Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 13.04.2015 N Ф01-958/2015 ПО ДЕЛУ N А28-3351/2014

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2015 г. по делу N А28-3351/2014



Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 13.02.2015 N 0009)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.10.2014,
принятое судьей Андрияновым А.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А28-3351/2014
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ИНН: 4345230958, ОГРН: 1084345012465)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области

о признании недействительным решения,
третьи лица - администрация муниципального образования "Город Киров"
(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238),
индивидуальный предприниматель Шишкин Павел Павлович
(ИНН: 434533040935, ОГРН: 3054344514600227),
и
установил:

открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 26.12.2013 по делу N 17/02-12, в соответствии с которым действия Общества были признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования "Город Киров" (далее - Администрация) и индивидуальный предприниматель Шишкин Павел Павлович (далее - Предприниматель).
Решением суда от 06.10.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 решение оставлено без изменения.
ОАО "КТК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, вывод судов о неправомерном затягивании Обществом проведения ремонтных работ по устранению дефектов на тепловых сетях, а соответственно о нарушении ОАО "КТК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, противоречит фактическим обстоятельствам дела и не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, основан на неправильном применении норм материального права. Общество считает, что проводимые им ремонтные работы по устранению инцидентов (дефектов) на тепловых сетях являлись не профилактическими, а внеплановыми (аварийными), для таких работ срок возможного отключения систем горячего водоснабжения законодательством не предусмотрен. Порядок согласования графиков устранения дефектов действующим законодательством не установлен, поэтому, учитывая отсутствие замечаний и возражений со стороны Администрации относительно сроков устранения дефектов, определенных в данных графиках, и размещение их официальном сайте Администрации в сети Интернет, Общество считает, что Администрация была согласна со сроками устранения дефектов. Работы по устранению дефектов фактически были проведены в пределах указанных в графиках сроков, что свидетельствует об отсутствии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства. Общество указывает, что предварительно уведомило ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" об отключении горячего водоснабжения в жилом доме N 78 по улице Профсоюзной; отношения между ОАО "КТК" и ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" не регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), поэтому обязанность по предварительному письменному уведомлению управляющей организации и потребителей о перерыве водоснабжения у Общества отсутствует. По мнению ОАО "КТК", в деле отсутствуют доказательства того, что подаваемая им в жилые дома горячая вода не соответствовала установленным требованиям.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем Общества в судебном заседании.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу в суд не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "КТК" осуществляет передачу и распределение тепловой энергии в границах присоединенных сетей, в том числе на территории муниципального образования "Город Киров".
Объекты теплоснабжения, посредством которых осуществляется снабжение тепловой энергией жителей города Кирова, переданы Обществу во временное владение и пользование по договорам субаренды, заключенным с ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5", которому, в свою очередь, данные объекты переданы муниципальным образованием "Город Киров".
Согласно пункту 3.3.3 договоров субаренды на ОАО "КТК" возложена обязанность по принятию мер к бесперебойному обеспечению теплоснабжения и горячего водоснабжения населения города Кирова, иных абонентов, присоединенных к сетям, переданным в составе имущества, а также ОАО "КТК" обязано подготавливать указанное имущество к безаварийной эксплуатации в отопительном сезоне, самостоятельно нести ответственность за бесперебойное и качественное теплоснабжение абонентов в соответствии с условиями заключенных договоров. В пункте 3.3.4 договоров субаренды предусмотрено, что субарендатор обязан обеспечивать сохранность арендуемого имущества, поддерживать его в надлежащем техническом состоянии, в том числе осуществлять за свой счет его текущий и капитальный ремонт (капитальный и текущий ремонт не относится к улучшению имущества). В случае аварий, пожаров, затоплений и других подобных событий, за свой счет немедленно принимать все необходимые меры к устранению последствий событий. Согласно пункту 3.3.5 договоров субаренды ОАО "КТК" предоставлено право с согласия арендатора осуществлять реконструкцию, модернизацию имущества и строительство новых объектов с отнесением указанных расходов на арендатора, который засчитывает их в счет арендной платы за имущество в пределах и порядке, установленном разделом 4 договора.
На основании письменных обращений и жалоб граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Комсомольская, 18; ул. Производственная, 13/1; ул. Водопроводная, 28; ул. Свободы, 25; ул. Профсоюзная, 78; ул. Р. Люксембург, 47; ул. Пугачева, 9; ул. Советская, 61; ул. Уральская, 10; ул. Сурикова, 39, 41; п. Ганино, ул. Центральная, 3, 4, 6, 6а, 8, 8а, 10 (МКДОУ "Детский сад общеразвивающего вида N 183"), на действия ОАО "КТК" и Предпринимателя (в отношении дома по ул. Комсомольская, 18) по поводу длительного отсутствия горячего водоснабжения в данных домах антимонопольным органом были возбуждены дела N 17/02-12, 18/02-12, 19/02-12, 20/02-12, 21/02-12, 22/02-12, 23/02-12, 24/02-12, 27/02-12, 29/02-12, 03/02-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Впоследствии указанные дела были объединены в одно производство и им был присвоен номер 17/02-12.
В ходе рассмотрения перечисленных дел и объединенного производства Управление установило, что 19.04.2012 Администрация приняла постановление N 1296-П "Об окончании отопительного периода 2011 - 2012 г.г. и проведении испытаний тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров", в котором предусмотрено в связи с установившейся теплой погодой закончить отопительный период в муниципальном образовании "Город Киров" с 21.04.2012 (пункт 1); руководителям организаций, эксплуатирующих объекты теплового хозяйства, рекомендовать провести гидравлические испытания тепловых сетей на плотность для выявления дефектных участков в системе централизованного теплоснабжения по отдельным графикам ресурсоснабжающих организаций (пункт 2.2); при проведении текущего ремонта и испытаний магистральных тепловых сетей города Кирова в 2012 году руководствоваться подпунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 (пункт 2.3).
ОАО "КТК" направило в адрес Администрации письмо от 13.04.2012 N 01-1527 о согласовании графика проведения испытаний магистральных тепловых сетей города Кирова на 2012 год, согласно которому проведение испытаний тепловых сетей второй очереди от ТЭЦ-5 на плотность и прочность и устранение дефектов на основных теплопроводах предусматривалось с 14.05.2012 по 18.05.2012 (1 этап испытаний), испытания тепловых сетей от ТЭЦ-4 (Северная, ОЦМ, Авитек, ПТФ, Южная, Юго-Восточная, Поселковская) на плотность и прочность и устранение дефектов на основных теплопроводах предусматривались с 28.05.2012 по 01.06.2012 (2 этап испытаний); испытания тепловых сетей первой очереди от ТЭЦ-5 на плотность и прочность и устранение дефектов на основных теплопроводах предусматривались с 18.06.2012 по 22.06.2012 (3 этап испытаний); испытания тепловых сетей от ТЭЦ-4 (Восточная, центр города до ТЭЦ-1) на плотность и прочность и устранение дефектов на основных теплопроводах предусматривались с 16.07.2012 по 20.07.2012 (4 этап испытаний); испытания на тепловые потери тепломагистрали первой очереди ТЭЦ-5 (от ТЭЦ-5 до оп. ЮВ-30 и тепломагистрали Юго-Восточной от оп. ЮВ-30 до ТК В-К5) предусматривались с 02.08.2012 по 13.08.2012 (5 этап испытаний); испытания тепловых сетей на плотность и прочность после ремонта и устранения дефектов предусматривались в период с 03.09.2012 по 05.09.2012 (6 этап испытаний).
В письме от 26.04.2012 N 4407-04-01 Администрация сообщила о согласовании данного графика при выполнении ОАО "КТК" следующего условия: подключение горячего водоснабжения потребителям после окончания гидравлических испытаний и устранения дефектов на тепловых сетях производить в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09. Таким образом, Администрация согласовала ОАО "КТК" сроки проведения гидравлических испытаний и устранения дефектов на тепловых сетях, не превышающие установленные СанПиН 2.1.4.2496-09 (14 суток).
Антимонопольный орган установил, что начиная с 18.07.2012 подача горячего водоснабжения в жилой дом N 87 по улице Профсоюзной была прекращена по причине реконструкции теплотрассы к ЦТП-102 (участок от ТК-5 по улицы Профсоюзной до ТК-7 по улице Карла Либкнехта). Договор подряда N 3700-FA050/02-010/83-2012 на производство указанных работ заключен 18.07.2012. Согласно пункту 1.4 указанного договора срок выполнения работ определен с 18.07.2012 по 17.10.2012.
Приостановление подачи тепловой энергии в горячей воде в целях осуществления реконструкции теплотрассы, посредством которой осуществляется теплоснабжение многоквартирного жилого дома N 78 по улице Профсоюзной, было произведено ОАО "КТК" без предварительного уведомления управляющей организации - ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова". При этом Общество имело возможность до начала проведения работ по реконструкции указанной теплотрассы уведомить (в письменной форме) управляющую компанию о перерыве предоставления коммунальной услуги в порядке, установленном законодательством.
Также Управление установило, что горячее водоснабжение отсутствовало в связи с дефектами на сетях ОАО "КТК" в следующие периоды: в доме N 25 по улице Свободы - с 16.07.2012 по 05.10.2012 (82 дня); в доме N 13/1 по улице Производственной - с 14.05.2012 по 24.05.2012 (11 дней), с 20.08.2012 по 24.10.2012 (66 дней); в доме N 28 по улице Водопроводной - с 20.09.2012 по 16.10.2012 (26 дней); в доме N 61 по улице Советской - с 16.07.2012 по 27.07.2012 (12 дней), с 01.08.2012 по 14.08.2012 (14 дней), с 13.09.2012 по 19.10.2012 (37 дней); в доме N 18 по ул. Комсомольской - с 16.05.2012 по 02.07.2012 (48 дней); в доме N 47 по улице Р. Люксембург - с 21.07.2012 по 11.10.2012 (83 дня); в доме N 9 по ул. Пугачева - с 26.06.2012 по 02.08.2012 (38 дней), с 06.08.2012 по 28.08.2012 (23 дня); в доме N 10 по ул. Уральской - с 21.07.2012 по 11.10.2012 (32 дня); в доме N 78 по ул. Профсоюзной - с 21.07.2012 по 30.09.2012 (72 дня) (в связи с реконструкцией теплотрассы).
После выявления по результатам гидравлических испытаний соответствующих дефектов на участках тепловых сетей, посредством которых обеспечивается горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов, ОАО "КТК" письмом от 25.05.2012 N 01-2196 направило в адрес Администрации ориентировочный график устранения дефектов, выявленных после первого этапа испытаний. В дальнейшем ориентировочные сроки устранения дефектов переносились Обществом в одностороннем порядке и направлялись в адрес Администрации письмами от 22.06.2012, от 10.07.2012, от 17.07.2012, от 25.07.2012, от 01.08.2012, от 15.08.2012, от 29.08.2012, от 19.09.2012, от 09.10.2012, от 24.10.2012.
Из писем технического директора ОАО "КТК" от 09.07.2012 N 01-2888 и от 15.10.2012 N 01-4706 следует, что во II и III кварталах 2012 года аварий на объектах, находящихся на обслуживании Общества, не было.
Управление сделало вывод о том, что продолжительность отсутствия горячего водоснабжения в указанных многоквартирных жилых домах значительно превышает рекомендуемый срок для проведения ремонта, установленный в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 (14 суток), а также срок, установленный постановлением Администрации от 19.04.2012 N 1296-П "Об окончании отопительного периода 2011 - 2012 г.г. и проведении испытаний тепловых сетей в муниципальном образовании "Город Киров". В этой связи Управление признало наличие в действиях Общества неправомерного затягивания проведения ремонтных работ на тепловых сетях, приведшего к нарушению прав и законных интересов конечных потребителей коммунальных услуг - граждан.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что с 24.08.2012 по 07.10.2012 в дома N 3, 4, 6, 6А, 8, 8А, 10 по улице Центральной в п. Ганино температура горячего водоснабжения при выходе с ЦТП не соответствовала нормативным показателям, а с 12.10.2012 по 11.02.2013 ввиду наличия дефекта на обратном трубопроводе горячего водоснабжения, идущем к дому N 6 по улице Центральной, отсутствовала циркуляция воды (обратный трубопровод был отключен ОАО "КТК"). Также с 03.10.2012 по 13.12.2012 ввиду наличия дефекта на обратном трубопроводе горячего водоснабжения, идущем от домов N 39 и 41 по улице Сурикова, отсутствовала циркуляция воды (обратный трубопровод был отключен ОАО "КТК"), что повлекло подачу горячего водоснабжения потребителям данного дома ненадлежащего качества.
Продление сроков устранения дефектов на сетях не согласовывалось с Администрацией в нарушение части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 6.2.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила N 229), пункта 6.145 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 13.12.2000 N 285 (далее - Типовая инструкция N 285). В Администрацию направлялись лишь ориентировочные графики без каких-либо обоснований продления сроков проведения ремонтных работ.
По результатам рассмотрения материалов объединенного дела от 12.12.2013 N 17/02-12 комиссия Управления приняла решение (в полном объеме изготовлено 26.12.2013), в соответствии с которым признала факт нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части предварительного неуведомления ООО "Управляющая компания Октябрьского района города Кирова" о начале работ по реконструкции теплотрассы, посредством которой осуществляется теплоснабжение в горячей воде дома N 78 по улице Профсоюзной; поставки с 24.08.2012 по 07.10.2012 тепловой энергии в горячей воде ненадлежащего качества потребителям домов N 3, 4, 6, 6А, 8, 8А, 10 по улице Центральной в п. Ганино (низкая температура горячего водоснабжения при выходе с ЦТП-154), а также предоставления с 12.10.2012 по 11.02.2013 потребителям дома N 6 по улице Центральной в п. Ганино, с 03.10.2012 по 13.12.2012 потребителям домов N 39, 41 по улице Сурикова горячего водоснабжения ненадлежащего качества (ввиду наличия дефектов на обратных трубопроводах горячего водоснабжения); затягивания сроков проведения ремонтных работ на тепловых сетях, посредством которых осуществляется теплоснабжение в горячей воде многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Киров, ул. Комсомольская, 18; ул. Производственная, 13/1; ул. Водопроводная, 28; ул. Свободы, 25; ул. Р. Люксембург, 47; ул. Пугачева, 9; ул. Советская, 61; ул. Уральская, 10; ул. Сурикова, 39 и 41; п. Ганино ул. Центральная, 6, что привело к ущемлению интересов граждан, проживающих в этих домах.
Производство по делу в отношении ОАО "КТК" по факту нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в связи с добровольным устранением нарушения было прекращено. Производство по делу в отношении Предпринимателя прекращено в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в адрес Общества не выдавалось.
Общество не согласилось с указанным решением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 3 статьи 10, пунктами 1, 3 статьи 539, пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 11 части 1, частью 3 статьи 4, частью 4 статьи 154, частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 5, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами N 307, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 19.06.2000 N 158-ст (далее - ГОСТ Р 51617-2000), Типовой инструкцией N 285, пунктами 4, 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и исходил из правомерности оспариваемого решения Управления.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Как следует из статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку Общество является теплоснабжающей организацией и осуществляет передачу тепловой энергии в границах присоединенных сетей, в том числе на территории города Кирова, его положение является доминирующим на указанном товарном рынке.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами N 307 и иными нормативными актами.
Жилищное законодательство регулирует отношения в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг (пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основные начала жилищного законодательства, жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из части 4 статьи 154 названного Кодекса, к числу коммунальных услуг относятся услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 3 Правил N 307 (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых отношений) коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В пункте 6 Правил N 307 горячее водоснабжение определено как круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
На основании пункта 4 Правил N 354 (вступивших в силу с 01.09.2012) под горячим водоснабжением понимается снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 9 Правил N 307 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается (пункт 85 Правил N 307).
Суды установили, что ОАО "КТК" располагало сведениями о том, что поставляемая им тепловая энергия направлена на обеспечение горячего водоснабжения потребителей коммунальных услуг, отношения с участием которых регулируются Правилами N 307, и пришли к обоснованному выводу о том, что при совершении действий, признанных нарушающими антимонопольное законодательство, Общество должно было руководствоваться Правилами N 307, в том числе принять во внимание установленные ими запреты. Нарушение таких запретов свидетельствует о несоблюдении положений Закона о защите конкуренции.
Как следует из подпункта "м" пункта 49 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг обязан информировать потребителя о плановых перерывах предоставления коммунальных услуг не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва. Таким образом, режим предоставления коммунальных услуг включает в себя не только бесперебойную подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, но и установленный порядок информирования граждан-потребителей о перерывах предоставления этих услуг.
Снабжение коммунальными услугами жителей многоквартирного дома N 78 по улице Профсоюзной обеспечивалось совместными действиями ОАО "КТК" и управляющей организации, поэтому оба указанных субъекта, добросовестно исполняя свои обязанности и учитывая права и интересы потребителей коммунальных услуг, должны были соблюдать в том числе и приведенное положение Правил N 307.
Суды установили, что в тепловых сетях многоквартирного дома N 78 по улице Профсоюзной было обнаружено три дефекта, последний из которых был фактически устранен 31.07.2012, о чем свидетельствует акт на ремонтные работы при устранении дефекта N 730. В то же время подача горячей воды в рассматриваемый жилой дом была прекращена по причине реконструкции теплотрассы к ЦТП-102 с 18.07.2012 и была восстановлена лишь 30.09.2012.
В части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Согласно пункту 10 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункту 2.4.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке. Проекты тепловых энергоустановок должны соответствовать требованиям охраны труда и природоохранным требованиям. При этом под тепловыми энергоустановками понимаются энергоустановки, предназначенные для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) РД 153-34.0-20.507-98, утвержденной РАО "ЕЭС России" 06.07.1998 (далее - Типовая инструкция РД 153-34.0-20.507-98), для разработки проекта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт тепловых сетей, принадлежащих организации, эксплуатирующей тепловые сети, заказчик выдает проектной организации задание на проектирование.
Суды на основании приведенных норм и учитывая имеющуюся в деле информацию ОАО "КТК" о том, что с 18.07.2012 по 30.09.2012 дефектов на тепловых сетях, посредством которых осуществляется передача тепла в дом N 78 по улице Профсоюзной, обнаружено не было, признали, что названные работы носят плановый характер.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что Общество посредством телефонограммы уведомило управляющую организацию об отключении горячего водоснабжения в названном доме более чем через месяц после прекращения подачи горячего водоснабжения, а не за 10 дней, как того требовали Правила N 307. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того названными Правилами предусмотрена исключительно письменная форма уведомления. Следовательно, приостановление подачи тепловой энергии в горячей воде в целях реконструкции теплотрассы, посредством которой осуществляется теплоснабжение дома N 78 по улице Профсоюзной, было произведено Обществом без предварительного уведомления управляющей организации и жителей многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 9.1.1 Типовой инструкции РД 153-34.0-20.507-98 ремонт тепловой сети представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств тепловой сети и входящих в нее оборудования и сооружений.
В силу пункта 9.1.2 названной инструкции ремонт тепловой сети подразделяется на текущий ремонт, к которому относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных элементов оборудования и конструкций тепловой сети от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких неисправностей и повреждений; и капитальный ремонт, в процессе которого восстанавливается изношенное оборудование и конструкции, или они заменяются более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные качества ремонтируемой сети.
Согласно пункту 9.2.1 Типовой инструкции РД 153-34.0-20.507-98 объем ремонтных работ по каждому эксплуатационному району определяется с учетом дефектов, выявленных в процессе эксплуатации, а также на основании данных испытаний, аварийных вскрытий, диагностических работ и ревизий. При этом на основании пункта 9.2.3 работы по текущему ремонту тепловой сети должны производиться регулярно в течение года по графику.
В пункте 9.2.7 названной инструкции установлено, что при составлении плана-графика ремонтных работ по каждому эксплуатационному району организацией, эксплуатирующей тепловые сети, должны быть приняты реальные минимальные сроки окончания работ по текущему и капитальному ремонтам с тем, чтобы не допускать длительных перерывов горячего водоснабжения.
Согласно пункту 1.9 Типовой инструкции N 285 авария - это повреждение трубопровода тепловой сети, если в период отопительного сезона это привело к перерыву теплоснабжения объектов жилсоцкультбыта на срок 36 часов и более.
Суды установили, что письмами ОАО "КТК" от 09.07.2012 N 01-2888 и от 15.10.2012 N 01-4706, направленными в адрес заместителя главы Администрации, подтверждается, что во II и III кварталах 2012 года аварий на объектах, обслуживаемых Обществом, не было.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество проводило текущие (профилактические) ремонтные работы на основании графика их проведения. Работы проводились после гидравлических испытаний с целью устранения дефектов на тепловых сетях и не могут быть отнесены к аварийным.
В соответствии с пунктом 6.2.13 Правил N 115 в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона. Порядок проведений испытаний на прочность и плотность установлен в пункте 6.2.14 Правил, согласно которому испытываемый участок трубопровода отключается от действующих сетей; в самой высокой точке участка испытываемого трубопровода (после наполнения его водой и спуска воздуха) устанавливается пробное давление, которое плавно повышается в соответствии с нормативно-технической документацией на трубопровод, испытательное давление должно быть выдержано не менее 10 минут и затем снижено до рабочего. При этом подготовительные мероприятия заключаются только в отключении необходимого оборудования тепловых сетей, отключение водоснабжения жилых домов за 5 дней до даты проведения гидравлических испытаний не требуется.
Общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды установлены ГОСТ Р 51617-2000.
В соответствии с пунктом 4.12.3 ГОСТа Р 51617-2000 оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
В пункте 5.1.5 Правил N 170 предусмотрено, что рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, составляет 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", предъявляющими гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, также предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (пункт 3.1.11).
СанПиН 2.1.4.2496-09 в силу пункта 1.2 является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно пункту 6.2.7 Правил N 229 и пункту 6.145 Типовой инструкции N 285 графики ремонта тепловых сетей, отключение которых приводит к ограничению горячего водоснабжения в межотопительный период, должны быть согласованы с местными органами управления.
ОАО "КТК" 13.04.2012 направило в Администрацию письмо N 01-1527 о согласовании графика проведения испытаний магистральных тепловых сетей города Кирова на 2012 год.
В письме от 26.04.2012 N 4407-04-01 Администрация сообщила о согласовании графика проведения испытаний магистральных тепловых сетей при условии, если подключение Обществом горячего водоснабжения потребителям после окончания гидравлических испытаний и устранения дефектов на тепловых сетях будет производиться в соответствии с требованиями пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 (в срок не более 14 суток).
При таких обстоятельствах в случае превышения данного срока ОАО "КТК" обязано было согласовывать с Администрацией продление срока проведения работ по устранению дефектов.
В письмах от 22.06.2012, от 10.07.2012, от 17.07.2012, от 25.07.2012, от 01.08.2012, от 15.08.2012, от 29.08.2012, от 19.09.2012, от 09.10.2012, от 24.10.2012 Общество направляло в Администрацию ориентировочные графики устранения выявленных дефектов, при этом Администрация в письмах, направленных в Управление, сообщала, что названные графики не согласовывались, поскольку носили уведомительный характер и назывались ориентировочными. При этом Администрация также указала на то, что проводимые ОАО "КТК" работы по устранению дефектов являлись профилактическими, а сроки, указанные теплоснабжающей организацией в графиках, противоречат нормативно установленным.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что вопреки мнению Общества размещение соответствующих графиков на сайте Администрации в сети Интернет по причине невыполнения ОАО "КТК" предусмотренного письмом Администрации от 26.04.2012 N 4407-04-01 условия о соблюдении нормативных сроков не может свидетельствовать об их согласовании, поскольку осуществлялось исключительно с целью информирования населения, что также подтверждается письмом от 01.10.2012 N 10983-04-01, в котором Администрация также повторно напомнила Обществу о необходимости подключения горячего водоснабжения потребителям в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.2496-09.
Таким образом, довод ОАО "КТК" о том, что дефекты на тепловых сетях были устранены в пределах графиков, согласованных с Администрацией, является несостоятельным и противоречит материалам дела.
Несоблюдение Обществом сроков проведения работ нарушает право потребителей на бесперебойное получение коммунальной услуги надлежащего качества и право управляющих организаций при осуществлении ими предпринимательской деятельности в сфере оказания коммунальных услуг.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу о доказанности Управлением наличия в действиях ОАО "КТК" нарушения антимонопольного законодательства.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 06.10.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.12.2014 по делу N А28-3351/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания".
Возвратить открытому акционерному обществу "Кировская теплоснабжающая компания" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 06.02.2015 N 791.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)