Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен и объявлен 30 июня 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М.Ю.
Судей: Сухотиной В.М.
Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н. применением средств аудиозаписи
при участии:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11 апреля 2014 года по делу N А02-2270/2013 (судья Новикова О.Л.)
по иску Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 244775 руб. 50 коп. за счет казны
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о возмещении за счет казны Российской Федерации 244775 руб. 50 коп. убытков, выплаченных Республикой Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, пользующимся льготами.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин РФ в лице Управления Федерального казначейства о Республике Алтай подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным толкованием норм права.
По мнению апеллянта, истцом не представлено в материалы дела достаточных доказательств о ненадлежащем исполнении Российской Федерации обязательств по выделению субвенций в бюджет Республики Алтай и недофинансированности выделенных денежных средств для исполнения обязательств Республики перед педагогическими работниками, проживающими в сельской местности.
Апеллянт полагает, что обязательства Российской Федерации исполнены надлежащим образом.
Истец в отзыве ан апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, по искам прокурора в интересах педагогических работников, проживающих в сельской местности, Чойским районным судом Республики Алтай вынесены решения о взыскании с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу конкретных педагогических работников денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009, 2010 годы.
Удовлетворяя требования прокурора, суд признал обоснованными его доводы о том, что педагогические работники согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и пришел к выводу о наличии обязанности предоставления такой льготы у Республики Алтай в лице Минфина РА.
Решения суда вступили в законную силу и взыскателям выданы исполнительные листы, на основании которых по платежным поручениям Минфином РА на счета педагогов были перечислены денежные средства в общей сумме 244775 руб. 50 коп. с указанием в назначении платежа: возмещение расходов на оплату твердого топлива.
Полагая, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств республиканского бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств Российской Федерации, Министерство финансов РА, представляющее казну Республики Алтай, обратилось в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, правомерно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства финансов Республики Алтай 244 775 руб. 50 коп. в счет возмещения убытков в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10430/10 определена правовая позиция, согласно которой исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2010 N 240-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" разъяснено, что такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Социальная поддержка педагогических работников, проживающих в сельской местности, относится к расходным обязательствам федерального бюджета. Денежные средства предоставляются посредством перечисления субвенции в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
На основании статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации, подлежащих финансированию за счет средств бюджета субъекта, финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не относится, возмещение льгот отнесено к расходных обязательствам Российской Федерации.
Как верно установлено судом Материалами дела подтверждается размер расходов республиканского бюджета, понесенных в связи с выплатами педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, денежных средств по исполнительным листам, выданным Чойским районным судом Республики Алтай по делам N N 2-170/2012, 2-136/2012, 2-158/2012, 2-159/2012, 2-157/2012, 2-482/2012, 2-325/2012.
Факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, ответчиком не опровергнут.
По расчету истца для возмещения указанных расходов педагогических работников из республиканского бюджета было перечислено 244775 руб. 50 коп.
Данные расходы являются убытками истца и подлежат взысканию с Российской Федерации.
Указанные выводы соответствуют разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы апеллянта об исполнении Российской Федерацией своих обязательств, несостоятельны, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Судом установлен факт недофинансирования на спорную сумму.
Ответчик в нарушение норм статьи 65 АПК РФ, доказательств, подтверждающих, что в 2009 - 2010 из федерального бюджета поступило достаточно денежных средств Республике Алтай на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, предусмотренных Законом об образовании, в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11 апреля 2014 по делу N А02-2270/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
М.Ю.КАЙГОРОДОВА
Судьи
В.М.СУХОТИНА
Д.Г.ЯРЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 N 07АП-4887/14 ПО ДЕЛУ N А02-2270/2013
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. N 07АП-4887/14
Полный текст постановления изготовлен и объявлен 30 июня 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Кайгородовой М.Ю.
Судей: Сухотиной В.М.
Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н. применением средств аудиозаписи
при участии:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11 апреля 2014 года по делу N А02-2270/2013 (судья Новикова О.Л.)
по иску Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании 244775 руб. 50 коп. за счет казны
установил:
Министерство финансов Республики Алтай (далее - Минфин РА) обратилось в арбитражный суд к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о возмещении за счет казны Российской Федерации 244775 руб. 50 коп. убытков, выплаченных Республикой Алтай педагогическим работникам образовательных учреждений Республики Алтай, пользующимся льготами.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 11 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минфин РФ в лице Управления Федерального казначейства о Республике Алтай подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Апелляционная жалоба мотивирована ссылками на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным толкованием норм права.
По мнению апеллянта, истцом не представлено в материалы дела достаточных доказательств о ненадлежащем исполнении Российской Федерации обязательств по выделению субвенций в бюджет Республики Алтай и недофинансированности выделенных денежных средств для исполнения обязательств Республики перед педагогическими работниками, проживающими в сельской местности.
Апеллянт полагает, что обязательства Российской Федерации исполнены надлежащим образом.
Истец в отзыве ан апелляционную жалобу возражает против ее доводов, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в полном соответствии с требованиями статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены либо изменения исходя из следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, по искам прокурора в интересах педагогических работников, проживающих в сельской местности, Чойским районным судом Республики Алтай вынесены решения о взыскании с Минфина РА за счет казны Республики Алтай в пользу конкретных педагогических работников денежных средств для покрытия расходов, связанных с приобретением твердого топлива за 2009, 2010 годы.
Удовлетворяя требования прокурора, суд признал обоснованными его доводы о том, что педагогические работники согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и пришел к выводу о наличии обязанности предоставления такой льготы у Республики Алтай в лице Минфина РА.
Решения суда вступили в законную силу и взыскателям выданы исполнительные листы, на основании которых по платежным поручениям Минфином РА на счета педагогов были перечислены денежные средства в общей сумме 244775 руб. 50 коп. с указанием в назначении платежа: возмещение расходов на оплату твердого топлива.
Полагая, что расходы, возникшие в связи с выплатами за счет средств республиканского бюджета по исполнительным листам гражданам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, подлежат возмещению за счет средств Российской Федерации, Министерство финансов РА, представляющее казну Республики Алтай, обратилось в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, правомерно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай за счет казны Российской Федерации в пользу Министерства финансов Республики Алтай 244 775 руб. 50 коп. в счет возмещения убытков в связи с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений, проживающие в сельской местности, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 N 10430/10 определена правовая позиция, согласно которой исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2010 N 240-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" разъяснено, что такое правовое регулирование, закрепляющее конкретные меры социальной поддержки педагогических работников и относящее определение механизма их предоставления к ведению субъектов Российской Федерации, само по себе не противоречит конституционным предписаниям и не содержит какой-либо неопределенности.
Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не предусматривает финансирование этих льгот за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.
Социальная поддержка педагогических работников, проживающих в сельской местности, относится к расходным обязательствам федерального бюджета. Денежные средства предоставляются посредством перечисления субвенции в размере, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
На основании статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации, подлежащих финансированию за счет средств бюджета субъекта, финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не относится, возмещение льгот отнесено к расходных обязательствам Российской Федерации.
Как верно установлено судом Материалами дела подтверждается размер расходов республиканского бюджета, понесенных в связи с выплатами педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением, денежных средств по исполнительным листам, выданным Чойским районным судом Республики Алтай по делам N N 2-170/2012, 2-136/2012, 2-158/2012, 2-159/2012, 2-157/2012, 2-482/2012, 2-325/2012.
Факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, ответчиком не опровергнут.
По расчету истца для возмещения указанных расходов педагогических работников из республиканского бюджета было перечислено 244775 руб. 50 коп.
Данные расходы являются убытками истца и подлежат взысканию с Российской Федерации.
Указанные выводы соответствуют разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в Постановлении от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы апеллянта об исполнении Российской Федерацией своих обязательств, несостоятельны, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Судом установлен факт недофинансирования на спорную сумму.
Ответчик в нарушение норм статьи 65 АПК РФ, доказательств, подтверждающих, что в 2009 - 2010 из федерального бюджета поступило достаточно денежных средств Республике Алтай на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, предусмотренных Законом об образовании, в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции признает обжалуемое решение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 11 апреля 2014 по делу N А02-2270/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий
М.Ю.КАЙГОРОДОВА
Судьи
В.М.СУХОТИНА
Д.Г.ЯРЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)