Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Касянчук Е.С.
при секретаре К.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 08 декабря 2014 г. по иску Р.М.И. к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
установила:
Р.М.И. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "КЭСК"), указав о том, что является собственником квартиры по адресу: <...>. Многоквартирный дом, в котором проживает истец, оснащен коллективным прибором учета электроэнергии, во всех помещениях установлены индивидуальные приборы учета. С 01.09.2012 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), были внесены изменения, налагающие ограничения на максимально возможный объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, который может быть предъявлен к оплате собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления. Такой порядок расчетов не распространяется на случаи, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома <...> способом управления выбрано управление управляющей организацией, с которой заключен соответствующий договор управления, ОАО "КЭСК" не является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению. Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по предоставлению электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, за период с <...> года на сумму <...> руб., обязать все дальнейшие начисления на оплату данной коммунальной услуги осуществлять с учетом ограничения предельного размера платежа, налагаемого п. 44 Правил в новой редакции.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21.01.2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15.04.2014, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 24.09.2014 решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21.01.2014 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15.04.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП "Центр Муниципальных расчетов МО "Костомукшский городской округ" (далее - МУП "ЦМР").
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким судебным постановлением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с заключенным между управляющей и ресурсоснабжающей организациями агентским договором <...> от <...> ОАО "КЭСК" по поручению МУП "ЦМР" обеспечивает предоставление коммунальной услуги - электроснабжение в части поставки коммунального ресурса (электроэнергии) в интересах потребителей многоквартирного дома <...>, в отношении которого принципал является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем между управляющей организацией и ответчиком фактически сложились отношения, отвечающие условиям договора энергоснабжения. Поскольку исполнителем коммунальной услуги является МУП "ЦМР", оплата электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должна производиться в объеме, определяемом исходя из нормативов потребления.
В возражениях на апелляционную жалобу ОАО "КЭСК" просит решение суда оставить без изменения, указывает на то, что является исполнителем коммунальной услуги - энергоснабжение в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном доме <...>. Заключенный между ОАО "КЭСК" и МУП "ЦМР" агентский договор не содержит условий, характерных для договора энергоснабжения, в силу чего таковым признан быть не может. Следовательно, плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, правомерно взимается ответчиком, исходя из фактического потребления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Р.М.И. и его представитель П.И.А., апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель ОАО "КЭСК" Ю.Е.А., действующая на основании доверенности, по доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - МУП "ЦМР" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Р.М.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление данным многоквартирным домом на основании договора управления N <...> от <...>, заключенного с собственниками помещений, осуществляет МУП "ЦМР".
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, именно она в соответствии с действующим законодательством является исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Договор ресурсоснабжения между МУП "ЦМР" и ОАО "КЭСК" не заключен. При этом, <...> управляющей организацией с ответчиком заключен агентский договор N <...> по условиям которого МУП "ЦМР" поручило ОАО "КЭСК" в интересах обслуживаемых МУП "ЦМР" потребителей обеспечить предоставление коммунальной услуги - электроснабжение в части поставки коммунального ресурса (электрической энергии) гражданам-потребителям, являющимся собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в доме, в котором проживает истец.
С <...> года ОАО "КЭСК" Р.М.И. направлялись счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды.
Согласно абз. 2, 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Установленный абз. 2, 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данными Правилам.
Таким образом, размер оплаты потребителями за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит того, является ли исполнитель коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией или нет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Р.М.И., суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие договора ресурсоснабжения, заключенного между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, ОАО "КЭСК" является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, а заключенный МУП "ЦМР" и ответчиком агентский договор от <...> договором ресурсоснабжения признан быть не может, поскольку не отвечает условиям такого договора, предусмотренным ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, так как поставка электроэнергии ОАО "КЭСК" управляющей организации по нему не производится, МУП "ЦМР" данный ресурс у ответчика не приобретает.
Между тем, с выводами суда о том, что МУП "ЦМР" не является исполнителем коммунальной услуги - энергоснабжение в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном доме <...> и истцу в спорный период плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обоснованно начислялась без учета объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления, судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Из содержания агентского договора N <...> от <...>, заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями, следует, что на его основании осуществляется энергоснабжение дома, в котором проживает истец.
В соответствии с п. 1.1 данного договора МУП "ЦМС" (принципал) поручает, а ОАО "КЭСК" (агент) принимает на себя обязательство за вознаграждение от своего имени и за счет принципала, в интересах обслуживаемых принципалом потребителей обеспечить предоставление коммунальной услуги - электроснабжение в части поставки коммунального ресурса (электрической энергии), гражданам-потребителям, являющимся собственниками (нанимателями) жилых помещений в том числе в многоквартирном доме <...>, в отношении которых принципал является исполнителем коммунальной услуги.
На основании п. 4.1 данного договора агент несет ответственность перед потребителями за надежность снабжения электрической энергией и ее качество до границы балансовой принадлежности электрических сетей и внутридомовых электрических сетей. Принципал несет ответственность перед потребителями за надежность снабжения электрической энергией и ее качество от границы балансовой принадлежности электрических сетей и внутридомовых электрических сетей. Пунктами 2.1.2 - 2.1.6, 2.1.10, 2.1.11, 3.1 - 3.4 договора определен порядок не только оплаты агентского вознаграждения, но и всех взаимных расчетов сторон, в том числе порядок оплаты за поставленную электрическую энергию.
Из содержания ст. ст. 154, 155, 162 Жилищного кодекса РФ следует, что управляющая организация является кредитором в обязательстве по внесению платы за потребленные коммунальные услуги (в том числе электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды), и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Передача ресурсоснабжающей организации права на получение платы за потребленную проживающими в многоквартирном доме гражданами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей помещений в таком доме означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по оплате потребленной энергии.
Поскольку такое право неразрывно не связано с личностью кредитора, его передача не противоречит закону, не нарушает права собственников и нанимателей, поскольку такое право первоначального кредитора перешло к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, то есть размер платы, сроки и порядок ее внесения не изменились, что соответствует ст. 384 Гражданского кодекса РФ.
Анализ изложенного позволяет прийти к выводу о том, что в соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ агентский договор содержит в себе условия, характерные для договора энергоснабжения, как то: обязательство поставлять электрическую энергию, разделение ответственности сторон в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, порядок оплаты за поставленную электрическую энергию.
В соответствии с пп. "в" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг их исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 20 настоящих Правил.
Во исполнение указанной обязанности МУП "ЦМС" с <...> <...> заключен договор N <...> на техническое, аварийное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, в том числе дома <...>, что дополнительно подтверждает статус МУП "ЦМР" как исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению.
Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса РФ подлежат квалификации как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. МУП "ЦМР" в связи с этим может быть признано выполняющим функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах порядок оплаты истцом электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должен производиться с учетом объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления, в связи с чем требования Р.М.И. о перерасчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды за период с <...> года в размере <...> руб. подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения иных требований истца судом апелляционной инстанции не усматривается с учетом его пояснений об оплате соответствующей коммунальной услуги в исчисленном ОАО "КЭСК" размере в последующий период, принимая во внимание, что защита нарушенного права может быть осуществлена истцом путем взыскания излишне уплаченных денежных сумм.
С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Р.М.И. о выполнении перерасчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с <...> года подлежит отмене в соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с принятием в этой части нового решения об удовлетворении иска. В остальной части решение надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15 января 2015 г. по настоящему делу отменить в части.
Принять по делу новое решение об удовлетворении иска Р.М.И. к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" в части.
Обязать открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" произвести Р.М.И. перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с <...> года, в сумме <...> руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 13.03.2015 ПО ДЕЛУ N 33-975/2015
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 г. по делу N 33-975/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Слиж Н.Ю., Касянчук Е.С.
при секретаре К.С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 08 декабря 2014 г. по иску Р.М.И. к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия
установила:
Р.М.И. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "КЭСК"), указав о том, что является собственником квартиры по адресу: <...>. Многоквартирный дом, в котором проживает истец, оснащен коллективным прибором учета электроэнергии, во всех помещениях установлены индивидуальные приборы учета. С 01.09.2012 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), были внесены изменения, налагающие ограничения на максимально возможный объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, который может быть предъявлен к оплате собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления. Такой порядок расчетов не распространяется на случаи, когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома <...> способом управления выбрано управление управляющей организацией, с которой заключен соответствующий договор управления, ОАО "КЭСК" не является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению. Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по предоставлению электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, за период с <...> года на сумму <...> руб., обязать все дальнейшие начисления на оплату данной коммунальной услуги осуществлять с учетом ограничения предельного размера платежа, налагаемого п. 44 Правил в новой редакции.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21.01.2014, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15.04.2014, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Карелия от 24.09.2014 решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 21.01.2014 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 15.04.2014 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП "Центр Муниципальных расчетов МО "Костомукшский городской округ" (далее - МУП "ЦМР").
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С таким судебным постановлением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с заключенным между управляющей и ресурсоснабжающей организациями агентским договором <...> от <...> ОАО "КЭСК" по поручению МУП "ЦМР" обеспечивает предоставление коммунальной услуги - электроснабжение в части поставки коммунального ресурса (электроэнергии) в интересах потребителей многоквартирного дома <...>, в отношении которого принципал является исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем между управляющей организацией и ответчиком фактически сложились отношения, отвечающие условиям договора энергоснабжения. Поскольку исполнителем коммунальной услуги является МУП "ЦМР", оплата электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должна производиться в объеме, определяемом исходя из нормативов потребления.
В возражениях на апелляционную жалобу ОАО "КЭСК" просит решение суда оставить без изменения, указывает на то, что является исполнителем коммунальной услуги - энергоснабжение в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном доме <...>. Заключенный между ОАО "КЭСК" и МУП "ЦМР" агентский договор не содержит условий, характерных для договора энергоснабжения, в силу чего таковым признан быть не может. Следовательно, плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, правомерно взимается ответчиком, исходя из фактического потребления.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Р.М.И. и его представитель П.И.А., апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержали.
Представитель ОАО "КЭСК" Ю.Е.А., действующая на основании доверенности, по доводам апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - МУП "ЦМР" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Р.М.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление данным многоквартирным домом на основании договора управления N <...> от <...>, заключенного с собственниками помещений, осуществляет МУП "ЦМР".
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, если управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, именно она в соответствии с действующим законодательством является исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Договор ресурсоснабжения между МУП "ЦМР" и ОАО "КЭСК" не заключен. При этом, <...> управляющей организацией с ответчиком заключен агентский договор N <...> по условиям которого МУП "ЦМР" поручило ОАО "КЭСК" в интересах обслуживаемых МУП "ЦМР" потребителей обеспечить предоставление коммунальной услуги - электроснабжение в части поставки коммунального ресурса (электрической энергии) гражданам-потребителям, являющимся собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе в доме, в котором проживает истец.
С <...> года ОАО "КЭСК" Р.М.И. направлялись счета на оплату электроэнергии на общедомовые нужды.
Согласно абз. 2, 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Установленный абз. 2, 4 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к данными Правилам.
Таким образом, размер оплаты потребителями за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит того, является ли исполнитель коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией или нет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Р.М.И., суд первой инстанции исходил из того, что в отсутствие договора ресурсоснабжения, заключенного между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, ОАО "КЭСК" является исполнителем коммунальной услуги по энергоснабжению, а заключенный МУП "ЦМР" и ответчиком агентский договор от <...> договором ресурсоснабжения признан быть не может, поскольку не отвечает условиям такого договора, предусмотренным ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ, так как поставка электроэнергии ОАО "КЭСК" управляющей организации по нему не производится, МУП "ЦМР" данный ресурс у ответчика не приобретает.
Между тем, с выводами суда о том, что МУП "ЦМР" не является исполнителем коммунальной услуги - энергоснабжение в отношении потребителей, проживающих в многоквартирном доме <...> и истцу в спорный период плата за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обоснованно начислялась без учета объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из норматива потребления, судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Из содержания агентского договора N <...> от <...>, заключенного управляющей и ресурсоснабжающей организациями, следует, что на его основании осуществляется энергоснабжение дома, в котором проживает истец.
В соответствии с п. 1.1 данного договора МУП "ЦМС" (принципал) поручает, а ОАО "КЭСК" (агент) принимает на себя обязательство за вознаграждение от своего имени и за счет принципала, в интересах обслуживаемых принципалом потребителей обеспечить предоставление коммунальной услуги - электроснабжение в части поставки коммунального ресурса (электрической энергии), гражданам-потребителям, являющимся собственниками (нанимателями) жилых помещений в том числе в многоквартирном доме <...>, в отношении которых принципал является исполнителем коммунальной услуги.
На основании п. 4.1 данного договора агент несет ответственность перед потребителями за надежность снабжения электрической энергией и ее качество до границы балансовой принадлежности электрических сетей и внутридомовых электрических сетей. Принципал несет ответственность перед потребителями за надежность снабжения электрической энергией и ее качество от границы балансовой принадлежности электрических сетей и внутридомовых электрических сетей. Пунктами 2.1.2 - 2.1.6, 2.1.10, 2.1.11, 3.1 - 3.4 договора определен порядок не только оплаты агентского вознаграждения, но и всех взаимных расчетов сторон, в том числе порядок оплаты за поставленную электрическую энергию.
Из содержания ст. ст. 154, 155, 162 Жилищного кодекса РФ следует, что управляющая организация является кредитором в обязательстве по внесению платы за потребленные коммунальные услуги (в том числе электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды), и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Передача ресурсоснабжающей организации права на получение платы за потребленную проживающими в многоквартирном доме гражданами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей помещений в таком доме означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по оплате потребленной энергии.
Поскольку такое право неразрывно не связано с личностью кредитора, его передача не противоречит закону, не нарушает права собственников и нанимателей, поскольку такое право первоначального кредитора перешло к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, то есть размер платы, сроки и порядок ее внесения не изменились, что соответствует ст. 384 Гражданского кодекса РФ.
Анализ изложенного позволяет прийти к выводу о том, что в соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ агентский договор содержит в себе условия, характерные для договора энергоснабжения, как то: обязательство поставлять электрическую энергию, разделение ответственности сторон в зависимости от балансовой принадлежности электрических сетей, порядок оплаты за поставленную электрическую энергию.
В соответствии с пп. "в" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг их исполнитель обязан самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с п. 20 настоящих Правил.
Во исполнение указанной обязанности МУП "ЦМС" с <...> <...> заключен договор N <...> на техническое, аварийное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов, в том числе дома <...>, что дополнительно подтверждает статус МУП "ЦМР" как исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению.
Приведенные доказательства свидетельствуют о том, что отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями в соответствии с п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса РФ подлежат квалификации как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. МУП "ЦМР" в связи с этим может быть признано выполняющим функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах порядок оплаты истцом электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, должен производиться с учетом объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления, в связи с чем требования Р.М.И. о перерасчете платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды за период с <...> года в размере <...> руб. подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения иных требований истца судом апелляционной инстанции не усматривается с учетом его пояснений об оплате соответствующей коммунальной услуги в исчисленном ОАО "КЭСК" размере в последующий период, принимая во внимание, что защита нарушенного права может быть осуществлена истцом путем взыскания излишне уплаченных денежных сумм.
С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Р.М.И. о выполнении перерасчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с <...> года подлежит отмене в соответствии с п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с принятием в этой части нового решения об удовлетворении иска. В остальной части решение надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15 января 2015 г. по настоящему делу отменить в части.
Принять по делу новое решение об удовлетворении иска Р.М.И. к открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" в части.
Обязать открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" произвести Р.М.И. перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за период с <...> года, в сумме <...> руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Судьи
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)