Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Слемнева В.В. по доверенности от 31.12.2014 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2014 года по делу N А13-15978/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети" (ОГРН 1083525017740, ИНН 3525214880; место нахождения: 160019, город Вологда, улица Чернышевского, дом 27; далее - ООО "УК "ВИСиС", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886; ИНН 3525197602; место нахождения: 160000, город Вологда, улица М. Ульяновой, дом 6а; далее - Департамент) о признании недействительным предписания от 10.10.2014 N 366.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2014 года по делу N А13-15978/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "ВИСиС" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом Департамент не вправе был выдавать предписание юридическому лицу. Полагает также, что исходя из содержания договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного дома от 02.09.2013, а также договора на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения от 26.03.2014 N 1, общество действовало правомерно.
От Департамента отзыв на жалобу не поступил.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 11.09.2014 N 821 с целью проверки фактов, изложенных в обращении Фаниной В.П., Департаментом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК "ВИСиС" обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Вологодской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, в жилом доме, расположенной по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Вологодская, д. 8а, результаты которой отражены в акте проверки от 10.10.2014 N 366.
По результатам проверки обществу выдано также предписание от 10.10.2014 N 366, в котором отражено, что в ходе проведенной в период с 15.09.2014 по 10.10.2014 в рамках муниципального жилищного контроля внеплановой документарной проверки соблюдения требований жилищного законодательства ООО "УК "ВИСиС" установлено, что общество в соответствии с квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг за март, апрель, май, июнь, июль, август 2014 года нанимателям квартир N 22, 24, 27 в многоквартирном доме N 8а по улице Вологодской г. Вологды, начислена плата за установку узла учета тепловой энергии и замену розлива холодного водоснабжения.
Департамент пришел к выводу о нарушении ООО "УК "ВИСиС" при начислении указанной платы части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с этим предписал в срок до 15.11.2014 произвести за март, апрель, май, июль, август 2014 года перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей квартир N 22, 24 и 27 в многоквартирном доме N 8а по ул. Вологодской г. Вологды.
Не согласившись с этим предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Из положений статьи 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ решением Вологодской городской Думы от 27.09.2012 N 1276 утвержден Порядок организации осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Вологда", пунктом 2.1 которого определено, что муниципальный контроль осуществляется администрацией города Вологды через Департамент (далее - орган муниципального контроля).
Пунктом 2.8 Положения о департаменте, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, установлено, что к основным задачам департамента относится организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля в границах муниципального образования "Город Вологда", а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в пределах компетенции департамента.
Постановлением администрации города Вологды от 30.05.2013 N 4315 утвержден Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Вологда", согласно пункту 1.5.1 которого (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) при осуществлении муниципального жилищного контроля орган муниципального жилищного контроля, его должностные лица имеют право в том числе:
- - беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме - проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
- - выдавать физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания о прекращении нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу пункта 3.4.12 того же Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом и физическим лицом обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проверяющий одновременно с актом проверки готовит, подписывает и выдает индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, физическому лицу предписание по форме согласно приложению 2 к настоящему регламенту об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу части 1.1 статьи 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, законодателем органам местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля предоставлено право проводить внеплановые проверки деятельности управляющих компаний как в отношении муниципального жилищного фонда, так и в отношении иных видов жилищного фонда. При этом исключений, касающихся способа управления многоквартирным домом, из указанных выше положений не следует.
В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что в рамках муниципального жилищного контроля по обращению жильцов квартир N 22, 24, 27 дома N 8а по ул. Вологодской г. Вологды, Департаментом проведена внеплановая документарная проверка, что не противоречит изложенным нормам. Оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции Департамента.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что действовало на основании договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного дома от 02.09.2013, а также на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения от 26.03.2014 N 1. В связи с этим полагает, что начисляло плату за установку узла учета тепловой энергии и замену розлива холодного водоснабжения нанимателям указанных квартир правомерно.
С такой позицией суд первой инстанции обоснованно не согласился в связи со следующим.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В статье 63 ЖК РФ указано, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Статьями 65 и 67 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его надлежащее состояние, проводить текущий ремонт.
Наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 65 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В порядке части 1.1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:
1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В пункте 7 статьи 156 ЖК РФ указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Вологодская, д. 8а, на общем собрании 02.09.2013 избрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление.
Этим же решением собственники выбрали управляющую организацию для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома - ООО "УК "ВИСиС".
Согласно протоколу общего собрания собственников, нанимателей помещений в многоквартирном доме от 01.03.2014 N 1 принято решение выполнить работы по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения (замена розлива холодного водоснабжения на пластик), об утверждении стоимости работ в сумме 595 051 руб. 60 коп., утверждении порядка оплаты расходов путем направления денежных средств, собираемых собственниками, нанимателями жилых помещений в период с 01.03.2014 по 31.12.2014, на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, ни ЖК РФ, ни решение общего собрания от 01.03.2014, не предусматривают возможность взимания дополнительных платежей сверх платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Иной порядок оплаты расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме действующим жилищным законодательством также не предусмотрен.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36, подпункта "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 13 Правил N 491 предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо при непосредственном его управлении собственниками помещений изменение размера платы нанимателей осуществляется наймодателем в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из положений статей 154, 156 ЖК РФ, пунктов 28, 31 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил N 491).
В порядке части 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в который пунктом 18 включены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в частности, восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в связи с обращениями жильцов в названном многоквартирном доме в целях нормализации давления воды в системе холодного водоснабжения и обеспечения нормальной работы газовых колонок ООО "УК ВИСиС" проведены работы по ремонту системы холодного водоснабжения в доме. Кроме того, установлен прибор учета тепловой энергии в доме.
Работы по ремонту системы холодного водоснабжения в доме относятся к работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые оплачиваются собственниками и нанимателями жилых помещений за счет средств платы на содержание и текущий ремонт.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/2012, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи, органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из системного анализа положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 161 ЖК РФ, пункта 5, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил N 491 следует, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного в жилом доме, собственниками которого избран способ непосредственный способ управления, лежит на лицах, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пункта 2.4.2, пункта 6 приложения N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно пункту 6 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отметил, что возложение ООО "УК "ВИСиС" на нанимателей жилых помещений в квартирах N 22, 23 и 27 в многоквартирном жилом доме N 8а по ул. Вологодской г. Вологды обязанности по оплате расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, а также расходов по ремонту системы холодного водоснабжения сверх платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме является необоснованным, оспариваемое предписание правомерно выдано Департаментом.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным предписания Департамента от 10.10.2014 N 366 у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2014 года по делу N А13-15978/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2015 ПО ДЕЛУ N А13-15978/2014
Разделы:Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. по делу N А13-15978/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Слемнева В.В. по доверенности от 31.12.2014 N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2014 года по делу N А13-15978/2014 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети" (ОГРН 1083525017740, ИНН 3525214880; место нахождения: 160019, город Вологда, улица Чернышевского, дом 27; далее - ООО "УК "ВИСиС", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886; ИНН 3525197602; место нахождения: 160000, город Вологда, улица М. Ульяновой, дом 6а; далее - Департамент) о признании недействительным предписания от 10.10.2014 N 366.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2014 года по делу N А13-15978/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "УК "ВИСиС" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом Департамент не вправе был выдавать предписание юридическому лицу. Полагает также, что исходя из содержания договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного дома от 02.09.2013, а также договора на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения от 26.03.2014 N 1, общество действовало правомерно.
От Департамента отзыв на жалобу не поступил.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 11.09.2014 N 821 с целью проверки фактов, изложенных в обращении Фаниной В.П., Департаментом проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "УК "ВИСиС" обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Вологодской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, в жилом доме, расположенной по адресу: Вологодская область, г. Вологда, ул. Вологодская, д. 8а, результаты которой отражены в акте проверки от 10.10.2014 N 366.
По результатам проверки обществу выдано также предписание от 10.10.2014 N 366, в котором отражено, что в ходе проведенной в период с 15.09.2014 по 10.10.2014 в рамках муниципального жилищного контроля внеплановой документарной проверки соблюдения требований жилищного законодательства ООО "УК "ВИСиС" установлено, что общество в соответствии с квитанциями по оплате жилищно-коммунальных услуг за март, апрель, май, июнь, июль, август 2014 года нанимателям квартир N 22, 24, 27 в многоквартирном доме N 8а по улице Вологодской г. Вологды, начислена плата за установку узла учета тепловой энергии и замену розлива холодного водоснабжения.
Департамент пришел к выводу о нарушении ООО "УК "ВИСиС" при начислении указанной платы части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с этим предписал в срок до 15.11.2014 произвести за март, апрель, май, июль, август 2014 года перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей квартир N 22, 24 и 27 в многоквартирном доме N 8а по ул. Вологодской г. Вологды.
Не согласившись с этим предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Статьей 2 ЖК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Из положений статьи 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ решением Вологодской городской Думы от 27.09.2012 N 1276 утвержден Порядок организации осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Вологда", пунктом 2.1 которого определено, что муниципальный контроль осуществляется администрацией города Вологды через Департамент (далее - орган муниципального контроля).
Пунктом 2.8 Положения о департаменте, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512, установлено, что к основным задачам департамента относится организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля в границах муниципального образования "Город Вологда", а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в пределах компетенции департамента.
Постановлением администрации города Вологды от 30.05.2013 N 4315 утвержден Административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования "Город Вологда", согласно пункту 1.5.1 которого (в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) при осуществлении муниципального жилищного контроля орган муниципального жилищного контроля, его должностные лица имеют право в том числе:
- - беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников - жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме - проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
- - выдавать физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписания о прекращении нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В силу пункта 3.4.12 того же Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом и физическим лицом обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проверяющий одновременно с актом проверки готовит, подписывает и выдает индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу, физическому лицу предписание по форме согласно приложению 2 к настоящему регламенту об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ одним из оснований проведения внеплановой проверки поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки (в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу части 1.1 статьи 165 ЖК РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, указанных в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса общественных объединений, иных некоммерческих организаций о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. В случае если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, законодателем органам местного самоуправления в рамках осуществления муниципального жилищного контроля предоставлено право проводить внеплановые проверки деятельности управляющих компаний как в отношении муниципального жилищного фонда, так и в отношении иных видов жилищного фонда. При этом исключений, касающихся способа управления многоквартирным домом, из указанных выше положений не следует.
В рассматриваемом случае, из материалов дела следует, что в рамках муниципального жилищного контроля по обращению жильцов квартир N 22, 24, 27 дома N 8а по ул. Вологодской г. Вологды, Департаментом проведена внеплановая документарная проверка, что не противоречит изложенным нормам. Оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции Департамента.
Общество в апелляционной жалобе ссылается на то, что действовало на основании договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества спорного дома от 02.09.2013, а также на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения от 26.03.2014 N 1. В связи с этим полагает, что начисляло плату за установку узла учета тепловой энергии и замену розлива холодного водоснабжения нанимателям указанных квартир правомерно.
С такой позицией суд первой инстанции обоснованно не согласился в связи со следующим.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
В статье 63 ЖК РФ указано, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Статьями 65 и 67 ЖК РФ установлено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать его надлежащее состояние, проводить текущий ремонт.
Наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (часть 2 статьи 65 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В порядке части 1.1 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:
1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В пункте 7 статьи 156 ЖК РФ указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Вологда, ул. Вологодская, д. 8а, на общем собрании 02.09.2013 избрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление.
Этим же решением собственники выбрали управляющую организацию для оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома - ООО "УК "ВИСиС".
Согласно протоколу общего собрания собственников, нанимателей помещений в многоквартирном доме от 01.03.2014 N 1 принято решение выполнить работы по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения (замена розлива холодного водоснабжения на пластик), об утверждении стоимости работ в сумме 595 051 руб. 60 коп., утверждении порядка оплаты расходов путем направления денежных средств, собираемых собственниками, нанимателями жилых помещений в период с 01.03.2014 по 31.12.2014, на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии, по ремонту системы холодного водоснабжения.
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, ни ЖК РФ, ни решение общего собрания от 01.03.2014, не предусматривают возможность взимания дополнительных платежей сверх платы за наем, платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Иной порядок оплаты расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме действующим жилищным законодательством также не предусмотрен.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36, подпункта "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относится механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 13 Правил N 491 предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо при непосредственном его управлении собственниками помещений изменение размера платы нанимателей осуществляется наймодателем в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из положений статей 154, 156 ЖК РФ, пунктов 28, 31 Правил N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 29 Правил N 491).
В порядке части 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень), в который пунктом 18 включены общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в частности, восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, в связи с обращениями жильцов в названном многоквартирном доме в целях нормализации давления воды в системе холодного водоснабжения и обеспечения нормальной работы газовых колонок ООО "УК ВИСиС" проведены работы по ремонту системы холодного водоснабжения в доме. Кроме того, установлен прибор учета тепловой энергии в доме.
Работы по ремонту системы холодного водоснабжения в доме относятся к работам, необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые оплачиваются собственниками и нанимателями жилых помещений за счет средств платы на содержание и текущий ремонт.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/2012, жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи, органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Из системного анализа положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 161 ЖК РФ, пункта 5, подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил N 491 следует, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного в жилом доме, собственниками которого избран способ непосредственный способ управления, лежит на лицах, выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", пункта 2.4.2, пункта 6 приложения N 8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Согласно пункту 6 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отметил, что возложение ООО "УК "ВИСиС" на нанимателей жилых помещений в квартирах N 22, 23 и 27 в многоквартирном жилом доме N 8а по ул. Вологодской г. Вологды обязанности по оплате расходов на установку общедомового прибора учета тепловой энергии, а также расходов по ремонту системы холодного водоснабжения сверх платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме является необоснованным, оспариваемое предписание правомерно выдано Департаментом.
При таких обстоятельствах, оснований для признания недействительным предписания Департамента от 10.10.2014 N 366 у суда первой инстанции не имелось.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 декабря 2014 года по делу N А13-15978/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вологодские инженерные системы и сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
О.Б.РАЛЬКО
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)