Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОАО "Энергосбыт Плюс"): Митряев Е.О., паспорт, доверенность от 29.09.2014;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОАО "Энергосбыт Плюс")
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики,
принятое в порядке упрощенного производства,
от 15 сентября 2014 года
по делу N А71-8210/2014, принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
об оспаривании постановления,
установил:
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - административный орган, Управление) от 25.06.2014 N 1228 о назначении наказания в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление по делу об административном правонарушении признано незаконным в части назначения штрафа в размере, превышающем 20 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, общество ссылается на ошибочность вывода суда о том, что ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, поскольку, исходя из п. 14, подп. "б" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальных услуг, если не заключен договор на поставку соответствующего коммунального ресурса между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, выразившийся в выставлении платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Административный орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на незаконности оспариваемого решения суда первой инстанции и просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство и в порядке ст. 48 АПК РФ определил ходатайство удовлетворить и произвести замену заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс".
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения потребителя, проживающего по адресу: <...>, относительно незаконного начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды Управлением в отношении общества 30.04.2014 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В результате административного расследования было установлено, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" осуществляет начисление и сбор платежей за электроэнергию, используемую в местах общего пользования, а также электрическую энергию, потребленную гражданами, проживающими в жилых помещения многоквартирного дома N 56 по ул. Труда г. Ижевска. Общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг, предъявляет потребителям к оплате платежный документ, содержащий вид услуги - "электроэнергия ОДН".
По данному факту 30.05.2014 Управлением Роспотребнадзора по УР составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
25.06.2014 административным органом вынесено постановление N 1228 о привлечении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление по делу об административном правонарушении изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен судом до 20 000 рублей. В остальной части требований обществу отказано.
По существу спора суд пришел к выводам о законности привлечения общества к административной ответственности и недоказанности административным органом оснований для наложения административного штрафа в повышенном (по сравнению с минимальным наказанием) размере.
Проверив доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, суд полагает, что имеются основания для отмены принятого по делу судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" выставляет счета на оплату электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, жильцам дома, расположенного по адресу: <...>.
Судом первой инстанции установлено также, что собственниками многоквартирного дома по адресу: <...> выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО "Уралоптторг - ЖРП" по договору управления от 01.04.2012.
На основании чего судом первой инстанции сделан вывод о том, что собственниками жилых помещений в спорных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "Уралоптторг - ЖРП" и в данном случае именно ООО "Уралоптторг - ЖРП" будет являться исполнителем коммунальных услуг, именно управляющая компания имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. Таким образом, заявитель выступает в спорных правоотношениях как ресурсоснабжающая организация и не может быть признан исполнителем коммунальных услуг.
Суд также указывает в своем решении, что факт не заключения договора энергоснабжения ООО "Уралоптторг - ЖРП" с ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и вины в действиях заявителя, поскольку Жилищным кодексом РФ не ставится возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации в зависимость от наличия или отсутствия договора энергоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.
По изложенным мотивам суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение законодательно установленного порядка общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования собственникам жилых помещений, тем самым вводит потребителей в заблуждение, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и представленные в дело доказательства, считает указанные выводы ошибочными на следующих основаниях.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Кроме того, пункт 8 Правил N 354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
В пункте 14 Правил N 354 указано, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из содержания приведенных норм Правил N 354 следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Управляющие организации являются исполнителями соответствующей коммунальной услуги с момента заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунального ресурса.
Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Апелляционный суд считает, что такое толкование взаимосвязи норм Правил N 354 основано на позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116.
Апелляционным судом установлено, что вопрос о наличии договорных отношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией (заявителем) при вынесении постановления административным органом не исследован.
Между тем, из материалов дела следует, что указанный договор не заключался. Так общество в письме от 12.05.2014 N 11483 (л.д. 46) указывает, что на момент рассмотрения Управлением административного дела договор электроснабжения между обществом и управляющей компанией многоквартирным домом N 56 по ул. Труда г. Ижевска не заключался.
При таких обстоятельствах, без установления исполнителя коммунальной услуги электроснабжения вывод административного органа о том, что ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг и не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, является недоказанным и ошибочным.
Апелляционный суд полагает, что административным органом неполно исследованы обстоятельства дела, в связи с чем сделаны ошибочные выводы в постановлении относительно доказанности состава административного правонарушения.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе общества о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, нашли свое подтверждение в материалах дела.
Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положения части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Апелляционный суд по изложенным мотивам на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ отменяет решение суда первой инстанции, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и ст. 211 АПК РФ признает незаконным и отменяет оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 25.06.2014 N 1228, удовлетворяя жалобу общества.
Руководствуясь статьями 48, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести замену заявителя с ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824).
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 15 сентября 2014 года по делу N А71-8210/2014 отменить.
Признать постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 26.06.2014 N 1228 о привлечении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 21 000 рублей незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2014 N 17АП-14070/2014-АКУ ПО ДЕЛУ N А71-8210/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2014 г. N 17АП-14070/2014-АКу
Дело N А71-8210/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОАО "Энергосбыт Плюс"): Митряев Е.О., паспорт, доверенность от 29.09.2014;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике: не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОАО "Энергосбыт Плюс")
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики,
принятое в порядке упрощенного производства,
от 15 сентября 2014 года
по делу N А71-8210/2014, принятое судьей Иютиной О.В.,
по заявлению ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ОГРН 1051802500023, ИНН 1835062930)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (ОГРН 1051802206389, ИНН 1835064045)
об оспаривании постановления,
установил:
ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - административный орган, Управление) от 25.06.2014 N 1228 о назначении наказания в виде штрафа в размере 21 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление по делу об административном правонарушении признано незаконным в части назначения штрафа в размере, превышающем 20 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, общество ссылается на ошибочность вывода суда о том, что ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, поскольку, исходя из п. 14, подп. "б" п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), ресурсоснабжающая организация выступает исполнителем коммунальных услуг, если не заключен договор на поставку соответствующего коммунального ресурса между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, выразившийся в выставлении платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Административный орган письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Присутствовавший в судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на незаконности оспариваемого решения суда первой инстанции и просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство и в порядке ст. 48 АПК РФ определил ходатайство удовлетворить и произвести замену заявителя ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс".
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения потребителя, проживающего по адресу: <...>, относительно незаконного начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды Управлением в отношении общества 30.04.2014 было возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование.
В результате административного расследования было установлено, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" осуществляет начисление и сбор платежей за электроэнергию, используемую в местах общего пользования, а также электрическую энергию, потребленную гражданами, проживающими в жилых помещения многоквартирного дома N 56 по ул. Труда г. Ижевска. Общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг, предъявляет потребителям к оплате платежный документ, содержащий вид услуги - "электроэнергия ОДН".
По данному факту 30.05.2014 Управлением Роспотребнадзора по УР составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
25.06.2014 административным органом вынесено постановление N 1228 о привлечении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, постановление по делу об административном правонарушении изменено в части назначения наказания, размер штрафа снижен судом до 20 000 рублей. В остальной части требований обществу отказано.
По существу спора суд пришел к выводам о законности привлечения общества к административной ответственности и недоказанности административным органом оснований для наложения административного штрафа в повышенном (по сравнению с минимальным наказанием) размере.
Проверив доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, суд полагает, что имеются основания для отмены принятого по делу судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" выставляет счета на оплату электрической энергии, потребленной в местах общего пользования, жильцам дома, расположенного по адресу: <...>.
Судом первой инстанции установлено также, что собственниками многоквартирного дома по адресу: <...> выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - ООО "Уралоптторг - ЖРП" по договору управления от 01.04.2012.
На основании чего судом первой инстанции сделан вывод о том, что собственниками жилых помещений в спорных домах в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации" выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "Уралоптторг - ЖРП" и в данном случае именно ООО "Уралоптторг - ЖРП" будет являться исполнителем коммунальных услуг, именно управляющая компания имеет право взимать плату за оказанные услуги электроснабжения в местах общего пользования. Таким образом, заявитель выступает в спорных правоотношениях как ресурсоснабжающая организация и не может быть признан исполнителем коммунальных услуг.
Суд также указывает в своем решении, что факт не заключения договора энергоснабжения ООО "Уралоптторг - ЖРП" с ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и вины в действиях заявителя, поскольку Жилищным кодексом РФ не ставится возможность внесения оплаты жителями многоквартирных домов при выборе способа управления домом управляющей компанией непосредственно ресурсоснабжающей организации в зависимость от наличия или отсутствия договора энергоснабжения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией.
По изложенным мотивам суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение законодательно установленного порядка общество, не являясь исполнителем коммунальных услуг, необоснованно предъявляет плату за электроэнергию в местах общего пользования собственникам жилых помещений, тем самым вводит потребителей в заблуждение, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и представленные в дело доказательства, считает указанные выводы ошибочными на следующих основаниях.
Статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1); способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3); управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 Кодекса (часть 12).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Кроме того, пункт 8 Правил N 354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил, т.е. как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 Правил.
В пункте 14 Правил N 354 указано, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из содержания приведенных норм Правил N 354 следует, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов, в соответствии с Правилами.
Управляющие организации являются исполнителями соответствующей коммунальной услуги с момента заключения договора с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунального ресурса.
Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Апелляционный суд считает, что такое толкование взаимосвязи норм Правил N 354 основано на позиции, изложенной в решении Верховного Суда РФ от 13.01.2014 N АКПИ13-1116.
Апелляционным судом установлено, что вопрос о наличии договорных отношений между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией (заявителем) при вынесении постановления административным органом не исследован.
Между тем, из материалов дела следует, что указанный договор не заключался. Так общество в письме от 12.05.2014 N 11483 (л.д. 46) указывает, что на момент рассмотрения Управлением административного дела договор электроснабжения между обществом и управляющей компанией многоквартирным домом N 56 по ул. Труда г. Ижевска не заключался.
При таких обстоятельствах, без установления исполнителя коммунальной услуги электроснабжения вывод административного органа о том, что ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг и не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, является недоказанным и ошибочным.
Апелляционный суд полагает, что административным органом неполно исследованы обстоятельства дела, в связи с чем сделаны ошибочные выводы в постановлении относительно доказанности состава административного правонарушения.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе общества о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, нашли свое подтверждение в материалах дела.
Отсутствие (недоказанность) события, состава административного правонарушения в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положения части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Апелляционный суд по изложенным мотивам на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ отменяет решение суда первой инстанции, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и ст. 211 АПК РФ признает незаконным и отменяет оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 25.06.2014 N 1228, удовлетворяя жалобу общества.
Руководствуясь статьями 48, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Произвести замену заявителя с ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" (ИНН 1835062930) на правопреемника ОАО "Энергосбыт Плюс" в лице Удмуртского филиала ОАО "Энергосбыт Плюс" (ИНН 5612042824).
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятое в порядке упрощенного производства, от 15 сентября 2014 года по делу N А71-8210/2014 отменить.
Признать постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 26.06.2014 N 1228 о привлечении ОАО "Удмуртская энергосбытовая компания" к административной ответственности по ст. 14.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 21 000 рублей незаконным и отменить.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)