богданович обратилась в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области о согласовании заявки на предоставление субвенций из областного бюджета на предоставление гражданам меры социальной защиты.
С учетом указанных доказательств МУП "Богдановичские тепловые сети" ссылается на то, что удовлетворение встречного иска приведет к получению управляющей компанией денежных средств от теплоснабжающей организации в виде разницы между тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации на отопление и платой граждан за отопление, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446. Также в связи с обращением управляющей компании в Администрацию городского округа Богданович, управляющая компания получит возмещение в виде субвенций по выпадающим доходам.
По указанным основаниям МУП "Богдановичские тепловые сети" просит отказать в удовлетворении встречного иска о взыскании суммы межтарифной разницы, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП такая разница должна возмещаться управляющей компанией за счет средств бюджета.
Определением суда от 26.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа Богданович.
Третьим лицом представлен отзыв на встречный иск, в котором подтверждены доводы МУП "Богдановичские тепловые сети" о том, что в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП ООО Управляющая компания "Богдановичская" обратилась за возмещением межтарифной разницы.
установил:
01.01.2011 между сторонами заключен договор поставки тепловой энергии и предоставления услуг по подготовке производственной воды для нужд систем теплоснабжения N 1-ю (далее - договор от 01.01.2011 N 1-ю), по условиям которого истец (энергоснабжающая организация) принимает на себя обязательства поставлять ответчику (абоненту) до границ балансовой принадлежности тепловых сетей тепловую энергию в горячей воде для нужд отопления и производить подготовку производственной воды, а абонент обязуется принять и оплатить тепловую энергию и подготовку производственной воды для нужд систем теплоснабжения (п. 1.1 - 1.2 договора).
Во исполнение условий вышеназванного договора в период с января по март 2013 года истцом ответчику была отпущена тепловая энергия на нужды отопления, на оплату которых истцом были выставлены счета-фактуры за указанный период на общую сумму 36 017 745 руб. 65 коп.
Кроме этого, в период января по март 2013 года истцом ответчику оказаны услуги горячего водоснабжения, на оплату которых истцом выставлены счета-фактуры за указанный период на общую сумму 3 931 377 руб. 10 коп.
При этом договор горячего водоснабжения между сторонами не заключен и доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Между тем, в соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Кроме того, в п. 2 информационного письма от 05 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость фактически отпущенной ему энергии (п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Положениями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением энергией через присоединенную сеть.
В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате тепловой энергии на нужды отопления, теплоносителя и горячей воды послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Факт поставки истцом тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в спорный период на объекты ответчика последним не оспаривается.
Сумма задолженности, взысканная судом первой инстанции по решению от 26.07.2013 управляющей компанией оплачена в полном объеме.
По указанному основанию МУП "Богдановичские тепловые сети" заявило о полном отказе от первоначального иска.
Отказ от первоначального иска принят судом в порядке ст. 49 АПК РФ, поскольку не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, заявлен уполномоченным лицом.
Между тем, полагая, что в составе уплаченной суммы управляющая компания оплатила 2 984 527 руб. 73 коп. в отсутствие на то законных оснований, поскольку решение суда от 26.07.2013 отменено. Спорную сумму составляет разница между тарифом, установленным для ресурсоснабжающей организации на отопление и платой граждан за отопление, применяемой с учетом коэффициентов корректировки, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
Заслушав доводы представителей сторон, рассмотрев и оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения встречного иска отсутствуют.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В целях ограничения роста платы за коммунальные услуги и реализации предусмотренного в Основах формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 708, принципа доступности для граждан совокупной платы за все потребленные коммунальные услуги, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в отношении каждого муниципального образования на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются предельные индексы.
Указом Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году", принятым в соответствии со ст. 44 Устава Свердловской области, с учетом установленных в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 - 2016 годов предельных параметров роста тарифов и в целях ограничения темпов роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2013 году, РЭК Свердловской области предписано до 31.12.2012 утвердить предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Названным указом обращено внимание Глав муниципальных образований Свердловской области на необходимость принятия мер по защите прав потребителей в сфере коммунального хозяйства по вопросам, связанным с несоблюдением установленного порядка начисления платы за коммунальные услуги.
Постановлением РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК утверждены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2013 год.
Во исполнение Указа Губернатора Свердловской области от 18.12.2012 N 947-УГ, постановления РЭК Свердловской области от 24.12.2012 N 225-ПК, а также в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги сверх утвержденного предельного индекса в городском округе Богданович в первом полугодии 2013 года Главой городского округа Богданович принято постановление от 22.02.2013 N 446 "О рекомендуемых коэффициентах корректировки, применяемых исполнителями коммунальных услуг при расчете размера платы граждан за коммунальные услуги в первом полугодии 2013 года".
Управляющей компанией в расчетах с населением в спорном периоде применялся размер платы за отопление, установленный постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
Управляющей компанией обоснованно приводятся ссылки на абз. 6 п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 27.07.2010 N 3779/10, при расчетах за потребленную тепловую энергию исполнитель коммунальных услуг вправе рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией по тарифу, установленному в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемому для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Учитывая, что управляющая организация выступает в имущественном обороте в интересах жильцов, следовательно, соответствующие обязательства управляющей организации не могут быть большими, чем при заключении прямых договоров жильцов с ресурсоснабжающей организацией.
Поскольку управляющая компания приобретала тепловую энергию в целях оказания коммунальных услуг населению, то она правомерно применяла в расчетах с населением стоимость тепловой энергии для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, подлежит определению на основании размеров платы, утвержденных постановлением Главы городского округа Богданович от 22.02.2013 N 446.
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" указано, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение. При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
В целях осуществления фактической компенсации межтарифной разницы Свердловской областью принят Закон от 25.04.2013 N 40-ОЗ "О мере социальной поддержки по частичному освобождению граждан, проживающих на территории Свердловской области, от оплаты за коммунальные услуги".
Указанный закон вступил в силу с 01.07.2013 и согласно п. 2 ст. 4 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2013 года.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона от 25.04.2013 N 40-ОЗ затраты, связанные с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещаются осуществившим их организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, в порядке, установленном Правительством Свердловской области. Финансирование затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, осуществляется за счет средств областного бюджета (ст. 3 Закона).
Таким образом, при определении объема обязательств управляющих организаций - исполнителей коммунальных услуг, следует исходить из соответствующих экономически обоснованных тарифов, установленных для ресурсоснабжающих организаций регулирующим органом (РЭК Свердловской области). У исполнителей коммунальных услуг, в свою очередь, возникает право требовать возмещения затрат, возникающих в результате разницы между стоимостью предоставленных на территории Свердловской области населению коммунальных услуг, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и начисленными (предъявленными) на территории Свердловской области коммунальными платежами населению.
В целях фактической реализации Закона Свердловской области от 25 апреля 2013 года N 40-ОЗ постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2013 N 1539-ПП утверждены:
1) Порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);
2) Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (прилагается);
3) Порядок распределения субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, не распределенных между местными бюджетами законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (прилагается);
4) Порядок расчета корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, и корректирующего коэффициента, определяющего уровень доступности коммунальных услуг для получателей меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги в соответствующем муниципальном образовании (прилагается).
Согласно п. 3 Порядка предоставления гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги и определения ее размера, определения сопоставимости перечня коммунальных услуг и объемов потребления коммунальных услуг и возмещения организациям или индивидуальным предпринимателям, являющимся исполнителями коммунальных услуг, затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги, возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется исполнителям коммунальных услуг в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
Пунктом 5 приведенного Порядка предусмотрено, что возмещение затрат, связанных с предоставлением меры социальной поддержки, осуществляется органами местного самоуправления в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг на основании соответствующих документов. Возмещение затрат исполнителей коммунальных услуг, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в 2013 году, осуществляется в 2014 году.
Утвержденный приведенным постановлением Правительства Свердловской области Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги определяет условия предоставления и расходования субвенций из областного бюджета местным бюджетам на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - субвенции).
Согласно п. 2 этого Порядка разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Свердловской области от 15 июля 2005 года N 70-ОЗ "О предоставлении отдельных межбюджетных трансфертов из областного бюджета и местных бюджетов в Свердловской области", от 25 апреля 2013 года N 41-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги".
В соответствии с п. 3 рассматриваемого Порядка предоставление субвенций осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - Закон).
Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления субвенций, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (п. 4).
Согласно п. 6 Порядка предоставления субвенций, таковые перечисляются для осуществления расходов на предоставление гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги (далее - мера социальной поддержки).
Управляющей компанией представлены доказательств реализации права на получение субсидии областного бюджета в целях компенсации образовавшейся межтарифной разницы, в том числе за спорный период, что подтверждается представленным в материалы дела обращением в орган местного самоуправления.
На основании указанной заявки Администрацией городского округа Богданович 13.03.2014 в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области направлены заявка управляющей компании и приложенные к ней, предусмотренные Порядком документы.
Указанные обстоятельства подтверждены также представленными третьим лицом доказательствами.
При таких обстоятельствах в рамках полномочий в сфере как установления предельных индексов роста платы коммунальных услуг, так и в сфере компенсации межтарифной разницы вследствие применения предельных индексов, на территории Свердловской области установлен Порядок предоставления компенсации в виде субсидий из областного бюджета - исполнителям коммунальных услуг.
С учетом изложенного, на стороне МУП "Богдановичские тепловые сети" отсутствует неосновательное обогащение, требования управляющей компании не могут быть удовлетворены.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты управляющей компанией государственной пошлины в федеральный бюджет, которая была взыскана решением суда от 26.07.2013, а также, учитывая, что сумма долга по первоначальному иску уплачена управляющей компанией после обращения истца по первоначальному иску в арбитражный суд, то с ответчика по первоначальному иску подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 81716 руб. 19 коп.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150, ст. 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Прекратить производство по первоначальному иску в связи с отказом от него.
2. В удовлетворении встречного иска отказать.
3. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Богдановичская" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 81716 руб. 19 коп.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)