Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилые дома, в которых проживают истцы, были признаны аварийными, включены в программу по переселению граждан из аварийного жилья. Несмотря на то, что данные дома признаны аварийными, мер по переселению жильцов домов не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шлейкин М.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Д. А*** А***, Д. И*** Ю***, Д. Л*** А***, Д. Е*** Н***, М. В*** В***, М. Н*** С***, М. А*** В***, Г. И*** М***, С. О*** М***, М. П*** С***, М. Т*** В***, Ф. А*** И***, С. С*** Ю***, С. М*** М***, М. В*** В***, Ф. С*** В***, Ф. Н*** А***, Ч. П*** Н***, К. З*** А***, П. Л*** К***, П. А*** А***, В. О*** А***, П. Н*** Г***, П. М*** Н***, Б. А*** А*** к администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области, администрации МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействии по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области предоставить Д. А*** А***, Д. И*** Ю***, Д. Л*** А***, Д. Е*** Н***, М. В*** В***, М. Н*** С***, М. А*** В***, С. С*** Ю***, С. М*** М***, Ф. С*** В***, Ф. Н*** А***, Ч. П*** Н***, П. Л*** К***, П.Б. А*** А***, В. О*** А***, П. Н*** Г***, П. М*** Н*** во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Обязать администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области выкупить у Г. И*** М***, С. О*** М***, М. П*** С***, М. Т*** В***, Ф. А*** И***, М. В*** В***, К. З*** А***, Б. А*** А*** принадлежащие им жилые помещения либо предоставить им в собственность другое благоустроенное жилое помещение (с зачетом выкупной стоимости жилых помещения в цену предоставляемых) в черте МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В остальной части исковое заявление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика МУ администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истцов Ф.Н.А., Б., К.Д., К.З., Д.А.А., П.Л., представителя истца П.Н. К.М., возражавших против доводов жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Д.А.А., Д.А.П., Д.И., Д.Л., Д.Е., М.В.В., М.Н., М.А., Г., С.О., М.П., М.Т., Ф.Т., Ф.Н.С., С.С., С.М.М., С.М.Г., Е., М.В.В., Ф.С., Ф.Н.А.., Ч., К.З., П.Л., П.А., В., П.Н., П.М., Б. к администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области о признании бездействий по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем.
В обоснование иска указал, что жилые дома N *** и N *** по ул. Р*** в п. Ц*** С*** района Ульяновской области, в которых проживают вышеуказанные граждане, были признаны аварийными. Указанные дома включены в областную и районную Программу по переселению граждан из аварийного жилья. Несмотря на то, что указанные дома признаны аварийными, мер по переселению жильцов домов не принято.
Прокурор просил суд признать бездействие администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области, выразившееся в не предоставлении гражданам пригодного для проживания жилья, незаконным и обязать обеспечить лиц, занимающих жилые помещения по договору найма жилого помещения, благоустроенным жильем, а у собственников жилых помещений выкупить квартиру либо представить другое благоустроенное жилье.
Определениями от 13.08.2014 и от 11.09.2014 суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков администрацию МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МУ администрация МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что принятое судом решение об удовлетворении заявленных требований в части возложения на администрацию обязанности предоставить жилые помещения в черте муниципального образования "Сенгилеевское городское поселение" не отвечает необходимому в соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ критерию, как нахождение в границах данного населенного пункта. Так, поселок Ц***, где расположены аварийные дома входит в территорию Сенгилеевского городского поселения.
Дело рассмотрено в отсутствии истцов Д.И., Д.Л., Д.Е., М.Н., М.А., М.В.В., С.М.Н., Ф.С., М.Т., М.П., Г., М.В.В., Ч., С.С., С.М.М., В., П.А., П.М., П.Н., Ф.А., представителей ответчиков Правительства Ульяновской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МУ администрации МО "Сенгилеевское городское поселение" Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что р.п. Ц*** входит в состав МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области.
В соответствии с заключениями межведомственной комиссии от 22.10.2007 года жилые дома N *** и N *** по ул. Р*** в р.п. Ц*** С*** района Ульяновской области были признаны аварийными и подлежащими сносу, поскольку проживание в таких домах не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан. Данный вывод межведомственной комиссии подтвержден заключением эксперта ООО "Экспертиза и оценка".
Более того, в непосредственной близости от домов N *** и N *** по ул. Р*** весной 2014 года произошли оползневые явления.
В связи с возможной чрезвычайной ситуацией, обусловленной оползневыми процессами в районе ул. Р***, 14.04.2014 года было проведено заседание Комиссии по чрезвычайной ситуации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области.
На заседании указанной Комиссии было принято решение о временном расселении жильцов в помещение клуба и школы.
Жильцам домов были направлены уведомления о необходимости переселиться из домов во временный пункт размещения (клуб) либо к родным и близким.
Также в связи с оползневыми процессами в районе ул. Р*** было проведено заседание Комиссии по чрезвычайной ситуации Правительства Ульяновской области, которой было принято решение о необходимости на период активных паводковых процессов организовать временное отселение жителей аварийных домов с дальнейшей проработкой предоставления социального жилья.
Из геологического заключения ООО "Симбирская группа компьютерного моделирования", составленному по материалу обследования, следует, что в связи с активизацией оползневых процессов в районе домов N *** и N *** по ул. Р*** рекомендуется отселение жильцов данных домов.
Жильцам домов были направлены уведомления о необходимости переселиться из домов во временный пункт размещения (клуб) либо к родным и близким.
Муниципальной адресной Программой "Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования "Сенгилеевское городское поселение" из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" N *** от 30.05.2013 предусмотрено расселение жильцов из многоквартирных жилых домов N N *** и *** по ул. Р*** пос. Ц*** С*** района.
Указанной Программой предусмотрено предоставление гражданам, переселяемых из жилых помещений аварийного жилищного фонда, и занимаемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. ст. 86 и 89 ЖК РФ жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, равнозначные по общей площади, ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящиеся в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, или с письменного согласия граждан в границах другого населенного пункта Ульяновской области.
Собственнику жилого помещения взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, предоставляется иное жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по договору мены, при этом выкупная цена формируется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
В аварийных домах проживают граждане, занимающие жилые помещения как по договору социального найма, заключенного с администрацией МО "Сенгилеевское городское поселение", так и собственники жилых помещений.
Несмотря на принятия в 2007 года межведомственной комиссией решений о признании многоквартирных домов аварийными и на нахождение данных домов в оползневой зоне, до настоящего времени жильцы данных домов не обеспечены пригодным для проживания жильем.
Таким образом, проживание граждан в вышеназванных многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и находящихся в оползневой зоне, представляет опасность для их жизни и здоровья и, безусловно, нарушает права данных граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
В силу ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
01.11.2012 Советом депутатов третьего созыва МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области принято решение о ликвидации муниципального учреждения МО "Сенгилеевское городское поселение".
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Таким образом, при ликвидации администрации городского поселения их полномочия возлагаются на существующую администрацию муниципального района.
В силу статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Руководствуясь названными нормами закона, на основании установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что жилые помещения, которые в настоящее время занимают истцы Д.А.А., Д.И., Д.Л., Д.Е., М.В.В., М.Н., М.А., С.С., С.М.М., Ф.С., Ф.Н.А., Ч., П.Л., П.А., В., П.Н., П.М., непригодны для проживания, иного жилого помещения истцы не имеют, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на МУ администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области обязанности по предоставлению вышеназванным гражданам вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящемуся в черте муниципального образования "Сенгилеевский район".
Обеспечение же жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется исходя из следующего.
Так, в соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно обязал администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области выкупить у Г., С.О., М.П., М.Т., Ф.А., М.В.В., К.З., Б. принадлежащее им жилые помещения либо предоставить им в собственность другое благоустроенное жилое помещение (с зачетом выкупной стоимости жилых помещения в цену предоставляемых) в черте МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Доводы апелляционной о том, что суд неправомерно обязал МУ администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области обеспечить истцов жилыми помещениями в муниципальном образовании Сенгилеевское городское поселение, поскольку понятие "населенный пункт" по смыслу ст. ст. 86 и 89 ЖК РФ не соответствует понятию территория городского поселения, поскольку последняя включает в себя несколько населенных пунктов, в том числе и пос. Ц***, где расположены аварийные дома, являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Поскольку в муниципальное образование входят город Сенгилей и пос. Ц***, соответственно предоставление жилых помещений гражданам при переселении из аварийного жилья в любом из указанных населенных пунктов не повлечет нарушение прав граждан, т.к. они расположены в пределах одной административной единицы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья суд правильно исходил из того, что ответчиком предпринимались возможные меры к переселению граждан из аварийного жилья.
Решение в данной части не оспаривается.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4816/2014Г.
Требование: О признании бездействий незаконными, об обязании обеспечить благоустроенным жильем.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилые дома, в которых проживают истцы, были признаны аварийными, включены в программу по переселению граждан из аварийного жилья. Несмотря на то, что данные дома признаны аварийными, мер по переселению жильцов домов не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N 33-4816/2014г.
Судья Шлейкин М.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной Л.В.
судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального учреждения администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2014 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Д. А*** А***, Д. И*** Ю***, Д. Л*** А***, Д. Е*** Н***, М. В*** В***, М. Н*** С***, М. А*** В***, Г. И*** М***, С. О*** М***, М. П*** С***, М. Т*** В***, Ф. А*** И***, С. С*** Ю***, С. М*** М***, М. В*** В***, Ф. С*** В***, Ф. Н*** А***, Ч. П*** Н***, К. З*** А***, П. Л*** К***, П. А*** А***, В. О*** А***, П. Н*** Г***, П. М*** Н***, Б. А*** А*** к администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области, администрации МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействии по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области предоставить Д. А*** А***, Д. И*** Ю***, Д. Л*** А***, Д. Е*** Н***, М. В*** В***, М. Н*** С***, М. А*** В***, С. С*** Ю***, С. М*** М***, Ф. С*** В***, Ф. Н*** А***, Ч. П*** Н***, П. Л*** К***, П.Б. А*** А***, В. О*** А***, П. Н*** Г***, П. М*** Н*** во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Обязать администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области выкупить у Г. И*** М***, С. О*** М***, М. П*** С***, М. Т*** В***, Ф. А*** И***, М. В*** В***, К. З*** А***, Б. А*** А*** принадлежащие им жилые помещения либо предоставить им в собственность другое благоустроенное жилое помещение (с зачетом выкупной стоимости жилых помещения в цену предоставляемых) в черте МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В остальной части исковое заявление прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика МУ администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истцов Ф.Н.А., Б., К.Д., К.З., Д.А.А., П.Л., представителя истца П.Н. К.М., возражавших против доводов жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Д.А.А., Д.А.П., Д.И., Д.Л., Д.Е., М.В.В., М.Н., М.А., Г., С.О., М.П., М.Т., Ф.Т., Ф.Н.С., С.С., С.М.М., С.М.Г., Е., М.В.В., Ф.С., Ф.Н.А.., Ч., К.З., П.Л., П.А., В., П.Н., П.М., Б. к администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области о признании бездействий по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья незаконными и об обязании обеспечить указанных лиц благоустроенным жильем.
В обоснование иска указал, что жилые дома N *** и N *** по ул. Р*** в п. Ц*** С*** района Ульяновской области, в которых проживают вышеуказанные граждане, были признаны аварийными. Указанные дома включены в областную и районную Программу по переселению граждан из аварийного жилья. Несмотря на то, что указанные дома признаны аварийными, мер по переселению жильцов домов не принято.
Прокурор просил суд признать бездействие администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области, выразившееся в не предоставлении гражданам пригодного для проживания жилья, незаконным и обязать обеспечить лиц, занимающих жилые помещения по договору найма жилого помещения, благоустроенным жильем, а у собственников жилых помещений выкупить квартиру либо представить другое благоустроенное жилье.
Определениями от 13.08.2014 и от 11.09.2014 суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков администрацию МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МУ администрация МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что принятое судом решение об удовлетворении заявленных требований в части возложения на администрацию обязанности предоставить жилые помещения в черте муниципального образования "Сенгилеевское городское поселение" не отвечает необходимому в соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ критерию, как нахождение в границах данного населенного пункта. Так, поселок Ц***, где расположены аварийные дома входит в территорию Сенгилеевского городского поселения.
Дело рассмотрено в отсутствии истцов Д.И., Д.Л., Д.Е., М.Н., М.А., М.В.В., С.М.Н., Ф.С., М.Т., М.П., Г., М.В.В., Ч., С.С., С.М.М., В., П.А., П.М., П.Н., Ф.А., представителей ответчиков Правительства Ульяновской области, Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, МУ администрации МО "Сенгилеевское городское поселение" Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что р.п. Ц*** входит в состав МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области.
В соответствии с заключениями межведомственной комиссии от 22.10.2007 года жилые дома N *** и N *** по ул. Р*** в р.п. Ц*** С*** района Ульяновской области были признаны аварийными и подлежащими сносу, поскольку проживание в таких домах не обеспечивает безопасность жизни и здоровья граждан. Данный вывод межведомственной комиссии подтвержден заключением эксперта ООО "Экспертиза и оценка".
Более того, в непосредственной близости от домов N *** и N *** по ул. Р*** весной 2014 года произошли оползневые явления.
В связи с возможной чрезвычайной ситуацией, обусловленной оползневыми процессами в районе ул. Р***, 14.04.2014 года было проведено заседание Комиссии по чрезвычайной ситуации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области.
На заседании указанной Комиссии было принято решение о временном расселении жильцов в помещение клуба и школы.
Жильцам домов были направлены уведомления о необходимости переселиться из домов во временный пункт размещения (клуб) либо к родным и близким.
Также в связи с оползневыми процессами в районе ул. Р*** было проведено заседание Комиссии по чрезвычайной ситуации Правительства Ульяновской области, которой было принято решение о необходимости на период активных паводковых процессов организовать временное отселение жителей аварийных домов с дальнейшей проработкой предоставления социального жилья.
Из геологического заключения ООО "Симбирская группа компьютерного моделирования", составленному по материалу обследования, следует, что в связи с активизацией оползневых процессов в районе домов N *** и N *** по ул. Р*** рекомендуется отселение жильцов данных домов.
Жильцам домов были направлены уведомления о необходимости переселиться из домов во временный пункт размещения (клуб) либо к родным и близким.
Муниципальной адресной Программой "Переселение граждан, проживающих на территории муниципального образования "Сенгилеевское городское поселение" из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", утвержденной постановлением главы администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" N *** от 30.05.2013 предусмотрено расселение жильцов из многоквартирных жилых домов N N *** и *** по ул. Р*** пос. Ц*** С*** района.
Указанной Программой предусмотрено предоставление гражданам, переселяемых из жилых помещений аварийного жилищного фонда, и занимаемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. ст. 86 и 89 ЖК РФ жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, равнозначные по общей площади, ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным жилищным законодательством требованиям и находящиеся в черте населенного пункта, в котором расположен аварийный многоквартирный дом, или с письменного согласия граждан в границах другого населенного пункта Ульяновской области.
Собственнику жилого помещения взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, предоставляется иное жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по договору мены, при этом выкупная цена формируется в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
В аварийных домах проживают граждане, занимающие жилые помещения как по договору социального найма, заключенного с администрацией МО "Сенгилеевское городское поселение", так и собственники жилых помещений.
Несмотря на принятия в 2007 года межведомственной комиссией решений о признании многоквартирных домов аварийными и на нахождение данных домов в оползневой зоне, до настоящего времени жильцы данных домов не обеспечены пригодным для проживания жильем.
Таким образом, проживание граждан в вышеназванных многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и находящихся в оползневой зоне, представляет опасность для их жизни и здоровья и, безусловно, нарушает права данных граждан на благоприятные и безопасные условия проживания.
В силу ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
01.11.2012 Советом депутатов третьего созыва МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области принято решение о ликвидации муниципального учреждения МО "Сенгилеевское городское поселение".
В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Таким образом, при ликвидации администрации городского поселения их полномочия возлагаются на существующую администрацию муниципального района.
В силу статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, когда жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно части 1 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Руководствуясь названными нормами закона, на основании установленных по делу обстоятельств, с учетом того, что жилые помещения, которые в настоящее время занимают истцы Д.А.А., Д.И., Д.Л., Д.Е., М.В.В., М.Н., М.А., С.С., С.М.М., Ф.С., Ф.Н.А., Ч., П.Л., П.А., В., П.Н., П.М., непригодны для проживания, иного жилого помещения истцы не имеют, районный суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на МУ администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области обязанности по предоставлению вышеназванным гражданам вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящемуся в черте муниципального образования "Сенгилеевский район".
Обеспечение же жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется исходя из следующего.
Так, в соответствии с положениями частей 10 - 12 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 названной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно обязал администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области выкупить у Г., С.О., М.П., М.Т., Ф.А., М.В.В., К.З., Б. принадлежащее им жилые помещения либо предоставить им в собственность другое благоустроенное жилое помещение (с зачетом выкупной стоимости жилых помещения в цену предоставляемых) в черте МО "Сенгилеевское городское поселение" Сенгилеевского района Ульяновской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Доводы апелляционной о том, что суд неправомерно обязал МУ администрацию МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области обеспечить истцов жилыми помещениями в муниципальном образовании Сенгилеевское городское поселение, поскольку понятие "населенный пункт" по смыслу ст. ст. 86 и 89 ЖК РФ не соответствует понятию территория городского поселения, поскольку последняя включает в себя несколько населенных пунктов, в том числе и пос. Ц***, где расположены аварийные дома, являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Поскольку в муниципальное образование входят город Сенгилей и пос. Ц***, соответственно предоставление жилых помещений гражданам при переселении из аварийного жилья в любом из указанных населенных пунктов не повлечет нарушение прав граждан, т.к. они расположены в пределах одной административной единицы.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области по не предоставлению гражданам пригодного для проживания жилья суд правильно исходил из того, что ответчиком предпринимались возможные меры к переселению граждан из аварийного жилья.
Решение в данной части не оспаривается.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУ администрации МО "Сенгилеевский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)