Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от истца: Коровиной Н.Н. (доверенность от 11.02.2013),
от ответчика: Кузнецовой Т.В. (доверенность от 15.07.2013 N 50)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-1310/2013
по заявлению товарищества собственников жилья "БЕКЕТОВА"
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 20.12.2012 N 238,
третьи лица - открытое акционерное общество "Теплоэнерго", Виноградова Е.С.,
и
товарищество собственников жилья "БЕКЕТОВА" (далее - Товарищество, ТСЖ "БЕКЕТОВА") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление, надзорный орган) от 20.12.2012 N 238.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечены Виноградова Е.С. и открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго").
Решением от 16.07.2013 Арбитражный суд Нижегородской области отказал ТСЖ "БЕКЕТОВА" в удовлетворении заявленного требования. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство).
Постановлением апелляционного суда от 18.10.2013 решение суда первой инстанции отменено в части отказа товариществу собственников жилья "БЕКЕТОВА" в признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Управления от 20.12.2012 N 238.
Управление не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает, что основания и порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги различны и данные величины устанавливаются разными правовыми нормами. По мнению Управления, суд апелляционной инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что размер платы за отопление Товарищество определяло расчетным методом, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Подробно доводы надзорного органа изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях проверки информации поступившей от Виноградовой Е.С., на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя от 23.11.2012 N 10-10607 должностное лицо Управления с 23.11.2012 по 20.12.2012 осуществило внеплановую документарную проверку ТСЖ "БЕКЕТОВА" по вопросу соблюдения им требований действующего жилищного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 20.12.2012 N 10-10607, на основании которого Управление выдало ТСЖ "БЕКЕТОВА" предписание от 20.12.2012 N 238 произвести Виноградовой Е.С. перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения N 3 квартире 6, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, за период с февраля 2009 по май 2011 исходя из общей площади коммунальной квартиры 6 без учета площади помещения N 2 (холл) - 79,8 квадратного метра (пункт 1); производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилого помещения N 3 в квартире 6, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, в соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из общей площади жилого помещения N 3 - 13,5 квадратного метра (пункт 2); произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилого помещения N 3 квартира 6, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, за период с февраля 2009 года и по настоящее время в соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из общей площади жилого помещения N 3, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, квартира 6 - 13, 5 квадратного метра (пункт 3).
Не согласившись с предписанием надзорного органа, ТСЖ "БЕКЕТОВА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного документа недействительным.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 3 статьи 30, частью 1 статьи 135, частями 1, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 3, 6, 7, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, частями 1, 3 статьями 30, 41, 154, частями 1, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 6, 7, 19 Правил N 307 и пришел к выводу о том, пункты 2 и 3 предписания надзорного органа от 20.12.2012 N 238 не соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307 и нарушают права Товарищества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 данного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.2 этой статьи также предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу частей 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требование в пункте 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
В статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определены единый порядок и общие принципы определения размера платы за жилое помещение, согласно которым плата за жилое помещение, а также плата за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается исходя из общей площади жилых помещений.
В пункте 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие общей площади жилого помещения - сумма всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "БЕКЕТОВА" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, в том числе оказывает коммунальные услуги собственникам жилых помещений, расположенных в этом жилом доме.
08.06.2008 по договору о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность администрация города Нижнего Новгорода передала, а Виноградова Е.С. приняла безвозмездно в собственность занимаемую ею комнату N 3 в коммунальной квартире 6 в доме 6 В по улице Бекетова в Нижнем Новгороде и долю в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире и доме.
Согласно пункту 2 договора комната N 3 имеет жилую площадь 13,5 квадратного метра, местами общего пользования являются санузел, кухня, кладовая.
В доме 6 В по улице Бекетова в Нижнем Новгороде, обслуживаемом ТСЖ "БЕКЕТОВА", отсутствует коллективный прибор учета.
Суд апелляционной инстанции установил, что плата за коммунальную услугу по отоплению должна рассчитываться для Виноградовой Е.С. на основании общей площади комнаты, в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная площадь включает не только непосредственно размер площадь комнаты - 13,5 квадратного метра, но и площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас).
При таких обстоятельствах суд правомерно признал пункты 2 и 3 оспариваемого предписания противоречащими нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307 и нарушающими права и законные интересы Товарищества..
Довод заявителя о том, что санузел, кухня и кладовая относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома противоречит пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление не представило в материалы дела доказательств того, что расчет произведен неправильно, что тепловая энергия, поставляемая на отопление вспомогательных помещений учитывалась Товариществом при начислении платы за содержание жилого помещения в целом.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Нормы материального права суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А43-1310/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N А43-1310/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N А43-1310/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 31.01.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от истца: Коровиной Н.Н. (доверенность от 11.02.2013),
от ответчика: Кузнецовой Т.В. (доверенность от 15.07.2013 N 50)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-1310/2013
по заявлению товарищества собственников жилья "БЕКЕТОВА"
о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 20.12.2012 N 238,
третьи лица - открытое акционерное общество "Теплоэнерго", Виноградова Е.С.,
и
установил:
товарищество собственников жилья "БЕКЕТОВА" (далее - Товарищество, ТСЖ "БЕКЕТОВА") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее - Управление, надзорный орган) от 20.12.2012 N 238.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в рассмотрении дела привлечены Виноградова Е.С. и открытое акционерное общество "Теплоэнерго" (далее - ОАО "Теплоэнерго").
Решением от 16.07.2013 Арбитражный суд Нижегородской области отказал ТСЖ "БЕКЕТОВА" в удовлетворении заявленного требования. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики (далее - Министерство).
Постановлением апелляционного суда от 18.10.2013 решение суда первой инстанции отменено в части отказа товариществу собственников жилья "БЕКЕТОВА" в признании недействительными пунктов 2 и 3 предписания Управления от 20.12.2012 N 238.
Управление не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Управление указывает, что основания и порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги различны и данные величины устанавливаются разными правовыми нормами. По мнению Управления, суд апелляционной инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что размер платы за отопление Товарищество определяло расчетным методом, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Подробно доводы надзорного органа изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Товарищество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в целях проверки информации поступившей от Виноградовой Е.С., на основании распоряжения (приказа) заместителя руководителя от 23.11.2012 N 10-10607 должностное лицо Управления с 23.11.2012 по 20.12.2012 осуществило внеплановую документарную проверку ТСЖ "БЕКЕТОВА" по вопросу соблюдения им требований действующего жилищного законодательства.
По результатам проверки составлен акт от 20.12.2012 N 10-10607, на основании которого Управление выдало ТСЖ "БЕКЕТОВА" предписание от 20.12.2012 N 238 произвести Виноградовой Е.С. перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения N 3 квартире 6, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, за период с февраля 2009 по май 2011 исходя из общей площади коммунальной квартиры 6 без учета площади помещения N 2 (холл) - 79,8 квадратного метра (пункт 1); производить расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилого помещения N 3 в квартире 6, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, в соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из общей площади жилого помещения N 3 - 13,5 квадратного метра (пункт 2); произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственнику жилого помещения N 3 квартира 6, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, за период с февраля 2009 года и по настоящее время в соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из общей площади жилого помещения N 3, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, квартира 6 - 13, 5 квадратного метра (пункт 3).
Не согласившись с предписанием надзорного органа, ТСЖ "БЕКЕТОВА" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного документа недействительным.
Руководствуясь статьей 65, частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 3 статьи 30, частью 1 статьи 135, частями 1, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 3, 6, 7, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции в части, Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался статьей 65, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, частями 1, 3 статьями 30, 41, 154, частями 1, 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона N 294-ФЗ, статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введение в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктами 6, 7, 19 Правил N 307 и пришел к выводу о том, пункты 2 и 3 предписания надзорного органа от 20.12.2012 N 238 не соответствуют Жилищному кодексу Российской Федерации и Правилам N 307 и нарушают права Товарищества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: 1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В силу статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 данного Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.2 этой статьи также предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу частей 1 и 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены этим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Требование в пункте 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
В статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации определены единый порядок и общие принципы определения размера платы за жилое помещение, согласно которым плата за жилое помещение, а также плата за содержание и ремонт жилых помещений устанавливается исходя из общей площади жилых помещений.
В пункте 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации дано понятие общей площади жилого помещения - сумма всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "БЕКЕТОВА" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нижний Новгород, улица Бекетова, дом 6 В, в том числе оказывает коммунальные услуги собственникам жилых помещений, расположенных в этом жилом доме.
08.06.2008 по договору о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность администрация города Нижнего Новгорода передала, а Виноградова Е.С. приняла безвозмездно в собственность занимаемую ею комнату N 3 в коммунальной квартире 6 в доме 6 В по улице Бекетова в Нижнем Новгороде и долю в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире и доме.
Согласно пункту 2 договора комната N 3 имеет жилую площадь 13,5 квадратного метра, местами общего пользования являются санузел, кухня, кладовая.
В доме 6 В по улице Бекетова в Нижнем Новгороде, обслуживаемом ТСЖ "БЕКЕТОВА", отсутствует коллективный прибор учета.
Суд апелляционной инстанции установил, что плата за коммунальную услугу по отоплению должна рассчитываться для Виноградовой Е.С. на основании общей площади комнаты, в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная площадь включает не только непосредственно размер площадь комнаты - 13,5 квадратного метра, но и площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении (за исключением балконов, лоджий, веранд и террас).
При таких обстоятельствах суд правомерно признал пункты 2 и 3 оспариваемого предписания противоречащими нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307 и нарушающими права и законные интересы Товарищества..
Довод заявителя о том, что санузел, кухня и кладовая относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома противоречит пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Управление не представило в материалы дела доказательств того, что расчет произведен неправильно, что тепловая энергия, поставляемая на отопление вспомогательных помещений учитывалась Товариществом при начислении платы за содержание жилого помещения в целом.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Нормы материального права суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А43-1310/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)